ТУРНИР СМЕКАЛИСТЫХ - 5 класс
Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая сделать его занимательным. (Б. Паскаль)
Цель: Развивать логическое мышление, культуру общения. Воспитывать умение работать в коллективе, слышать и слушать друг друга.
Ведущий: Ребята! Сегодня у нас урок занимательной математики. Великий ученый математик Карл Гаусс сказал: “Математика – царица наук, арифметика – царица математики”. Настоящей наукой математика стала только у древних греков. Это был удивительно талантливый народ, у которого учатся многому даже сейчас, тысячи лет спустя. А знаете, почему греки обогнали в математике все другие народы? Потому, что они хорошо умели спорить. Древние греки считали, что спор помогает найти самое лучшее, самое правильное решение. Они даже придумали такое изречение: “В споре рождается истина”.
Многие занимательные игры основаны на свойствах чисел. Математику применяют и для шифрования и для расшифровки донесений, сообщений дипломатов, военных приказов.
. А знаете ли вы, ребята, что математика стала наукой только с появлением числа? Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счета. В те далекие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: "Столько же, сколько пальцев на руке". И только по прошествии очень долгого времени люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов – "5 пальцев", "5 яблок", "5 домов" – имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия "5".
Так появились числа.
Но прошло еще много времени, прежде чем люди научились записывать числа цифрами на бумаге.
Учитель демонстрирует плакат с арабскими цифрами.
Первого греческого ученого, который начал рассуждать о математике звали Фалес. А о числах первым начал рассуждать грек Пифагор, который родился на острове Самосе в 6 веке до нашей эры. Пифагор считал, что числа очень важны для жизни людей.
Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах.
На доске:
Д. "Миром управляют числа".
У. Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу или уравнение, оперировать различными величинами, сравнивать, производить вычисления и многое другое.
Все эти знания нам пригодятся
Проводим разминку.
На столе у каждой команды карточки с буквами:
Н Е З Е В А Й
Команды должны составить фразу
С помощью четырёх цифр 2 и знаков действий составьте такие числовые выражения, значение которых были бы равны:
1 группа – 0, 2, 4 2+2-2*2 = 0
( 2 – 2 : 2 ) * 2 = 2
( 2 * 2 * 2 ) : 2 = 4
2 группа – 1, 3. 5 ( 2 + 2 :2 ) – 2 = 1
2 * 2 – 2 : 2 = 3
2 : 2 + 2 + 2 = 5
3 группа – 6, 8, 9 2 * 2 * 2 – 2 = 6
2 + 2 + 2 + 2 = 8
22 * 2 – 2 = 9
А сейчас вопросы каждой команде.
1. В комнате горело 7 свечей. 2 свечи потушили. Сколько свечей осталось?
2. У семи братьев по 1-й сестрице. Сколько всего сестер?
Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на обе ноги?
Матроскин обожает своего телёнка Гаврюшу. Его имя он хочет написать на его сарае. Буквы любящий хозяин хочет сделать большие, заметные, поэтому выпиливает их лобзиком на фанере. Свою работу он начал в среду. В какой день недели на сарае появится последняя буква, если Матроскин работает ежедневно и каждый день выпиливает по одной букве? ( вторник )
Шарику подарили фоторужьё. Он очень доволен подарком и теперь не расстаётся с ним ни на минуту! Сейчас он гонится за зайчишкой, который находится от него на расстоянии 150 м. Через сколько минут наш «фотограф» догонит зайчишку, если зайчишка пробегает в минуту 340 м, а Шарик – 370 м? ( 5 мин )
Весёлый Карандаш подслушал спор Кота в сапогах и короля! Давайте поможем выяснить, кто из них прав!
Кот в сапогах на дорогу к замку затратил 1 час 23 минуты, а король со своей свитой – 83 минуты. Прав ли король, если он утверждает, что он добрался быстрее, потому что у него на дорогу ушло всего лишь 83 минуты? Почему? ( неправ, 1ч 23мин = 83 мин )
Число пирожков, которое несёт Красная Шапочка бабушке, двузначное, но
меньше 15. Пирожки можно раздать поровну или 2 волкам, или 3 охотникам,
или 4 зайчикам, или 6 ёжикам. Сколько пирожков несёт Красная Шапочка? ( 12 )
«Дешифровщики».
Разгадайте предложенные ребусы.
Презентация с ребусами
Минутная передышка! Фокус!
1.Из газеты склеить лист Мебиуса и разрезать его.
2.В царстве Математики постоянно происходят чудеса и попав туда, каждый чуть-чуть становится волшебником.
И я ненадолго превратилась в волшебницу.
Вот перед вами «Волшебная таблица», в которой написаны числа от 1 до 31. Таблица эта отличается следующим волшебным свойством.
Задумайте какое угодно число (но, конечно не больше 31 ) и укажите в каких столбцах этой таблицы находится задуманное вами число, а я тот час же «угадаю» это число.
16 | 8 | 4 | 2 | 1 |
17 | 9 | 5 | 3 | 3 |
18 | 10 | 6 | 6 | 5 |
19 | 11 | 7 | 7 | 7 |
20 | 12 | 12 | 10 | 9 |
21 | 13 | 13 | 11 | 11 |
22 | 14 | 14 | 14 | 13 |
23 | 15 | 15 | 15 | 15 |
24 | 24 | 20 | 18 | 17 |
25 | 25 | 21 | 19 | 19 |
26 | 26 | 22 | 22 | 21 |
27 | 27 | 23 | 23 | 23 |
28 | 28 | 28 | 26 | 25 |
29 | 29 | 29 | 27 | 27 |
30 | 30 | 30 | 30 | 29 |
31 | 31 | 31 | 31 | 31 |
/Чтобы угадать задуманное число, нужно сложить первые числа карточек, где это число встречается/
3. Игра “Я угадаю число, которое задумали вы”.
– Задумайте число. Прибавьте к нему 3, умножьте полученную сумму на 6. Из произведения вычтите задуманное число и число 8. Разность разделите на 5. А теперь скажите мне, какой получился результат, чтобы я ответила, какое число вы задумали.
(Указание: из ответа детей вычесть 2.)
2. Геометрия и конструирование
У. Один из разделов математики – геометрия. В ней рассматриваются различные геометрические фигуры, способы их построения и измерения.
Перечислите геометрические фигуры, изображенные на доске.
На доске:
– Рассмотрите фигуры на доске. По каким признакам можно разбить эти фигуры на 2 части?
Дети отвечают.
На доске:
У. А эти фигуры?
Д. По форме, цвету, размеру, настроению.
Команда называет по одному признаку по очереди.
У. Это было задание для всех. А сейчас каждая команда получит по конверту, в котором лежит какая-то геометрическая фигура. Мы не знаем, что это за фигура, так как она разрезана на части.
Ваша задача – собрать ее из частей, назвать эту фигуру, вспомнить ее существенные признаки.
Дети выполняют задание.
«Спортивная остановка».
Отдохнём:
1. У медведя дом большой медленно поднимают руки вверх,
Раз, два, три. подтягиваются на носочках;
2. А у зайки маленький приседают и руками показывают
4, 5, 6. величину домика;
3. Мишка наш пошёл домой идут, как медведи, переваливаясь
Раз, два, три. с ноги на ногу;
4. А за ним и заинька прыгают, как зайки;
4, 5, 6.
5. Вот свернулся ёж в клубок, сворачиваются в клубок и дрожат;
потому что он продрог.
6. Ёжик сладко потянулся потягиваются;
Раз, два, три.
7. Посмотрите в небеса - смотрят из-под руки в небо.
самолёт там, как оса.
Презентация «Математика и природа»
У. Вот и подошло к концу наше путешествие. Все сектора открыты, все разделы пройдены.
Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий вы стали еще сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания.
Интересно было?
Д. Да!
У. Действительно, математика – интересная, многогранная, занимательная и полезная наука.
В старших классах вы откроете для себя новые разделы математики – алгебру и геометрию, но я думаю, что вы будете так же любить эту науку и так же увлеченно выполнять все задания, как делаете это теперь.
А когда придет время выбирать профессию, вы поймете, что нет на земле такой специальности, где бы вам не пригодились знания по математике.
Проводим блицтурнир смекалистых. Отвечайте быстро.
№1. Нужно поджарить на сковороде 3 ломтика хлеба. Одна сторона поджаривается в течение 1 мин. На сковороду можно положить только 2 ломтика. За какое наименьшее время можно поджарить ломтики с обеих сторон?
Ответ: 3 мин.
№2. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 2 десятка?
Ответ: 40 десятков.
№3. На часах ровно 9. Через сколько минут стрелки часов совпадут?
Ответ: через 49 минут.
№4. Вася решил проехать за 1 час 18 км по дороге, 9 км туда и столько же обратно. С какой скоростью должен ехать Вася?
Ответ: 18 км в час.
№7. Вопрос-шутка. Кто из женщин на Руси изобрел первый летательный аппарат?
Ответ: Баба-Яга.
Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 10? ( Когда минутная стрелка показывает на цифру 2).
Какие три числа при сложении и умножении дают один и тот же результат? (1 2 3).
Даны числа 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Что больше: их сумма или произведение ? (Сумма. Любые числа, умноженные на ноль, дают ноль).
Две лошади (пара) пробежали 20 км. По скольку пробежала каждая лошадь?(по 20 км)
Что тяжелее-1 кг ваты или 1 кг железа? (одинаково)
Класс делится на три группы. Оценивается правильность и быстрота решения.
Каждой команде после выполнения всех заданий выдается конверт, в котором лежат правильные ответы с зашифрованной буквой. Ученики должны получить следующую фразу: ВЫ СЕГОДНЯ МОЛОДЦЫ.
Теперь, ребята, вы будете выполнять задания, ответы на которые будете писать на своём листке достижений ( выдаются листки достижений на каждую группу ). Каждый ответ будет зашифрован буквой, а вы должны в конце урока составить фразу. Всего 16 заданий. Будьте внимательны, не торопитесь, слушайте друг друга, помогайте, Помните, что вы команда! Слушайте:
В нашем классе два Ивана,
Две Татьяны, два Степана,
Три Катюши, три Галины,
Пять Андреев, три Полины,
Восемь Львов, четыре Саши,
Пять Ирин и две Наташи,
И всего один Виталий,
Сколько всех вы насчитали? ( 40 человек - В )
Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей ?
( 8 часов - Ы )
3. Сколько раз к наибольшему однозначному числу нужно прибавить наибольшее двузначное число, чтобы получить наибольшее трехзначное? ( 10 раз - С )
4. Когда делимое и частное равны между собой ? ( когда делитель равен 1 - Е )
5 Найдите Х: ( 64 – 10х ) : 4 + 11 = 22 ( 2 - Г )
( 10000 – 3333х ) * 10000 – 9999 = 1 ( 3 - О )
6. Сколько месяцев в году содержат не менее 30 дней? ( 11 - Д )
7. Во сколько раз километр длиннее миллиметра ? ( в 1000000 раз - Н )
Расставить шесть стаканов в ряд: три первых стакана наполнены водой, три последних – пустые. Что нужно сделать, чтобы пустые и полные стаканы чередовались, если трогать разрешается лишь один стакан ?
( 5 и 2 поменять местами - Я )
9. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? ( 50 пальцев - М )
Требуется поджарить три ломтика хлеба. На сковороде умещается лишь два ломтика. На поджаривание ломтика с одной стороны требуется одна минута. За какое время можно поджарить с двух сторон все три ломтика ? ( Время на перекладывание и перевёртывание ломтиков в расчёт не принимать )
( 4 мин - О )
Для устройства прямолинейной изгороди вкопали 100 столбов с расстоянием между осями соседних столбов в 3 м. Какой длины получается изгородь ?
( 297 м - Л )
12. В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами ? ( 10 - О )
13. Экипаж, запряжённый тройкой лошадей, проехал за один час 15 км. С какой скоростью бежала каждая лошадь ? ( 15 км/ ч - Д )
14. По столбу высотой 10 м взбирается улитка. Днём она поднимается на 5 м, а ночью опускается на 4 м. Через сколько дней улитка достигнет вершины столба ?
( через 6 дней - Ц )
15. В полдень из Москвы отправляется поезд в С – Пб со скоростью 80 км/ч. В то же время из С – Пб в Москву выходит поезд со скоростью 40 км/ч. Оба поезда идут без остановок. Какой поезд будет находиться при встрече на большем расстоянии от Москвы ? ( расстояния равны - Ы )
2.Внашем классе знает каждый,
В Балашове я живу.
На каникулы однажды
Ехать я решил в Москву
Я пришел на наш перрон,
В самый первый сел вагон,
До Москвы наш поезд шел
Мимо станций, мимо сел,
Мимо речек и лесов,
Шел семнадцать он часов.
В час он делал между тем
Километров сорок семь.
И явилось вдруг желанье
Подсчитать все расстоянье,
Что я ехал до Москвы.
Помогите мне и вы.
Кто поможет мне найти
До Москвы длину пути?
(799 км)