Бучковская Ирина Витальевна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №122 с УИИЯ
Методический фестиваль
Выступление «Модульное обучение в начальной школе»
Сегодня информация становится стратегическим ресурсом развития становится очевидным взгляд на современное образование как на непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должны стать умения находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний. Это означает переход с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ребёнок становится активным субъектом учебного процесса.
В классе, где я работаю, обучаются дети с разными учебными возможностями. Из 29 ребят :
- 3 учеников учатся на «5»
-11 учатся “4” и “5”,
-5 учеников с очень низкими учебными способностями,
10учеников - дети, которых можно охарактеризовать как “тихие троечники”.
Поэтому передо мной встала задача активизировать деятельность всего класса, включить в учебный процесс каждого ученика. На основе анализа мною была определена проблема, решение которой потребовало от меня организовать работу на основе исследовательского подхода Для поставленных достижения перед мною целей я решила воспользоваться «технологией модульного обучения» разработанная профессором МГПУ П. И. Третьяковым. Прежде всего меня в этой методике привлекло то, что каждый ученик должен не только получать знания, но и учиться самому добывать их, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать товарищу, учить общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результаты своего труда. Я решила опробовать данную технологию на уроках русского языка и окружающего мира. О своём небольшом опыте мне хотелось рассказать в данной работе
1.Модульное обучение: сущность, технология и её применение в начальной школе.
Итак, данная технология рассматривается как разновидность блочного.
Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем, он означает единицу меры, величину или коэффициент.
Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершёнными учебными блоками. Это такая организация процесса обучения, при которой ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе.
Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий:
точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы)
методическое руководство по достижению целей (как?)
практические занятия по формированию необходимых умений
контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.
Система контроля и оценки учебных достижений – рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.
Самый любимый предмет у моих учеников- « Окружающий мир», поэтому с него я и начала работу с данной технологией . Поскольку модульное обучение требует достаточно высокого уровня организации от учеников, я вела подготовку к этой работе во время традиционных уроков.
2.Формы модульного обучения
Такие формы работы как оформление «опорных конспектов», таблиц, «синквейнов» требует особой подготовки и практики. Такую подготовку я вела, используя модули только на отдельных этапах урока. Например, на этапе закрепления знаний, при изучении темы «Россия — твоя Родина», мы оформили «опорный конспект». Работая в группах, дети, в заполняли таблицу, на которой кроме вопросов указано время, отведённое на эту работу и графа для оценивания.
(7 -10 минут)
Цель: проверь и закрепи свои знания. | | Оцени себя. 1-2б |
Я живу в стране: | | |
Её столица | | |
Главный закон страны | | |
Герб, гимн и ___________ - это __________ государства | | |
Во главе государства стоит | | |
Президент нашей страны сегодня | | |
Назови 5 городов нашей страны | | |
Нарисуй флаг. | | |
Ребята в процессе работы, с удовольствием работают с учебником и предложенной литературой.
Подобные формы работы мы использовали и на уроках русского языка. После такой подготовки я провела блок уроков с «использованием модульной технологии» по теме «Учимся писать буквы согласных и гласных в корне слова»
Карта блочного обучения русскому языку (урок 44- 52)
«Учимся писать буквы согласных и гласных в корне слова.» | |
Название темы | Форма работы на уроке |
1.Однокоренные слова | Урок открытия новых знаний. «Опорный конспект» |
2.Учимся писать буквы согласных в корне слова | Урок путешествие в страну орфограмм «Опорный конспект» |
3.Учимся писать буквы согласных в корне слова . | Урок рефлексии «Тестовые задания» |
4.Учимся писать буквы согласных в корне слова | Урок-игра. (поле чудес) «Творческие задания.» |
5.Корень слова с чередованием согласных. | Урок – «творческая мастерская» Оформление карточек-подсказок. |
6.Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | Урок рефлексии. Тестовые задания |
7.Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | Урок рефлексии. Самостоятельная работа. |
8.Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. Словарный диктант. | Практичекая работа.(работа в парах по модулям ) |
9.Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | Комплексная работа Работа с тестом |
10.Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова. | Контрольная работа. Текущая контрольная работа, словарный диктант. |
Эта работа способствовала устранению тех проблем, которые существовали в классе - увеличился темп работы, ребята научились работать самостоятельно, планировать свою работу, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Все эти качества отразились на уровне контрольных работ- дети успешно разбирают сложные разноуровневые задания, и допускают меньшее количество ошибок. Модули уроков я разрабатывала так, чтобы детям было работать удобно легко и понятно. В блок- модуль я включаю уроки близкие данному школьному возрасту -это «уроки игры», «уроки -путешествия». Модульное обучение активизирует способности ребят, потому желающим часто предлагаю задания творческого характера.
Так на уроке изучения «букв согласных в корне слова», мы отправились в путешествие по морю «Грамотности». В процессе этого урока я предложила детям, как настоящим морякам, заполнять бортовые журналы, которые лежали у каждого на парте. Так ребята весь урок отрабатывали материал, по этапам, указанным в таблице. В таблицах я указываю не только этапы урока, но и расписываю подробно некоторые задания. Например, словарные слова и предложения, которые даны на доске. В конце урока ребята составили опорный конспект и оценили свою работу, в баллах. За каждый этап можно поставить любой балл от 1 до 5, в столбики напротив этапа урока, в конце урока дети суммируют балл и выставляют соответствующую отметку. Рядом находится соответствующий столбик для учителя. Здесь основной задачей является -научится давать себе адекватную оценку. При этом получается, что даже двойка перестаёт быть “приговором”. Получив неудовлетворительную отметку, ученик может самостоятельно исправить её, доработав материал. При такой организации работы я имею возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и консультировать сильных учеников. Моя роль на модульном уроке – управление работой учащихся.
Домашнее задание зависит от качества работы на уроке, ученик может сам регулировать количество работы, которую он будет выполнять дома.
Проводить модульные уроки, а главное - готовить их, конечно же, непросто. Требуется большая подготовительная работа. Но все таблицы, конспекты и т.д. которые мы оформляем на уроке, ребята забирают домой и пользуются ими на протяжении всего учебного года. Это помогает и ребятам в дальнейшей работе и родителям, у которых зачастую возникают вопросы по оформлению работы, или её подготовке. В этом году я воспользовалась данной технологией после карантина, решив проблему уплотнения материала. Каждый ученик получил план работы с блоком тем по литературному чтению и русскому языку, таким образом, ребята могут заранее подготовится к любой теме, доработать материал, самостоятельно.
3.Заключение
Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика, и для учителя. Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях, повышает интерес к предмету, развивает коммуникативные способности, предполагает работу ученика с текстами хрестоматии, художественной, научно-популярной литературы; а также экспериментальную работу. Всё это отличает модульное обучение от традиционного обучения.
По урокам – модулям класс работает в течение 2-хлет (2-3-й класс) месяцев. Результаты этой работы таковы: увеличился объём работы, появились навыки самоконтроля, самооценки, улучшилась организация учебного труда, чаще работали в парах, увеличилась накопляемость оценок.
Я продолжаю вести работу по освоению данной технологии. С каждой новой темой вношу изменения и корректировки. Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по блокам, нужно проводить мониторинг и диагностирование, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным обучением. Думаю, что в этом направлении первые шаги сделаны.
Литература
Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Москва: 1989 г.
Кульневич С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие. Ростов-на-Дону.: 2001 г.
Кульневич С.В. Не совсем обычный урок. Практическое пособие. Ростов-на-Дону. : 2001 г.
Селевко Г.К.Современные образовательныё технологии. Москва.: 1998 г.
Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. Москва – Воронеж.: 1998 г.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. Москва.: 1988 г.
Третьяков П.И. Сенновский И.Б. технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография. Москва.: 1997 г.
Начальная школа.№2 – 2003. с.33.