Просмотр содержимого документа
«Творческое моделирование на уроках литературы»
Творческое моделирование
на определённых этапах изучения художественных произведений
Этапы изучения художественного произведения
- Вводный урок –подготовка к восприятию текста
- Чтение как способ постижения художественного текста
- Анализ литературного произведения
- Заключительный урок
Модели методических приёмов
- Читательский дневник
- Творческий пересказ ( « приём открытого конца»)
- Пересказ от лица героя
- Литературный эксперимент
- Письмо от героя или к герою
- Составление ассоциативного ряда
- Карты, маршруты, имена литературных героев
- Приём « свободного микрофона» и тд.
Модели учебных ситуаций
- Урок- новелла
- Урок – расследование
- Урок-путешествие
- Урок –исповедь
- Урок-лекция
- Урок- размышление
- Урок- дневник
- Урок- концерт
- Урок- экскурсия
- Интегрированный урок и тд.
Моделирование вводных уроков
1 ВУ по биографическому материалу
Урок- документ ( дневник)
Урок – лекция, урок- новелла
2 ВУ по исторической эпохе, помогающей понять произведение (история, музыка, живопись)
Урок- путешествие
3. ВУ дающий определённый угол зрения на произведение
Урок- экскурсия
Урок- Концерт
урок- размышление
Урок-диалог
4 ВУ основанный на использовании жизненного опыта
Урок-беседа
Моделирование вводных уроков
- 1) Вводный урок по биографическому материалу
- Урок-новелла
- Урок- лекция
И. А. Бунин « Косцы» ( 5 кл)
- «А в молодости обладал столь острым зрением, что видел звёзды, различимые лишь через телескоп. И такой же слух: слышал за несколько вёрст колокольчик, по звуку определяя, кто из знакомых едет. Однажды в гостях ощутил запах резеды. Хозяйка торжествовала: резеды в саду не было. Исходили весь участок, пока не нашли искомый куст»-запись из дневника
Моделирование вводных уроков.
- 2) Вводный урок по исторической эпохе, помогающей понять произведение.
- ( история, музыка, изобразительное искусство).
- Урок- Экскурсия.
- Урок- путешествие
М.Ю. Лермонтов « Песня про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Моделирование вводного урока
- Вводный урок, дающий определённый угол зрения на произведение
« Слово о полку Игореве»
Моделирование вводных уроков
- Вводный урок , основанный на использовании жизненного опыта.
- Урок- диалог
- Урок- беседа
Ю.Казаков « Тихое утро»
Моделирование заключительных уроков
- Семинар
- Диспут
- Конференция
- Игра
- Дуэль
- Конкурс
- Творческий отчёт
- Мастерская и тд.
Творческое моделирование на уроках литературы
Смысл творческого моделирования в том и состоит, чтобы за спецификой художественного текста находить специфические методы и приёмы его освоения.