МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОЛЬЦОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ПОЭЗИЯ РОДНОГО КРАЯ»
АВТОРЫ:
учащиеся 10 класса
Исачко Алексей,
Шелудько Алена
РУКОВОДИТЕЛЬ:
учитель русского языка
и литературы
Синилова З.Г.
с.Кольцовка
2017
( слайд № 1)
( слайд № 2)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2.Глава первая «… как свет в ночном окне…».
Александр Плитченко
3.Глава вторая «Мятущееся женское сердце» Анны Беляк
4.Глава третья «Простите, если что…». Творчество
Александра Раевского и Алексея Воробьева
5. Глава четвертая « И вечно, как душа…». Поэт, журналист
и фельетонист Эдмунд Гюнтер
6.Заключение
7.Использованная литература
Введение.
Сибирь богата не только нефтью и газом, углем и лесом, в таежной глуши, подобно Каменному цветку, вырубленному горным мастером, оттачивается и накапливается мастерство «ермаков-завоевателей» и «нигилистов-отрицателей»- сибирских поэтов.
Мы очень любим поэзию, поэтому и занимались проектом «Поэзия родного края» с большим интересом. Общепризнанных мастеров пера знают многие, а наших земляков – лишь небольшой круг читателей. И нам захотелось как можно больше узнать о жизни и творчестве поэтов родного Каргатского района и познакомить с ними учащихся школы, ведь это наше культурное наследие, поэтическая кладовая. Поэтому мы поставили перед собой следующие цели: (слайд №3)
1.Познакомиться с жизнью и творчеством поэтов Каргатского района: широко известного А.И.Плитченко (анализу его творчества посвящена первая глава работы). Во второй главе мы представили творчество замечательной поэтессы А.А.Беляк; третья глава – о жизни и творчестве А.Д. Раевского и А.Ф. Воробьева; четвертая глава содержит сведения о творчестве Э.Гюнтера.
2. Кратко проанализировать понравившиеся стихи поэтов нашего района.
3.Познакомить учащихся школы с жизнью и творчеством поэтов Каргатского района.
Работая над проектом, мы пользовались различными сборниками стихов, словарями, рецензиями, справочной литературой, ресурсами Интернета, публикациями в районной газете «За изобилие». Следует заметить, что творчество поэтов Каргатского района еще не исследовано и представлено в социальных сетях крайне скудно. Мы буквально по крупицам собирали биографические сведения о поэтах, а краткие комментарии к понравившимся стихам написали сами. И наша работа ценна тем, что ее можно использовать на уроках литературы, занятиях по искусству родного края, ИЗО и при проведении внеклассных мероприятий для ознакомления с творчеством поэтов родного края.
Глава первая «…как свет в ночном окне…» Александр Плитченко. (слайд №4)

С этой вольною песней негромкой
И раздольным закатом цвело
По-над тихою речкою
Чумаково-родное село.
Здесь, на берегу засолоневшей от вдовьих слез речушки, голубеющей извилистой прожилиной на неоглядности Западно-Сибирской низменности, и родился 9 апреля 1943 года у солдата Великой Отечественной Ивана Карповича Плитченко сын Александр, будущий большой поэт России. Наверное, не будет преувеличением сказать, что он и родился поэтом. Во всяком случае (как сам вспоминал), «сочинять и записывать придуманное начал, когда еще толком и писать не умел. В старших классах начал писать постоянно и много». В четырнадцать лет первые его стихи и рассказы появляются в местной прессе. В двадцать он дебютировал в еженедельнике «Литературная Россия».
А год спустя, в 1964г., вышла первая книжка стихов А. Плитченко. Адресовалась она детям и называлась «Про Сашку». С этого времени его книги в Новосибирске и Москве стали выходить с завидной регулярностью (на сегодня одних только поэтических сборников у Плитченко не менее двух десятков). Прозрачно-чистый и ясный, как воздух сельского приволья, стих его сразу же располагал к себе, ложился на душу:
Полевыми цветами звенело,
Осыпало росы на леса.
Утро не алело – зеленело
И текло от почвы в небеса
( « Полевыми цветами звенело…»)
А главным предметом изображения едва ли не с первых литературных шагов А. Плитченко становится «родительский дом». ( Поэт родился в с. Чумаково Куйбышевского района, а школу окончил в Каргате). Так, кстати, поэт назвал и одну из своих книг. Назвал глубоко продуманно, поскольку понятие это значило для него всегда чрезвычайно много. Прежде всего, это — «дом, в котором мы рождаемся, который полнится запахом хлеба, березовым свежим теплом». И в стихотворных картинах поэта он выпукло зрим, почти осязаем. Как и чудные пейзажи золотой «матерь Барабы», где «над травой витают сказки теплого летнего детства».
Помотало же А.Плитченко по жизненным просторам изрядно: был он и пастухом, и рабочим в совхозе, и студентом пединститута, служил на Тихоокеанском флоте, объездил Сибирь, Среднюю Азию, прежде чем стал профессиональным литератором.
Читая стихи А.Плитченко, мы заметили, что у него самые простые слова и понятия становятся образами-символами. Словосочетания «родительский дом», «матушка-рожь» в его поэзии стали ключевыми.
Есть у А. Плитченко небольшое стихотворение с родным нам всем названием «Каргат». Как известно, природа нашего района не поражает необычной красотой и яркостью, поэт так и говорит: «Не хвалю свое болото…». Он не мажет «позолотой хаты», но и «попусту» родной край «не хает». На наш взгляд, автор не случайно выбрал этот просторечный глагол, который обозначает «ругать, бранить, высказываться крайне неодобрительно о ком-нибудь» («Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова, Москва,2007г.), поэт не называет «синь серой», потому что он здесь не гость, не случайный прохожий, он здесь живет. («Не гощу, Не проезжаю, А живу я здесь, Живу») ( слайд №5)

Не хвалю свое болото-
Слава Богу, не кулик.
Мазать хаты позолотой
Повернется ли язык.
Но и попусту не хаю,
Серой синь не назову.
Не гощу,
Не проезжаю,
А живу я здесь,
Живу.
Для стихов А.Плитченко характерна проникновенная задумчивая интонация, четкость мысли и незаурядность чувств. Нам очень понравилось из сборника «Родня», выпущенного издательством «Современник» в 1976 году, стихотворение «Полдень». Читая его, видишь, как «блещет снег»,ощущаешь «морозец легкий», и на душе становится весело и тепло. В этом стихотворении все родное и близкое. (слайд №6)
Колеблется высокий дым.
Последний полдень года.
В снегах поселок, а над ним-
Просторы небосвода.
Здоровым,
Добрым,
Молодым
Наполнен ясный полдень.
О, зимний дым - высокий дым!
О, синева над полем!
Морозец легкий.
Блещет снег.
Последний полдень года.
Идет веселый человек.
Хорошая погода.
Настоящей болью за «милые помыслам с детства места» проникнуто стихотворение «Земли родные». К родной земле тянет человека с годами все «больнее», «от непомерного горя пылает душа». Родной край дорог поэту той простотой, в которой много красоты внутренней. Автор сам «до конца будет любить без укора Клен у могилы отца, Свет у Отчизны простора» и этой любви учит нас.
Земли родные!
Туда
Тянет больнее с годами,
Даром ли слово «страда»
Сродственно слову «страданье».
Обыкновенна роса,
Тын, а у тына калина.
Что же, всегда «чудеса»
Схожи со словом «чужбина».
За суетой камыша
Вновь загораются зори,
Или пылает душа
От непомерного горя?
Так ведь недаром места,
Милые помыслам с детства,
Ставят святое «мечта»
С яростным «меч» по соседству.
Кто это знал,
До конца
Будет любить без укора
Клен у могилы отца,
Свет у Отчизны простора.
В стихотворении «Возвращение» А.Плитченко говорит о том, что родная земля не отпускает человека от себя, к ней он возвращается «в сердце полями, где спелая рожь». Для выражения своей любви к земле поэт находит простые, но такие задушевные слова:
Мне дальние взгляды селений,
мне горькие очи твои –
за смутные годы сомнений,
за дни безответной любви. (слайд №7)
Стихи А.Плитченко подкупают своей непосредственностью, в них все понятно и знакомо с детства, кажется, что поэт пишет именно о нашем селе. Так в стихотворении «За рекой, у переправы,…» читаем:
За рекой, у переправы,
Под косой и каблуком
Перерезанные травы
Истекают молоком.
Развеселые доярки
Едут на грузовике –
Три Наташки, две Тамарки
И Семеновна в платке.
Не правда ли, знакомая картинка?! А концовка стихотворения напоминает стихи С.Есенина:
Солнце полное, как вымя,
Над покосами висит.
Поэт всегда рад встрече с родным селом, где «земля – родня, река – родня, изба – родня и каждый встреченный – родимый» (Стихотворение «Бывая в дальних городах»)
Поэт верит, что «сказкам, побаскам, загадкам уже не исчезнуть с земли». И «с миром уже на века – славянские плачи полыни и белых былин облака». (Стихотворение «Не станет обыденным чудо»)
У каждого человека, кроме малой родины, есть и большая. Это страна, где он родился и живет. О нашей общей Родине стихотворение Плитченко «Русь - от края до края…». Поэт призывает «любить и беречь» свою страну:
Русь – от края до края,
Красоту ее, речь –
Рождены мы не хаять,
А любить и беречь.
Если горько и трудно –
Не бранить и корить,
А сыновнею грудью,
Защищая, - укрыть.
Русь – высокое имя,
Русь – высокая стать,
Не затмится другими,
Будет вечно сиять.
Русь –
Отрада и ярость,
Русь –
Роса, журавли,
Русь –
Развернутый парус
Посредине земли!
Русь для поэта – «высокое имя и высокая стать», это не просто «роса и журавли», а «развернутый парус посредине земли!»
А.Плитченко останется в нашей памяти не только как поэт. Он был ответственным секретарем редакции журнала «Сибирские огни», главным редактором издательства «Детская литература», возглавлял Новосибирскую писательскую организацию, издавал журнал «Сибирская горница». Благодаря острейшим публицистическим статьям Плитченко собор Александра Невского возвращен Православной церкви.
Постепенно журнал «Горница» сделался для Плитченко вторым домом, он проводил здесь все свое время. Отсюда его забрала «скорая» с обширным инфарктом, и сюда ему не суждено было вернуться. 8 ноября 1997 года Александра Ивановича Плитченко не стало.
Отпевали раба Божьего Александра в храме Рождества Пресвятой Богородицы, при большом стечении народа. Погребли на Южном кладбище, что в Академгородке.
В честь А.Плитченко названа малая планета, в 1998 году учреждена Литературная премия имени А.Плитченко, в Каргатском историко-краеведческом музее представлена экспозиция, посвященная юношеским годам поэта, на здании Союза писателей России в г. Новосибирске установлена мемориальная доска. А 21 ноября 2012 года прошло совещание писательской организации Новосибирска, на котором решили:
1.Ходатайствовать о присвоении одной из новых улиц имени поэта А.Плитченко
2.Обратиться к властям Каргатского района с предложением о присвоении районной библиотеке Каргата имени А.Плитченко.
3.К 70-летнему юбилею поэта в апреле 2013 года подготовить и издать книгу избранных стихотворений А.Плитченко для библиотек города и области.
Глава вторая «Мятущееся женское сердце Анны Беляк» (слайд №8)

В нашей такой непростой жизни каждая новая встреча с настоящей поэзией врачует душу, заставляет вспомнить, что «не хлебом единым жив человек»
Анна Беляк родилась в 1957 году в селе Петровск Каргатского района. Среднюю школу закончила в Каргате и поступила на историко-филологический факультет Новосибирского педагогического института. С мужем – офицером объездила всю страну. В настоящее время живет и работает в Новосибирске.
Природа, любовь, женская судьба – это не просто темы творчества Анны Беляк, это мир, пропущенный через мятущееся женское сердце, это откровение поэта, нашедшего в родных неброских местах неиссякаемый источник поэзии.
Кто из нас не любовался падающими с неба снежинками? У Анны Беляк они – «неземные птицы», которые прилетели извне. И героиня чувствует себя тоже «неземной», и только ворона кажется на белом снегу чужой: (слайд №9)
Одна лишь из земной среды, -
Ворона свой автограф ставит –
Крестообразные следы.
(Стихотворение «А снег кружится и садится…»)
Погода осенью капризна, собран последний урожай, который размещен «в чулане, погребе и клети». И даже сорная трава теснится «без прежнего задора»:
Поры осенней нрав капризен,
И, под угрозой непогод,
С гряды насильно снят и вывезен
Последний недозрелый плод.
Обожжены морозом плети,
И ветви опустошены,
В чулане, погребе и клети
Плоды трудов размещены.
Лишь на меже да у забора,
На жизнь завоевав права,
Уже без прежнего задора
Теснится сорная трава.
Весной оживает не только природа, но и человек связывает с этим временем года свои надежды и мечты. И пусть зима пока держит «деревья в черном теле», но в роще уже тает «потемневшая лыжня». У человека становятся «глаза яснее», а «сны заманчивей и выше…» (Стихотворение «Хоть деревья в черном теле»)
У природы, как известно, нет плохой погоды. И даже если «ветрено в поле», между ветками можно увидеть «причудливое сито паутин», а «у каждой березы» ждет нас награда – «пахучий и влажный груздок…» ( Стихотворение «К дождю это, что ли…»)
Стихотворение «Я никогда тебя не пожалею» проникнуто неподдельной грустью, потому что они не вместе. В доме любимого «другие руки – труженики». Героиня «жаждет любви», и она бы «выдержала бой с чувством», но «…просто было это все однажды, да только не с тобою, не с тобой…» (слайд №10)
Я никогда тебя не пожалею,
Не подопру спиною косяка,
Чтоб ты, от предвкушения шалея,
В лице менялся и робел слегка.
И никогда-то рук моих усталость
Хвалить не станет прибранный твой дом.
Мне пожалеть тебя осталось:
Другие руки-труженики в нем.
Не оттого, что я любви не жажду
И с чувством не выдерживаю бой,
А просто это было все однажды,
Да только не с тобою, не с тобой…
Любви, конечно, хочется всем. И даже «большие и сильные» женщины мечтают «уткнуться» в надежное мужское плечо, поплакать, поговорить и почувствовать себя маленькой и беззащитной.
Дай, я уткнусь в твое плечо,
Тихонько поскулю,
Ткну поцелуем-сургучом
В колючую скулу.
Поговори со мной чуть-чуть,
Газету отложив,
Хотя б о том,
Что от усталости едва ты жив.
А после покриви душой,
Что все еще мила,
Чтоб завтра женщиной большой
И сильной я была.
У поэтессы много стихов о любви. Одно из них – «Спящая царевна». Любая девушка мечтает о своем принце на белом коне. Любовь способна творить чудеса:
И от яви слепящей
Мы зажмурились оба,
Когда ты прикоснулся ко мне.
Любовь разбудила героиню, научила её видеть красоту мира, радоваться жизни:
Размыкаю ресницы,
Вижу: небо и птицы…
Слава Богу, еще молода.
Есть у Анны Беляк и стихи о первой, несмелой, юношеской любви. Он и Она очень молоды, и им хочется хоть краешком ладони прикоснуться к тому, что взрослые называют любовью. Героиня стихотворения «Как много раз в том многолюдном зале» ведет себя строго, ее «гордый взгляд» холодный, поэтому «и нет дороги Тебе ко мне» (слайд № 11)
Как много раз в том многолюдном зале
Мы в разных парах рядом танцевали.
Мой гордый взгляд холодным был и
строгим,
Быть может, потому и нет дороги
Тебе ко мне?.. Вот вижу я, ты ловишь
Тот взгляд, но вновь желанью
прекословишь
Со мной одною в паре танцевать,
И вот с другой партнершей ты опять…
И я с другим. Но он мне безразличен,
Случаен, скучен, глуп, несимпатичен,
Но с ним зачем-то весело кружу
И за тобой украдкою слежу…
Мы оба с грустью покидаем зал.
Ты снова ничего мне не сказал.
Уводит нас необщая дорога…
Зачем же я опять глядела строго?!
Глава третья «Простите, если что…»
Творчество Александра Раевского и Алексея Воробьева
Что такое поэзия? Ответ на этот вопрос можно прочитать у венгерского поэта 19 века Шандора Петефи:
Поэзия не зал и не салон,
Где избранное общество расселось,
Как лук-порей в салатнице… О нет!
Поэзия- такое это зданье,
Куда войти свободно могут все,
Кто хочет думать, чувствовать…
Что знаете о храме вы таком?
Поймите: это храм, в который можно
Войти в лаптях и даже босиком.
Одним из тех, кто вошел в это здание, является поэт Александр Раевский. (слайд №12)

Александр Дмитриевич Раевский родился в 1951 году в селе Алабуга Каргатского района в крестьянской семье. После окончания средней школы служил в армии на территории ГДР, затем работал директором дома культуры в родном селе. В 1974 году переехал в г. Новокузнецк Кемеровской области. С детства мечтал стать художником, однако страсть к литературе победила. Он окончил факультет русского языка и литературы Новокузнецкого педагогического института, но по профессии не работал ни одного дня, а пошел служить в пожарную охрану МВД, вышел в отставку в звании капитана. Награжден медалями за отличную службу.
Первое стихотворение было опубликовано в 1968 году в районной газете «За изобилие» С тех пор регулярно публикуется в центральной, областной, районной периодике .А.Раевский - член Союза писателей России, автор нескольких поэтических сборников: «Полуденный костер», «Пьяные цветы», «Сугробчик», «Забураненный рай», «Стеклянная лестница в небо», лауреат премии «Молодость Кузбасса», ежегодной премии журнала «Наш современник» за циклы стихов. Награжден медалью «За служение Кузбассу». Ныне руководит южно-кузбасским отделением Союза писателей Кузбасса.
Хочется остановиться на тех стихах, что произвели на нас особое впечатление.
Далеким-далеким воспоминанием о раннем детстве проникнуто стихотворение «Детство». Глазами маленького ребенка мы видим « за канавою ковром» лебеду, сухой от жары «плетень- серебром», « за бугром, как рубахи» облака, слышим, как звякает дужка ведра. Все это близко и дорого каждому человеку, чье детство прошло в деревне.(слайд №13)
По канаве- лопухи, лопухи…
За канавою ковром – лебеда.
Растеряли своих кур петухи,
Ни квохтанья, ни пера, ни следа.
От жары сухой плетень- серебром.
Хмель с козявками на том серебре,
Как рубахи, облака за бугром,
И дырявый чугунок на бугре…
В холодке лохматый псина с утра
Дразнит улицу большим языком.
В сенцах мамка звякнет дужкой ведра –
Скоро летушку звенеть молоком.
И с какой-то погремушкой в руке,
Понимая этот пестрый мирок,
Как на троне, ты сидишь на горшке,
Раз-два – летний деревенский царек.
Необычное описание осени мы находим в стихотворении «Утро. Иней.». В это время года в природе нет ярких красок, поэтому стихотворение лишено «цветных» прилагательных. Тускнеют кусты, шиповник уже не горит, а «тлеет», в поле осталась только «шершавая стерня». Холодно, «неприятен с непривычки груз резиновых сапог»…, и всюду тишина, которую так хочется разорвать:
………………………………
Выйдешь к полю – нету поля! –
Тишина… - остервенеть.
Из ружья бабахнуть, что ли,
По шершавой той стерне?!
Где ж вы, нынешние травы?
Их не будет, плачь, не плачь.
Все скучнее у канавы
Пастухом забытый плащ;
В трех шагах –
Шиповник тлеет.
Ну а прочие кусты
Все тускнеют и тускнеют…
… И ни звука с высоты.
Не может не понравиться и стихотворение «Звезда, как брошь…». (слайд №14) Человека всегда манили к себе таинственные и загадочные звезды. Поэт сравнивает их с украшениями, они живые. Мы видим мерцающую росами траву, которая отяжелела «от сумерек пахучих», темную, даже черную землю, расплющившийся «посредником» туман. В такую ночь человеку «жутко…остаться одному», ему хочется «гореть и рассыпаться, разбившись о звезду»
Звезда, как брошь,
А дальняя получше:
Невзрачна, но пульсирует – жива!..
Отяжелев от сумерек пахучих,
Мерцает росами трава.
Ступи в росу – цветку не разогнуться;
Откуда ты, погасший, и к кому?..
Не страшно к гамме ночи прикоснуться,
Но жутко в ней остаться одному.
Земля темна.
Вверху еще чернее,
Посредником расплющился туман.
Материя – и разум наш над нею…
А если все обман?
Как трудно от земного оторваться.
Вот вдруг сейчас в бездонье упаду?..
…А был бы рад гореть и рассыпаться,
Разбившись о звезду.
Каждый из нас рано или поздно задумывается над вопросом: кто я такой в этом огромном мире? Интересный ответ можно найти в стихотворении А.Раевского «Равная мера»:
Я – божья тварь. Все в равной мере
Во мне заложено на треть:
Дух отрицанья
Смешан с верой
И с любопытством умереть.
Алексей Филиппович Воробьев (слайд №15) родился в многодетной крестьянской семье последним, десятым, ранним мартовским утром 1952 года в селе Маршанка Каргатского района. Вот что написал о себе сам А.Воробьев:
«Рано потерял мать, рано привык к труду и к вредным привычкам, рано покинул родимый дом, рано, все начато рано и так же рано я был пронизан чудными звуками природы, которые еще тогда своей таинственностью и загадочностью заставляли трепетать мое детское сердце.
Не знаю, я ли полюбил поэзию или она меня, но я никогда не зубрил ее до школьного возраста, запоминал ее на слух, а в дальнейшем я просто с ней разговаривал, уходил в нее своим воображением и там жил во всем, что меня прельщало и оставалось в неизменной памяти. Свое же я выражал, когда было тесно, горько, больно или радостно и когда я был во что-то влюблен…Простите, если что…»
Алексей Воробьев работал в Маршанском социально-культурном комплексе, очень хорошо пел, он – лауреат областного конкурса «Таланты народные» в номинации «Поэзия». Два года назад поэта не стало.
Такова биография человека. Поэтическая же история – образ его души – запечатлена в стихах поэта. Свое поэтическое кредо А.Воробьев изложил в стихотворении «Ты приди ко мне зимним вечером». (слайд №16) Поэт просит свою музу стать ему близкой подругой и помочь зажечь свечи в его темной низкой келье, он не хочет «торговать словом», а будет «петь красоту земную».
……………………………………….
Ты приди ко мне в зимний вечер
В мою темную келью низкую,
Помоги в ней зажечь свечи,
Муза! Стань мне подругой близкою.
Мы с тобою давно знакомы,
Ты к убогости так привычна,
Не хочу торговать я словом
И тебя обнажать публично.
Твое платье прозрачно-тонкое
Колыхнется, меня волнуя,
Струны гусель твоих затрону я,
Чтобы петь красоту земную
Самые сокровенные, идущие из глубины души слова поэт посвятил матери. Для него мать «божественна, красива и женственна», она учила всегда добру, хотя «крест материнский» был « не из легких…тканей воздушных», он с горечью замечает, что мало радости досталось женщинам военную « суровую метель». В последней строфе стихотворения «О. мать моя женщина…» поэт призывает нас склонить голову перед подвигом женщины-матери: (слайд №17)
О, мать моя женщина,
Ты ль не божественна
Была в свое время для нас,
И ты ль не красива была и не женственна
Для многих внимательных глаз?
…………………………………………
Судьба, как овраг, изрубцована, в трещинах
По жизни твоей пролегла.
Войною и голодом ты перекрещена
Свой крест материнский несла.
А он не из легких был тканей воздушных,
Давил и сгибал, выжимая слезу.
И рук не опустишь, без время натруженных,
Вертись и вези ты по стать колесу.
А после лишь только вздохнуть от усталости,
На годы сковала больная постель,
О, женщины, женщины, мало вам радости
Досталось в суровую эту метель.
Пусть каждый потомок к Вам склонит головушку
За то, что Отчизна осталась жива,
Что Вашей горячею женскою кровушкой
Согрета, одета, обута была.
Просто и задушевно говорит А.Воробьев о любви. В стихотворении «Свет горел в твоем окне поздно» лирическая героиня молода и красива, а он уже «в прошлом». Поэт с горечью замечает: «Почему в жизни все не просто?»
Ведь и раньше окно светило
В ночку темную сквозь порошу.
Да прошел невзначай я мимо
И оставил свою хорошую.
Настоящая девушка- песня, «девушка – душа» предстает перед нами в стихотворении «Есть девушка в Зоринске».(слайд №18) Поэт любуется «густыми распахами ее ресниц», «озерными ее глазами», в которых «чары колдовства». Такой девушке хочется отдать в плен свою душу.
Есть девушка в Зоринске,
Не девушка – душа.
О ней мне петь хотелось бы
Открыто, не спеша.
Ресниц густых распахи,
Озерные глаза.
За них сожгли б монахи –
В них чары колдовства.
Открытая и стройная,
А голос чист и прост,
Она мне песнь привольная,
Она к возврату мост.
Я брошу пьянство мутное,
Оно мне ни к чему.
Раздетая, разутая
Душа моя в плену.
Уж лучше этой девушке
Я в плен ее отдам
Иринушке – зоринушке
К алтайским берегам.
Не может оставить никого равнодушным и стихотворение «Вся округа уж спит». В нем поэт сравнивает любимую со «священным родником», она для него как «прекрасная весть». Поэт просит Луну, спутницу всех влюбленных, отыскать эту девушку и « в тихую ночь ей стихи почитать»
О молчащей реке,
О березках над ней,
Чтобы ей вдалеке
С ними было теплей.
Глава четвертая « И вечно, как душа…»
Поэт, журналист и фельетонист Эдмунд Гюнтер. (слайд №19)

Этим летом увидела свет книга стихов Эдмунда Гюнтера «Избранное», изданная к 90-летнему юбилею поэта спустя 30 лет после его смерти. Современной молодежи имя этого человека, наверное, незнакомо. А вот люди старшего поколения, должно быть, его хорошо помнят. Долгие годы поэт жил в Каргатском районе, работал на военном заводе, в колхозе, заведовал сельским клубом и активно печатался на литературных страницах районных газет и «Советской Сибири».
Что связывало человека с немецкой фамилией с Новосибирской областью? Тем, кто хорошо знает историю военного времени, догадаться не трудно. Зима 1941 года. К вокзальчику Безлюдного подошел товарняк. Из вагонов вышли люди с детьми, вещами. Никакой суеты встречающих. Да, собственно, и встречающих не было… Всех разместили в вокзале. Потом из совхозов приходили подводы и увозили людей. Так молодой поэт оказался на Безлюднинской ферме. Вот как вспоминает о нем местная жительница Мария Кердоль : « Я, честно говоря, иногда удивляюсь, как можно столько пережить и не сломаться. Оставаться всегда оптимистом, жизнелюбом. Ведь он всегда торопился делать добро, идти на помощь к людям. Потому что он их любил…».
Родился Эдмунд Гюнтер 30.06.1922 года в селе Мариен-берг Саратовской области. Когда его семью, как и других лиц немецкой национальности, переселили в Новосибирскую область, Эдмунду было всего 19 лет. За плечами он уже имел несколько переездов с места на место, хождения по деревням с просьбами подать милостыню, школу-семилетку, работу в колхозе. И несколько стихотворных подборок на немецком языке, опубликованных в молодежных газетах Поволжья. Впереди ожидала трудная, полная забот жизнь переселенца. Поэт тяжело переживал разлуку со своей малой родиной. Так в стихотворении «Журавли» (слайд №20) мы читаем:
Печально летит одинокая стая,
Ведь время, увы, расставанья пришло.
Понятен их крик неуемный и слезы…
О, если б позволила дней череда
Вовек не оставить родимые гнезда
И боль расставаний не знать никогда!
Цветы отцветают. Печальные стаи
Летят над мрачнеющей ширью степей…
Так люди тоскуют, когда покидают
Родительский дом на отчизне своей.
Перевод Е.Филоненко
Но поэзия, казалось, не умолкала в его душе ни на минуту. Есть у него замечательное стихотворение «Стихи, если я их затеял…», где поэт говорит, что ему не нужно придумывать слова, они к нему приходят сами «от вешней и зимней земли», его стихотворные строки «пахнут и пашней, и стужей, и долгой дорогой во мгле». «И эту дорогу сквозь вьюгу» поэт обязательно пройдет, «лишь только бы дальнему другу» от слов этих «лучше жилось»
Стихи, если я их затеял,
То их в тишине не слагал,
Нет, прежде пахал я и
сеял,
Косил,
Молотил,
Убирал.
И эти слова не придумал,
Они ко мне сами пришли
От радостной и от
угрюмой
От вешней и зимней земли.
Пришли и легли неуклюже
На грубом сосновом столе.
И пахнут и пашней, и стужей,
И долгой дорогой во мгле.
И эту дорогу сквозь вьюгу
Пройду я, когда б ни
пришлось,
Лишь только бы
дальнему другу
От слов моих лучше
жилось.
Перевод А.Плитченко
Поэт, журналист и фельетонист Эдмунд Гюнтер одинаково сильно любил и немецкий, и русский языки, а больше всего — сибирскую природу.
«И вечно, как душа, живет во мне волнистый шар степного окоёма», — писал поэт. Стихотворение «Стога» (слайд №21)- одно из самых, на наш взгляд, задушевных. Мы видим стога - «терема», пахнущие лесной земляникой, почти физически ощущаем прозрачный и легкий, «как смех»,воздух, немного завидуем тем людям, что с песней «работали здесь от зари до зари… для родины, для родимой земли». Это стихотворение близко и понятно простым людям, всю жизнь работающим на земле.
В чаще –
Смородинная полутьма,
А ты на поляны взгляни-ка:
Под шумом широким стоят
терема
И пахнут лесной
земляникой.
Здесь воздух прозрачен
И легок, как смех,
Как слово любви и привета.
И неиссякаемый высится
свет
Над улицей позднего лета.
На улице этой
Нет места вранью,
Обидам, слезам,
кривотолкам,
Тут песня живет.
Подпевай соловью,
Синицам,
Дроздам,
Перепелкам.
Работали здесь
От зари до зари,
И песни летели над полем.
Для родины труд,
Для родимой земли –
Не сыщешь счастливее
доли.
На свете на всем
Одна сторона
Мила мне.
Сыновним поклоном
Я кланяюсь вам, стога –
терема,
Плывущие в шуме зеленом.
Перевод А.Плитченко
Пейзажная лирика Гюнтера занимает достойное место в современной поэзии. Любимое время года поэта – весна. Оживает природа, наполняется силой творческая энергия. Если бы Эдмунд Гюнтер был живописцем, его назвали бы мастером пейзажа.
Сколько солнца, света, красок
Дарит нам весенний лес!
Он шагнул сюда из сказок,
Где полным-полно чудес.
Какие только образы не встретишь у поэта: ручеек с веселым говорком «лопочет и смеется», «осинки ушки навострили», «цветы медунок мохноногих», «венчики цветов открыты», и даже снежинкам снится, «что солнце улыбается весне», «чтоб мир в весенних переливах мог сверкать лучисто», «идет весна, тепло и пробужденье»… В стихах Э.Гюнтера наблюдается буквально порыв к радости: он слышит “щебет птиц и шелест трав” среди морозного февраля « видит подснежник и цвет вишни во тьме мартовской снежной бури, а в целом - “надежды свет” среди ненастий и невзгод. Отсюда мотив и образ света, и не только весеннего, но и круглогодичного, идущего из светлого и доброго сердца поэта. В стихотворении «Картины природы» поэт сравнивает алтайский пейзаж с родным с детства поволжским:
И синь реки,
И травы в изобилье на берегу.
Роса в траве блестит.
Когда бы здесь еще деревья были,
Во сколько раз прекрасней был бы вид.
Проникновенна и гюнтеровская любовная лирика: «Твой стих про осень чист, правдив и светел, как нота ля», — обращается лирический герой к героине, и чуткое читательское ухо замирает от чистого звона этих слов.
Эдмунд Гюнтер – автор шести книг и соавтор 40 поэтических сборников.
Произведения Эдмунда Гюнтера печатались в газетах «Советская Сибирь». «Молодость Сибири», «За изобилие», журналах «Сибирские огни», «Алтай» и др.
Эдмунд Гюнтер активно писал и на своем родном языке. Сотни его произведений прочно прижились на страницах немецкоязычных газет, в том числе выходящей в Славгороде «Роте Фане» («Красное знамя»). С 1967 года и до самой пенсии он работал заведующим отделом промышленности и сельского хозяйства этого издания. Многие его произведения на немецком были переведены на русский, татарский, якутский, украинский и казахский языки, отдельно печатались в ГДР и Австрии.
Эдмуд Александрович писал: «После каждого из нас остается память». Поэт умер 5 ноября 1982 года в г.Славгороде Алтайского края. Поэт умер, а память о нем жива.
Заключение. (слайд №22)
Таким образом, познакомившись с творчеством поэтов Каргатского района, мы убедились, что поэзия родного края способна быть искусством слова.
Стихи Александра Плитченко, Анны Беляк, Александра Раевского, Алексея Воробьева, Эдмунда Гюнтера пробуждают чувство любви к своей малой родине, чувство гордости за свой край.
Однако в нашем районе есть еще много поэтов, «хороших и разных» (Владимир Балачан, Александр Сидоренко, Андрей Наумов и другие). Их творчество ждет своего читателя и исследователя.
Использованная литература:
1.Беляк А. Родом их этих мест. Новосибирское книжное издательство, 1996.
2.Воробьев А. Что шептали камыш да пурга. Новосибирск, 2006.
3.Газета «За изобилие» № 43 от 6 июня 2001; № 30 от 25-31 июля 2012; № 33 от 15-21 августа 2012; № 1 от 2-8 января 2013.
4.Плитченко А. Родня. Стихи. М., «Современник»,1976.