УДК 372.878
Малышева Е. И. (Пенза, ПГУ)
Malysheva E. I. (Penza, PSU)
Шипилкина Т. А. (Пенза, ПГУ)
Shipilkina T. A. (Penza, PSU)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
DIGITAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES
IN MUSIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN
Аннотация: В статье рассматривается использование цифровых образовательных технологий на разных этапах урока музыки, предлагаются приемы активизации познавательной деятельности учащихся средствами ИКТ, анализируется влияние компьютерных программ на повышение мотивации к обучению.
Под цифровыми технологиями в настоящей работе понимается совокупность компьютерных, информационно-коммуникационных, электронных ресурсов обучения.
Summary: The article examines the use of digital educational technologies at different stages of the music lesson, suggests methods for activating students' cognitive activity by means of ICT, analyzes the impact of computer programs on increasing motivation to learn.
Digital technologies in this paper are understood as a set of computer, information and communication, electronic learning resources.
Ключевые слова: цифровые образовательные технологии, музыкально-компьютерные технологии, музыкальное искусство, музыкальное образование.
Keywords: digital educational technologies, music and computer technologies, music art, music education.
Функционирование школы в современных условиях цифрового пространства с применением цифровых образовательных технологий на уроках существенно изменило подходы к организации учебной деятельности и стало необходимым условием достижения различных образовательных задач. Согласно требованиям ФГОС, использование цифровых ресурсов в образовании является важнейшим учебно-методическим средством в современной педагогической практике, позволяющим педагогам эффективнее раскрыть содержание предмета, расширить возможности обучения, а обучающимся легче освоить изучаемый материал с использованием метапредметных связей и формированием УУД, повысить мотивацию к обучению.
Традиционно цифровые образовательные технологии на уроках используются в следующих направлениях: как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала (мультимедиа, видео, виртуальные лаборатории, виртуальные экскурсии, компакт-диски); закрепление ранее изученного материала (обучающие программы); контроль и проверка знаний учащихся (викторины, тесты); подготовка презентаций, докладов, выступлений [1].
По мнению Н.В. Сусловой, с практической точки зрения в вопросе применения конкретных цифровых технологий на уроке музыки можно условно выделить две разновидности. Это, во-первых, ориентированные на реализацию информационно-знаниевого подхода на музыкальных занятиях, и во-вторых, на выявление специфики собственно-музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки, музыкально-ориентированная работа с аудиоинформацией [3]. Музыкально-ориентированные цифровые технологии могут быть перенесены и в сферу самостоятельной работы учеников (выполнение домашнего задания, проектная деятельность, игры, музыкальные викторины).
Цифровые образовательные технологии составляют часть мультимедиа технологий (с англ. «multi» - много и «media» - среда). Эти технологии мы рассматриваем, как информационные технологии обучения, способствующие интеграции аудиовизуальной информации в любых формах (текст, графика, анимация и др.), реализации диалога пользователя с системой в интерактивной форме и самостоятельной работе с разнообразными формами источника по обработке информации. Цифровые технологии имеют неограниченный диапазон возможностей для преобразования учебного процесса и системы образования в целом.
При разработке уроков музыки мы используем технологию проблемного обучения с применением цифровых образовательных технологий. Учащиеся, совместно с учителем, занимаются поиском проблемных сторон новой темы урока. Тема урока зашифрована в QR-кодах, которые в конверте выдаются каждой группе учащихся. При изучении нового материала применяются кейс-технологии, позволяющие за урок рассмотреть тему урока в разных аспектах, выполняя творческие задания в группах, что приводит к частой смене деятельности детей на уроке. В процессе игровой деятельности дети знакомятся с новым учебным материалом, который представляется на уроке с использованием цифровых ресурсов. Задачей учителя на уроке становится не только познакомить детей с композитором и его произведением, но и направить детей на поиск проблемных сторон, информации по теме урока и расширение кругозора.
Нами были предприняты попытки активного использования музыкальных презентаций к каждой теме проведенных уроков. Например, при изучении темы «Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами» по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак «Музыка 1-4 класс» в 4 классе продолжается знакомство с зарубежными композиторами, жанрами и стилями зарубежной музыки, что иногда совершенно не дает младшим школьникам полного представления для восприятия музыки. Разработанная мультимедийная презентация «Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами» в комплексе с применением мобильных приложений, помогает раскрыть тему в игровой форме, вызывая у обучающихся интерес к данной теме. Данная презентация рассчитана на изучение темы на одном уроке. Созданные красочные слайды с аудио и видео фрагментами, помогают обучающимся видеть и слышать музыку эпохи романтизма. При построении данного цифрового ресурса обучающиеся через «детективное расследование» знакомятся с творчеством Ф. Шопена, понятиями «вальс» «полонез», «мазурка», которым посвящен интересный материал.
При изучении темы «Инструменты симфонического оркестра» в начальной школе учащиеся знакомятся с музыкальными инструментами. С целью формирования у младших школьников более полного представления о симфоническом оркестре нами разработана мультимедийная презентация «Тайны симфонического оркестра», которая помогает раскрыть тему в игровой форме, вызывая у обучающихся интерес к данной теме. Данная презентация рассчитана на изучение темы на двух уроках. Созданные красочные слайды с аудио и видео фрагментами, помогают обучающимся видеть и слышать тембровую окраску музыкальных инструментов симфонического оркестра. При построении данного цифрового ресурса обучающиеся через загадки знакомятся с понятием «дирижер», которому посвящен интересный материал, раскрывающий его роль и функции в оркестре, узнают, что такое «партитура».
Помимо музыкальных презентаций мы активно на уроке используем мобильные образовательные приложения.
Например, мобильное приложение QR-code reader в начале урока музыки используется в качестве катализатора мотивации, актуализации изученного на предыдущих уроках музыкально-исторического, теоретического, собственно музыкального материала.
Приложение Leсta предоставляет доступ к учебникам, рабочим тетрадям, фонохрестоматии в онлайн-формате.
Kahoot – это клиент-серверная образовательная Web-платформа, которая позволяет абсолютно бесплатно проводить тестирования, опросы и дискуссии. Применяется нами для осуществления быстрой обратной связи с учащимися на этапе тренировки в разных видах деятельности, а также эффективна на этапе рефлексии.
Яндекс формы, Google Forms – продукты, позволяющие провести онлайн-тестирование, дистанционное голосование, онлайн-регистрацию на мероприятие. Подходят для дистанционного обучения и адресной работы.
Инструменты формирующего оценивания и обратной связи – Votum, Verdict, Mimio Vote, Activote - системы интерактивного голосования, предназначены для оперативного опроса и проверки полученных знаний и включают комплект дистанционных пультов, приемник сигнала и программное обеспечение.
К данному цифровому ресурсу относятся интерактивные тесты, музыкальные викторины и игры. Для создания таких интерактивных ресурсов используются различные платформы и приложения, самыми известными и доступными в работе являются LearningApps, Kahoot, Plickers.
Например, при работе с LearningApps можно создать виртуальный квест с заданиями и вопросами. На этой цифровой платформе поддерживаются различные варианты заданий – найти пару, определить классификацию, выстроить хронологию, собрать пазл и др.
Online Test Pad – позволяет создать проверочную работу, используя:
● множественный выбор;
● с выбором нескольких правильных ответов;
● интерактивный диктант;
● на соответствие;
● на восстановление последовательности;
● ввод числа;
● ввод текста;
● эссе [3].
Использовать цифровые технологии можно при обучении игре на музыкальных инструментах и пению. Существуют виртуальные синтезаторы, на которых можно сочинять свои или исполнять классические мелодии, примерами таких приложений являются Loopseque, Bloom, Scape. В приложении Patatap можно играть собственный бит. Приложение Tonara используется для обучения музыкальному искусству. Приложение Ear Trainer с помощью 230 упражнений поможет учащимся сделать исполнение более приятным и поможет разобраться с пением интервалов, гамм, аккордов и мелодии.
Таким образом, практика показывает, что цифровые образовательные технологии могут быть успешными в современном музыкальном образовании и существовать наряду с традиционной системой музыкального обучения и воспитания школьников. Использование цифровых технологий на уроках музыки способствует повышению и удержанию учебной мотивации на достаточном уровне, визуализации учебно-методическое обеспечения учебного процесса, развитию самостоятельности обучающихся, быстрой обратной связи; обеспечивает возможность реализации индивидуальной образовательной траектории, расширения представлений ребенка о образовательных возможностях социальных сетей и повышения медиа грамотности.
В заключении следует отметить, что использование цифровых образовательных технологий на уроках музыки возможно при соблюдении следующих педагогических условий: методической готовности учителя к использованию цифровых образовательных ресурсов, учета принципов индивидуализации и дифференциации при выборе содержания цифровых образовательных ресурсов, переходе от объяснительно-иллюстрированного метода обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
Горбунова, И.Б. Моделирование процесса музыкального образования с использованием музыкально-компьютерных технологий. – Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. – 159 с.
Плотников, К.Ю. Музыкально-компьютерные технологии и мониторинг музыкального развития учащихся. – Санкт-Петербург: Вестник ИрГТУ. – 2013. – 217 с.
Суслова, Н.В. Цифровые технологии на уроках музыки в школе. [Текст]. /Н.В. Суслова /Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». – 2013. - № 2.