Творческие задания на уроке географии.
Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время.
№ | Раздел, тема. | Название, содержание работы. |
1. | Введение. | Придумай и нарисуй эмблему науки «География». |
2. | Путешествия и географические открытия. | 1.«Гости из прошлого». Класс делится на 3 команды путешественников во времени: экипаж экспедиции Колумба, экипаж экспедиции Магеллана, экипаж экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева и группа сотрудников Института времени. Сотрудники Института времени экипажам задают вопросы, связанные с историей данных экспедиций. В случае ошибочного ответа команда путешественников во времени может: 1) продолжить путешествие , оставив в «плену» своего спутника; 2) попытаться выкупить «пленника», ответив на дополнительный вопрос; 3) воспользоваться подсказкой группы сотрудников Института времени. Выигрывает команда, давшая наибольшее количество правильных ответов с наименьшими потерями членов экипажа. 2. «Фома Неверующий». Используя тексты, содержащие ошибочные с точки зрения истории развития географических знаний утверждения, найдите ошибки исправьте их. Около 100 лет назад люди научились делать парусные суда, что сразу повлияло на дальнейшие исследования материков и океанов. (Люди начали строить парусные суда несколько тысяч лет назад. Посылаю вам копию древней географической карты, составленной ещё великим Птолемеем более 7 тысяч лет назад. (Птолемей составил свою географическую карту около 1700 лет назад) В самый разгар Великих географических открытий XVII столетия, Мартин Бехайм создал первый в истории человечества глобус. (Мартин Бехайм создал глобус в XV веке) Этот памятный знак сооружён в честь испанских моряков, которые в XI веке обогнули Африку и открыли морской путь в Индию. (Морской путь в Индию открыт португальцами в XV веке). Первое кругосветное путешествие Христофора Колумба длилось с 1529 по 1532г, им была доказана шарообразность Земли. (Первое кругосветное плавание совершила экспедиция Ф.Магеллана, которое продолжалось с 1519 по 1522г.) Только в начале XV века англичане высадились на австралийском берегу. (На берег Австралии первые мореплаватели высадились только в начале XVII века, это были не англичане, а голландцы). Первооткрывателями самого далёкого материка – Антарктиды – стали наши соотечественники. Экспедиция под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева открыла Антарктиду в 1821г.) Тем ученикам, которые сумели найти географические ошибки и верно их исправить присуждается звание «Фома Неверующий». |
3 | Развитие географических знаний о Земле. | «Загадки старинных карт». Сравните древнюю карту Эратосфена и современную карту. Установите, какие географические объекты древние греки называли: остров Альбион, остров Йерне, пролив Геркулесовых столбов, Понт Эвксинский, остров Тапробан. (Остров Великобритания, остров Ирландия, Гибралтарский пролив, Чёрное море, остров Шри – Ланка) |
4. | Виды изображений поверхности Земли. | «Необитаемый остров в подарок». Некий фантастический персонаж попросил найти для него необитаемый остров, где он мог бы спокойно жить. Вообразите и вычертите план острова, который бы вы хотели подарить этому существу. Условие: дайте название острову и поместите на плане не менее семи различных объектов. |
5. | План местности. | «Путь богатыря» Изобразите путь Ильи Муромца условными знаками: Илья Муромец сел на доброго коня и выехал из деревни. Проехав по грунтовой дороге мимо ветряной мельницы, через поле, он въехал в смешанный лес. Узкая тропинка привела его на перепутье, откуда направо шла просека, ведущая к домику лесника, налево – тропа к болоту, а прямо по мосту через реку дорога шла к роднику с живой водой. |
6. | Форма и размеры Земли. | « А всё – таки Земля круглая». Известный персонаж Волька из сказки «Старик Хоттабыч» так рассказал о форме Земли: «Если бы Земля была шаром, воды стекли бы с неё вниз, а растения засохли бы. Земля имела и имеет форму плоского диска и омывается со всех сторон величественной рекой, называемой «океан». Земля покоится на шести слонах, а те стоят на огромной черепахе. Вот так устроен мир, о учительница!» Сформулируйте своё мнение о данном рассказе, обоснуйте собственную позицию. Приведите доказательства. |
7. | Географическая карта. | «Служба спасения». Вы – руководитель команды спасателей. Вам поступают сообщения от попавших в опасные ситуации и терпящих бедствие людей с просьбой о помощи. В каждом сообщении содержатся лишь координаты места. Ваша задача: определить по координатам район, где произошло стихийное бедствие, предположить характер самого бедствия, перечислить средства и приспособления, необходимые для спасения людей. Координаты места предполагаемого стихийного бедствия: 0 ш. 30 з.д. 30 ю.ш. 140 в.д. 35 с.ш. 135 в.д. 10 с.ш. 125 в.д. 80 с.ш. 120 в.д. 45 с.ш. 75 в.д. 30 с.ш. 0 д. 60 с.ш. 75 в.д. 60 с.ш. 59 в.д. 40с.ш. 120 з.д. Перечень стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, с которыми будут сталкиваться «команды спасателей»: шторм на море; лесной пожар; оползень извержение вулкана; цунами; вмерзание судна в лёд; снежная лавина; песчаная буря; увязание в болоте; 10.потеря ориентации в пещере. Побеждает команда, которая наиболее точно установит соответствие и аргументирует свой выбор. |
8. | Земные оболочки. Литосфера. | «Хозяйка Медной горы». Составь описание одной из горных пород Свердловской области от лица самой горной породы. Начните словами: «Здравствуйте, я - ...» |
9. | Земные оболочки. Гидросфера. | 1.«Попутный ветер». Совершите воображаемое путешествие на паруснике из порта с координатами 21 с.ш. 73 в.д. Вам необходимо как можно быстрее прибыть в порт с координатами 7 ю.ш. 39 в.д. По карте установите: как называются эти порты; в какое время должно быть предпринято это путешествие; какие природные факторы будут мешать морякам? 2. «Дорог каждый шаг». Класс делится на экипажи спасательных морских судов, каждый экипаж выбирает капитана и путём жеребьёвки порт приписки для каждого корабля: Санкт – Петербург, Москва, Владивосток. Командам вручаются «бортовые журналы» и задание: в Индийском океане в точке с координатами 30 ю.ш. 80 в.д. терпит бедствие батискаф с российскими учёными, производившими океанографические исследования. Аппараты и приспособления, способные оказать помощь находятся на трёх кораблях российского флота. Экипажам требуется составить маршрут плавания своего корабля за кратчайшее время. Описания маршрутов заносятся в бортовые журналы, в которых указывается: 1) порт приписки корабля; 2) океаны, моря, заливы, проливы, через которые пролегает маршрут плавания; 3) материки, полуострова и острова, мимо которых проложен маршрут. После завершения работы капитаны рассказывают классу о составленных маршрутах. |
10. | Воды суши. | «Путешествие капельки – невидимки». Прочитайте послание от капельки – путешественницы. Обозначьте на контурной карте все описанные капелькой географические объекты. - Я – маленькая капелька – невидимка. Однажды я пролилась с дождём на поверхность самого глубокого озера мира. Из этого озера я выбралась по единственной вытекающей из него реке и попала в крупнейшую из рек России, впадающих в Северный Ледовитый океан. С поверхности океана я испарилась и вместе с моими сёстрами – капельками образовала облако. Это облако перенёс ветер, и я пролилась с дождём на Русскую равнину. Дождевая вода просочилась в грунтовые воды. Грунтовые воды попали в большую реку, впадающую в море – озеро. Из этого моря – озера я снова испарилась, попала в облако, и ветер перенёс это облако далеко к берегам большой реки, начинающейся от слияния рек Бия и Катунь. Долго рассказывать обо всех моих путешествиях, но после я ещё успела побывать в водах самого солёного в мире моря – озера, проплыть по самой длинной реке Африки, упасть с высоты самого высокого в мире водопада и искупаться в самой полноводной реке на планете. Путешествие заняло очень много времени, но вот теперь я в качестве невидимой частицы пара обитаю в этом классе. Очень прошу каждого из вас отыскать и отметить на карте все места, где я успела побывать за время пути. Удачи вам! ( Озеро Байкал, река Ангара, река Енисей, река Волга, река Обь, Мёртвое море, река Нил, водопад Анхель, река Амазонка) |
11. | Земные оболочки. Атмосфера. | «У природы нет плохой погоды». Создай коллекцию народных примет, с помощью которых предсказывают погоду. |
12. | Погода. Климат. | «Атмосферные явления». Составьте электронную презентацию. На слайдах: укажите название презентации, дайте определение данному явлению, его иллюстрация и картосхема, где данное явление наблюдалось, интересная информация об этом явлении, о природе его формирования. |
13. | Человек – часть биосферы. | «У природы в гостях». Вы – участники конференции о принятии «Закона о природе». Сформулируйте пять главных правил поведения в природе и обоснуйте свой выбор. |
14. | Разнообразие животных на Земле. | «Вернисаж». Готовя рекламный проспект для туристической фирмы, художник постарался изобразить все уголки земного шара: он нарисовал боливийца рядом с мохнатым яком, египтянина верхом на слоне, монгола, ведущего в поводу северного оленя, жителя Мьянмы, надевающего седло на верблюда, и финна, расчёсывающего густую шерсть ламы. Однако директор фирмы не принял работу, сказав, что здесь нет ни слова правды. Что он имел в виду? Исправьте ошибки художника. (в проспекте боливиец должен быть изображён рядом с ламой, египтянин с верблюдом, монгол – с яком, житель Мьянмы – со слоном, финн – с северным оленем) |
15. | Стихийные природные явления. | Проект «Моя планета» |