СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая педагогическая лаборатория. Модульные технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результатом обучения и воспитания в школе должно стать  умение находить нужную информацию и способность применять ее для самостоятельного получения знаний. Использование модульных технологий станет хорошим помошником учителю в работе.

Просмотр содержимого документа
«Творческая педагогическая лаборатория. Модульные технологии.»

Бучковская Ирина Витальевна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №122 с УИИЯ



Методический фестиваль

Выступление «Модульное обучение в начальной школе»

Сегодня информация становится стратегическим ресурсом развития становится очевидным взгляд на современное образование как на непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должны стать умения находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний. Это означает переход с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ребёнок становится активным субъектом учебного процесса.

В классе, где я работаю, обучаются дети с разными учебными возможностями. Из 29 ребят :

- 3 учеников учатся на «5»

-11 учатся “4” и “5”,

-5 учеников с очень низкими учебными способностями,

10учеников - дети, которых можно охарактеризовать как “тихие троечники”.

Поэтому передо мной встала задача активизировать деятельность всего класса, включить в учебный процесс каждого ученика. На основе анализа мною была определена проблема, решение которой потребовало от меня организовать работу на основе исследовательского подхода Для поставленных достижения перед мною целей я решила воспользоваться «технологией модульного обучения» разработанная профессором МГПУ П. И. Третьяковым. Прежде всего меня в этой методике привлекло то, что каждый ученик должен не только получать знания, но и учиться самому добывать их, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать товарищу, учить общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результаты своего труда. Я решила опробовать данную технологию на уроках русского языка и окружающего мира. О своём небольшом опыте мне хотелось рассказать в данной работе



1.Модульное обучение: сущность, технология и её применение в начальной школе.

Итак, данная технология рассматривается как разновидность блочного.

Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем, он означает единицу меры, величину или коэффициент.

Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. Это такая организация процесса обучения, при которой ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе.

Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий:

  • точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

  • банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы)

  • методическое руководство по достижению целей (как?)

  • практические занятия по формированию необходимых умений

  • контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Система контроля и оценки учебных достижений – рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

Самый любимый предмет у моих учеников- « Окружающий мир», поэтому с него я и начала работу с данной технологией . Поскольку модульное обучение требует достаточно высокого уровня организации от учеников, я вела подготовку к этой работе во время традиционных уроков.



2.Формы модульного обучения

Такие формы работы как оформление «опорных конспектов», таблиц, «синквейнов» требует особой подготовки и практики. Такую подготовку я вела, используя модули только на отдельных этапах урока. Например, на этапе закрепления знаний, при изучении темы «Россия — твоя Родина», мы оформили «опорный конспект». Работая в группах, дети, в заполняли таблицу, на которой кроме вопросов указано время, отведённое на эту работу и графа для оценивания.

(7 -10 минут)

Цель: проверь и закрепи свои знания.


Оцени себя.

1-2б

Я живу в стране:



Её столица



Главный закон страны



Герб, гимн и ___________ - это __________ государства



Во главе государства стоит



Президент нашей страны сегодня



Назови 5 городов нашей страны





Нарисуй флаг.






Ребята в процессе работы, с удовольствием работают с учебником и предложенной литературой.

Подобные формы работы мы использовали и на уроках русского языка. После такой подготовки я провела блок уроков с «использованием модульной технологии» по теме «Учимся писать буквы согласных и гласных в корне слова»

Карта блочного обучения русскому языку (урок 44- 52)

«Учимся писать буквы согласных и гласных в корне слова.»


Название темы

Форма работы на уроке

1.Однокоренные слова

Урок открытия новых знаний.

«Опорный конспект»


2.Учимся писать буквы согласных в корне слова



Урок путешествие в страну орфограмм

«Опорный конспект»

3.Учимся писать буквы согласных в корне слова

.



Урок рефлексии

«Тестовые задания»

4.Учимся писать буквы согласных в корне слова




Урок-игра. (поле чудес)

«Творческие задания.»

5.Корень слова с чередованием согласных.



Урок – «творческая мастерская»

Оформление карточек-подсказок.


6.Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.



Урок рефлексии.

Тестовые задания

7.Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.



Урок рефлексии.

Самостоятельная работа.

8.Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.

Словарный

диктант.

Практичекая работа.(работа в парах по модулям )

9.Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.



Комплексная работа

Работа с тестом

10.Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.



Контрольная работа.

Текущая контрольная работа, словарный диктант.



Эта работа способствовала устранению тех проблем, которые существовали в классе - увеличился темп работы, ребята научились работать самостоятельно, планировать свою работу, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Все эти качества отразились на уровне контрольных работ- дети успешно разбирают сложные разноуровневые задания, и допускают меньшее количество ошибок. Модули уроков я разрабатывала так, чтобы детям было работать удобно легко и понятно. В блок- модуль я включаю уроки близкие данному школьному возрасту -это «уроки игры», «уроки -путешествия». Модульное обучение активизирует способности ребят, потому желающим часто предлагаю задания творческого характера.

Так на уроке изучения «букв согласных в корне слова», мы отправились в путешествие по морю «Грамотности». В процессе этого урока я предложила детям, как настоящим морякам, заполнять бортовые журналы, которые лежали у каждого на парте. Так ребята весь урок отрабатывали материал, по этапам, указанным в таблице. В таблицах я указываю не только этапы урока, но и расписываю подробно некоторые задания. Например, словарные слова и предложения, которые даны на доске. В конце урока ребята составили опорный конспект и оценили свою работу, в баллах. За каждый этап можно поставить любой балл от 1 до 5, в столбики напротив этапа урока, в конце урока дети суммируют балл и выставляют соответствующую отметку. Рядом находится соответствующий столбик для учителя. Здесь основной задачей является -научится давать себе адекватную оценку. При этом получается, что даже двойка перестаёт быть “приговором”. Получив неудовлетворительную отметку, ученик может самостоятельно исправить её, доработав материал. При такой организации работы я имею возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и консультировать сильных учеников. Моя роль на модульном уроке – управление работой учащихся.

Домашнее задание зависит от качества работы на уроке, ученик может сам регулировать количество работы, которую он будет выполнять дома.

Проводить модульные уроки, а главное - готовить их, конечно же, непросто. Требуется большая подготовительная работа. Но все таблицы, конспекты и т.д. которые мы оформляем на уроке, ребята забирают домой и пользуются ими на протяжении всего учебного года. Это помогает и ребятам в дальнейшей работе и родителям, у которых зачастую возникают вопросы по оформлению работы, или её подготовке. В этом году я воспользовалась данной технологией после карантина, решив проблему уплотнения материала. Каждый ученик получил план работы с блоком тем по литературному чтению и русскому языку, таким образом, ребята могут заранее подготовится к любой теме, доработать материал, самостоятельно.

3.Заключение

Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика, и для учителя. Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях, повышает интерес к предмету, развивает коммуникативные способности, предполагает работу ученика с текстами хрестоматии, художественной, научно-популярной литературы; а также экспериментальную работу. Всё это отличает модульное обучение от традиционного обучения.

По урокам – модулям класс работает в течение 2-хлет (2-3-й класс) месяцев. Результаты этой работы таковы: увеличился объём работы, появились навыки самоконтроля, самооценки, улучшилась организация учебного труда, чаще работали в парах, увеличилась накопляемость оценок.

Я продолжаю вести работу по освоению данной технологии. С каждой новой темой вношу изменения и корректировки. Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по блокам, нужно проводить мониторинг и диагностирование, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным обучением. Думаю, что в этом направлении первые шаги сделаны.



Литература

  1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Москва: 1989 г.

  2. Кульневич С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие. Ростов-на-Дону.: 2001 г.

  3. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок. Практическое пособие. Ростов-на-Дону. : 2001 г.

  4. Селевко Г.К.Современные образовательныё технологии. Москва.: 1998 г.

  5. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. Москва – Воронеж.: 1998 г.

  6. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. Москва.: 1988 г.

  7. Третьяков П.И. Сенновский И.Б. технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография. Москва.: 1997 г.

  8. Начальная школа.№2 – 2003. с.33.