СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Цветок счастья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народное декаротивно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания, которое помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических чувств. Народное искусство тем и ценно, что каждый раз, создавая одну и ту же вещь, мастер всегда вносит что-то новое в узор, да и форма не может получиться каждый раз абсолютно одинаковой.

Просмотр содержимого документа
«"Цветок счастья"»

Работа в технике аппликации по мотивам
городецкой росписи

Консультация для воспитателей

Воспитатель первой квалификационной категории
Бабанова Л.П.

Беседа «Цветок счастья»

У каждого русского промысла своя легенда. Есть такая легенда и у городецкого промысла. Хлебаиха, Репино, Курцево, Косково – так называются деревни, прильнувшие к реке Узоле, что в 15 километрах от Городца. Места здесь очень красивые. Правый берег высокий, овражистый, все деревни – на нём. Избы в деревнях ладные, высокие, с большими окнами, украшенные резьбой, весело раскрашенные. И почти каждый житель вспоминает, как у них здесь справляли когда-то Иванов день.

Был такой праздник. В одних краях назывался Иваном Купалой, в других Иваном Травником, но везде праздновался в ночь с 23 на 24 июня. У трав в эти дни кончается буйный рост, начинается созревание злаков, и суеверный человек считал, что нечистая сила именно тут-то и пытается принести им наибольший вред, погубить уже наметившийся урожай. Эту нечистую силу надо уничтожить, и лучше всего огнём, потому что после огня уже ничего не поднимается и не живёт.

И в эту короткую, самую ясную ночь люди зажигали высокие костры, проводили между кострами скот, прыгали сами через костёр, и отогнав таким образом злых духов, начинали веселиться: водили хороводы, пели, играли в разные игры, иногда гадали, пускали по рекам венки – к какому месту приплывал венок, оттуда и суженый будет.

И каждый в эту ночь собирал полезные травы. В растениях, действительно, в этот период собираются все их лучшие соки. А у кого сердце беспокойное и непугливое , те уходили в Иванову ночь в глухие лесные чащобы и овраги. Уходили за таинственным цветком папоротника, который цветёт, говорят, только в эту единственную ночь, даже не в ночь, а всего лишь в какой-то час, отделяющий одну зарю от другой. Каков из себя этот цветок, никто точно и не знает: одни утверждают, что огненно-жёлтый, светящийся, как язык пламени в костре, другие сказывают, что тлеюще-алый, похожий на уголёк, а третьи тоже говорили, что он светится, но только не жёлтым, не алым, о вроде бы синим-синим цветом. Вот и пойми тут. Но все говорили, что красоты он необыкновенной. Совсем вроде простой, но лучше всех цветов на свете. Потому что цветок папоротника – это ведь цветок счастья.

Здесь, в этих нижегородских деревнях, вблизи города Городца и зародился старинный промысел. Он берёт начало в XVIII веке с украшений прялочных донец. Прялки выполняли с инкрустацией и резьбой. Но скоро, с середины XIX века, мастера перестали делать резьбу на прялках, а просто расписывали их. Росписью городецкие умельцы украшали жилища (ставни, двери, ворота), предметы быта (прялочные донца, детскую мебель, резную игрушку), позднее в ассортименте городецких расписных изделий появилось декоративное панно.

Ярко расписывают предметы городецкие мастера. На больших вещах – это обычно сценки из городской и сельской жизни. Сценки были в основном весёлые, праздничные: разные застолья, катания в экипажах, гулянья, и везде нарядные барышни и кавалеры. А между картинками – цветы невиданной формы. И стали звать их розами – купавками. Но на розы они не похожи. Ни на что не похожи. А выглядят так: на широкой чашечке с овальными лепестками сидит круглый бутон, а на нём шарик вроде коробочки, и всё это в белых упругих полосках – оживках; напруженный получился цветок, вот-вот лопнет, раскроется. А вокруг него зелёные веерные листья – папоротник. Сам цветок то алый, то жёлтый, то синий, то даже чёрный. Таким образом, русский мастер хотел удержать при себе необыкновенный цветок – цветок счастья. Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок), как правило, расписаны растительными и животными орнаментами. Характерные мотивы: пышные розаны (всё те же цветы счастья), яркие розетки, мелкие цветочки, ягодка с листьями, чёрные кони с всадником или без него, птицы – павлины.

Современная городецкая роспись выполняется на цветном или светлом естественного цвета древесины фоне.

Основные цвета росписи: жёлтый, чёрный, зелёный, красный, синий. Цветов немного, но смешанные между собой или разбелённые, они дают дополнительные оттенки: розовый, голубой, вишнёвый, бордовый.

Яркие цвета, положенные на жёлтый фон, создают праздничное настроение, а силуэты коней, птиц, всадников, цветов, отделанные белильными мазками, придают изображению объём.

Это замечательно, что есть русские умельцы, в которых до сих пор живёт мечта – мечта о цветке счастья! Замечательно и то, что они делятся этим цветком счастья с нами, радуют нас своими работами, поднимают нам настроение, помогают украсить наш быт. Я сейчас вам покажу как по мотивам городецких росписей выполнить цветок, цветок счастья, которым можно украсить закладку, открытку, панно. Выполнять его мы будем в технике аппликации.

Бутон

Здесь целесообразно использовать приём «приклеивание деталей одинаковой формы, но разного размера и цвета к одному (условно выбранному) центру»

Подобрав цвет (фиолетовый, белый, красный; фиолетовый, белый) вырезают разного размера детали круглой формы: Условно выбирают центр на детали большого размера (фиолетовый) и ставят точку

К этому центру поочерёдно приклеивают детали

Затем оформляют бутон, это можно сделать по-разному6 или же опять с использованием названного приёма

Или же из белой бумаги вырезают лепестки, капельки, которые приклеивают на верхнюю часть бутона; или же с использованием других приёмов

Выполнение листиков

В выполнение листиков можно использовать приёмы «придания выразительности и живописности предметам» и «вырезывание симметричных форм»

Последовательность выполнения листика:

Сложив бумагу вдвое (экономно расходуя), от центра сложенного листа разместить половину формы листика, не разворачивая бумагу, листик вырезать – в данном случае использован приём «вырезывание симметричных форм» Оформление листика осуществляется с использованием приёма «придание выразительности и живописности форм предметам»: на обратной стороне листика разметим карандашом прожилки, вырежем их, на обратную сторону листика нанесём клей и наклеим на чёрную бумагу, вырежем форму листика





Выполнение цветов розанов

На обратной стороне листа цветной бумаги (синей) разместить цветок-розан, вырезать его

Оттенить цветок, используя приём «кант»: на оттеночную бумагу (голубую) приклеить вырезанный цветок и повторяя форму цветка, увеличить его до нужного размера (3 мм), вырезать цветок с кантом (по внутренней стороне разметки)

Оформить цветок, используя приёмы работы, рассмотренные при выполнении бутонов, приклеить бутон, цветок готов

Если цветок выполнен с вертикальными «оживками», можно вновь использовать приём «придание выразительности и живописности предметам». На обратной стороне вырезанного цветка разметить «оживки», вырезать их

На обратную сторону цветка нанести клей и приклеить его на белую бумагу

Срезать лишнюю бумагу (выровнять цветок по форме), цветок оформить

Выполнение розетки не сложно. Последовательность работы такая же как и у цветов-розанов

Последовательность работы:

  1. Составить эскиз аппликации по мотивам городецкой росписи

  2. Продумать, какие приёмы работы целесообразно использовать в каждом предмете (цветке, листике, птице)

  3. Выполнить аппликацию, соблюдая все правила работы (разметка предметов, нанесение клея, работа ножницами)

И обязательно приходим к выводу, используя основные приёмы работы в аппликации, можно выполнить аппликацию по мотивам других русских промыслов: Хохлома, Жостово, Гжель, Филимоновская, Дымковская и другие.

Буду рада, если вам понравилось, и вы будете использовать технику аппликации в своей работе.