СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Цитата. Способы включения цитат в высказывание»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочий план -  конспект урока «Цитата. Способы включения цитат в высказывание».

Просмотр содержимого документа
««Цитата. Способы включения цитат в высказывание»»




ПРЕДМЕТ: РУССКИЙ ЯЗЫК

КЛАСС: 9

Дата проведения

ТЕМА УРОКА: «Цитата. Способы включения цитат в высказывание»

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с понятием «цитата», охарактеризовать основные способы цитирования, формировать навык орфографической и пунктуационной грамотности, рассказать о способах включения цитат в высказывание.

ЗАДАЧИ:

образовательная: формирование новых знаний и способов действий, повторение ранее изученного материала, систематизация изученного материала;

воспитательная: воспитание самоконтроля, аккуратности, эстетических навыков при оформлении записей, самостоятельности;

развивающая: развитие речи, навыков работы в группе, творческих способностей, мыслительной деятельности, внимания.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: технология сотрудничества, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, групповые технологии,

ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ: модельный метод (элементы ролевой игры), метод конструирования правил, исследовательский метод, самооценивание и рефлексия.

Основные термины, понятия: цитата, высказывание, пряма и косвенная речь, диалог, монолог.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, интерактивная доска, дифференцированные карточки, сигнальные карточки.


План и ход урока:


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Психологический настрой.


Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания.

Организация фронтального опроса (повторения теоретического материала по теме «Предложения с прямой и косвенной речью»)

«Подари улыбку»



Устранение и коррекция обнаруженных в ходе проверки пробелов в знаниях. Верные и неверные утверждения в игре «Да-Нет»

( утверждения выводятся на интерактивную доску)


Актуализация знаний

Организация познавательной деятельности учащихся.

Постановка перед учащимися учебной проблемы с помощью технологии «Корзина идей»







Высказывают идею проведения урока. Возможно дополнительно использовать ромашку Блума.











Лингвистическая минутка.

Проблемный вопрос: «Какой должна быть цитата?» Основных правил цитирования пять. Попробуйте назвать их самостоятельно и объясните.


Оформление записей в тетради .

Использование межпредметных связей.

Работа с презентацией

Запись примеров в тетради.

Составление высказываний.


Выявление и устранение обнаруженных пробелов в понимании нового материала

Оформление цитаты разными способами, выполнение практических заданий ( презентация, дифференцированные карточки)


Составление кластера «Цитата и Прямая речь.»


Организация деятельности учащихся по применению знаний

Взаимопроверка «Исправь ошибку» ( презентация)


Формировать целостную систему ведущих знаний по теме

Завершение работы с таблицей

4) Этап рефлексии учебной деятельности.

Создание ситуации, при которой обучающиеся могут оценить важность и нужность изученного материала. Работа с карточками.

Работа с технологией «Докончи предложения»

5. Домашнее задание

  1. Составить письменное высказывание с использованием цитат на лингвистическую тему.

  2. Выписать цитаты с прямой речью и заменить косвенной речью.

  3. Составить 4 слайда для проверки данной темы.

Обучающиеся выбирают домашнее задание и записывают в дневник.

6.Оценивание

Выставление оценок учителем.

Выставление оценок и комментирование.



Приложение № 1 Игра «ДА-НЕТ»

Приложение № 1 Игра «ДА-НЕТ»



Утверждение, вопрос

Да (зеленый)

Нет (красный)

1

Чужая речь передается только при помощи косвенной речи.



2

Прямая речь дословно передает чужую речь.



3

Косвенная речь воспроизводит чужое высказывание дословно.







4

Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится тире.



5

Если слова автора стоят после прямой речи, то после них ставится тире.



6

Прямая речь всегда пишется с большой буквы.



7

Предложение с прямой речью представляет из себя ПП



8

Предложение с косвенной речью представляет из себя СП



Цитаты. 1) А.П. Чехов в своих письмах утверждал, что «краткость – сестра таланта».

2) Л.Н. Толстой сказал: « Русский язык – это прежде всего Пушкин».

3) У Н.А. Некрасова о будущем России и русского народа есть такие строки:

В минуту унынья, о родина-мать,

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.



Карточка №1

Прочитать полусказку Ф.Кривина  «Скромность». Почему автор ее так назвал?  Перестройте диалог в прямую речь.

 - Посмотрите, как хорошо у нас в комнате, - говорит Занавеска деревьям с улицы.

 - Посмотрите. Как хорошо у нас на улице, - говорит она комнатной мебели.

 - Мы ничего не  видим, - отвечают деревья.

 - Нам ничего не видно, - отвечает мебель.

 - Мы видим только тебя…

 - Только тебя…

 - Ну что вы, - смущается Занавеска,- не такая уж я красивая…

Карточка №2.

Исправить предложения:

1) И сказал он Марье Моревне, что я родом из царской семьи, а имя у меня простое и легкое: Иван-царевич.

2) И сказала Баба- Яга, что я давно русского духу не слыхала, а тут ты ко мне сам пришел.