СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческие задания на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Творческие задания на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения»

Творческие задания на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения. Учитель начальных классов  МБОУ « СОШ № 15» г.Курска  Воробьева Ольга Ивановна

Творческие задания на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения.

Учитель начальных классов

МБОУ « СОШ № 15» г.Курска

Воробьева Ольга Ивановна

«…Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества…»  В.А.Сухомлинский

«…Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества…»

В.А.Сухомлинский

Разновидности творческих заданий для уроках литературного чтения.

Разновидности творческих заданий для уроках литературного чтения.

Метод творческого чтения - выразительное чтение ; - комментированное чтение ; - творческие задания; -   постановка на уроке учебной проблемы.

Метод творческого чтения

- выразительное чтение ;

- комментированное чтение ;

- творческие задания;

-   постановка на уроке учебной проблемы.

  Метод эмпатии      Метод эмпатии  (вживания) – это один из эвристических методов решения творческих задач, в основе которого лежит процесс эмпатии, то есть отождествление себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе «вживания» в образ, которому приписываются личные чувства, эмоции, способности видеть, слышать, рассуждать. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ребенок пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и понять его изнутри. Условием успешного применения данного метода является определенное состояние детей, создаваемый педагогом настрой. Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб), в растения (в ромашку, березу, ель), в объекты неживой природы (телевизор, солнце, мяч).

  Метод эмпатии  

  Метод эмпатии  (вживания) – это один из эвристических методов решения творческих задач, в основе которого лежит процесс эмпатии, то есть отождествление себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе «вживания» в образ, которому приписываются личные чувства, эмоции, способности видеть, слышать, рассуждать. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ребенок пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и понять его изнутри. Условием успешного применения данного метода является определенное состояние детей, создаваемый педагогом настрой. Человек превращается в другого человека, в животных (птиц, зверей, насекомых, рыб), в растения (в ромашку, березу, ель), в объекты неживой природы (телевизор, солнце, мяч).

«Ассоциативные загадки»  Работа на уроке проводится в несколько  этапов:   - отгадывание загадки, -  наблюдение, - сочинение загадок , сначала коллективное, потом самостоятельное.  Цель последнего этапа – научить пользоваться алгоритмом для сочинения ассоциативных загадок. Работа ведется по таблице, которая заполняется по ходу сочинения загадки.  На что похоже? -…  Чем отличается? -…

«Ассоциативные загадки»

Работа на уроке проводится в несколько  этапов:  

- отгадывание загадки,

наблюдение,

- сочинение загадок , сначала коллективное, потом самостоятельное.

Цель последнего этапа – научить пользоваться алгоритмом для сочинения ассоциативных загадок. Работа ведется по таблице, которая заполняется по ходу сочинения загадки.

На что похоже? -…

Чем отличается? -…

Работа с пословицами  1. Коллективное составление поучительного устного рассказа по пословице.  2. Выбрать сказку, к которой подходит пословица.  3. Определить, какая пословица выражает главную мысль сказки.

Работа с пословицами

1. Коллективное составление поучительного устного рассказа по пословице.

2. Выбрать сказку, к которой подходит пословица.

3. Определить, какая пословица выражает главную мысль сказки.

Стихосложение дополни слоги до слов (му-, про-); закончи фразу; придумай рифму к слову; соедини рифмующиеся слова; поймай рифму (придумать слово, рифмующееся с данным); придумай веселую фразу; игра «Четвертый лишний» (ложка, кашка, мошка, лукошко); игра «Буриме» - дописать стихотворение по рифмующимся словам; восстанови рассыпанное стихотворение; допиши стихотворение по его началу;   игра «Кто больше подберет рифм»;   «Конкурс одной строки» Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант.

Стихосложение

  • дополни слоги до слов (му-, про-);
  • закончи фразу;
  • придумай рифму к слову;
  • соедини рифмующиеся слова;
  • поймай рифму (придумать слово, рифмующееся с данным);
  • придумай веселую фразу;
  • игра «Четвертый лишний» (ложка, кашка, мошка, лукошко);
  • игра «Буриме» - дописать стихотворение по рифмующимся словам;
  • восстанови рассыпанное стихотворение;
  • допиши стихотворение по его началу;
  • игра «Кто больше подберет рифм»;
  •   «Конкурс одной строки» Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант.
Интерпретация сказки Опиши характер главного героя до встречи с… и после. Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».   «Что было дальше?» - закончить сюжет произведения. Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.) Прогнозирование сюжета. Рассказывание знакомых сказок с разными присказками. Перестановка персонажей внутри одной сказки. Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей. Перестановка персонажей. Сравнение нескольких произведений

Интерпретация сказки

  • Опиши характер главного героя до встречи с… и после.
  • Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».
  •   «Что было дальше?» - закончить сюжет произведения.
  • Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.)
  • Прогнозирование сюжета.
  • Рассказывание знакомых сказок с разными присказками.
  • Перестановка персонажей внутри одной сказки.
  • Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.
  • Перестановка персонажей.
  • Сравнение нескольких произведений
  Сочинительство сказок    1. Выделять опорные слова из сказки.  2. Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки.   3. Переделать знакомую сказку, т.е. «переврать сказку», ввести нового героя и развить новый сюжет.  4. «Выворачивание сказки наизнанку».   5. Сочинение сказки по началу или по концу.   6. Создание собственной оригинальной сказки.

  Сочинительство сказок  

1. Выделять опорные слова из сказки.

2. Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки.

3. Переделать знакомую сказку, т.е. «переврать сказку», ввести нового героя и развить новый сюжет.

4. «Выворачивание сказки наизнанку».

5. Сочинение сказки по началу или по концу.

6. Создание собственной оригинальной сказки.

Приемы создания собственных текстов  1. Прием «Напишите письмо».  2. Прием «Пишем сказку на новый лад».   3. Прием «Составление телеграммы,  инструкции, памятки»   4. Прием «Письмо по кругу»   5. Прием «Написания эссе»   6. Прием «Написания отзыва»  

Приемы создания собственных текстов

1. Прием «Напишите письмо».

2. Прием «Пишем сказку на новый лад». 

3. Прием «Составление телеграммы,

инструкции, памятки» 

4. Прием «Письмо по кругу»  

5. Прием «Написания эссе»  

6. Прием «Написания отзыва»  

Мнемотаблицы Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.  Опорным в таблице является изображение главных героев произведения, через которых идет осознание происходящего в нем, понимание самого произведения, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев.  Чтение произведения до таблицы 1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: перекодировка информации , т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: пересказ произведения с опорой на символы(образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. 4 этап: делается графическая зарисовка мнемотаблицы. 5 этап: каждая таблица может быть воспроизведена учащимся при ее показе ему. При воспроизведении произведения основной упор делается на изображение главных героев.

Мнемотаблицы

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Опорным в таблице является изображение главных героев произведения, через которых идет осознание происходящего в нем, понимание самого произведения, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев.

Чтение произведения до таблицы

  • 1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  • 2 этап: перекодировка информации , т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  • 3 этап: пересказ произведения с опорой на символы(образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
  • 4 этап: делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
  • 5 этап: каждая таблица может быть воспроизведена учащимся при ее показе ему. При воспроизведении произведения основной упор делается на изображение главных героев.

Мнемотаблицы Сказка «Рукавичка» Сказка «У страха глаза велики» Сказка «Петушок и бобовое зернышко» Сказка «Заюшкина избушка» Сказка « У солнышка в гостях» Сказка «Коза-дереза»

Мнемотаблицы

Сказка «Рукавичка»

Сказка «У страха глаза велики»

Сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Сказка «Заюшкина избушка»

Сказка « У солнышка в гостях»

Сказка «Коза-дереза»

«Сам себе режиссер

«Сам себе режиссер"

  • Длительность: может проводиться несколько дней подряд (но не более трех) в течение 15-20 мин.
  • Содержание: Дети создают мультфильм: делают героев (из пластилина и других материалов), придумывают сюжет, снимают, озвучивают. Могут самостоятельно сделать фотоотчет по результатам работы. Композиции могут быть как постановочными, так и случайными.

«Озвучь мультфильм» Длительность: Содержание:

«Озвучь мультфильм»

Длительность: Содержание:

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание