Русский язык
5 класс
Творческая мастерская «Зима - волшебница»
Тема: Зима - волшебница
Тип: развитие связной речи.
Форма: творческая мастерская.
Цели и задачи:
предметная
учить постигать тайны слова при описании природы, помочь ученикам понять общее настроение зимнего пейзажа, активизировать употребление лексики, характерной для художественного стиля;
метапредметная
развивать речь и ассоциативное мышление, способность к рефлексированию и речевому прогнозированию;
личностная
воспитание художественной речетворческой личности.
Формы работы на уроке:
Индивидуальная, парная.
Оборудование:
1. Доска.
2. Дидактический материал.
4. Учебник: литература 5 класс под ред. Б.А.Ланина
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Индукция (наведение)
- Сегодня я вас приглашаю в творческую мастерскую, в которой каждый из вас будет
творцом. Творите, дерзайте, всем удачи!
- Итак, нам предстоит определить то слово, которое будет темой нашей мастерской. А чтобы найти его, послушайте отрывок из стихотворения.
Слайд№1
Ты слышал? Кто-то тихо к нам пришел,
Прокрался в сад и след … оставил,
В узор оград туманов свет оправил …
- Кто же это? Ваши ассоциации, предположения.
(Зима, Дед Мороз, чародейка, волшебница, колдунья, искусница Зима, фея, Снежная королева)
Слайд№2
Фиксация слов на слайде:
- Какое из этих слов больше ассоциируется с волшебством?
- Почему Зиму называют волшебницей?
- Итак, тема нашей мастерской “ Зима - волшебница”.
-Вспомните, кто такие волшебницы?
-Чем они занимаются?
Работа в парах
Задание: Попробуйте в парах написать определение слова “волшебница”.
Слайд№3
ВОЛШЕБНИЦА в Толковом словаре Ефремовой: волшебница ж. Женск. к сущ.: ВОЛШЕБНИК в Толковом словаре Ефремовой: волшебник м. 1) Тот, кто, согласно мифологическим или языческим представлениям, владеет сверхъестественными способами воздействия на человека и природу; колдун, чародей.
Слайд№4
Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой.
Волшебница — чародейка или фея, женщина, практикующая магию, волшебство.
(читает ученик).
Задание: Распространите слова – ассоциации определениями или словами других частей речи, чтобы получились простые и сложные предложения. Запишите их в тетрадь.
(добрая волшебница, искусница льда, очаровательная колдунья, злая фея)
- Вы говорите о волшебницах, а какие они: добрые или злые? А встречались ли вам недобрые и в каких произведениях?
3. Деконструкция (работа с текстом).
Со злой волшебницей-чародейкой мы уже встречались? (сказка Г. Х. Андерсена “Снежная королева”).
Слайд№5 (текст)
- Прочитайте описание портрета злой волшебницы-чародейки ( на листочках)
(“За окном порхали снежинки…) Анализ текста.
Задание:
Обратите внимание на микротемы, характеризующие внешность королевы.
Что пишет Андерсен о происхождении Снежной королевы?
Происхождение: … женщина из снежинок. Вся изо льда.
Как выглядит она внешне?
Внешность: Необыкновенно прекрасна. Глаза сияют как звёзды, но нет в них ни
тепла, ни мира.
Во что одета?
Одежда: Закутанная в белый тюль, сотканный из снежных звёздочек.
2) Как доказать, что это художественное (образное) описание?
В тексте используются художественно – выразительные средства языка:
Олицетворение – снежинка начала расти, глаза сияли.
Эпитеты – тончайший белый тюль, снежные звёздочки, ослепительно сверкающий лёд.
Сравнение – глаза как звёзды, вся изо льда.
- Таким образом, как вы её охарактеризуете?
(Героиня Андерсена – воплощение зла, хотя внешне прекрасна.)
- В жизни встречаются такие люди? Как называют таких людей? ( Бездушные, бессердечные)
- Обратите внимание, какие синтаксические конструкции встречаются в тексте?
(Сложные, немного простых предложений. Сложные предложения используются при описании Снежной королевы, они и создают образ прекрасной, но холодной красавицы. А простые предложения выдвигают отдельные детали, дают яркие, красочные точки)
- Вернёмся к тексту сказки. Окна зимой зачастую покрываются ледяными узорами. Ничего не видно. Но как Кай и Герда смотрели на заснеженную улицу? ( Дети нагревали на печке монеты и прикладывали их к замёрзшим окнам - сейчас же оттаивало чудесное кругленькое отверстие, а в него выглядывал весёлый, ласковый глазок – это смотрели каждый из своего окна мальчик и девочка: Кай и Герда.)
Речевой тренинг:
А вам приходилось смотреть в это чудесное отверстие, глазок? (В микроавтобусе, в трамвае, в окне).
- Представьте: вы тоже смотрите в это чудесное отверстие, что вы там увидите за окном?
Какую картину природы вы можете наблюдать из окна?
- Вам предстоит написать сочинение-миниатюру «Зима за окном»
- Что такое сочинение-миниатюра? Сколько частей? Сколько предложений может быть?
4. Реконструкция (создание своего текста) – 7-8 мин.
5. Афиширование (представление собственных текстов)- 3-4 мин.
7. Рефлексия (обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской).
- Что бы вы могли пожелать себе и другим ребятам?
- Я вам желаю больше творческих задумок, полёта фантазии, интересных работ.