СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческие задания

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Творческие задания»


Творческие задания на уроке географии.



Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время.

Задачи:

  • содействие более эффективному усвоению изучаемого материала;

  • оценка уровня знаний учащихся в эмоционально приемлемой для них форме;

  • формирование у учащихся умения работать в команде, вести дискуссию, уважать чужое мнение;

  • формирование у учащихся умения принимать самостоятельное решение в проблемной ситуации;

  • создание вокруг ребёнка игровой ситуации, способствующей разрешению его эмоциональных и коммуникативных проблем, решению актуальных задач его личностного роста.















6 класс.


Раздел, тема.

Название, содержание работы.


1.

Введение.

Придумай и нарисуй эмблему науки «География».


2.

Путешествия и географические открытия.

1.«Гости из прошлого».

Класс делится на 3 команды путешественников во времени: экипаж экспедиции Колумба, экипаж экспедиции Магеллана, экипаж экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева и группа сотрудников Института времени. Сотрудники Института времени экипажам задают вопросы, связанные с историей данных экспедиций. В случае ошибочного ответа команда путешественников во времени может: 1) продолжить путешествие , оставив в «плену» своего спутника; 2) попытаться выкупить «пленника», ответив на дополнительный вопрос; 3) воспользоваться подсказкой группы сотрудников Института времени. Выигрывает команда, давшая наибольшее количество правильных ответов с наименьшими потерями членов экипажа.


2. «Фома Неверующий».

Используя тексты, содержащие ошибочные с точки зрения истории развития географических знаний утверждения, найдите ошибки исправьте их.

  1. Около 100 лет назад люди научились делать парусные суда, что сразу повлияло на дальнейшие исследования материков и океанов. (Люди начали строить парусные суда несколько тысяч лет назад.

  2. Посылаю вам копию древней географической карты, составленной ещё великим Птолемеем более 7 тысяч лет назад. (Птолемей составил свою географическую карту около 1700 лет назад)

  3. В самый разгар Великих географических открытий XVII столетия, Мартин Бехайм создал первый в истории человечества глобус. (Мартин Бехайм создал глобус в XV веке)

  4. Этот памятный знак сооружён в честь испанских моряков, которые в XI веке обогнули Африку и открыли морской путь в Индию. (Морской путь в Индию открыт португальцами в XV веке).

  5. Первое кругосветное путешествие Христофора Колумба длилось с 1529 по 1532г, им была доказана шарообразность Земли. (Первое кругосветное плавание совершила экспедиция Ф.Магеллана, которое продолжалось с 1519 по 1522г.)

  6. Только в начале XV века англичане высадились на австралийском берегу. (На берег Австралии первые мореплаватели высадились только в начале XVII века, это были не англичане, а голландцы).

  7. Первооткрывателями самого далёкого материка – Антарктиды – стали наши соотечественники. Экспедиция под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева открыла Антарктиду в 1821г.)


Тем ученикам, которые сумели найти географические ошибки и верно их исправить присуждается звание «Фома Неверующий».


3

Развитие географических знаний о Земле.

«Загадки старинных карт».

Сравните древнюю карту Эратосфена и современную карту. Установите, какие географические объекты древние греки называли: остров Альбион, остров Йерне, пролив Геркулесовых столбов, Понт Эвксинский, остров Тапробан.

(Остров Великобритания, остров Ирландия, Гибралтарский пролив, Чёрное море, остров Шри – Ланка)


4.

Виды изображений поверхности Земли.

«Необитаемый остров в подарок».

Некий фантастический персонаж попросил найти для него необитаемый остров, где он мог бы спокойно жить. Вообразите и вычертите план острова, который бы вы хотели подарить этому существу. Условие: дайте название острову и поместите на плане не менее семи различных объектов.


5.

План местности.

«Путь богатыря»

Изобразите путь Ильи Муромца условными знаками:

Илья Муромец сел на доброго коня и выехал из деревни. Проехав по грунтовой дороге мимо ветряной мельницы, через поле, он въехал в смешанный лес. Узкая тропинка привела его на перепутье, откуда направо шла просека, ведущая к домику лесника, налево – тропа к болоту, а прямо по мосту через реку дорога шла к роднику с живой водой.


6.

Форма и размеры Земли.

« А всё – таки Земля круглая».

Известный персонаж Волька из сказки «Старик Хоттабыч» так рассказал о форме Земли:

«Если бы Земля была шаром, воды стекли бы с неё вниз, а растения засохли бы. Земля имела и имеет форму плоского диска и омывается со всех сторон величественной рекой, называемой «океан». Земля покоится на шести слонах, а те стоят на огромной черепахе. Вот так устроен мир, о учительница!»


Сформулируйте своё мнение о данном рассказе, обоснуйте собственную позицию. Приведите доказательства.


7.

Географическая карта.

«Служба спасения». Вы – руководитель команды спасателей. Вам поступают сообщения от попавших в опасные ситуации и терпящих бедствие людей с просьбой о помощи. В каждом сообщении содержатся лишь координаты места. Ваша задача: определить по координатам район, где произошло стихийное бедствие, предположить характер самого бедствия, перечислить средства и приспособления, необходимые для спасения людей.

Координаты места предполагаемого стихийного бедствия:

0 ш. 30 з.д. 30 ю.ш. 140 в.д.

35 с.ш. 135 в.д. 10 с.ш. 125 в.д.

80 с.ш. 120 в.д. 45 с.ш. 75 в.д.

30 с.ш. 0 д. 60 с.ш. 75 в.д.

60 с.ш. 59 в.д. 40с.ш. 120 з.д.

Перечень стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, с которыми будут сталкиваться «команды спасателей»:

  1. шторм на море;

  2. лесной пожар;

  3. оползень

  4. извержение вулкана;

  5. цунами;

  6. вмерзание судна в лёд;

  7. снежная лавина;

  8. песчаная буря;

  9. увязание в болоте;

10.потеря ориентации в пещере.

Побеждает команда, которая наиболее точно установит соответствие и аргументирует свой выбор.


8.

Земные оболочки. Литосфера.

«Хозяйка Медной горы».

Составь описание одной из горных пород Свердловской области от лица самой горной породы. Начните словами: «Здравствуйте, я - ...»


9.

Земные оболочки. Гидросфера.

1.«Попутный ветер».

Совершите воображаемое путешествие на паруснике из порта с координатами 21 с.ш. 73 в.д. Вам необходимо как можно быстрее прибыть в порт с координатами 7 ю.ш. 39 в.д. По карте установите: как называются эти порты; в какое время должно быть предпринято это путешествие; какие природные факторы будут мешать морякам?


2. «Дорог каждый шаг».

Класс делится на экипажи спасательных морских судов, каждый экипаж выбирает капитана и путём жеребьёвки порт приписки для каждого корабля: Санкт – Петербург, Москва, Владивосток. Командам вручаются «бортовые журналы» и задание: в Индийском океане в точке с координатами 30 ю.ш. 80 в.д. терпит бедствие батискаф с российскими учёными, производившими океанографические исследования. Аппараты и приспособления, способные оказать помощь находятся на трёх кораблях российского флота. Экипажам требуется составить маршрут плавания своего корабля за кратчайшее время. Описания маршрутов заносятся в бортовые журналы, в которых указывается: 1) порт приписки корабля; 2) океаны, моря, заливы, проливы, через которые пролегает маршрут плавания; 3) материки, полуострова и острова, мимо которых проложен маршрут. После завершения работы капитаны рассказывают классу о составленных маршрутах.


10.

Воды суши.

«Путешествие капельки – невидимки».

Прочитайте послание от капельки – путешественницы. Обозначьте на контурной карте все описанные капелькой географические объекты.


- Я – маленькая капелька – невидимка. Однажды я пролилась с дождём на поверхность самого глубокого озера мира. Из этого озера я выбралась по единственной вытекающей из него реке и попала в крупнейшую из рек России, впадающих в Северный Ледовитый океан. С поверхности океана я испарилась и вместе с моими сёстрами – капельками образовала облако. Это облако перенёс ветер, и я пролилась с дождём на Русскую равнину. Дождевая вода просочилась в грунтовые воды. Грунтовые воды попали в большую реку, впадающую в море – озеро. Из этого моря – озера я снова испарилась, попала в облако, и ветер перенёс это облако далеко к берегам большой реки, начинающейся от слияния рек Бия и Катунь.

Долго рассказывать обо всех моих путешествиях, но после я ещё успела побывать в водах самого солёного в мире моря – озера, проплыть по самой длинной реке Африки, упасть с высоты самого высокого в мире водопада и искупаться в самой полноводной реке на планете.

Путешествие заняло очень много времени, но вот теперь я в качестве невидимой частицы пара обитаю в этом классе. Очень прошу каждого из вас отыскать и отметить на карте все места, где я успела побывать за время пути. Удачи вам!

( Озеро Байкал, река Ангара, река Енисей, река Волга, река Обь, Мёртвое море, река Нил, водопад Анхель, река Амазонка)

11.

Земные оболочки. Атмосфера.

«У природы нет плохой погоды».

Создай коллекцию народных примет, с помощью которых предсказывают погоду.


12.

Погода. Климат.

«Атмосферные явления».

Составьте электронную презентацию. На слайдах: укажите название презентации, дайте определение данному явлению, его иллюстрация и картосхема, где данное явление наблюдалось, интересная информация об этом явлении, о природе его формирования.


13.

Человек – часть биосферы.

«У природы в гостях».

Вы – участники конференции о принятии «Закона о природе». Сформулируйте пять главных правил поведения в природе и обоснуйте свой выбор.


14.

Разнообразие животных на Земле.

«Вернисаж».

Готовя рекламный проспект для туристической фирмы, художник постарался изобразить все уголки земного шара: он нарисовал боливийца рядом с мохнатым яком, египтянина верхом на слоне, монгола, ведущего в поводу северного оленя, жителя Мьянмы, надевающего седло на верблюда, и финна, расчёсывающего густую шерсть ламы. Однако директор фирмы не принял работу, сказав, что здесь нет ни слова правды. Что он имел в виду? Исправьте ошибки художника.

(в проспекте боливиец должен быть изображён рядом с ламой, египтянин с верблюдом, монгол – с яком, житель Мьянмы – со слоном, финн – с северным оленем)


15.

Стихийные природные явления.

Проект «Моя планета»















7 класс


Раздел, тема.

Название, содержание работы.



1.

Литосфера и рельеф Земли.

«Машина времени».

Учащимся предлагается мысленно перенестись на 100 000 000 лет вперёд, и предположить, какой станет Земля через данный промежуток времени. Составьте описание планеты в небольшом творческом отчёте.



2

Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы.

«SOS».

Класс поделён на группы спасателей, которые по содержанию радиограммы должны определить остров для оказания помощи.

Тексты радиограмм.

  1. Уже 2 года я нахожусь на острове где – то в Тихом океане. Координаты острова установить не могу. Мой остров явно имеет коралловое происхождение. Климат на острове тёплый и влажный. Температура в январе выше, чем в июле. Осадки выпадают достаточно равномерно, но наибольшее их количество приходится на декабрь и январь. Среднегодовая температура + 25 С. Средняя солёность океана – 35 %. У берегов острова постоянно плавает множество коралловых рыбок. С севера и запада мой остров омывается водами тёплого течения. Пожалуйста, отыщите меня.

  2. Уже 2 года я нахожусь на необитаемом острове где – то в Индийском океане. Координаты острова установить не могу. Мой остров явно имеет коралловое происхождение. Рядом находятся другие подобные ему острова. Климат на острове жаркий и достаточно влажный. Суточная амплитуда температур больше годовой. Осадков выпадает очень много. Среднегодовая температура + 28 С. Средняя солёность воды – 35%. У берегов острова постоянно плавает множество акул, встречается рыба – меч. С запада мой остров омывается водами холодного течения, с юга – водами тёплого течения. Пожалуйста, отыщите меня.

  3. Уже 2 года я нахожусь на необитаемом острове где – то в Атлантическом океане. Координаты острова установить не могу. Рядом с моим островом расположены другие подобные ему острова. Климат на острове тёплый и влажный. Температура в июле выше, чем в другие месяцы года. Осадки выпадают равномерно в течение года. Среднегодовая температура + 20 С. Средняя солёность океана – 36%. Вокруг острова много водорослей, что является хорошей кормовой базой для трески. С запада мой остров омывается водами тёплого течения. Пожалуйста, отыщите меня.

  4. Уже 2 года я нахожусь на необитаемом острове где – то в Тихом океане. Координаты острова установить не могу. Климат на острове умеренный. Максимальная температура наблюдается в июле. Среднегодовая температура + 5 С. Средняя солёность океана – 32 – 33 %. Мимо острова часто проплывают морские котики. На прибрежных скалах много птичьих базаров. К западу от острова проходит холодное течение, идущее с северо – востока на юго – запад. Пожалуйста, отыщите меня.

  5. Уже 2 года я нахожусь на острове где – то в Тихом океане. Координаты острова установить не могу. Цепь островов, к которым относится и мой остров протянулась с севера на юг. Рядом с ними расположена глубокая впадина. Климат на острове тёплый. Наивысшая температура наблюдается в январе. Среднегодовая температура + 20 С. Средняя солёность океана – 35%. Вокруг острова часто проплывают тунцы. С севера и запада мой остров омывается водами тёплого течения. Пожалуйста, отыщите меня.



3.

Океаны. Индийский океан.

«Лоция Индийского океана».

Вы – учёные – исследователи природы океана.

Используя различные источники информации составьте лоцию Индийского океана. Лоция (с голландского – вести корабль) предназначенное для мореплавателей описание океана. Для оформления контурной карты придумайте свои условные знаки.



4.

Африка.

«Спасите центавриан».

Международный союз цивилизаций обратился е ООН с просьбой принять на Земле около 10 млн. беженцев с одной из планет системы альфа Центавра, на которой произошла экологическая катастрофа. ООН приняла решение, что все они будут находиться в Африке. Существуют чёткие параметры, которым должна соответствовать местность, предназначенная для размещения центавриан: 1) только равнинный рельеф; 2) влажный климат; 3) температура от +10 до +24; 4)наличие крупных рек; 5) большая площадь лесов; 6) отсутствие вулканов и возможности землетрясений.

Класс делится на группы – экипажи научно – исследовательских кораблей. Они получают задание: составить докладную записку, в которой указывают район наиболее приемлемый для расселения центавриан, и район, в которых их проживание полностью исключено. Докладные записки учащиеся оформляют в «бортжурнале» и докладывают результаты исследования всем участникам.



5.

Австралия.

«Это надо знать».

Составь памятку путешественнику, отправляющемуся в Австралию.



6.

Океания.

«Остров острову рознь».

По характеристике определите, к какой группе островов они относятся: коралловые, вулканические, материковые.

  1. Эти небольшие по площади острова, имеющие высоту всего 2-3 метра над уровнем моря. Часто во время штормов через них перекатываются волны (коралловые)

  2. У этих островов чаще всего большая абсолютная высота. На наветренных склонах их гор выпадает много осадков. В горах наблюдается высотная поясность (вулканические)

  3. Эти острова образовались сравнительно недавно. Их органический мир довольно беден. Чаще они бывают расположены близко к экватору (коралловые)

  4. Это – атоллы. Они являются местом гнездовий морских птиц, обиталищем крабов и многих других животных, ведущих земноводный образ жизни (коралловые)

  5. На этих больших по площади островах есть и высокие горы и низменные равнины. Органический мир этих островов наиболее разнообразен (материковые)

  6. Эти острова наиболее сейсмически активны (вулканические)

  7. На этих островах земная кора сформировалась довольно давно и состоит из трёх чётко выраженных слоёв: осадочного, гранитного и базальтового (материковые)

  8. На этих низменных островах растут преимущественно кокосовые пальмы и кустарники, приспособленные к сильным, насыщенным влагой и морской солью ветрам (коралловые)

  9. Эти острова часто образуются в результате опускания участков материков (материковые)

  10. Из – за малых размеров этих островов и их редкого населения некоторые страны испытывают на них ядерное оружие (коралловые)



7.

Природные зоны Южной Америки.

« В путь – дорожку».

Совершите воображаемое путешествие в сельву, саванну или пампу и подготовьте рассказ в форме дневника.



8.

Южные материки.

«Пальма первенства».

Учащиеся вытягивают из коробки карточку с характеристикой материка, в которой содержится некий географический планетарный рекорд. Необходимо определить, какому из южных материков она принадлежит. Если ответ верный, то учащийся «сажает» пальму на территорию этого материка.

Вопросы:

  1. Самый маленький по площади материк Земли.

  2. Самый засушливый материк Земли.

  3. Материк с самым холодным на Земле климатом.

  4. Материк с самым жарким на Земле климатом.

  5. Самый большой по площади из южных материков.

  6. Материк с самым влажным климатом.

  7. Материк, наиболее удалённый от других материков.

  8. Самый высокий материк Земли.

  9. Наименее сейсмически активный материк Земли.

10. Материк с самой большой в мире пустыней.

11. Материк с самыми сильными в мире ветрами.

12. Материк с самым высоким в мире водопадом.

13. Материк с самой длинной в мире рекой.

14. Материк с самыми глубокими в южном полушарии озёрами.

15. Материк с самым высоким в мире действующим вулканом.

16. Материк с самым маленьким числом природных зон.

17. Материк с самым большим числом эндемичных животных и растений

18. Материк с самой полноводной рекой.

19. Материк с самым большим количеством внутриконтинентальных разломов.

20. Материк с наименьшим количеством государств.

21. Материк, населённый наибольшим количеством народов и народностей.

22. Материк с самой короткой историей освоения.

23. Материк с наименьшим числом видов растений и животных.

24. Материк с наименьшей численностью коренного населения.

25. Материк с наибольшим запасом пресных вод.



9.

Рельеф Евразии.

« По Евразии на воздушном шаре».

В ваши руки попало описание путешествия на воздушном шаре, совершённого в позапрошлом веке знаменитым путешественником. К сожалению, описание неполное. Некоторые из географических объектов, мимо которых пролетал шар, описаны, но не названы. Участникам игры необходимо установить, о каких объектах идёт речь в описании, и нанести их на контурную карту.

Текст: Наш путь пролегал на восток над горами, отделяющими Пиренейский полуостров от Евразии (1). Мы летели над высокими горными хребтами, расположенными к северу от Апеннин (2). Затем мы пролетели над лесистым горным массивом, по форме напоминающим полумесяц (3). Наконец мы добрались до очень большой холмистой равнины, расположенной на одноименной платформе (4). К северу от нашего пути остались невысокие древние города – родина Викингов (5). На юге осталось море, которое в древности называлось Понт Эвксинский (6). Под нами проносились холмы Среднерусской возвышенности и мы знали, что там находится крупное месторождение железной руды (7). Далее мы отклонились к югу и пролетели над молодыми высокими горами (8) с двумя крупнейшими потухшими вулканами (9). Именно в этих горах разворачивалось действие поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Затем мы выровняли наш курс и продолжили движение на северо – восток, пролетев над низменностью, которая находится ниже уровня моря (10). После этого мы пересекли южную часть гор, протянувшихся от Северного Ледовитого океана до Туранской низменности (11). Теперь перед нами появились холмы Казахского мелкосопочника, к северу от которых лежит огромная равнина (12). Мы продолжили свой путь на восток и пролетели над горами, высочайшая точка которых называется Белуха (13). Недалеко располагалось одно из наиболее крупных месторождений каменного угля в России (14). Впереди маячили хребты красивейших гор Азии – Саян. Мы повернули строго на юг и пролетели над высочайшими горными хребтами (15). Мы сразу вспомнили русского исследователя этих гор, название которых составило вторую часть его фамилии. Наконец мы оказались над самым высоким нагорьем мира (16). Здесь из – за разреженности воздуха нам пришлось надеть кислородные маски. Хотя мы находились на высоте 8км. над уровнем моря, наша корзина почти касалась дном горных вершин. Кое – как мы перевалили через самые высокие в мире горы, окаймляющие это нагорье с юга (17), и стали опускаться на низменность, поросшую густым, влажным тропическим лесом (18). Внизу ясно виднелась одна из крупнейших рек Евразии (19). К югу от этой низменности, на полуострове Индостан, расположено крупное плоскогорье (20). На этом плоскогорье и закончился наш полёт.


10.


Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки.

«В путь по Кордильерам».

Составьте маршрут путешествия по Кордильерам и опишите те объекты, которые предлагается показать туристам в горах.


«В путь по Кордильерам».

Составьте маршрут путешествия по Кордильерам и опишите те объекты, которые предлагается показать туристам в горах.


11.

Антарктида.

«Туризм в Антарктиде».

Класс делится на группы – представителей туристической фирмы, которым разрешается проводить туры по Антарктиде с тем, чтобы часть прибыли шла на организацию исследований материка и охрану его природы. Используя учебник, атлас, дополнительную литературу, интернет – ресурсы команды готовят рекламу тура по Антарктиде. В рекламе должны содержаться следующие сведения: название турфирмы, способ доставки туристов в Антарктиду и способ их перемещения по материку, продолжительность тура, описание маршрута и основных достопримечательностей, посещение которых планируется, оборудование и снаряжение, которыми располагает турфирма, стоимость экскурсии с обоснованием.

После выполнения задания турменеджеры по очереди предлагают одноклассникам принять участие в туре по Антарктиде, организуемом именно их турфирмой. Учащиеся выбирают и записываются в наиболее понравившийся им тур.

Победителями становится турфирма, которую выбрало большинство желающих. Они получают лицензию на право осуществления туристического бизнеса в Антарктиде.



12.

Обобщающий урок.

Парад континентов.

Нарисуй герб материка и защити его.

Проект «Портрет Земли».