Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 города Сычевки
Подготовила музыкальный руководитель
МБДОУ д/с №3 г. Сычевки
Нечаева Елена Александровна
Творческая презентация на тему: «РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Сычевка
2017
ЭМОЦИЯ как процесс – деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ : Педагогический процесс развития эмоциональной сферы у старших дошкольников ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Разработать комплекс занятий и экспериментально обосновать их эффективность для развития эмоциональной сферы детей
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при следующих условиях:
1. Если воспитатель будет активно использовать разнообразные формы и методы работы по развитию эмоциональной сферы в процессе восприятия музыки.
2. Если воспитатель будет обогащать имеющиеся у детей знания об эмоциях и чувствах.
3. Если воспитатель будет обучать детей способам выражения эмоций.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ: - изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых – теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов; - выявить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста; - разработать и апробировать комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИИ – это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ – это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ – основа музыкальности, одна из важнейших музыкальных способностей. Может быть развита во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве.
Зарубежные педагоги – психологи: З. Фрейд, Р. Холт, В. Вундт, У. Джеймс, Д. Уотсон, К. Е. Изард, П. Якобсон, В. Вилюнас, Я. Веккер. Отечественные педагоги – психологи: С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. В. Симонов, Я. Рейковский, О. К. Тихомиров, В. П. Фортунатов. Педагоги – музыканты: Д. Б. Кабалевский, О. П. Радынова, В. Г. Ражникова, Э. Б. Абдуллин.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПЕРВЫЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА КРИТЕРИИ проявления эмоциональной отзывчивости на музыку у старших дошкольников: 1. Ребёнок умеет внимательно прослушивать всё произведение до конца и вникнуть в его содержание. 2. Музыкальные произведения должны вызывать у него эмоциональный отклик. 3. Ребёнок может ответить на вопросы о прослушанной музыке. 4. Ребёнок должен хорошо ориентироваться в музыкальных средствах выразительности.
УРОВНИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ (меньше 6 баллов). Ребёнок не умеет прослушивать всё произведение до конца, вникнуть в его содержание. Он не может ответить на вопросы о прослушанной музыке. Музыкальные произведения не вызывают у него соответствующего эмоционального отклика. СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ (9-6 баллов). Ребёнок внимательно слушает музыку, но до конца проследить за динамикой музыкального образа ему не удаётся. Ребёнок не всегда может ответить на вопросы о музыке, ожидает помощи взрослого, затрудняется в подборе нужных терминов. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ (12-10 баллов). Ребёнок умеет внимательно слушать музыкальное произведение, вникая в смену настроений, следя за динамикой музыкального образа. Он самостоятелен в своих ответах на вопросы взрослых. Ребёнок высказывает собственное отношение к воспринимаемому произведению. Интерес к музыке у него стабилен.
Качественные и количественные результаты диагностики на первом этапе эксперимента
ВТОРОЙ ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ: 1. Комплекс занятий по программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». 2. Музыкально – дидактические игры. 3. Практические рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию детей.
Система из 6 занятий, такие как:
1. « День смеха » (развлечение ко дню смеха)
2. «Слушание произведений М. И. Глинки»
3. «Три кита в музыке» (песня, танец, марш)
4. «Зимушка - зима!»
(проводы Масленицы)
5. «Три чуда»
(занятие по слушанию музыки)
6. «В музее музыкальных инструментов» (знакомство с музыкальными инструментами)
Качественные и количественные результаты диагностики на третьем заключительном этапе эксперимента
Динамика развития эмоциональной отзывчивости в контрольной и экспериментальной группах
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!