СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая мастерская "Фантазия" (конспект занятия)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческая мастерская «Фантазия»

Цели занятия:

·        Познакомить учащихся с правилами написания лимерика.

·        Рассказать о жизни и творчестве создателя лимериков – Эдварде Лире.

·        Создать творческую работу (написание лимерика по данному началу).

·        Воспитывать у учащихся умение работать в группе.

Просмотр содержимого документа
«Творческая мастерская "Фантазия" (конспект занятия)»

Творческая мастерская «Фантазия»

Цели занятия:

  • Познакомить учащихся с правилами написания лимерика.

  • Рассказать о жизни и творчестве создателя лимериков – Эдварде Лире.

  • Создать творческую работу (написание лимерика по данному началу).

  • Воспитывать у учащихся умение работать в группе.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня у нас необычный урок. Мы находимся с вами в творческой мастерской «Фантазия».

А начать наше занятие мне хочется со стихотворения русского лирического поэта Николая Рубцова.


Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам – 
Глазами к ним тянитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам – 
Ничто не повторится.
За мигом, миг, за шагом, шаг
Впадайте в изумленье – 
Всё будет так и всё не так
Через одно мгновенье…
Н. Рубцов

Какие мысли, чувства рождают в вас слова Рубцова? (не привыкать чудесам, которые происходят вокруг нас каждую минуту, нужно удивляться всему в мире).

Что ж, будем удивляться и …фантазировать.

2. Просмотр фрагмента из мультфильма.

Определить тему нашего занятия нам поможет герой мультфильма Незнайка. Внимание на экран.

3. Сформулируйте тему. Так о чем сегодня пойдет речь на занятии?

А хотелось бы вам научиться писать стихи?

Какую цель ставим перед собой?

Цель нашего урока:

  1. научиться писать стихи. Не просто стихи, а непременно весёлые стихи. С такими стихами и жить лучше: они помогут преодолеть все трудности, создадут хорошее настроение.

  2. Ещё я хочу вас познакомить с жизнью и творчеством удивительного человека- Эдварда Лира, который писал весёлые стихи.

  3. Подготовить страничку школьной газеты - Минутка для шутки.


  • А как вы думаете, каким нужно быть человеком, чтобы писать весёлые стихи? (веселым, быть фантазером, уметь шутить, радоваться жизни)

Проверим, какие вы фантазеры.

Предлагаю поиграть в игру «Дорисуй фигурку» (задания на столе).

Группа №1

Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.


Группа №2

Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.


Группа №3

Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.


Покажите свои рисунки и расскажите о них.


4. Знакомство со стихотворением Э. Лира.

Таким же весёлым фантазером, умеющим посмеяться над собой, проказником был Эдвард Лир. Он жил в 19 веке в Лондоне. Некоторые его стихотворения с английского языка на русский перевел С.Я. Маршак.


5. Знакомство с жизнью и творчеством Э. Лира.

А сейчас вы прочитаете сами стихи Лира, но сначала послушайте задание.

  • Какие стихотворения по характеру?

  • Кто главные герои? Как их можно назвать?

  • Попробуйте одним словом назвать то, о чём вы прочитали. (Чепуха, шутки, бессмыслица).

Э. Лир определил этот жанр другим словом.

  • Составьте это слово из предложенных букв и назовите.

Э. Лир назвал свои стихи лимерики.

6. Законы стихосложения.

  • Такие стихи мы попробуем написать, но сначала нужно выяснить: по каким законам пишутся эти стихи. Наблюдательность нам поможет.

(Незнайка о рифме)


Думаю, вы сможете сочинить простые рифмы. Продолжите четверостишие:

Над рекою голубою 
Гнется удочка дугою. 
Поплавок ныряет зыбко – 
На крючок поймалась… (рыбка).


  1. Можем мы как дважды два в рифму подбирать слова.

Давайте поиграем в рифмы. Кто из вас сможет подобрать как можно больше рифм к словам? Предлагайте свои примеры.

Березы, слезы, морозы, угрозы, занозы, грозы

Цветы, мечты, мосты, лишь ты, кусты, листы, красоты, коты.

Букет, привет, ответ, их нет, совет, пакет, банкет,

Облака, рука, пока, слегка, далека, огонька,

Весна, сосна, не до сна, ясна, она, тишина, у окна, до дна, волна, луна,

Улитка, калитка, плитка, нитка,

Мышка, шишка, крышка, шалунишка, мальчишка, малышка, трусишка,

Елка, полка, иголка,

Слоненок, ребенок, утенок, тонок,


Еще о Лире.

У Лира мало было друзей. Единственным, кто провёл рядом с ним целых 10 лет, был его кот Фосс.


Есть у Лира знакомые разные.
Кот его называется Фосс.
Тело автора – шарообразное, 
И совсем нет под шляпой волос.



  • Для стихов важна не только рифма. А как вы думаете, что еще необходимо? Посмотрите на экран. Ответить на вопрос нам помогут Винни Пух и Пятачок. (важно содержание)


  1. Из рассыпавшихся строк собери стихи, дружок

Каждая группа получает конверт с разрезными строками, составленные стихи читают вслух. (лимерики)

1 группа.
Один старичок из Килкении
Никогда не имел больше пенни.
Лишь на мёд и котлету
Тратил эту монету,
Вот капризный старик из Килкении.

2 группа.
Жил – был старичок у причала,
Которого жизнь удручала.
Ему дали салату
И сыграли сонату –
И немного ему полегчало.

3 группа.
Жил – был человек в Амстердаме,
Не чистивший шляпу годами.
Он в ней невзначай
Заваривал чай.
И в ней же гулял в Амстердаме.


  1. Мы умеем рифмовать, строки в рифму сочинять.

– Придумайте и запишите вторую строку в рифму с данной. Давайте для примера подберем рифму к строчке на этой картинке:


Божья коровка ползла по листочку.

Красная спинка в черную точку.


  1. Подключи воображение и придумай продолжение.


Осень. Листья пожелтели,
Отцвели в саду цветы
Птицы к югу улетели,
Расстаемся я и ты.

  1. На рисунок посмотрите,  2-3 строчки сочините. 
    Чтобы легче было вам, я подсказку-рифму дам.

Сочинить лимерик из выбранных строк.

  • Захотела обезьяна 
    Стать отважным капитаном.


  • Мама слоненка в корыте купала.

  1. Как археологи из древних черепков, воссоздадим стихи из этих слов 

… ель
…метель?
… елка 
… в иголках.

. метель,
…. ель. 
… иголки 
… ёлка.

Прочтение стихотворений по группам.

7.Подведение итога.

Рефлексия