СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая мастерская "Зима - волшебница"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятии идёт подготовка к созданию текста "Зима за окном". Все этапы творческой мастерской (индукция, ассоциативный ряд, фиксация слова, деконструкция ( анализ отрывка из сказки Г.Х.Андерсена "Снежная королева", речевой тренинг, реконструкция и афиширование) создают условия плодотворного творческого процесса.

Просмотр содержимого документа
«Творческая мастерская "Зима - волшебница"»

Русский язык

5 класс

Творческая мастерская «Зима - волшебница»

Тема: Зима - волшебница

Тип: развитие связной речи.

Форма: творческая мастерская.

Цели и задачи:

предметная
учить постигать тайны слова при описании природы, помочь ученикам понять общее настроение зимнего пейзажа, активизировать употребление лексики, характерной для художественного стиля;

метапредметная
развивать речь и ассоциативное мышление, способность к рефлексированию и речевому прогнозированию;

личностная
воспитание художественной речетворческой личности.

Формы работы на уроке:

Индивидуальная, парная.

Оборудование:

1. Доска.

2. Дидактический материал.

4. Учебник: литература 5 класс под ред. Б.А.Ланина

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Индукция (наведение)

- Сегодня я вас приглашаю в творческую мастерскую, в которой каждый из вас будет

творцом. Творите, дерзайте, всем удачи!



- Итак, нам предстоит определить то слово, которое будет темой нашей мастерской. А чтобы найти его, послушайте отрывок из стихотворения.

Слайд№1

Ты слышал? Кто-то тихо к нам пришел,

Прокрался в сад и след … оставил,

В узор оград туманов свет оправил …

- Кто же это? Ваши ассоциации, предположения.

(Зима, Дед Мороз, чародейка, волшебница, колдунья, искусница Зима, фея, Снежная королева)

Слайд№2

Фиксация слов на слайде:

- Какое из этих слов больше ассоциируется с волшебством?

- Почему Зиму называют волшебницей?



- Итак, тема нашей мастерской “ Зима - волшебница”.

-Вспомните, кто такие волшебницы?

-Чем они занимаются?

Работа в парах

Задание: Попробуйте в парах написать определение слова “волшебница”.

Слайд№3

ВОЛШЕБНИЦА в Толковом словаре Ефремовой: волшебница ж. Женск. к сущ.: ВОЛШЕБНИК в Толковом словаре Ефремовой: волшебник м. 1) Тот, кто, согласно мифологическим или языческим представлениям, владеет сверхъестественными способами воздействия на человека и природу; колдун, чародей.

Слайд№4

Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой.

Волшебница — чародейка или фея, женщина, практикующая магию, волшебство.

(читает ученик).

Задание: Распространите слова – ассоциации определениями или словами других частей речи, чтобы получились простые и сложные предложения. Запишите их в тетрадь.

(добрая волшебница, искусница льда, очаровательная колдунья, злая фея)

- Вы говорите о волшебницах, а какие они: добрые или злые? А встречались ли вам недобрые и в каких произведениях?

3. Деконструкция (работа с текстом).

Со злой волшебницей-чародейкой мы уже встречались? (сказка Г. Х. Андерсена “Снежная королева”).

Слайд№5 (текст)

- Прочитайте описание портрета злой волшебницы-чародейки ( на листочках)

(“За окном порхали снежинки…) Анализ текста.

Задание:

  1. Обратите внимание на микротемы, характеризующие внешность королевы.

  2. Что пишет Андерсен о происхождении Снежной королевы?

Происхождение: … женщина из снежинок. Вся изо льда.

  1. Как выглядит она внешне?

Внешность: Необыкновенно прекрасна. Глаза сияют как звёзды, но нет в них ни

тепла, ни мира.

  1. Во что одета?

Одежда: Закутанная в белый тюль, сотканный из снежных звёздочек.

2) Как доказать, что это художественное (образное) описание?

В тексте используются художественно – выразительные средства языка:

Олицетворение – снежинка начала расти, глаза сияли.

Эпитеты – тончайший белый тюль, снежные звёздочки, ослепительно сверкающий лёд.

Сравнение – глаза как звёзды, вся изо льда.

- Таким образом, как вы её охарактеризуете?

(Героиня Андерсена – воплощение зла, хотя внешне прекрасна.)

- В жизни встречаются такие люди? Как называют таких людей? ( Бездушные, бессердечные)

- Обратите внимание, какие синтаксические конструкции встречаются в тексте?

(Сложные, немного простых предложений. Сложные предложения используются при описании Снежной королевы, они и создают образ прекрасной, но холодной красавицы. А простые предложения выдвигают отдельные детали, дают яркие, красочные точки)

- Вернёмся к тексту сказки. Окна зимой зачастую покрываются ледяными узорами. Ничего не видно. Но как Кай и Герда смотрели на заснеженную улицу? ( Дети нагревали на печке монеты и прикладывали их к замёрзшим окнам - сейчас же оттаивало чудесное кругленькое отверстие, а в него выглядывал весёлый, ласковый глазок – это смотрели каждый из своего окна мальчик и девочка: Кай и Герда.)

Речевой тренинг:

А вам приходилось смотреть в это чудесное отверстие, глазок? (В микроавтобусе, в трамвае, в окне).

- Представьте: вы тоже смотрите в это чудесное отверстие, что вы там увидите за окном?

Какую картину природы вы можете наблюдать из окна?

- Вам предстоит написать сочинение-миниатюру «Зима за окном»

- Что такое сочинение-миниатюра? Сколько частей? Сколько предложений может быть?

4. Реконструкция (создание своего текста) – 7-8 мин.

5. Афиширование (представление собственных текстов)- 3-4 мин.

7. Рефлексия (обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской).

- Что бы вы могли пожелать себе и другим ребятам?

- Я вам желаю больше творческих задумок, полёта фантазии, интересных работ.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!