СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческие приемы на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта публикация говорит о моем опыте работы с детьми на уроках музыки,как можно заинтерисовать детей,чтобы урок прошел  более интересным для всех и каждый ученик унес с урока частичку того,что я хотела в него вложить.

Просмотр содержимого документа
«Творческие приемы на уроках музыки»

Творческие приемы на уроках музыки

«Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души;и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи» . Аристотель, древнегреческий философ

Уроки музыки в школах всегда воспринимались, как повод перевести дыхание. Отдохнуть после алгебры перед химией, или после физкультуры перед физикой. Относиться к предмету серьёзно сложно даже тем, кто от самой музыки без ума. Просто потому, что чаще всего уроки скучные, бессмысленные, да и песни там поют такие, которые вряд ли входят в детский или подростковый хит-парад. Как это отношение изменить. Когда я сама училась в школе, музыку я любила. К тому же ходила в музыкальную школу, поэтому в обычной мне было не так уж важно, что именно петь и кого слушать. У меня уже сформировался навык делать и то и другое. Но я была в меньшинстве. Хорошо помню, как одноклассники петь стеснялись и не хотели. Ну не нравились им песни про «Юного барабанщика» и «Алёшу». И в гаммах они не видели смысла. А когда наш учитель включал грустный и удивительно красивый «Вокализ» Сергея Рахманинова, вместо того чтобы проникнуться мелодией, они умирали от смеха, не потому, что было смешно. Это у подростков такая защитная реакция, когда они не понимают, как себя вести, услышав то, к чему не привыкли.

Когда я стала учителем музыки, я долго размышляла, как сделать свои занятия небесполезными и приятными для всех. Можно было, конечно, просто петь программные песни и слушать музыку. Одно то, что дети не пишут диктанты и не решают задачи, — для них уже хорошо.

Но мне хотелось большего. Помогли сами ученики. Перед уроками, и не только моими, ребята группами или поодиночке в наушниках слушают свои любимые песни. Я решила за это зацепиться.

Обменивайтесь интересами с учениками

Не только я просвещаю учеников, но и они меня. Мы с ними договорились, что ребята приносят запись любимой музыки (без мата и уголовной тематики) и делают презентации с историей либо песни, либо группы, которая её исполняет. Заодно закрепляем умение делать презентации и работать с аудиторией. Тут меня ждала масса откровений.

Оказалось, что ребята слушают не только группы, названий которых я нигде больше не услышу, кроме как от них, но и Высоцкого, Цоя и даже Визбора. Удивилась.

А за Цоя получила от ребят отдельный респект, ведь я тоже в юности была его фанатом.



Если просить детей принести на урок любимую музыку, то можно получить на удивление приятный результат.

Смешивайте жанры

Конечно, мы учим песни. И очень любим песни из фильмов и мультфильмов. По счастью, сегодня масса возможностей сделать этот процесс увлекательным. Выбор подходящей минусовки, приятный видеоряд, бегущая строка для тех, кто так и не выучил слова.

Но чтобы исполнение было проникновенным, сначала нужно посмотреть тот самый фильм или мультфильм. Недавно мы выбирали песню ко дню матери. Остановились на «Песне про мамонтёнка», той, под которую мы с вами в детстве плакали, а наши дети, по крайней мере, многие из них, ни песню не слышали, ни мультфильм не смотрели. В момент просмотра даже брутальные парни не знали, куда прятать слёзы, что уж о нас, девчонках, говорить? Похожие эмоции вызывает «Щелкунчик». Для меня это, кстати, ещё и ответ на вопрос, воспринимают ли современные дети советские мультики. Поверьте, да. Просто надо найти нужный момент.

Если перед изучением песен из фильмов и мультфильмов посмотреть их, то исполнение получается более проникновенным. Так или иначе, программе я всё же должна следовать, и не только просвещаться, но и просвещать. С «Щелкунчиком» разобрались — смотрим мультфильм. А для знакомства с оперой идеально подходит рэп. Если б вы знали, как хорошо заходит «Князь Игорь» под Warren G & Sissel. Оригинал, конечно же, тоже слушаем, только уже с большим интересом.

Вместо сухих биографий найдите занятный факт

Биографические справки мало кому интересны, а вот занимательные факты из жизни исторических персонажей остаются в голове даже у тех, кто слушает вполуха, поверьте. Композиторы (писатели, артисты, певцы, дирижёры) в первую очередь люди, и у каждого из них были привычки, истории и особенности, которые стоят пересказа. Скажем, перед тем как сесть сочинять музыку, Бетховен погружал голову в холодную воду. Предположительно, именно эта привычка стала причиной воспаления среднего уха, закончившегося глухотой. И особенно приятно детям узнавать, что Бетховен совершенно не умел делить и умножать. Впрочем, дети вообще любят истории про гениев-двоечников.

Одна из самых любимых историй моих учеников про великого Баха. Бах любил засыпать под музыку. Когда он ложился спать, три его сына поочерёдно играли ему на клавесине, что им ужасно не нравилось. Однажды один из сыновей, услышав храп отца и решив, что тот спит, убежал от клавесина, остановив игру прямо на неразрешенном аккорде. Уже погруженный в сладкую дремоту Бах моментально проснулся от мучительного диссонанса. Бах долго ворочался в постели, потом одним рывком отбросил одеяло, в кромешной темноте, практически на ощупь, натыкаясь на мебель, пробрался к инструменту и разрешил аккорд. Через минуту композитор спал сном младенца.

Занимательные факты из жизни композиторов повышают интерес детей к музыке. При всей популярности Чайковского, мало кто знает, что Антон Чехов посвятил композитору свой сборник рассказов «Хмурые люди». И у них даже были планы написать оперу на сюжет лермонтовской «Бэлы». Но не случилось. Поэтому, рассказывая о нём, я нередко увлекаюсь творчеством Чехова и обычно остаюсь довольна результатом. Дети любят, когда уроки перетекают друг в друга. А учителя, надо сказать, к этому стремятся.

Творчество является не только уделом избранных гениев. Большая часть того, что нас окружает, сделана и спроектирована неизвестно кем и в силу быстро изменяющихся к творчеству - задача педагога. Именно педагог своими знаниями и умениями способен показать ребенку, на что он способен и кем он сможет стать в жизни. Эти задачи стоят перед каждым педагогом, в том числе и музыкальным педагогом. От того, насколько умело и талантливо будет педагог обучать своих учеников, зависит решение этих задач.

Литература

1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой //Музыкальная жизнь. - 1985.-№17.

2. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и .... образовании. -М., 1973.-239с.

3. Асафьев Б. О музыкально-творческих навыках у детей. - Л., 1973.-220с.

4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность и проблема творчества. -Ростов н/Д., 1983.-321с.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1996.-190с.

6. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.-265с.

7. Ветлутина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. -М., 1976.-254с.

8. Вопросы музыкальной педагогики. - Вып.1.- М., 1979. - 265с.

9. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1965.-350с. Ю.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.-290с.

10.Готсдинер А. Дидактические основы музыкального развития учащихся//Вопросы музыкальной педагогики.-Вып. 1.-М., 1980






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!