СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Творчество А.С. Пушкина. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал презентации можно использовать на уроках литературного чтения в начальной школе и на уроках литературы в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«"Творчество А.С. Пушкина. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"»

А. С. Пушкин  « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»  Подготовила учитель начальных классов Сюрина М.П.

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Подготовила учитель начальных классов Сюрина М.П.

Александр Сергеевич Пушкин  (1799 – 1837)  Пушкинские сказки - это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта». П. Бажов

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)

Пушкинские сказки - это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».

П. Бажов

Дядя Василий Львович В Москве прошло детство А. С. Пушкина Брат поэта Лев Сергеевич Мать поэта Надежда Осиповна Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором Отец Сергей Львович

Дядя Василий Львович

В Москве прошло детство А. С. Пушкина

Брат поэта Лев Сергеевич

Мать поэта Надежда Осиповна

Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором

Отец Сергей Львович

Секреты литературной сказки Секрет внезапного чуда Секрет неожиданной точки зрения Секрет загадочной детали. Подтекст Поучительный вывод

Секреты литературной сказки

  • Секрет внезапного чуда
  • Секрет неожиданной точки зрения
  • Секрет загадочной детали. Подтекст
  • Поучительный вывод

Словарь Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.

Словарь

  • Подтекст – это то, что под текстом. Это то, о чем не рассказывают, о чем умалчивают, но на что указывают и намекают. Это чаще всего и есть самое важное в тексте. Загадочная деталь в литературной сказке указывает путь от текста к подтексту, от сюжета – к выводу и морали.
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»  Составьте цитатный план. Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»? Какая сказка слушается с большим интересом? Почему? Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

  • Составьте цитатный план.
  • Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Чем она напоминает сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна»? Какая сказка слушается с большим интересом? Почему?
  • Кто из героев особенно понравился? Кто из них вызвал другие чувства?
Цитатный план «Царь с царицею простился..» «Царь женился на другой..» «Но царевна молодая тихомолком расцветая..» «А царевна все ж милее..» «Вот Чернавка в лес пошла..» «Будь нам милая сестрица» «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить» «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..» «В руки яблочко взяла» «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..» «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет» «Гроб разбился. Дева вдруг ожила» «Свадьбу тотчас учинили»

Цитатный план

  • «Царь с царицею простился..»
  • «Царь женился на другой..»
  • «Но царевна молодая тихомолком расцветая..»
  • «А царевна все ж милее..»
  • «Вот Чернавка в лес пошла..»
  • «Будь нам милая сестрица»
  • «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»
  • «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»
  • «В руки яблочко взяла»
  • «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»
  • «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»
  • «Гроб разбился. Дева вдруг ожила»
  • «Свадьбу тотчас учинили»
Основные образы сказки ●  Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям. ●  Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих? ●  Как отомстила царица-мачеха царевне? ●  Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?

Основные образы сказки

Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.

Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?

Как отомстила царица-мачеха царевне?

Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?

Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом Внешность царевны и ее внутренние качества. Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея. Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям. Отношение автора к героине. ►  Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение .

Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом

  • Внешность царевны и ее внутренние качества.
  • Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.
  • Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.
  • Отношение автора к героине.

Сравните царицу-мачеху с царевной. Вспомните, что такое сравнение .

Словарь Сравнение  – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например: Между тем росла, росла, Поднялась и расцвела.. Сравнить – значит найти черты сходства и различия.

Словарь

  • Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается с помощью слов как, точно, словно, а может просто указывать на сходство (похож на..0. сравнение может иногда пронизывать ткань произведения, то есть включаться в текст без указанных слов. Например:

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела..

  • Сравнить – значит найти черты сходства и различия.
Практическая работа Царица Царевна Царского происхождения, умны, красивы Злая Завистливая Гордая Своенравная Ленивая Грубая Надменная Жестокосердная  Добрая Бескорыстная Скромная Кроткая Трудолюбивая Вежливая Простая Добродетельная

Практическая работа

Царица

Царевна

Царского происхождения, умны, красивы

Злая

Завистливая

Гордая

Своенравная

Ленивая

Грубая

Надменная

Жестокосердная

Добрая

Бескорыстная

Скромная

Кроткая

Трудолюбивая

Вежливая

Простая

Добродетельная

Помощники царевны ►  Какие черты характера открываются нам в богатырях? ►  Как богатыри относятся к царевне и почему?

Помощники царевны

Какие черты характера открываются нам в богатырях?

Как богатыри относятся к царевне и почему?

■  Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? ■  Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.

Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру?

Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.

Будьте внимательны к слову Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке: Простился В путь-дорогу снарядился С белой зори до ночи Белешенька земля Восхищенья не снесла Свойство зеркальце имело Нраву кроткого такого Вдруг погасла Красная девица В горести душевной Сотворив обряд печальный Вдруг погасла жертвой злобе Потешить С мольбой погнался Трубит уже молва

Будьте внимательны к слову

Из предложенных выражений выпишите те, которые могут встретиться только в авторской сказке:

  • Простился
  • В путь-дорогу снарядился
  • С белой зори до ночи
  • Белешенька земля
  • Восхищенья не снесла
  • Свойство зеркальце имело
  • Нраву кроткого такого
  • Вдруг погасла
  • Красная девица
  • В горести душевной
  • Сотворив обряд печальный
  • Вдруг погасла жертвой злобе
  • Потешить
  • С мольбой погнался
  • Трубит уже молва
Е. Пашков В. Милашевский В. Назарук Т. Маврина В. Конашевич ►  Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?

Е. Пашков

В. Милашевский

В. Назарук

Т. Маврина

В. Конашевич

Какие иллюстрации художников точнее отражают внешний и внутренний облик героев?

Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь Прочитать материал учебника. Выписать основные тезисы. Определите способы рифмовки: Царь с царицею простил ся , В путь-дорогу снарядил ся , И царица у ок на Села ждать его од на . Парная Там на неведомых дорожк ах Следы невиданных звер ей ; Избушка там на курьих ножк ах Стоит без окон, без двер ей .. Перекрестная

Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь

  • Прочитать материал учебника.
  • Выписать основные тезисы.
  • Определите способы рифмовки:

Царь с царицею простил ся ,

В путь-дорогу снарядил ся ,

И царица у ок на

Села ждать его од на .

Парная

Там на неведомых дорожк ах

Следы невиданных звер ей ;

Избушка там на курьих ножк ах

Стоит без окон, без двер ей ..

Перекрестная

Проверьте знание сказок А. С. Пушкина http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html

Проверьте знание сказок А. С. Пушкина

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html

Использованная литература ◊   Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. – М. : Вако, 2014. ◊ Литературное чтение .4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др..- М. : Просвещение, 2014. Интернет-ресурсы. Режим доступа: ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm ◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html http://www.mp3zzz.ru/alb/2120.html http://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpg http://www.bookmate.ru/books/255032 http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064

Использованная литература

◊ Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. – М. : Вако, 2014.

◊ Литературное чтение .4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др..- М. : Просвещение, 2014.

Интернет-ресурсы. Режим доступа:

◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8051876b-0395-4738-87e5-fa3748fe65ac/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_19%5D.htm

◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/301bbd1d-af9b-4afe-9a88-3fd3e498f902/%5BLI5RK_10-01%5D_%5BIL_20%5D.htm

◊ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b57548e5-8114-49cd-bd9d-3490445802f8/index_listing.html

http://www.mp3zzz.ru/alb/2120.html

http://s49.radikal.ru/i126/0811/81/dd3e5e29b788.jpg

http://www.bookmate.ru/books/255032

http://www.cartoons-land.ru/publ/16-1-0-1064