Творческие задания развития интереса у обучающихся к изучению раздела «Растения» школьного курса биологии
Введение
Глава I. Развитие интереса как элемента обучения биологии в школе
1.1. Формирование интереса у обучающихся как педагогическая проблема
1.2.Роль творческих заданий в развитии интереса к изучению биологии
1.3. Характеристика творческих заданий по биологии, направленных на развитие интереса
Глава II. Творческие задания развития интереса у обучающихся к изучению раздела «Растения» школьного курса биологии
2.1. Теоретическая модель развития интереса у обучающихся к изучению раздела «Растения»
2.2. Методика применения творческих заданий по разделу «Ботаника», направленные на развитие интереса у обучающихся
2.3. Экспериментальное обоснование эффективности творческих заданий по развитию интереса в условиях экспериментального исследования
Выводы
Практические рекомендации
Литература
Приложение
Введение
Актуальность исследования.
Вопросы развития познавательных интересов у учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из труднейших и важнейших задач дидактики, как была, так и остается проблема воспитания познавательного интереса.
Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательностью, направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы, он содействует проникновению личности в сущностные связи, отношения, закономерности познания. Родоначальником научного подхода к проблеме познавательного интереса следует считать Я.А.Коменского, который писал в "Великой дидактике", что "...нужно прежде всего возбудить у школьников серьезную любовь к предмету, доказав его превосходство, приятность".[Коменский Я.А.6 Великая дидактика\\ Я.А.Каменский, Из-во: М.: Педагогика,-2013г.-260с.]
Данная проблема отражена в работах И.Г. Песталоцци, отмечающего, что школа должна организовать многостороннюю деятельность детей, развивающую их "ум, сердце и руки", опираясь на стойкие познавательные интересы. Познавательный интерес имеет огромную побудительную силу: он заставляет активно стремиться к познанию, активно искать способы и средства удовлетворения возникающей у него жажды знаний. Так же значимость познавательного интереса осознавали классики зарубежной педагогики Ж.Ж. Руссо, Д. Локк. Они считали познавательный интерес важнейшим средством к познанию. Утверждая ценность познавательного интереса как фактора процесса обучения, необходимо обратить внимание и на то, что под его влиянием активизируются не только указанные процессы, он активизирует всю познавательную деятельность, в целом . Проблема интереса волновала мыслителей XVIII века. К поиску новых путей усвоения знаний были привлечены образованные люди –И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович.По словам И.И. Бецкого, "... природу детей нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению". [И.И.Бецкой: Привилегия и Устав Императорской Академии\\Бецкой И.И. Издание: Книга по Требованию-2012г] "Необходимо избавить учеников от жалостного мучения, от зубрежки и наказаний" –считал Ф.И. Янкович.[ С. В. Рождественский, «Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII—XIX веках», т. I\\С.В.Рождественский-СПб., 2012 г.-287с.]
Линия связи интереса с нравственным воспитанием отчетливо прослеживается во взглядах Н.И. Новикова, который отмечал важность развития у детей любопытства, приобщающего их к знаниям. Идею о роли интереса в обучении в ряде своих статей развил Д.И. Писарев. Рассматривая динамику интереса, он говорил о двух его сторонах – об интересе как занимательности, и об интересе серьезном. Воспитание серьезного интереса Д.И. Писарев видел в постепенном переходе от наглядных представлений к абстрактным обобщениям.[ Цыбенко В.А. Мировоззрение Д. И. Писарева. — М.: Изд-во Московского университета. 2009. — 352 с.]
К.Д. Ушинским была разработана психолого-педагогическая теория интереса в обучении, на основе учета возрастных и психических особенностей детей. Видя в интересе основную движущую силу познания, он подчеркивал, что "воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет". [Волков В. А., Куликова М. В., Логинов В. С. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки. — М.: Янус-К; Московские учебники и картолитография, 2006. ] В конце XIX – начале XX века теория и практика проблемы интереса обогащается работами известных педагогов А.И. Анастасиева, К.В Ельницкого, П.Ф. Каптерева. Для развития интереса необходимы наглядность, повторение уроков с новой точки зрения, разнообразие видов, методов, форм, способов и приемов преподавания.А.И. Анастасиеву принадлежит одно из первых, вышедших отдельными изданием, исследований по интересу в обучении, в котором весь процесс обучения раскрывается через интерес.[Абдрашитова Э.А. Историко-педагогическое наследие педагога-практика Андрея Ивановича Анастасиева (1852-1914) / Э. А. Абдрашитова. - Набережные Челны : Камская гос. инженерно-экономическая акад., 2009. - 68 с.]
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования способствую совершенствованию подготовке высокообразованной, интеллектуально развитой личности.
Таким образом , проблема формирования интереса широко рассмотрена в психолого-педагогической литературе, в том числе и в теории школьного образования. Важной до сегодняшнего дня остается проблема поиска путей, средств развития познавательного интереса. На наш взгляд, эффективным средством развития познавательного интереса учащихся является использование в учебном процессе творческих заданий.
Цель исследования: выявление творческих заданий, обеспечивающих развитие познавательного интереса у обучающихся к изучению раздела «Растения» школьного курса биологии.
Объект исследования: развитие познавательного интереса у обучающихся к изучению раздела «Растения» школьного курса биологии
Предмет исследования: Творческие задания развития интереса у обучающихся к изучению раздела «Растения» школьного курса биологии
Гипотеза исследования: процесс развития интереса у обучающихся к изучению раздела «Растения» школьного курса биологии будет эффективным, если:
- будут определены Творческие задания развития интереса у обучающихся к изучению раздела «Растения» школьного курса биологии;
- будет использована методика применения творческих заданий по разделу «Ботаника», направленные на развитие интереса у обучающихся;
Задачи исследования:
1.Выявить сущность познавательного интереса , выделить его основные компоненты, развитие которых происходит в процессе изучения раздела «Растения» школьного курса биологии.
2.Обосновать роль творческих заданий в развитии интереса к изучению биологии
3.Разработать методику применения творческих заданий по разделу «Ботаника», направленные на развитие интереса у обучающихся
4.Экспериментально обосновать эффективность творческих заданий по развитию интереса в условиях экспериментального исследования
Выводы:
1.Выявили сущность познавательного интереса, она заключается в избирательной направленности личности, обращенной к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Это устойчивое образование, которое в ходе. увлеченной деятельности уже не нуждается во внешней стимуляции и как бы самоподкрепляется.
2. Обосновали роль творческих заданий в развитии интереса к изучению биологии, она заключается в следующем: творческие задания создают для учащихся ситуации, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое.
3. Разработали методику применения творческих заданий по разделу «Ботаника», направленные на развитие интереса у обучающихся
4. Экспериментально доказали эффективность творческих заданий по развитию интереса в условиях экспериментального исследования
Теоретическая значимость исследования: обобщены подходы исследователей по проблеме развития интереса у обучающихся к изучению раздела «Растения» школьного курса биологии.
Научная новизна исследования:
1.Поставлена и решена на научно-теоретическом уровне проблема развития интереса у обучающихся к изучению раздела «Растения» школьного курса биологии.
2.Раскрыта сущность, роль и характеристика творческих заданий , дополнен понятийно - терминологический аппарат, описывающий развития интереса у обучающихся к изучению раздела «Растения» школьного курса биологии.
3.Определены творческие задания эффективного развития интереса на уроках ботаники.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны творческие задания развития интереса у обучающихся к изучению раздела «Растения» школьного курса биологии и выделены методические рекомендации педагогу по данной проблеме.
Положения, выносимые на защиту:
1.Понятие о познавательном интересе
2.Характиристика и роль творческих заданий
3. Обоснование теоретической модели развития интереса у обучающихся к изучению раздела «Растения»
4. Раскрытие методики применения творческих заданий по разделу «Ботаника», направленные на развитие интереса у обучающихся
5. Экспериментальное доказательство эффективности творческих заданий по развитию интереса в условиях экспериментального исследования
Глава I. Развитие интереса как элемента обучения биологии в школе
1.1. Формирование интереса у обучающихся как педагогическая проблема
К.В. Ельницкий писал, что интерес – это условие успешного обучения, помогающее школьнику преодолевать трудности учения, доставляя удовольствие, возбуждая внимание. Автор высказывается против забавляющего обучения, отмечая, что это серьезный, самостоятельный труд. [Ярошевская Н. К., Жизнь и педагогическая деятельность К. В. Ельницкого, «Ученые записки Томского университета», 2000] Наиболее полно теория интереса отражена в книге П.Ф. Каптерева "Дидактические очерки", где имеется глава "Исторический очерк учения о детских интересах, его теория и практика". П.Ф. Каптерев трактовал интерес, как стремление к определенной деятельности, связанной с предметом. [П.Ф. Каптерев:"Дидактические очерки"\\П.Ф.Каптерёв, М.Просвещение-2006г.-135с] Особая роль в разработке проблемы интереса принадлежит Н.К. Крупской. Поставив перед новой школой задачу пробудить в учениках пытливый активный интерес к явлениям и фактам жизни, Надежда Константиновна требовала также, чтобы жизнь школы учитывала интересы детей, а учебно-воспитательная работа опиралась на них и обеспечивала их развитие. [Крупская Н. К. Педагогические сочинения в 10 т. Т.3. Обучение и воспитание в школе.-М: Изд-во АПН,2009г.-356с.]
Исследования, связанные с мотивацией учения, воспитанием у школьников познавательного интереса, нашли своё отражение в работах Г.И. Щукиной, Г.И.Морозовой и др. Для теоретического обоснования рассматриваемой проблемы, особого внимания заслуживают труды Г.И. Щукиной, в которых подчеркнута значимость развития познавательного интереса, как важнейшего образования личности, как самого энергичного стимулятора его деятельности. Рассматривая познавательный интерес, она отмечает, что он становится ценнейшим мотивом познавательной деятельности, в том случае, если школьник проявляет готовность, стремление совершенствовать свое учение.[Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. –М.: Педагогика, 2001. –205с]
Идею обучения, основанную на интересе, развивают П.И. Пидкасистый и Б.В. Горячев. В работе "Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы" они подчеркивают, что познавательный интерес обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Обучение эффективно лишь тогда, когда ученики проявляют интерес к знаниям. Опора на интерес повышает познавательную активность у школьников, сознательность в усвоении учебного материала, помогает более успешно самореализовываться в учебно-воспитательном процессе. [Пидкасистый, П.И., Горячев, Б.В.:" Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы." / П.И. Пидкасистый, Б.В. Горячев. - М., 2001г.-234с.]
Интерес детей привлекает очень многое и не обязательно из его личного опыта. Другие страны, другие народы, их культура и деятельность привлекают внимание школьника в достаточно сильной степени. Происходит колоссальное расширение умственного кругозора ребенка, тем самым развитие как личности.
Рассмотрим понятие «интерес» с различных позиций.
1) Интерес в социологии как реальная причина социальных действий, которая лежит в основе мотивов, идей и т. п.;[ Батурин В.К. Социология образования: учебное пособие для студентов вузов / В.К. Батурин. – М.:Юнити-дана , 2011. – 191 с.]
2) Интерес в психологии – это отношение личности к предмету как к чему-то привлекательному. Содержание и характер интереса связаны со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, а также с характером форм и средств освоения действительности [Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. М.: Аcadema, 2003. – 464 с.]
В сущности интереса отражается объективная действительность, то, что является для него наиболее ценным и значительным.
Г.И. Щукина считает, что если рассматривать интерес как педагогическую проблему, то можно утверждать, что он социально полезен представляет большую ценность для личности подрастающего человека, ведь благодаря интересу объективный мир становится школьнику не безразличным, а необходимым для его существования и развития [Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 2001. – 204 с.].
Как сложное явление, интерес имеет много трактовок в своих определениях:
- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф.Добрынин, Т.Рибо);
- активатор самых разных чувств (Д.Фрейер);
- соединение эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л.А.Гордон);
- активное познавательное (В.Н.Мясищев, В.Р.Иванов) и эмоционально- познавательное (Н.Г.Морозова) отношение человека к миру;
- структура, которая состоит из потребностей (Ш.Бюлер);
- отношение личности к объекту, вызванное осознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Р.Ковалев).
Одной из самых важных областей общего понятия «интерес» является познавательный интерес, несущий особое значение в школьном возрасте. В школе познавательная деятельность является основной и направлена на изучение различных научных областей.
Познавательный интерес становится важнейшим мотивом познавательной деятельности, если школьник проявляет стремление самосовершенствоваться. Именно интерес и комплекс связанных с ним состояний личности образуют внутреннюю среду ученика, необходимую для полноценного учения.[ Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста: Конспекты занятий.-СПб.: «Детство-пресс», 2011.-80 с]
В условиях обучения именно этот интерес выражен расположенностью ребенка к учению, к познавательной деятельности в области одного или нескольких предметов. Педагогические исследования познавательных интересов школьников позволили сделать вывод, что это важнейшее личностное образование может служить индикатором общего развития учащихся во время всего учебного процесса. Оснований для такого утверждения немало, как утверждает Г.И. Щукина:
- познавательный интерес связан с главной деятельностью – с учением, познавательной деятельностью;
- познавательный интерес взаимодействует с такими личностными свойствами школьника, как активность, самостоятельность, под влиянием которых он совершенствуется;
- познавательный интерес выражает отношение школьника к тому, что он изучает. По этим проявлениям можно уже судить не только об уровне актуального развития ученика, но и о его перспективах о «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский), обнаруживающей себя в предпочитаемой предметной области знаний особенно ярко. [Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 2001. – 204 с.]
А.Ю. Дейкина выделяет определенные стадии развития познавательного интереса:
а) любопытство (обусловлено внешними, зачастую неожиданными обстоятельствами, привлекшими внимание человека);
б) любознательность (вызвано стремлением человека проникнуть за пределы увиденного).
У детей младшего школьного возраста познавательный интерес носит достаточно эмоциональный характер. Ребенок всё время торопится, хочет немедленно получить результат. В более позднем возрасте подростков можно разделить на теоретиков, стремящихся достигнуть истины, познать причины и эмпириков, тяготеющих к жизненным объяснениям и прикладному характеру знаний. Следовательно, опираясь на перспективы развития познавательного интереса, необходимо вводить специальные приемы, воздействующие на его формирование и развитие в сторону теоретического осмысления явлений действительности. [А.Ю.Дейкина: Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения : Учеб. пособие / А.Ю. Дейкина; М-во образование Рос. Федерации. Бийск. пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. - Бийск : НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2002. - 67с]
Познавательный интерес – один из самых значимых мотивов обучения. Этот мотив ранее других осознается учеником, который, не задумываясь, сразу может указать на интересный или неинтересный урок. Действие познавательного интереса как мотива учения бескорыстно. Если это реально действующий мотив, то ему подчиняется вся деятельность на уроке.
Задача формирования познавательных интересов является достаточно актуальной для построения уроков, т. к. в школе необходимо привить школьнику стремление к постоянному приобретению новых знаний с помощью самообразования, тем самым расширяя свой общий и специальный кругозор. Забота о создании, поддержании и развитии интереса к процессу познания – главная задача учителя. [Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. М.: Аcadema, 2003. – 464 с.]
Познавательный интерес взаимодействует с социальными, нравственными мотивами и обогащает личность ученика. Но надо отметить, что обособленность познавательных мотивов от других сказывается неблагоприятно на формировании личностных качеств школьника.
Формирование познавательного интереса способствует росту сознательного отношения к учению и развитию познавательных процессов. Ученики учатся управлять ими и сознательно их регулировать.
Не случайны утверждения психолога Б.Г. Ананьева и педагога М.А. Данилова, о том, что становление познавательного интереса является показателем общего развития ученика. Таким образом, познавательный интерес младших школьников содействует осознанию личностью существенных закономерностей и на более высоком уровне его развития ребенок самостоятельно ищет интересующую его информацию по проблеме, а затем и стремится к познанию конкретной науки.[ Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 2013. – 288с.],
1.2.Роль творческих заданий в развитии интереса к изучению биологии
Творческое задание – это такая форма организации учебной информации, где
наряду с заданными условиями и неизвестными данными, содержится указание учащимся для самостоятельной творческой деятельности, направленной на реализацию их личностного потенциала и получение требуемого образовательного продукта.
Интересную классификацию творческих заданий предлагает А.В. Хуторской Существует такая классификация творческих заданий: когнитивные, креативные, организационно-деятельностные.
1. Когнитивные задания направлены на формирование и развитие
познавательных умений учащихся: умение задавать вопросы, умение чувствовать окружающий мир, проводить опыты и эксперименты, отыскивать причины возникновения явлений.
2. Креативные задания обеспечивают формирование креативных свойств личности: умение делать прогноз, чуткость к противоречиям, гибкость, фантазию, умение придумать новое.
3. Организационно-деятельностные задания формируют способность осознавать и формулировать цели своей учебной деятельности, организовывать свой учебный рост, осознавать результаты своего обучения и давать оценку .
Существует ещё одна классификация творческих заданий: по характеру получаемых образовательных
1. Эмоционально - образные образовательные, позволяющие формировать умение создавать «образ» решения проблемы, умение интуитивно мыслить, умение оперировать воображаемымиобразами, умение «вживаться» в изучаемый объект.
2. Оценочные образовательные, формирующие умение критически мыслить, сравнивать и сопоставлять различные точки зрения, давать объективную оценку происходящему, давать прогноз и формулировать гипотезы, рефлексировать свою деятельность.
3. Материальные образовательные, формирующие умение конструировать, ставить опыты и проводить эксперимент, наблюдение, моделировать.
4. Теоретические образовательные, формирующие умения создавать «новое» знание, генерировать идеи, задавать вопросы.
5. Информационные образовательные, формирующие умения обобщать, систематизировать, преобразовывать учебную информацию, кодировать и декодировать учебный материал, интерпретировать информацию. заданий [Хуторской, А.В. Эвристическое обучение / А.В. Хуторской // Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской.–2-е изд., перераб.–М.: Высшая школа, 2007.–639с]
На основе анализа литературы (Г.С. Альтшуллер, С.И. Гин, А.М. Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:
-открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
-соответствие условия выбранным методам творчества;
-возможность разных способов решения;
-учет актуального уровня развития;
-учет возрастных особенностей учащихся [Альтшуллер, Г.С., Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности / Г.С. Альтшуллер,
И.М. Верткин.– Минск:Беларусь, 2004. –47]
Творческие задания создают для учащихся ситуации, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое. Творческие задания формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, чувство слова, умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над разными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей учащихся. [Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2012. - 288 c.]
1.3. Характеристика творческих заданий по биологии, направленных на развитие интереса
Творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у учащихся способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. [Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 c.]
Прежде своего должна быть потребность ученика в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей [Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М. Просвещение.2002 г.]
Одним из видов творческих заданий являются игры - инсценировки на сюжет пересказываемого произведения, упражнения на моделирование сюжета пересказываемого произведения (с помощью иллюстративного панно, наглядной схемы, компьютера). Составление творческих пересказов — с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа от 1-го лица и др. [Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005]
Метод моделирования - это введение системы “заменителей” (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки книги.
Творческое сочинение - для развития творческих способностей использую написание детьми сочинений. Творческое сочинение вводит учащихся в чтение и разбор литературного произведения особым путем.
Математическое творческое задание -это задание с математическим содержанием, выполнение которого подразумевает целесообразную, самостоятельную, творческую деятельность учащихся, реализуемую в процессе сотрудничества и направленную на достижение значимого результата, связанного с реальной жизненной ситуацией.
Лабораторные и практические работы - в процессе их выполнения учащиеся, работая с наглядными пособиями, инструментами, графиками и таблицами, производя вычисления, «открывают» и формулируют новые определения и факты. [Бордовская, Н. В. Педагогика: учебное пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.]
Основными приемами развития познавательного интереса, используемые на этапе осмысления изучаемого материала, являются:
1. Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации и др. Щенка кормили только молоком. Будет ли у него выделяться слюна, если ему покажут кусок мяса? Ответ поясните.
В результате использования проблемных вопросов в ходе изучения учебного
материала мы установили, что они способствуют появлению у школьников удивления, озадаченности, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом - состояний, свойственных познавательному интересу.
2. Исследовательский прием.
На основе проведенных учащимися опытов, наблюдений и анализов
литературных данных учащимся предлагается самостоятельно решить познавательную задачу, сформулировать вывод:
а) Специалисты с/х-ва определили, что под зерновые культуры минеральные
удобрения надо вносить на глубину 8–10см., под подсолнечник –12см., кукурузу –20см. Содержание нитратов в растениях снижается на 10%. Почему? [Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 c.]
3. Эвристический прием.
Назовите основные отличительные черты кольчатых червей по сравнению с другими типами червей. Почему их появление на Земле стало ещё одним эволюционным шагом к прогрессу?[Хуторской, А.В. Эвристическое обучение / А.В. Хуторской // Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской.–2-е изд., перераб.–М.: Высшая школа, 2007.–639с.]
Опираясь в своем вопросе на имеющиеся у учащихся знания, помогает им с помощью наводящих вопросов найти правильный ответ.
Постановка на уроке перед учащимися проблемных вопросов, самостоятельное решение познавательных задач, формирование у школьников умения доказывать и обосновывать свои суждения - все это способствует активизации мыслительной, исследовательской деятельности, что обусловливает развитие интереса к предметам и в частности биологии. [М.А. Боровинская Творческие задания по биологии\\ М.А. Боровинская - Новосибирск, 2002,-61с.]
Стимуляции творческой активности, учащихся помогает методика мозгового штурма. В этом случае происходит раскрепощение учащихся, снимаются факторы боязни и страха оказаться смешным появляется возможность высказать любые свои мысли на предложенную тему, не контролируя их течение, не оценивая их и стремясь при этом побуждать других к подобным ассоциациям идей. После первого тура «атаки» общая масса идей анализируется в расчете на то, что среди них окажется по меньшей мере несколько, содержащих наиболее удачные решения.
Творчество обучаемых напрямую зависит от творчества педагога. Творческий педагог допускает различные варианты решений, не требует жесткого следования своему темпу, оставляет время для экспериментирования и апробации различных способов решения одних и тех же задач, поощряет самостоятельность учащихся. Учитель своими стратегиями обучения как бы «обрекает» ученика на творчество, «заставляет» осознавать ход и результаты учения, намечать этапы выполнения учебных заданий.
Стимуляции творческой активности и продуктивности помогает методика мозгового штурма. В этом случае происходит раскрепощение сознания, снимаются факторы боязни и страха оказаться смешным. Каждый учащийся класса высказывает любые свои мысли на предложенную тему, не контролируя их течение, не оценивая их и стремясь при этом побуждать других к подобным ассоциациям идей. После первого этапа «атаки» общая масса идей анализируется в расчете на то, что среди них окажется по меньшей мере несколько, содержащих наиболее удачные решения. [Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2012. - 288 c.] Творчество обучаемых приходится в прямой зависимости от творчества педагогов, которые транслируют его в процессе совместного решения учебных задач. Творческий педагог допускает их вариативные решения, не требует жесткого следования своему темпу, оставляет время для мысленного экспериментирования и апробации различных способов решения одних и тех же задач, поощряет самостоятельность и дивергентность мышления. Учитель своими стратегиями обучения как бы «обрекает» ученика на творчество, «заставляет» осознавать ход и результаты учения, намечать этапы выполнения учебных заданий.[ Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М. Просвещение,2002.-435с.] Педагог должен поддерживать желание учащихся выполнять учебные задания по – своему, поощрять их к тому, чтобы они занимали в актах учебного взаимодействия активную позицию. [А.Ю.Дейкина: Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения : Учеб. пособие / А.Ю. Дейкина; М-во образование Рос. Федерации. Бийск. пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. - Бийск : НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2002. - 47с.] |
Заключение
Анализ психолого-педагогических проблем развития познавательного интереса школьников показывает, что познавательный интерес является формой проявления потребности в познании и занимает особое место в современном учебном процессе.
Принципиально важным является понимание того, что развитие познавательного интереса у школьников может быть направлено на предмет познания т.е.биологии,
Важное место в развитии познавательного интереса школьников отводится творческим заданиям
Творческие задания в школе и вне школы предоставляет максимальные возможности для развития познавательного интереса школьников, так как располагает современной материально-технической базой, квалифицированными специалистами, творческой атмосферой. Теоретическая значимость исследования заключается в приращении знаний о задачах, содержании, образовательных технологиях, средствах развития познавательного интереса школьников в процессе обучения с учетом сущности, структуры, особенностей познавательного интереса и логики целостного педагогического процесса, что способствует обогащению современной дидактики.
Список использованной литературы:
1.Альтшуллер, Г.С., Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин.– Минск:Беларусь, 2004. –479с.
2. Абдрашитова, Э.А. Историко-педагогическое наследие педагога-практика Андрея Ивановича Анастасиева (1852-1914) / Э. А. Абдрашитова. - Набережные Челны : Камская гос. инженерно-экономическая акад., 2009. - 68 с
3. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 2013. – 288с.
4.М.А.Боровинская Творческие задания по биологии\\ М.А. Боровинская - Новосибирск, 2002,-61с.
5. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 c.
6. Батурин В.К. Социология образования: учебное пособие для студентов вузов / В.К. Батурин. – М.: Юнити-Дана, 2011. – 191 с.
7. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебное пособие // Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.
8. И.И.Бецкой: Привилегия и Устав Императорской Академии\\Бецкой И.И. Издание: Книга по Требованию,2012г
9. Волков В. А., Куликова М. В., Логинов В. С. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки. — М.: Янус-К; Московские учебники и картолитография, 2006.-317с.
10. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2012. - 288 c.
11. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М. Просвещение,2002.-435с.
12. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов //П. С. Гуревич. – М.: Юнити-Дана, 2005.-324с.
13. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. М.: Аcadema, 2003. – 464 с
14.А.Ю.Дейкина: Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения : Учеб. пособие / А.Ю. Дейкина; М-во образование Рос. Федерации. Бийск. пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. - Бийск : НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2002. - 67с.
15. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста: Конспекты занятий.-СПб.: Из-во «Детство-пресс», 2011.-80с.
16. Коменский Я.А. Великая дидактика\\ Я.А.Каменский, Из-во: М.: Педагогика,-2013г.-260с.
17. Крупская Н. К. Педагогические сочинения в 10 т. Т.3. Обучение и воспитание в школе.-М: Изд-во АПН,2009г.-356с.
18.Кларин, В.М.Педагогическое наследие: Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. / В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М., 2009.–416с.
19.П.Ф.Каптерев:"Дидактическиеочерки"\\П.Ф.Каптерёв,М.-Просвещение-2006г.135с.
20. Пидкасистый, П.И., Горячев, Б.В.:" Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы." / П.И. Пидкасистый, Б.В. Горячев. - М., 2001г-234с.
21. С. В. Рождественский, «Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII—XIX веках», т. I\\С.В.Рождественский-СПб., 2012 г-287с.
22.Хуторской, А.В. Эвристическое обучение / А.В. Хуторской // Хуторской, А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской.–2-е изд., перераб.–М.: Высшая школа, 2007.–639с.
23. Цыбенко В. А. Мировоззрение Д. И. Писарева. — М.: Изд-во Московского университета. 2009. — 352 с.
24.Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. –М.: Педагогика, 2001. –205с
25. Ярошевская Н. К., Жизнь и педагогическая деятельность К. В. Ельницкого, «Ученые записки Томского университета», 2000г.-254с.