СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество К.Росси

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

Творчество К.Росси

Просмотр содержимого документа
«Творчество К.Росси»

Карл Ива́нович Ро́сси, урождённый Карло ди Джованни Росси (итал. Carlo di Giovanni Rossi; 29 декабря 1775 (9 января 1776), Неаполь, Неаполитанское королевство — 18 (30) апреля 1849, Санкт-Петербург, Российская империя) — российский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси родился 18 (29) декабря 1775 года в Неаполе. С 1787 года вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси, и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, жил в России, в Санкт-Петербурге, куда был приглашен его знаменитый отчим.

В 1788 году Росси поступает в известную немецкую школу St.Petri-Schule. Будучи с детства связанным с миром искусств, Росси обучался у архитектора Винченцо Бренна. В 1795 он поступает на службу в Адмиралтейскую коллегию архитектуры чертёжником. С 1796 был помощником Бренна на строительстве Михайловского замка. В 1801 году становится архитектурным помощником 10 класса. В 1802 Росси получает заграничную командировку для завершения образования и уезжает на два года в Италию.

В 1806 году Росси становится архитектором Кабинета[уточнить]. Однако сначала он получает работу не как архитектор, а как художник по фарфору, и два года работает на фарфоровом и стеклянном заводе. В августе 1808 Росси командируется в Москву, в Экспедицию кремлёвского строения. Из московских произведений зодчего (неоготическая Екатерининская церковь Вознесенского монастыря в Кремле, деревянный театр на Арбатской площади) практически ничего не сохранилось. В 1809 году Росси занимается перестройкой Путевого дворца Великой княгини Екатерины Павловны в Твери.

В 1815 году Росси возвращается в Санкт-Петербург. В 1816 он назначен членом Комитета строений и гидравлических работ. К ранним работам Росси в Петербурге и его окрестностях относятся реконструкция Аничкова дворца (1816), ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815—1822, в 1822—1824 годах архитектор надстроил над Галереей Гонзаго библиотеку), Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816—1818).

Главной сферой деятельности Росси стало создание городских архитектурных ансамблей. Во многом благодаря ему Петербург обрёл новое лицо, превратившись в центр гигантской империи, гордой своими победами над Наполеоном. Его проекты имели гармоническое сочетание архитектурных форм с аллегорической скульптурой, новаторские конструктивные приёмы (например, металлические перекрытия).

Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825), Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819—1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1834), Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827—1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси).

Войдя в конфликт с окружением Николая I, Росси в 1832 ушел в отставку, уволившись «от всех занятий по строениям». Одной из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода.

К. И. Росси скончался 6 (18) апреля 1849 года в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Волковом лютеранском кладбище. Перезахоронен в 1940 году на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры[2].

Именем К.И. Росси завершается целая эпоха в русской архитектуре. К.И. Росси создал такие произведения, которых не знала ни Европа, ни Америка начала XIX в. В то время, когда архитектура на Западе переживала долгий и глубокий кризис, К.И. Росси осуществил в России ансамбли, вызвавшие восторг и снискавшие мировую славу. По смелости дерзания, по широте замысла они занимают место рядом с самыми прославленными сооружениями древнего и нового мира. Своё архитектурное образование он приобрёл у архитектора Бренна, в семье которого он воспитывался. В Италии, куда уехал К.И. Росси, он обучался в Флорентийской академии, одновременно изучая памятники классического прошлого. В Россию К.И. Росси вернулся лишь в 1806 г. В этом же году он по специальному ходатайству получил звание архитектора

4

В связи с тем, что в начале 19 века Тверь стала административным центром 3-х губерний (Тверской, Новгородской и Ярославской) и местом пребывания в 1809-12 генерал-губернатора принца Г.П. Ольденбургского и великой княгини Екатерины Павловны. В 1809 архитектором К.И. Росси проведена реконструкция Путевого Дворца: изменены наружный и главным образом внутренний декор, перепланированы помещения. К садовому фасаду дворца пристроен пандус на арках, ведущий на террасу второго этажа (разобраны в 1930-х годах), спланирован пейзажный парк, сооружена оранжерея. В 1838-39 построено здание гауптвахты (архитектор И.Ф. Львов). В 1867-71 архитектор А.И. Резанов внес свои изменения в декоративную обработку фасадов. С 1897 в западном флигеле дворца размещался исторический музей.

С 1898 Путевой дворец – резиденция тверских губернаторов.

Дворец был перестроен К. И. Росси в начале XIX века. В это время здесь жила сестра Александра I, Екатерина Павловна, бывшая замужем за тверским губернатором, которая превратила дворец в один из центров светской жизни страны и модный литературный салон, где собиралось высшее общество Твери и куда приезжали многие выдающие люди из Москвы и Петербурга. Н. М. Карамзин читал здесь императору Александру отрывки из своей «Истории».

5

Первой крупной работой архитектурно - планировочного характера в Петербурге была постройка в 1818 г. новых зданий для Аничкова дворца. Правда, был выбран и осуществлён наиболее скромный вариант в виде двух парных павильонов. Но, несмотря на их незначительные размеры, К.И. Росси придал им исключительную монументальность

Самой ранней работой Росси в Петербурге является реконструкция Аничкова дворца (1816), и создание двух парковый павильонов, символизирующий военную мощь России и ее победу над Францией, по сути первых памятников военной победе России. Стоит отметить, что Аничков дворец в 19 веке являлся не менее значимой резиденцией императорской семьи, чем Зимний дворец.

В следующем, 1817 году Александр I подарил дворец на бракосочетание своему брату Николаю Павловичу, будущему Николаю I. При нём зодчий Росси перепланировал некоторые интерьеры дворца, а также включил дворец с прилегающим садом в ансамбль площади Александринского театра (ныне площадь Островского): он пристроил с юга дугообразный «сервизный корпус», соорудил ограду вокруг дворцового сада и построил на его западной стороне два одноэтажных павильона. После восшествия на престол и переезда в Зимний дворец Николай переселялся сюда на время поста, здесь же проводились придворные балы. Когда Зимний дворец реконструировался после пожара 1837 года, императорская семья переехала в Аничков и проживала в нём некоторое время. После смерти императора в 1855 году дворец был переименован в «Николаевский», однако название не прижилось. Во дворце воспитывался и сын императора Александр, будущий Александр II, одним из его учителей был друг Пушкина поэт Василий Жуковский, который имел во дворце собственную квартиру. Он же обучал русскому языку императрицу Александру Федоровну. 23 ноября 1836 года на аудиенцию к императору был приглашён Александр Пушкин, от которого Николай потребовал воздержаться от дуэли.



В 1841 году Николай подарил дворец, опять же на свадьбу, сыну Александру, а тот через четверть века — также на свадьбу сыну, будущему Александру III. Опасаясь террористов, Александр III выбрал дворец в качестве своей резиденции. В это время была построена глухая стена со стороны площади. После его смерти дворец служил резиденцией вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Интерьеры дворца неоднократно подвергались переделкам в связи с желаниями новых владельцев. В результате обновлений помещений 1870-х годов в библиотеке и «музее» императора Александра III в окнах появились витражи мастерской Владимира Дмитриевича Сверчкова[2].

После революции недолго здесь просуществовал музей города, в 1925 году он был закрыт, и только 12 февраля 1937 года во дворце открылся Ленинградский Дворец пионеров, ныне Дворец творчества юных и Аничков лицей. Во время Великой Отечественной войны, 1 октября 1941 года во Дворце пионеров был открыт хирургический стационар. Он проработал всю первую блокадную зиму, приняв значительное количество раненых людей. Весной 1942 года госпиталь был переведён из Дворца, и в мае Дворец пионеров был вновь открыт для блокадных детей.

Перед главным корпусом Аничкова дворца растёт берёза, посаженная космонавтами Германом Титовым и Владимиром Комаровым.

8

В 1821 г. архитектор Карл Росси получает заказ на проектирование библиотеки в Павловском дворце, который в то время был летней резиденцией вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Проект Росси был утвержден Марией Федоровной 16 февраля 1822 года: желанием императрицы было построить библиотеку в кратчайшие сроки, так как необходимость в помещении для обширного собрания книг и редкостей назрела уже давно. В результате уже 20 февраля 1822 года архитектором Штаубертом, ответственным за производство работ, была составлена смета, а к 1824 году практически все работы по библиотеке были завершены.

Единое огромное помещение библиотеки, вытянутое и изогнутое в плане, с пятью большими окнами, выходящими в парк, было возведено над северным полуциркульным крылом дворца. Окна, составляющие в диаметре 4 метра, давали достаточно естественного света.

10

Мебельное убранство библиотеки также изготавливалось по проекту Карла Росси в мастерской петербургского мебельщика Василия Бобкова: 15 больших шкафов, 4 средних, 14 пьедесталов между щкафов, 5 специальных приоконных витрин-шкафов для хранения медалей, 2 полушкафа-стола, которые устанавливались посреди комнаты, большой овальный стол для занятий на 20 персон и складных лесенки-банкетки и 36 стульев.

Была спроектирована и построена архитектором К.И. Росси в 1822-1824 годах симметрично Картинной галерее над открытой галереей, возникшей в 1790-х годах, когда В. Бренна занимался перестройкой и расширением дворца. В те годы Бренна надстроил второй этаж с крытым балконом-лоджией над одноэтажными галереями Камерона с южной и северной стороны. С северной стороны была возведена лишь стена, которая в начале 1800-х годов была со стороны парка расписана итальянским декоратором Пьетро Гонзага с изображением пяти архитектурных композиций и получила его имя. В 1822 году К.И. Росси по желанию императрицы Марии Федоровны начал строительство библиотеки над Галереей Гонзага. Использовав прием с большими арочными окнами, Росси удачно соединил в единый ансамбль Библиотеку и Галерею. Чтобы пройти в Библиотеку из Туалетной Павла I, Росси построил небольшой двусветный кабинет-переход, окна которого выходят как на парадный плац, так и в парк. Роспись плафона в манере «гризайль» была осуществлена декоратором Б. Медичи по проекту К.И. Росси. Мебельное убранство Библиотеки – уникальное явление в истории русского мебельного искусства 1-ой четверти XIX века, редчайший пример встроенной мебели. Вдоль изогнутой центральной стены и торцевых стен шла сплошная линия книжных шкафов высотой около 4 метров. Эта линия продолжалась и вдоль окон, где в простенках стояли шкафы той же высоты. Таким образом, общее количество шкафов составляло 19 предметов: 15 больших сдвоенных шкафов и 4 одинарных. Под окнами было установлено пять подоконных витрин-шкафов. По центру библиотеки находился большой овальный стол для занятий на 20 персон и два дугообразных стола - полушкафа. Кроме того, в ансамбль входили 36 стульев, обитых зеленым сафьяном и лесенки-банкетки для удобства пользования шкафами. Мебель по проекту К.И. Росси была выполнена из волнистой березы с резными накладками, окрашенными под античную бронзу, в мастерских петербургского мебельщика В. Бобкова. Наряду с богатейшим книжным собранием в Большой дворцовой библиотеке хранились чертежи, гравюры, акварели, рукописи, коллекции медалей и монет, минералогическая коллекция, в том числе резные камни, ботаническая коллекция – гербарии. Убранство библиотеки дополняли произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Во время пожара 1944 года Библиотека Росси полностью погибла, из мебельного убранства сохранилось лишь два стула. Интерьер Библиотеки был воссоздан в 1960-е и дополнительно в 1990-е годы. В настоящее время большая часть мебельного убранства воссоздана. Свое место заняли предметы прикладного искусства, а книги расставлены по шкафам в соответствии с каталогами и топографии времени вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

13

Ела́гин дворе́ц — летний императорский дворец на Елагине острове в Санкт-Петербурге. Названный Елагиным по имени своего первого владельца, он так и сохранил это название, несмотря на периодическую смену хозяев. Дворец также называют Елагинским или Елагиноостровским.

Имя архитектора, построившего для И. П. Елагина дом в палладианском стиле, достоверно неизвестно. Некоторые историки предполагают авторство Дж. Кваренги. Первоначальный облик виллы на островах не сохранился.

В начале XIX века остров был выкуплен Александром I для своей матери императрицы Марии Фёдоровны, которой было уже тяжело ездить в царские загородные резиденции Павловска и Гатчины. Перестроить Елагин дворец было поручено знаменитому зодчему К. Росси. Архитектор возвел на острове сразу несколько зданий: кроме увенчанного куполом трехэтажного дворца, там было выстроено три дополнительных павильона, а также Кухонный и Конюшенный корпуса.

Особенно восхищали вдовствующую императрицу и её гостей двери на первом этаже Елагина дворца, оформлением которых занимался сам Росси. Каждая из двадцати с лишним дверей является настоящим произведением искусства: двери облицованы ценными породами дерева с тонкой позолоченной резьбой. Дверь кабинета Александра I на втором этаже была отделана украшениями из бронзы.

Большой талант зодчего мог проявиться с должной полнотой лишь в крупном произведении. Таковым явился Елагин дворец, начатый постройкой в том же 1818 г. по заказу Александра I. Общая планировка дворца, его служб и парка с исключительными по красоте и совершенству садовыми павильонами и замечательная внутренняя отделка дворца сразу обратили на себя внимание. Петербург увидел в лице К. И. Росси большого мастера европейского масштаба. Почти любое из зданий Елагина дворца производит впечатление исключительной силы и мощи. Глядя на выстроенные К. И. Росси строения, даже неискушённый зритель ощущает, что они были созданы сильным и целеустремлённым человеком.

Не успели завершиться работы по усадьбе Елагина дворца, как К. И. Росси получил новый заказ. Предстояло строить дворец для великого князя Михаила Павловича - Михайловский дворец (ныне Русский музей).

Сам дворец был установлен на обрамлённой чугунной решёткой каменной террасе, к которой со стороны главного подъезда и парка ведут величественные лестницы. К парадному входу ведут пологие пандусы и широкая лестница, украшенная чугунными фигурами львов, а к трёхэтажной полуротонде в центре восточного фасада — веерообразная лестница, украшенная мраморными вазами

Стены во дворце облицованы искусственным мрамором, его Овальный зал украшен кариатидами и ионическими полуколоннами, а купол расписан причудливым орнаментом. В оформлении интерьеров Елагина дворца были задействованы самые известные скульпторы художники того времени

К. Росси проектировал все внутреннее оформление дворца вплоть до мельчайших деталей убранства.

В оформлении интерьеров участвовали скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский, декораторы-живописцы Д. Скотти, А. Виги, Б. Медичи.

24

К постройке дворца (1819-1823 гг.) К. И. Росси подошёл в первую очередь как градостроитель. Он сделал дворец частью города. Помимо парадного двора, расположенного перед дворцом, К. И. Росси запроектировал и площадь. Он смело раскрыл её специально проложенной улицей на Невский проспект. По бокам площади он решил поставить парные дома. Таким образом, целая часть города с дворцом, площадью и домами решалась в одном стиле.

Собственно дворец состоит из большого здания, к которому со стороны улицы примыкают более низкие флигели. Парадный двор дворца отделяется от площади красивой чугунной решёткой из копий, с которыми (в воротах) сочетаются щиты, мечи и лавровые ветви. В решётке, как и в решении внутреннего убранства дворца, видно то внимание, с которым К. И. Росси относился и к деталям возводимого им здания.

Из внутренних помещений дворца особенно знаменита парадная лестница, ведущая во второй этаж, где расположена анфилада парадных зал. Искусственный мрамор, роспись потолков, обилие золота как в росписи плафонов, так и в мебели, колонны, поддерживающие потолки больших зал, и остальная отделка свидетельствуют о значительных декоративных способностях мастера. Он создал превосходные интерьеры в то время, когда искусство внутреннего убранства всё больше и больше клонилось к упадку, перерождаясь в дешёвое, мещанское украшательство.

Лучшие скульпторы того времени приняли участие в создании этого замечательного здания. Особенно богато декорирован фасад, выходящий в сторону площади. Однако садовый фасад не менее, если не более, привлекателен. Особенно хороша большая лоджия, придающая этому пышному и величественному дворцовому сооружению черты некоторой интимности и известной простоты. На этом фасаде сказалось влияние дворца в Останкине под Москвой, сооружённого в конце XVIII в.

Архитектором строящегося Михайловского замка стал Карл Росси. Над проектом он начал работать в 1817 году. Сначала предлагалось строить резиденцию великого князя на месте дворца Воронцова, затем на месте дома Чернышёва. После составления архитектором двух проектов перестроек старых зданий в новую великокняжескую резиденцию, Александр I отказался от такой затеи. Он посчитал такие перестройки излишне дорогими, найдя гораздо более мудрое решение. В центре Петербурга оставался пустырь, который он предложил застроить новым дворцовым комплексом. После решения о строительстве дворца на этом участке, Росси начал создавать проект нового городского архитектурного ансамбля. Здесь зодчим был спланирован не просто дворец, а русская усадьба, в которой главный корпус и два боковых флигеля образуют единое целое.

Карлу Росси за исполненную работу был пожалован орден Святого Владимира 3-й степени, пожалован участок земли для строительства собственного дома за казённый счёт.

Михайловский дворец обошёлся казне в 7 600 000 рублей. Из них три миллиона Росси потратил на строительство, а 4 — на украшение. Между тем, возведение находящегося по соседству Михайловского (Инженерного) замка потребовало 17 000 000 рублей.

Известно также, что управлящий Кабинетом граф Гурьев требовал от Росси оформления Михайловского дворца скромнее, нежели чем Аничкова. Вероятно, приближённые императора уже знали, что Александр I готовит себе в преемники великого князя Николая Павловича, жившего в Аничковом дворце. Поэтому украшения жилища будущего Николая I должны были бы быть богаче, чем убранство дворца великого князя Михаила Павловича. Но Александр I лично утвердил эскизы интерьеров, поэтому Росси смог ответить отказом Гурьеву в его требовании.

27

Карл Росси в период с 1816 по 1827 год разработал ряд проектов реконструкции и застройки этой площади. Все эти варианты предусматривали сооружение на площади городского театра. Окончательный вариант проекта был утверждён 5 апреля 1828 года, в том же году началось строительство здания театра.



Четыре года спустя, 31 августа (12 сентября) 1832 года, в центре Петербурга, на Александринской площади (ныне площади Островского), на месте деревянного «Малого» театра, состоялось торжественное открытие нового величественного ампирного здания театра.



Основной фасад театра — со стороны Невского проспекта оформлен глубокой многоколонной лоджией, пространство которой как бы является частью Площади Островского. Боковые фасады здания выполнены в виде восьмиколонных портиков. С другой стороны к театру ведёт спроектированная Росси и составляющая общий ансамбль с театром улица (Зодчего Росси), перспективу которой замыкает на всю ширину задний, почти плоский, но богато декорированный фасад театра.

Здание окаймляет выразительный скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей. В нишах на торцевых фасадах — статуи муз, на аттике главного фасада — квадрига Аполлона. Работы вёл один из выдающихся скульпторов своего времени — В. И. Демут-Малиновский.

Интерьер[править | править код]

Лоджия с мощной коринфской колоннадой, увенчанная аттиком с лепными рельефами Славы и колесницей Аполлона, богатая разработка карнизов, фризы, барельефы, ритмические линии окон, арок, балюстрад — всё это составляет торжественный ансамбль, своеобразную архитектурную симфонию; замечательна и внутренняя отделка театра.

Места для зрителей создавались по самой совершенной для своего времени многоярусной системе лож с амфитеатром и просторным партером. Пятиярусный зрительный зал отличается удачными пропорциями и прекрасной акустикой. На 1841 год здесь было 107 лож (10 в бенуаре, 26 лож первого яруса, 28 — второго, 27 — третьего и 16 — четвёртого), балкон на 36 человек, галерея четвётрого яруса на 151 место, 390 мест в пятом ярусе, 231 кресло в партере (9 рядов) и 183 места за ними. В общей сложности театр мог вместить в себя до 1 700 человек[1].

Убранство зрительного зала торжественно и нарядно, интерьеры театра практически сохранили первоначальную отделку. Изначально была использована голубая обивка, она была заменена в 1849 году на пунцовую: театр, в котором освещение производилось посредством масляных ламп, закоптился изнутри. По этой же причине со временем была обновлена вся стенная и плафонная живопись, кроме того позже полностью была переделана сцена. Кроме бархатной отделки, ложи богато украшены золочёной резьбой: резьба центральной («Царской») ложи и лож у сцены выполнена по рисункам Росси, а орнамент на барьерах ярусов был создан во второй половине XIX века.

30

Помимо этих огромных по масштабу работ, К. И. Росси ведёт и более мелкие.

Улица состоит из пяти зданий, построенных по единому проекту с единым фасадом, так что создаётся впечатление, что на каждой стороне улицы — по одному зданию

Эта улица уникальна своим точным следованием античным канонам — её ширина равна высоте зданий её образующих (22 метра), а длина ровно в десять раз больше — 220 метров.

Современный ансамбль улицы сформировался в 1828—1834 годах по проекту Карла Ивановича Росси.

.