ПРЕДМЕТ: РУССКИЙ ЯЗЫК
КЛАСС: 9
Дата проведения
ТЕМА УРОКА: «Цитата. Способы включения цитат в высказывание»
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с понятием «цитата», охарактеризовать основные способы цитирования, формировать навык орфографической и пунктуационной грамотности, рассказать о способах включения цитат в высказывание.
ЗАДАЧИ:
образовательная: формирование новых знаний и способов действий, повторение ранее изученного материала, систематизация изученного материала;
воспитательная: воспитание самоконтроля, аккуратности, эстетических навыков при оформлении записей, самостоятельности;
развивающая: развитие речи, навыков работы в группе, творческих способностей, мыслительной деятельности, внимания.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: технология сотрудничества, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, групповые технологии,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ: модельный метод (элементы ролевой игры), метод конструирования правил, исследовательский метод, самооценивание и рефлексия.
Основные термины, понятия: цитата, высказывание, пряма и косвенная речь, диалог, монолог.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, интерактивная доска, дифференцированные карточки, сигнальные карточки.
План и ход урока:
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Психологический настрой. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания. Организация фронтального опроса (повторения теоретического материала по теме «Предложения с прямой и косвенной речью») | «Подари улыбку» Устранение и коррекция обнаруженных в ходе проверки пробелов в знаниях. Верные и неверные утверждения в игре «Да-Нет» ( утверждения выводятся на интерактивную доску) |
Актуализация знаний | Организация познавательной деятельности учащихся. Постановка перед учащимися учебной проблемы с помощью технологии «Корзина идей» | Высказывают идею проведения урока. Возможно дополнительно использовать ромашку Блума. |
| Лингвистическая минутка. Проблемный вопрос: «Какой должна быть цитата?» Основных правил цитирования пять. Попробуйте назвать их самостоятельно и объясните. | Оформление записей в тетради . Использование межпредметных связей. |
Работа с презентацией | Запись примеров в тетради. Составление высказываний. |
Выявление и устранение обнаруженных пробелов в понимании нового материала | Оформление цитаты разными способами, выполнение практических заданий ( презентация, дифференцированные карточки) Составление кластера «Цитата и Прямая речь.» |
Организация деятельности учащихся по применению знаний | Взаимопроверка «Исправь ошибку» ( презентация) |
Формировать целостную систему ведущих знаний по теме | Завершение работы с таблицей |
4) Этап рефлексии учебной деятельности. | Создание ситуации, при которой обучающиеся могут оценить важность и нужность изученного материала. Работа с карточками. | Работа с технологией «Докончи предложения» |
5. Домашнее задание | Составить письменное высказывание с использованием цитат на лингвистическую тему. Выписать цитаты с прямой речью и заменить косвенной речью. Составить 4 слайда для проверки данной темы. | Обучающиеся выбирают домашнее задание и записывают в дневник. |
6.Оценивание | Выставление оценок учителем. | Выставление оценок и комментирование. |
Приложение № 1 Игра «ДА-НЕТ»
Приложение № 1 Игра «ДА-НЕТ»
№ | Утверждение, вопрос | Да (зеленый) | Нет (красный) |
1 | Чужая речь передается только при помощи косвенной речи. | | |
2 | Прямая речь дословно передает чужую речь. | | |
3 | Косвенная речь воспроизводит чужое высказывание дословно. | | |
| | | |
4 | Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится тире. | | |
5 | Если слова автора стоят после прямой речи, то после них ставится тире. | | |
6 | Прямая речь всегда пишется с большой буквы. | | |
7 | Предложение с прямой речью представляет из себя ПП | | |
8 | Предложение с косвенной речью представляет из себя СП | | |
Цитаты. 1) А.П. Чехов в своих письмах утверждал, что «краткость – сестра таланта».
2) Л.Н. Толстой сказал: « Русский язык – это прежде всего Пушкин».
3) У Н.А. Некрасова о будущем России и русского народа есть такие строки:
В минуту унынья, о родина-мать,
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.
Карточка №1
Прочитать полусказку Ф.Кривина «Скромность». Почему автор ее так назвал? Перестройте диалог в прямую речь.
- Посмотрите, как хорошо у нас в комнате, - говорит Занавеска деревьям с улицы.
- Посмотрите. Как хорошо у нас на улице, - говорит она комнатной мебели.
- Мы ничего не видим, - отвечают деревья.
- Нам ничего не видно, - отвечает мебель.
- Мы видим только тебя…
- Только тебя…
- Ну что вы, - смущается Занавеска,- не такая уж я красивая…
Карточка №2.
Исправить предложения:
1) И сказал он Марье Моревне, что я родом из царской семьи, а имя у меня простое и легкое: Иван-царевич.
2) И сказала Баба- Яга, что я давно русского духу не слыхала, а тут ты ко мне сам пришел.