СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект "Добрая сказка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с ФГОС уроки литературы призваны максимально включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность, формировать основы культуры проектной деятельности, поддерживать стремление выразить себя в слове. Творческий проект "Добрая сказка" способствует этому.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект "Добрая сказка"»

Учебный проект по литературе «Добрая сказка» 5Б класса


Муниципальное бюджетное нетиповое

общеобразовательное учреждение «Гимназия № 62»

МБ НОУ «Гимназия №62»










ПРОЕКТ


« Добрая сказка»

Проектная группа:

Семидетко Д., обучающийся 5Б класса,

Винникова В., обучающаяся 5Б класса,

Алейников З., обучающийся 5Б класса,

Полещук А., обучающийся 5Б класса,

Флигинская Е., обучающаяся 5Б класса,

Мулерова Е., обучающаяся 5Б класса,

Кручина С., обучающаяся 5Б класса,

Бондаренко С., обучающаяся 5Б класса.

Руководитель проекта: Вильмс Н. Г.,

учитель русского языка и литературы








Новокузнецк

2014

1.Тема мини-проекта: Жанр волшебной сказки.

2. Актуальность проекта

В соответствии с ФГОС уроки литературы призваны максимально включать обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, формировать основы культуры проектной деятельности, поддерживать стремление выразить себя в слове. Ребята 5Б класса создали проект «Добрая сказка», где продемонстрировали умения строить письменные высказывания, выдерживая стиль и основные жанровые признаки сказки.

Открыв эти страницы, читатель попадет в прекрасный мир, где добро должно побеждать зло, а добродетель – торжествовать.

Почему выбран метод учебного проекта? Он позволяет решить те задачи, которые ставит перед нами современное образование:

  • научить самостоятельно выявлять проблему;

  • находить способы её решения;

  • применять на практике полученные теоретические знания.

Проект дает возможность ребятам в процессе деятельности усвоить основные признаки жанра волшебной сказки.

Таким образом, проект позволяет решить предметные, метапредметные и воспитательные задачи, дает возможность обучающимся максимально раскрыть свой творческий потенциал.

3. Цель: систематизация знаний о жанре волшебной сказки.

4. Задачи

Предметные:

  • уметь различать литературные жанры;

  • выявить основные особенности жанра волшебной сказки;

  • определять тему, идею текста, его композицию;

  • совершенствовать   навыки  анализа литературного текста;

  • создавать собственный текст, созданный по законам жанра.

Метапредметные:

Регулятивные

  • определять цель учебной деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления;

  • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

  • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы.

Познавательные

  • под руководством учителя определять, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;

  • под руководством учителя выполнять универсальные логические действия: - анализ (выделение признаков);

  • под руководством учителя выполнять универсальные логические действия:

- синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием).

Коммуникативные

  • оформлять свои мысли в письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы текстом.

Личностные:

  • формировать мотивированность на активное творческое усвоение материала;

  • воспитывать нравственные качества учащихся, необходимые для социально-культурного развития;

  • воспитывать чувство уважения к истории, культуре и традициям своей страны.

5. Дидактическое обеспечение: презентация «Законы волшебной сказки», мультимедийный проектор.

6. Этапы работы над проектом:

  • проблематизация;

  • целеполагание;

  • планирование;

  • реализация;

  • рефлексия.

7. Планируемый результат

Проектным продуктом станет сборник текстов, написанных в жанре волшебной сказки, проиллюстрированный рисунками.

8. Содержание.

Ход урока

I. Подготовка к восприятию темы урока

- Здравствуйте, ребята. Настройтесь на то, что сегодня будет необычный урок, авторами его во многом будете вы сами. Ну а необычный урок должен и начинаться необычно. Сегодня эпиграфом к нему будут слова Сёрен Керкигор «Добро есть свобода. Лишь для свободы или в свободе состоит различие между добром и злом».

- Почему именно такой эпиграф я подобрала к уроку, мы определим чуть позднее. А сейчас мы продолжим наш разговор о жанрах литературы.

II. Актуализация изученного

- Какие литературные и фольклорные жанры мы уже знаем?

- Проведем небольшую разминку. На слайде обозначены жанры и их основные признаки, но информация перепутана. Ваша задача - верно соединить название жанра с его признаками.

Жанр

Определение

Сказка

Малый жанр фольклора, метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство.

Басня

Словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. 

Пословица

Стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера.

Поговорка

Жанр литературного творчества, рассказ о вымышленных, необычных в бытовом смысле событиях.

Загадка

Малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

III. Изучение нового материала

- Предметом более пристального внимания сегодня будет жанр сказки.

- Назовите разновидности сказок.

Действительно, жанр сказки отличается многообразием. Сегодня мы должны научиться эти жанры определять с помощью универсальной интеллект-карты, которую мы создадим сами. Вспомним принципы построения ИК:

Графическое представление информации (мы не будем писать связанный текст, а представим информацию в виде схемы);

Использование пиктограмм (значки позволят нам невербальным способом передать отношения к узлам карты или укажут на происхождение и назначение узлов);

Использование цвета (цвета помогут выделить и структурировать мысли);

Использование многомерных объектов (наша схема может расти в разных измерениях, лист – это проекция схемы на плоскость бумаги);

Нелинейное размещение (от центрального элемента стрелки могут идти куда угодно, не ограничиваясь ни размером, ни положением на листе). В центре карты рисуется центральный образ, объект изучения, символизирующий основную идею. Какие ассоциации вызывает у вас тема сегодняшнего урока? Какие ключевые понятия её раскрывают? (Обучающиеся вместе с учителем составляют черновой образец интеллект-карты)

- Скажите, что общего между любыми сказками? Для чего они создаются, что воспевают? - Почему именно сказка стала нашим излюбленным жанром?

Действительно, в сказке добро должно побеждать зло.

- Актуален ли жанр сказки сейчас, интересен ли он современным читателям? Почему?

Незнание сказок А. С. Пушкин называл одним из существенных недостатков воспитания. «Слушаю сказки – и вознаграждаю те недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Ну а теперь познакомимся с жанром сказки ближе.

(Звучит текст сказки обучаюшейся 8Б гимназии №62 Ивановой Екатерины « Почему помидор красный?»).

IV. Работа в группах

- А сейчас я предлагаю вам объединиться в группы, проанализировать прослушанный текст, пользуясь интеллект-картой определить его жанр.

V. Презентация работы групп

- Обобщите сказанное и назовите жанровые признаки волшебной сказки.

Признаки волшебных сказок:

  • особая композиция;

  • сказочные сюжеты;

  • троекратное повторение;

  • положительные и отрицательные герои;

  • сверхъестественные силы, помощники, магические предметы ;

  • чудесные превращения;

  • “сказочный” язык;

  • добро побеждает зло.

VI. Домашнее задание

Напишите волшебную сказку собственного сочинения, используйте в своей работе жанровые признаки волшебной сказки, которые мы повторили на уроке.

VII. Рефлексия:

- Какие новые знания вы получили на сегодняшнем уроке?

- Что вызывало затруднения?

- Почему именно такой эпиграф я подобрала к нашему сегодняшнему уроку?

- Сказки учат нас быть добрыми, справедливыми, свободными. К сожалению, сейчас этот жанр незаслуженно забыт. Мы перестали читать сказки. А ведь это неотъемлемая часть нашей культуры, наших традиций.

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца.
В. Берестов








Методические рекомендации руководителя проекта

Первым этапом работы над проектом является проблематизация. На этом этапе необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. Она должна быть личностно значимой для обучающихся. В ходе работы ребята определили, что современное общество уделяет недостаточное внимание изучению литературных памятников народной культуры. Жанр волшебной сказки незаслуженно забыт, почти не развивается. Утрачен интерес к чтению. Современное молодое поколение не знает традиционные народные литературные жанры. Потомки забывают о культурном наследии отцов. Этого допустить нельзя. Но как это сделать?

Так как проблема была актуальна для каждого, ребята были мотивированы на поиск решения. Была поставлена цель: обучающиеся 5Б класса должны не только познакомиться с законами жанра волшебной сказки, но и попытаться создать свои произведения. Конечным продуктом проектной деятельности должен стать сборник сочинений в жанре волшебной сказки, который будет помещен в гимназический альманах «Шаги».

На этапе планирования очень важно верно определить шаги, которые приведут к цели. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта был разбит на отдельные этапы:

1. Знакомство с жанровыми особенностями волшебной сказки.

2.Анализ нескольких волшебных сказок.

3.Создание текстов собственного сочинения в соответствии с жанровыми особенностями волшебной сказки.

4. Создание сборника сказок.

Далее ребята приступили к реализации проекта. Итогом этой работы стало представление его перед одноклассниками. Ребята решили, что написанные сказки должны войти в раздел «Добрая сказка» гимназического журнала «Шаги».

Очень важна роль учителя в ходе проектной работы. Так как работа планировалась с пятиклассниками, нужно было учесть их возрастные особенности. Учитель должен стать для ребят коллегой по работе, который в значительной степени вовлечен в процесс и выполняет заранее оговоренную часть работы. Это отношения равных партнеров, которые увлечены общей работой и взаимно обогащаются знаниями и опытом, подпитываются энтузиазмом друг друга.

В ходе проекта решались предметные, метапредметные и личностные задачи. Кроме непосредственных знаний по литературе, связанных с особенностями жанра волшебной сказки, ребята расширили свои практические навыки в создании собственных творческих работ, научились сотрудничать с одноклассниками и взрослыми людьми. Но, прежде всего, проект позволил формировать нравственные качества обучающихся, воспитывать чуткое отношения к истории, культуре и традициям своей страны.

Усвоение знаний происходило не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению.


Литература

1. Пропп В. Я. «Исторические корни волшебной сказки» / В. Я. Пропп. — Л. Изд-во ЛГУ, 1986 — 364 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д.Зинкевич- Евстигнеевой - СПб.: Речь, 2004 – 231с.

3. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя / Д. Бретт. - М.,1997 – 145с.





















Результат проектной деятельности























14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!