Ребята!
Вам, конечно же, приходится часто смотреть в зеркало. Вы видите в нем свое отражение. Улыбнитесь ему – и оно улыбнется вам в ответ. Покажите ему язык – и оно ответит вам тем же. Похожее «отражение» есть и у имени существительного. Это уже знакомое вам имя прилагательное.
Предлагаю вам убедиться, что эта часть речи не только очень интересна, но и полезна для выражения своих мыслей и лучшего понимания собеседника.
Вперед, к новым знаниям! Желаю вам успеха!
Совёнок Филя.
Задание 1
Прочитайте правило. Какие слова нужно вставить вместо точек?
Прилагательные отвечают на вопросы …, …, …, …
о) Кто? з) Какой? у) Куда? в) Что делает?
а) Какое? д) Кто? м) Какие? и) Какая?
Если вы правильно выбрали вопросы, из букв, стоящих перед ними, вы легко составите название одного из времен года.
Задание 2
Подберите к существительным признаки, отражающие хорошее настроение:
Зима (какая?)…, лицо (какое?)…, тетрадь (какая?) …, день (какой?)…, яблоко (какое?) …, ветер (какой?) …
А теперь попробуйте изменить настроение на вот такое:
Подберите признаки к тем же существительным с грустным или сердитым настроением.
Задание 3
Признаки каких предметов могут означать эти прилагательные: синий …, синяя …, синее…?
Добавьте к каждому прилагательному существительное, выдели окончания прилагательных. Почему они разные?
Придумайте и запишите свои подобные пары слов «существительное+прилагательное»;
Образуйте словосочетания с прилагательным ярк .
Запишите их, указав род имен прилагательных.
____________ая … ____________ое …
____________ий ….
Какая часть слова помогла вам распределить признаки между предметами?
Задание 4
Сравни словосочетания, образуй и запиши подобные пары:
Маленький след – маленькие следы, чудесное превращение – чудесные превращения, родная сестра - … сёстры, приветливое лицо - … …., … … - … ….
Выдели окончания прилагательных в каждой паре. Одинаковы ли они? Почему?
Задание 5.
Прочтите стихотворение. Спишите, поставив прилагательные в скобках в нужную форму. Какую их часть для этого потребуется изменить?
Берёза
(Белый) береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На (пушистый) ветках (снежный) каймой
Распустились кисти (белый) бахромой.
И стоит береза в (сонный) тишине,
И горят снежинки в (золотой) огне.
А заря, лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки (новый) серебром.
С. Есенин
В каком значении – прямом или переносном – употребил поэт прилагательное «золотой»?
Составьте и запишите словосочетания со словом «сонный» в прямом значении так, чтобы оно имело разный род и число.
Задание 6.
Образуйте прилагательные от существительных и запишите словосочетания. С двумя из них на выбор составьте предложения.
Дом из дерева – (какой?) … дом. Посуда из глины - …. Поля пшеницы - … …. Платье из шелка - … …. Песня соловья - … ….
Задание 7.
Поиграйте с гномами. Видите, какие они разные? Вспомните, как называются слова с противоположным значением. Запишите пары прилагательных-антонимов.


Весёлый грустный
Длинный …
… холодные
Грязное …
… …
Составьте предложение с одной из пар по схеме:
______________ ____________, а ____________ __________.
Задание 8.
А теперь вспомните, какие слова называют синонимами. Подберите синонимы к каждому прилагательному так, чтобы у них появилась приставка без-(бес-).
Смелый поступок - бесстрашный, слабый человек - …, тревожное настроение - …, тихие шаги - ….
Составьте и запишите предложение с любой образованной вами парой слов.
Задание 9.
Прочитайте предложения. О каком времени года они рассказывают? Можно ли точно это определить? Подберите прилагательные так, чтобы предложения рассказывали сначала о весне, а потом – об осени. Придется ли для этого изменить некоторые существительные?
По небу плывут облака. Ветер качает ветви деревьев.
Добавьте по два своих предложения к каждому тексту.

Задание 10.
Из описаний каких животных «выпали» эти прилагательные?
Серый, белый, длинные, пугливый, коротенький.
Рыжая, пушистый, хитрая, хищная.
Восстановите одно из описаний, придумайте заглавие и запишите текст.
Ребята!
Вы убедились, как важны в нашей речи имена прилагательные? Надеюсь, мои задания помогли вам стать еще внимательнее, грамотнее, больше узнать о родном языке.
Ваш совенок Филя