СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.»

Ковальчик О.М.

1 класс

Литературное чтение

Урок № 28

21.12.2021

Тема урока: Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

Где дружбой дорожат, там враги дрожат. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с новым звуком , буквой Ж,ж; формировать умение бегло, осознанно и выразительно читать слоги, слова с новой буквой, тексты; формировать умения применять теоретические знания при решении практических задач.

Личностные: сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу; продолжить работу по развитию памяти, внимания, мышления, формированию грамотной устной речи, пополнению словарного запаса.

Метапредметные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;уметь высказывать своё мнение, уметь исправлять результаты своих действий..

(уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им учиться работать в паре, группе; уметь принимать решение, брать ответственность за свои решения.


Тип урока: Открытие новых знаний.

Оборудование урока: В.Г.Горецкий Азбука. Ч. 2

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели

Тихо мальчики за парту сели

На меня все посмотрели.

- Ребята, проверьте, всё ли вы приготовили к уроку?

- Какой урок мы начинаем?

- А что мы делаем на уроках чтения?

Чтобы вы хотели пожелать сегодня на уроке своему соседу по парте.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Успеха и удачи вам!

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)


II. Актуализация знаний. Повторение пройденного.


- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Буквоград». Но сначала давайте вспомним, какие известные нам буквы «проживают» в этом удивительном городе.


- Посмотрите на ленту букв и скажите: а на какие две большие группы делятся все звуки и буквы русского алфавита? Гласные и согласные

- Как отличить гласные звуки от согласных? Гласные поются, а согласные не поются. Когда произносим гласные, то воздух не встречает преграды, а при произношении согласных – встречает преграду.

- А почему гласные живут и на 1ом и на 2ом этаже? На первом этаже живут гласные, которые придают твердость согласным, на 2ом гласные которые придают мягкость предшествующим согласным.

- На какие группы можно разделить все согласные звуки? - Все согласные звуки можно разделить на твердые и мягкие.

- А почему согласные живут и на 1ом этаже и на 2ом ? Чем они отличаются?

На 1ом живут согласные буквы, обозначающие звонкие звуки. А на 2ом буквы обозначающие глухие звуки

- А что вы знаете интересного о буквах Ш, Ч, Буква Ш - всегда обозначает твердый звук, буква Ч – мягкий звук

III. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.

1)Побуждающий диалог.

- Мы с вами вспомнили всех известных нам «жителей» города «Буквоград»

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Хотите узнать с какой?

Я вам сейчас предложу несколько вариантов, как можно узнать, что это за буква, а вы послушайте и выберите какой – нибудь один, хорошо?

1.Я вам просто называю букву, которую мы будем учить.

2.Можно открыть Азбуку и найти эту букву.

3.Я буду загадывать вам загадки, а вы постараетесь их отгадать, и потом мы вместе узнаем, что за буква пришла сегодня на урок.

Ставьте ушки на макушку, слушайте внимательно, загадаю вам загадки, отгадайте обязательно!

Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын….


Тёплым днем, весною, в мае

Каждый про меня узнает.

Я не муха, не паук.

Я жужжу! Я майский …

- Назовите первые звуки слов - отгадок. Называют первый звук слов-отгадок: [ж].

- Произнесите, как жужжит жук.


- А теперь попытайтесь сформулировать тему урока. Формулируют тему урока:

Звук [ж], буква Ж.

– Каковы цели нашего урока? Чему вы должны научиться? Формулируют цели:

-познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж.

- учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой.

- Где новые знания в жизни можно применить?



Создание проблемной ситуации

- Ребята, у нас появилась проблема. Жители города прислали нам телеграмму, в которой сообщают, что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный. Вам предстоит выяснить, в чем его особенность.

Построение проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).

-В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук?

- Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный?

-Тогда давайте будем решать эту проблему.

1. Составление плана решения проблемы

Исследование нового звука вы будете проводить в парах.

Давайте составим план исследования.

Если это согласный звук, что еще вы должны о нем рассказать?

-Как узнать, какой он, звонкий или глухой? Приложить руку к горлу и послушать работает ли «моторчик».

Как узнать, бывает ли он твердым или мягким? - Послушать, как он звучит в словах.

Придумайте слова с новым звуком. Как слышим звук [ж], твердо или мягко?

- Может кто-то придумает слова, где новый звук будет мягким?

- Я тоже не смогла придумать такие слова. Какой сделаем вывод? В чем особенность звука [ж]?

Работа в парах.

Подберите по два слова, где звук [ж] стоит в начале и в середине слова и проговорите соседу. Готовность пары покажите сигналом ("Возьмемся за руки, друзья!")

Физминутка.

IY. «Открытие» новых знаний.

  1. Знакомство с печатной буквой ж.

Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]?


- Звук [ж] на письме обозначается буквой … Ж,ж. (человечек)

  • показ печатной буквы ж.

-Почему их две?

-Что напоминает вам эта буква?

  • рисунок «На что похожа буква ж


Эта буква хороша,

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-Ж-Ж-Ж-Ж!(С.Маршак)


V. Первичное закрепление.


3) Чтение слогов с буквой «Ж, ж».


Букву новую узнали

Образ мы её создали,

А теперь вперёд, друзья,

Сможем мы прочесть слова.


- Прочитайте слоги с буквой ж.


2.Чтение слогов-слияния.

-Все звуки очень дружные. Однажды к звуку [ж] пришли гласные и встали рядом.

-Прочитаем, что у них получилось.

жа же

жо жи

жу

-Придумаем слова, в которых есть эти слоги. (Жаба, жаворонок, жук, журавль, жеребенок, жизнь, жетон, животное, жираф.)

Физкультминутка

Жа-жа-жа – мы поймали ужа.

Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.

Жи-жи-жи – к нам ползут уже ужи.

1. Проводится беседа о детских играх, рассматривается предметная картинка и определяется, в какую игру играют дети. Изучаемый звук выделяется из слова жмурки, с использованием схемы к этому слову.

(Иллюстрация в учебнике стр.25)

- Чем они занимаются?

-В какую игру играют дети?

2) Подготовка к чтению текста.

а) по слогам на экране

жмур ки, бе жа ли, Же ня

за вя за ли, раз бе жа лись, ос то рож но.

б) Плавным слоговым чтением.

в) Проверка первичного восприятия.

Прочитайте текст «жужжащим чтением» для себя.

- Подходит ли текст к иллюстрации? Докажите.

- Найдите предложение с восклицательным знаком.

-Как его надо прочитать?

(Его надо выделить, а т.к. в тексте дети кричат, чтобы предупредить, то надо прочитать с криком предупреждения)

4) Повторное чтение с анализом.

-Прочитаем текст ещё раз по «цепочке» для всех.

- Ответим на вопросы по содержанию.

а)Кому завязали глаза?

б) Затем что сделали дети?

в) Смог ли Женя догнать кого - нибудь?

г) О чём этот рассказ?

д) Как можно озаглавить текст одним словом?

Жа жо жу жы жи

- Когда читали слоги, вы не заметили совпадений?

-Да, мы произносили слог жы когда прочитывали и с Ы и с И.

- А нужны ли две разные гласные буквы для обозначения одного и того же слога?

- Наверное нет.

- Давайте выберем одну из них.

- Произнесите ещё раз Ж с гласными И, Ы и сделайте выбор.

- Буква И после согласного указывает на его мягкость, но в слоге ЖИ этого не происходит, звук Ж всё равно твёрдый. Значит, буква Ы не нужна букве Ж.

- Звук Ж – всегда твёрдый. Какую же гласную мы никогда не напишем в слиянии ЖИ?

Вывод: ЖИ пиши с буквой И. Слайд 2

VI. Работа по учебнику.


1) Чтение слов. Слайд 3


Жук по-стро-ил

Жаба при-ска-ка-ла

Жил по-смо-тре-ла

2) Чтение текста.

3.Чтение слов и пословицы.

-В стране шипящих звуков есть очень важные слова. Там все эти слова знают и очень их берегут. Прочитаем эти слова.

ДРУЖБА

ДРУЖИТЬ
ДРУЖНЫЕ



-Почему эти слова очень важные?

-Что значит дружить?

-Кого мы можем назвать другом?

-Для чего нужны друзья?

-Прочитаем пословицу.

ГДЕ ДРУЖБОЙ ДОРОЖАТ, ТАМ ВРАГИ ДРОЖАТ.



-Что означает слово «дорожат»? (берегут, хранят)

-Что значит «дрожат»? (боятся)

-Что означает эта пословица?

-Назовите героя мультфильма, который хотел жить дружно. (Кот Леопольд)

-С кем он хотел дружить? (Он хотел дружить с мышами.)

-Как мы с вами должны жить? (Мы должны дружить.)

VIII. Закрепление знаний.

Работа в парах, с. 24

Дети рассматривают иллюстрацию.

Вопросы:

– К какой сказке эта иллюстрация?

– Кто изображен на картинке?

– Кто хотел выдать Дюймовочку замуж за своего сына?

– Почему Жук отказался от Дюймовочки?

– Кто автор сказки «Дюймовочка»?

Игра «Гости»

Если в слове услышите новый звук, значит гость долгожданный – похлопаем ему, а если нет – потопаем.

Железо, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба, Жанна.

-Молодцы! Вы были очень внимательны!

- Так какой же звук [ж]? Он согласный, звонкий и всегда твердый


IX. Рефлексия деятельности .Итог урока .


1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

- Какой была тема урока?

- Какие цели вы ставили?

- Удалось ли достичь этих целей?

- Возникали у вас затруднения?

- Вы смогли их преодолеть?

- У вас на парте лежит буква Ж

Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, закрашиваем букву синим цветом, а если было трудно – красным.

- Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались,

- Спасибо вам за урок.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя