А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Подготовила учитель начальных классов Сюрина М.П.
Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)
Пушкинские сказки - это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».
П. Бажов
Дядя Василий Львович
В Москве прошло детство А. С. Пушкина
Брат поэта Лев Сергеевич
Мать поэта Надежда Осиповна
Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором
Отец Сергей Львович
Секреты литературной сказки
- Секрет внезапного чуда
- Секрет неожиданной точки зрения
- Секрет загадочной детали. Подтекст
- Поучительный вывод
Словарь
- Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
- Составьте цитатный план.
- Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»? Какая сказка слушается с большим интересом? Почему?
- Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?
Цитатный план
- «Царь с царицею простился..»
- «Царь женился на другой..»
- «Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
- «А царевна все ж милее..»
- «Вот Чернавка в лес пошла..»
- «Будь нам милая сестрица»
- «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
- «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
- «В руки яблочко взяла»
- «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
- «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
- «Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
- «Свадьбу тотчас учинили»
Основные образы сказки
● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.
● Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?
● Как отомстила царица-мачеха царевне?
● Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?
Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом
- Внешность царевны и ее внутренние качества.
- Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.
- Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.
- Отношение автора к героине.
► Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение .
Словарь
- Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела..
- Сравнить – значит найти черты сходства и различия.
Практическая работа
Царица
Царевна
Царского происхождения, умны, красивы
Злая
Завистливая
Гордая
Своенравная
Ленивая
Грубая
Надменная
Жестокосердная
Добрая
Бескорыстная
Скромная
Кроткая
Трудолюбивая
Вежливая
Простая
Добродетельная
Помощники царевны
► Какие черты характера открываются нам в богатырях?
► Как богатыри относятся к царевне и почему?
■ Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру?
■ Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.
Будьте внимательны к слову
Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:
- Простился
- В путь-дорогу снарядился
- С белой зори до ночи
- Белешенька земля
- Восхищенья не снесла
- Свойство зеркальце имело
- Нраву кроткого такого
- Вдруг погасла
- Красная девица
- В горести душевной
- Сотворив обряд печальный
- Вдруг погасла жертвой злобе
- Потешить
- С мольбой погнался
- Трубит уже молва
Е. Пашков
В. Милашевский
В. Назарук
Т. Маврина
В. Конашевич
► Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь
- Прочитать материал учебника.
- Выписать основные тезисы.
- Определите способы рифмовки:
Царь с царицею простил ся ,
В путь-дорогу снарядил ся ,
И царица у ок на
Села ждать его од на .
Парная
Там на неведомых дорожк ах
Следы невиданных звер ей ;
Избушка там на курьих ножк ах
Стоит без окон, без двер ей ..
Перекрестная
Проверьте знание сказок А. С. Пушкина
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html
Использованная литература
◊ Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. – М. : Вако, 2014.
◊ Литературное чтение .4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др..- М. : Просвещение, 2014.
Интернет-ресурсы. Режим доступа:
◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm
◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm
◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html
http://www.mp3zzz.ru/alb/2120.html
http://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpg
http://www.bookmate.ru/books/255032
http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064