СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество Л. Н. Толстого. Жизненный и творческий путь. «По страницам великой жизни»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с презентацией. Обощающий урок по творчеству Л. Н. Толстого (2 академических часа)

Просмотр содержимого документа
«Творчество Л. Н. Толстого. Жизненный и творческий путь. «По страницам великой жизни»»

государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение) Челябинской области

«Политехнический колледж»









Методическая разработка учебного занятия

по литературе





Преподаватель литературы,

кандидат филол. наук

Гусева Светлана Викторовна













Магнитогорск, 2014 г.

Дисциплина: Литература

Технологическая карта урока


Дата, время

13.01.2015

10:10 – 10:55

Группа

Мл-14-1 (1 курс)

«190623.01 «Машинист локомотива»

Преподаватель

Гусева Светлана Викторовна

Тема

Раздел 2 Русская литература второй половины XIX века. Тема 2.12.1 Творчество Л. Н. Толстого. Жизненный и творческий путь. «По страницам великой жизни».


Цели

Обучающая

Развивающая

Воспитывающая

Формирование знаний о биографических данных Л.Н. Толстого и их взаимосвязи с его творчеством.

Развитие ассоциативно – логического мышления и коммуникативных навыков через постижения философских и религиозно-нравственных исканий писателя, отраженных в его жизни и творчестве.

Воспитание интереса к духовным проблемам бытия, интереса к постижению высоких нравственных качеств человека.

Методическая цель1

Применение учебного диалога как средства формирования коммуникативной культуры студентов.

Тип учебного занятия

Урок-семинар

Основные понятия

Биография, Творчество, Духовные ценности, биографические вехи, художники-портретисты

Оснащение

Экран, проектор, компьютер, мультимедийная презентация, доска.

Формируемые ОК

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

Литература

Основная:

  1. Агеносов В.В. Русская литература XX в.: учебник. Ч. 1, 2. 11 кл / В.В. Агеносов. - М.: Дрофа, 2012.


Дополнительная:

  1. Шкловский В.П. Лев Толстой / В.П. Шкловский – М: Молодая гвардия, 1963. – с. 278



Время

1 академический час

Методическая характеристика

Данная тема входит в раздел 2. Русская литература второй половины XIX века рабочей программы учебной дисциплины «Литература» для профессий НПО «Машинист локомотива». Тема 2.12.1 Творчество Л. Н. Толстого. Жизненный и творческий путь. «По страницам великой жизни» следует за темой 2.11 «Творчество Ф.М. Достоевского» и предшествует теме «Проблемы ранних произведений писателя. «Севастопольские рассказы».

Предварительная подготовка:

Большинство участников образовательного процесса считают, что в своих произведениях Л.Н.Толстой выступает как дидакт. Наша задача - разрешить противоречия в однобокости восприятия творчества великого писателя через обсуждение.

При подготовке урока за неделю группа разбивается на группы, каждая из которых получает задания – проекты, продуктом которых должны стать наглядно-дидактические пособия и материалы (опорный конспект, художественный альбом, сборник цитат) для проведения уроков по творчеству Л.Н. Толстого.

Для проведения данного занятия студенты были разделены на пять групп. Группа исторического комментария должны были подготовить и оформить к уроку опорный конспект – «Историческая эпоха. Развитие литературы, искусства и науки второй половины 19 века». Группы цитатников должна составить план жизни писателя и прокомментировать цитаты Л.Н. Толстого. Группа искусствоведов должна собрать иллюстративный материал: И.Е. Репин. «Л.Н. Толстой, 1887 г.», И.Н. Крамской. «Портрет Л.Н. Толстого, 1873 г. Группа мемуаристов готовят сборник цитат из воспоминаний современников. Группа любителей поэзии осуществляет подбор стихотворений о Толстом, раскрывающих различные грани его жизни и творчества. Группа «смекалистых» проводит блиц – викторину по биографии писателя.

Оборудование:

  • Выставка фотоматериалов, иллюстрации по биографии и произведениям писателя;

  • Книга И. Толстого «Свет Ясной Поляны»;

  • Опорный конспект «Историческая эпоха. Развитие литературы, искусства и науки второй половины 19 века».




Ход урока

Этапы урока

ТДЗ этапа

методы

приёмы

формы

Виды деятельности

Время (минуты)

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

Организационный этап

Включение в ра­боту, проверка посещаемости.

словесный

рассказ

фронтальная

Приветствие, проверка посещаемости

Приветствие, дежурный называет отсутствующих, готовят рабочие (лекционные) тетради

1

Формулировка темы и постановка цели и задач

Активизация вни­мания студентов для изучения но­вого материала.

Мотивирование студентов к изучению темы, создание личной заинтересованности в изучении темы.

словесный

рассказ

фронтальная

Сообщение темы и цели урока, введение в учебный материал

В результате изучения учебного материала вы должны

знать:

основные биографические вехи биографии Л.Н. Толстого и их взаимосвязь с его творчеством.

уметь:

анализировать биографические данные писателя и их связь с его творчеством, опираться на межпредметные логико-понятийные связи, выстраивать коммуникационные связи в соответствии с закономерностями процесса общения

Записывают в тетради тему урока, слушают обоснование значимости темы

2

Сообщение плана

Конкретизация внимания студентов

словесный

рассказ

фронтальная

Сообщает план урока:

  1. Выступление группы исторического комментария (готовят и оформляют к уроку опорный конспект – «Историческая эпоха. Развитие литературы, искусства и науки второй половины 19 века»).

  2. Выступление группы цитатников (составления плана жизни писателя и комментарии цитаты Л.Н. Толстого.)

  3. Выступление группы искусствоведов (сбор иллюстративного материала «Портреты Л.Н. Толстого» с комментариями)

  4. Выступление группы мемуаристов (сборник цитат из воспоминаний современников);

  5. Выступление группы любителей поэзии (подбор стихотворений о Толстом, раскрывающих различные грани его жизни и творчества)

  6. Выступление группы «смекалистых» (проводит блиц – викторину по биографии писателя)

Записывают план занятия в рабочие тетради

2

Сообщение новых знаний

1. Выступление группы исторического комментария (готовят и оформляют к уроку опорный конспект – «Историческая эпоха. Развитие литературы, искусства и науки второй половины 19 века»).



Расширение знаний об исторической эпоха, в которой жил писатель, развитие литературы, искусства и науки второй половины 19 века»

словесный, наглядный

рассказ,

схемы

фронтальная


Представляет группу студентов исторического комментария и делает выводы после их выступления

Группа излагает основные знания и понятия о развитии литературы и искусства второй половины 19 века, указывается связь жизни и творчества Л. Н. Толстого с данной эпохой, российским обществом, выдающимися личностями.

Остальные студенты слушают излагаемый материал и записывают основные моменты и выводы в тетради

8

2. Выступление группы цитатников (составления плана жизни писателя и комментарии цитаты Л.Н. Толстого.)


Развитие знаний об основных этапах жизни писателя и комментирование высказываний о Л. Н. Толстом

словесный, наглядный

рассказ,

беседа

фронтальная


Представляет группу студентов цитатников и делает выводы после их группы

Группа цитатников излагает основной материал через беседу и комментирование цитат

Остальные студенты слушают, отвечают на вопросы, рассуждают, записывают выводы в тетради.

5

3.

Выступление группы искусствоведов (сбор иллюстративного материала «Портреты Л.Н. Толстого» с комментариями)

Расширение знаний об творчестве портретистов И.Н. Крамского и И.Е. Репина, а также знаний об основных вехах биографии Л. Н. Толстого через творчество художников-портретистов.

словесный, наглядный

рассказ,

беседа

фронтальная


Представляет группу студентов искусствоведов и делает выводы после выступления группы искусствоведов

Группа искусствоведов излагает основной материал через беседу и анализ иллюстративного материала художников-портретистов

Остальные студенты слушают, отвечают на вопросы, рассуждают, записывают понятие и выводы

5

4.

Выступление группы мемуаристов (сборник цитат из воспоминаний современников)


Расширение знаний об современниках Толстого и о их воспоминаниях о писателе.

словесный, наглядный

рассказ,

беседа

фронтальная


Представляет группу студентов мемуаристов и делает выводы после выступления группы мемуаристов

Группа мемуаристов излагает основной материал через беседу и анализ цитатного материала писателей, мыслителей, современников Толстого

Остальные студенты слушают, отвечают на вопросы, рассуждают, записывают понятие и выводы в тетради.

5

5.

Выступление группы любителей поэзии (подбор стихотворений о Толстом, раскрывающих различные грани его жизни и творчества)


Расширение знаний о поэтическом творчестве современников Л. Н. Толстого, анализ их стихотворений о писателе, раскрывающие грани его таланта, жизни и творчества.

словесный, наглядный

рассказ,

беседа

фронтальная


Представляет группу студентов любителей поэзии и делает выводы после выступления группы любителей поэзии

Группа любителей поэзии излагает основной материал через беседу и анализ поэтического материала писателей-современников Толстого

Остальные студенты слушают, отвечают на вопросы, рассуждают, записывают понятие и выводы в тетради.

5

Первичное осмысление и закрепление знаний

Выступление группы «смекалистых» (проводит блиц – викторину по биографии писателя)

Анализ результатов деятельности по итогам занятия

рефлексия

блиц – викторина

групповая, индивидуальная

Представляет группу студентов «смекалистых»

Группа «смекалистых» проводят викторину

5

Подведение итогов

Соотнесение по­ставленных задач с достигнутым результатом

рефлексия


фронтальная


Подводит итоги урока, отмечает достижение результатов студентов, выставляет оценки за урок

Слушают резюме преподавателя

4

Постановка задания на дом

Показывает на слайде тему домашнего эссе, объясняет суть домашнего задания.

Записывают в тетради.


2

Рефлексия

(проводится в конце урока)

Оценка эмоционального состояния студентов

рефлексия


индивидуальная

Предлагает оценить студентам по карточкам свои ощущения от занятия

Выбирают цвет карточки в зависимости от своих внутренних ощущений

1











Конспект урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1. Организационный момент

Здравствуйте! Присаживайтесь.

Приветствуют преподавателя, рассаживаются по местам.

Приготовьте рабочие тетради. Дежурный – назовите отсутствующих. Спасибо.

Дежурный называет отсутствующих

2. Формулировка темы и постановка цели

Запишите, пожалуйста, в тетради тему сегодняшнего урока: «Творчество Л. Н. Толстого. Жизненный и творческий путь. «По страницам великой жизни»» и эпиграфы к нашему занятию: «Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, сколько вся наша литература». М. Горький.

«Если бы можно было писать как Л. Толстой и заставить весь мир прислушаться». Т.Драйзер.

Стихия толстовского гения созвучна безбрежному морю. Читаешь его и погружаешься в глубины человеческой души, воедино слитой с природой. Каких бы сторон жизни ни касался этот поразительный художник, живописал он широко, по-человечески мудро и просто.

Вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, всё его творчество служило утверждению высоких нравственных идеалов. Не изучив и не поняв его жизни, нельзя по-настоящему осмыслить и творчество великого писателя. Такова цель нашего сегодняшнего урока о Л.Н. Толстом.

Давайте же вместе попытаемся разобраться, чем близок и дорог нам этот замечательный человек.

Записывая тему и эпиграфы, обратите внимание на даты рождения и смерти писателя (1828 – 1910). Слайд 2, 3.

Записывают в тетради тему занятия.

3. Сообщение плана урока


Итак, запишите в тетради план урока:

  1. Выступление группы исторического комментария (готовят и оформляют к уроку опорный конспект – «Историческая эпоха. Развитие литературы, искусства и науки второй половины 19 века»).

  2. Выступление группы цитатников (составления плана жизни писателя и комментарии цитаты Л.Н. Толстого.)

  3. Выступление группы искусствоведов (сбор иллюстративного материала «Портреты Л.Н. Толстого» с комментариями)

  4. Выступление группы мемуаристов (сборник цитат из воспоминаний современников);

  5. Выступление группы любителей поэзии (подбор стихотворений о Толстом, раскрывающих различные грани его жизни и творчества)

  6. Выступление группы «смекалистых» (проводит блиц – викторину по биографии писателя) Слайд 4.

Записывают в тетради план занятия

4. Выступление группы исторического комментария

Преподаватель: Группе исторического комментария было дано задание, которое состояло из вопросов и дополнительного материала. Они должны были составить опорный конспект на тему: «Историческая эпоха. Развитие литературы, искусства и науки второй половины XIX века». Давайте послушаем выступление и комментарии к проекту группы, и сделаем выводы, которые запишем в тетрадь.



























































Преподаватель: Вывод – обобщение: «Лев Толстой был участником и свидетелем многих важных исторических событий. Историческая обстановка была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах и учении Толстого. Расцвет творчества писателя приходится на 50-е годы – время создания романа-эпопеи «Война и мир».


Группа исторического комментария представляет свой проект, остальные студенты слушают и задают вопросы.

Группа исторического комментария:

Подготавливаясь к уроку, мы получили задание ответить на вопросы

  1. Свидетелем каких исторических событий был писатель?

  2. На какие годы падает расцвет его творчества?

  3. С кем из выдающихся людей Толстой общался?

И получили дополнительный материал данным вопросам. Дополнительный материал по вопросу:

1837г. – год смерти Пушкина;

1841г. – год смерти Лермонтова;

1852г. – год смерти Гоголя;

1854 – Н.Г. Чернышевский, сотрудник «Современника»;

1853/56 – Крымская война;

1855 – смерть Николая I;

1861 – «Крестьянская реформа»;

1866 – покушение Д.В. Каракозова на Александра II;

1871 – Парижская коммуна;

1876 – возникновение общества «Земля и воля»;

1877 – 78 русско-турецкая война;

1881 – смерть Александра II;

1887 – попытка покушения на Александра III;

1904 – 05 – русско-японская война;

1905 – 9 января, Кровавое воскресенье. Слайд 5


Группа исторического комментария:

Мы должны были самостоятельно связать дополнительный материал с вехами биографии и творчества писателя. И вот что у нас получилось. Каждая дата из дополнительного материала имеет связь с творчеством Л. Н. толстого и его жизнью. Данные события используются в его произведениях.

Группа исторического комментария:

Поработав со справочным аппаратом, мы предлагаем обратится к конспекту: «Историческая эпоха. Развитие литературы, искусства и науки второй половины 19 века». Который мы создали виде опорной схемы.

Слайд 6

Группа объясняет, как работали над составление схемы-опоры, какие цели преследовали.

Записывают выводы в тетради.

5. Выступление группы цитатников



Преподаватель: Группе цитатников было дано задание, которое состояло из составления плана жизни писателя и комментария цитаты Л.Н. Толстого. Уважаемые цитатники прокомментируйте, пожалуйста, слова Л.Н. Толстого: «Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».



















































Преподаватель: Вывод – обобщение: дневниковые записи говорят нам о Л. Н. Толстом, что он был человеком очень самокритичным. В своих записях он не только хвалил, но чаще критиковал себя. Писал о том, что главное в человеке честность и порядочность. Именно этому нам с вами у него нужно поучиться. Толстой был готов к преодолению человеческих слабостей. Во время реформы 1861 года, уничтожившей крепостное право, Толстой становится мировым посредником. При разрешении споров между помещиками и мужиками, он, как правило, на стороне последних. В Ясной Поляне Толстой открывает школу для крестьянских ребятишек, сам преподает не только литературу, историю, но и физику, математику. В старости, оглядываясь на прожитую жизнь, Толстой записывал в дневнике: «Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям». Жизнь и литература для него неразделимы.


Группа цитатников представляет свой проект, остальные студенты слушают

Группа цитатников: Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначения человека на земле. Нравственную силу человека он видел в совершенствовании, к которому стремился. Он постоянно работал над собой, пополнял знания, закалял волю. Толстой дорог нам и близок своим стремлением к идеалу.

Группа цитатников:

  • Проследим этапы жизненного и идейно-творческого развития Л. Толстого:

  1. 1882 – 1849гг. – детство, отрочество, юность: истоки личности.

  2. 1849 – 1851гг. – Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.

  3. 1851 – 1855гг. – военная служба. На пути к «Войне и миру».

  4. 1860 – 70гг. – писатель, общественный деятель, педагог.

  5. 1880 – 90гг. – «Я отрёкся от жизни нашего круга».

  6. 1900 – 1910гг. – люди и встречи. Исход. Слайд 7

Группа цитатников:

Понять личность великого писателя, его стремления к самоусовершенствованию нам помогут его дневниковые записи. (Писал с перерывами 63 года, ныне 13 томов в собрании толстовских сочинений).

«По дневнику весьма удобно судить о самом себе», - напишет 22 – летний Толстой. Весной 1847 года он ненадолго попал в больницу. Здесь сделаны и первые записи в дневнике, который писатель вёл до конца своих дней.

Смолоду основополагающей чертой Толстого была самостоятельность суждений: желание до всего дойти своим умом, не брать взаймы готового. Он понимает, что дорога познания трудна. Но ему казалось, что стоит только расписать свою жизнь заранее – и всё пойдёт как по маслу. Он даже составил правила, в которые верил всем жаром своей души. (Чтение правил и программы Л.Н. Толстого.)

Самое удивительное, что большую часть этой обширной программы Толстой выполнил. Первое, чему он научился (или от рождения умел), - это говорить себе правду без утайки. Из дневника мы видим, как молодой человек, воспитанный в изнеживающей среде тётушек и мамушек и не отличавшийся от природы сильной волей, побеждает лень. Толстой был готов к преодолению человеческих слабостей. Характерно, что с юношеских лет он желал, чтобы судьба ниспослала ему трудные испытания, которые потребовали бы напряжения всех сил его души.

Действием, деянием стало для Толстого и его писательское дело. С того дня, как в 1852 году в журнале Некрасова «Современник» под скромным псевдонимом Л.Н. появилась повесть «Детство», он сделал свой выбор. Но литературы, одной только литературы, всё-таки ему было мало.

Во время реформы 1861 года, уничтожившей крепостное право, Толстой становится мировым посредником. При разрешении споров между помещиками и мужиками, он, как правило, на стороне последних. В Ясной Поляне Толстой открывает школу для крестьянских ребятишек, сам преподает не только литературу, историю, но и физику, математику… В старости, оглядываясь на прожитую жизнь, Толстой записывал в дневнике: «Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям». Жизнь и литература для него неразделимы.




Записывают выводы в тетради.

6. Выступление группы искусствоведов


Преподаватель: Следующая группа – это группа искусствоведов, которые помогут нам рассмотреть вехи биографии Л. Н. Толстого через творчество художников-портретистов. Благодаря им, мы узнаем, как выглядел Л. Н. Толстой в разные этапы своей жизни.. Члены группы использовали работы И.Н. Крамского «Портрет Л.Н. Толстого, 1873 г.» и И.Е. Репина «Л.Н. Толстой, 1887 г.»


Слушают преподавателя







































































Преподаватель: Вывод – обобщение: Мы рассмотрели два портрета Л. Н. Толстого. Каждый портрет рисует нам писателя с разных сторон. Репин очень высоко ценил портрет Толстого, исполненный Крамским. Но если у Крамского Толстой преисполнен эпического спокойствия и ясности, а его взгляд суров и прямолинеен, то репинский Толстой — человек ищущий, сомневающийся. Именно в конце 1880-х годов писатель вступил на стезю проповедничества; не случайно высказывалось предположение, что в портрете Репина на коленях у Толстого - Евангелие. Таким образом, именно портреты этих художников помогли нам рассмотреть писателя в разные периоды его жизни, взглянуть на его лицо, понять его мировоззрение.


Слушаю группу искусствоведов, работают с портретами.

Группа искусствоведов:

Конечно же, словесный образ, литературный портрет – первооснова наших представлений о писателе. И всё же ничто не может заменить ярких зрительных впечатлений, которые вызывают портреты Л. Толстого, созданные художниками – его современниками.

Демонстрация альбома с репродукциями портретов Л.Н. Толстого и комментариями к ним.

- И.Е. Репин. «Л.Н. Толстой, 1887 г.»;

- И.Н. Крамской. «Портрет Л.Н. Толстого, 1873 г.» Слайд 8


Сообщения студентов об истории создания портретов.

Группа искусствоведов:

Среди почитателей таланта Толстого был основатель художественной галереи в Москве П.М. Третьяков. Он очень хотел заказать портрет Толстого для своей галереи. В 1869 году Третьяков обратился к А.А. Фету, зная его дружбу с Толстым, с просьбой о содействии. Однако посредничество Фета не помогло: Толстой наотрез отказался позировать. Только через несколько лет счастливый случай позволил Третьякову осуществить своё желание.

История создания первого живописного портрета Толстого такова. Летом 1873 Крамской, живя на даче недалеко от Ясной Поляны, решил заехать к Толстым, чтобы познакомиться со Львом Николаевичем и уговорить его позировать для портрета. Однако художнику не повезло: Толстой проводил лето на хуторе в самарских степях. Но Крамской не терял надежды встретиться с писателем, о чём писал и Третьякову.

5 сентября Крамской снова приехал в Ясную Поляну. Толстые уже вернулись. Льва Николаевича дома не оказалось, и художник отправился на розыски. Художник был принят в Ясной Поляне очень сердечно. Однако Толстой продолжал упорствовать в своём отказе позировать. Тогда Крамской предложил написать два портрета: один для семьи Толстого, другой - для галереи. Писатель согласился, и на следующий день начались сеансы.

Хотя Крамской писал два портрета одновременно, перед нами предстают два разных образа Толстого. В яснополянском варианте – углублённый в свой внутренний мир человек как бы прислушивается к тому, что зреет в глубине души; в Третьяковском варианте поражает выражение глаз Толстого: в испытывающем, устремлённом на зрителя взгляде удивительно передана сила его духа и проницательность. Последняя работа была по достоинству оценена современниками и признана как лучший портрет Толстого.

Группа искусствоведов:

Илья Ефимович Репин (1844-1930) неоднократно в течение своей жизни обращался к образу Л.Н. Толстого.

Их дружба началась в Москве в 1880 г. и длилась 30 лет, до самой смерти писателя. Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям, создал 3 бюста писателя.

Портрет написан в Ясной Поляне, по обыкновению быстро, в три сеанса (13-15 августа). Третьяков, узнав о создании портрета, но еще не видев его, в письме к Стасову высказывал надежду, что Толстой изображен Репиным стоящим во весь рости непременно на фоне пейзажа - только такая композиция представлялась Третьякову подобающей великому писателю.
Репину, однако, удалось передать величие Толстого иными средствами. Выбранная художником точка зрения, с низким горизонтом, "возвышая" фигуру, придает ей монументальную значительность. Характерно, что Репин впоследствии никогда не строил портретную композицию подобным образом, утвердив тем самым уникальность, единственность портрета Толстого.
Сдержанная, благородная колористическая гамма, ясный очерк силуэта при великолепной объемно-пространственной моделировке, плавное, широкое, "неспешное" движение кисти - все в портрете подчинено атмосфере величавой значительности, окружавшей Толстого.
Толстой изображен в минуту тревожной задумчивости — это именно минута, конкретное мгновение, когда писатель, оторвавшись от книги, пытается разрешить вопрос, возникший по поводу прочитанного. Сосредоточенная, настороженная вдумчивость, пытливый, проникающий взгляд, заставляющий зрителя поневоле озаботиться содержанием этого вопроса, - черты, образующие программу портрета.
Репин очень высоко ценил портрет Толстого, исполненный Крамским. Но если у Крамского Толстой преисполнен эпического спокойствия и ясности, а его взгляд суров и прямолинеен, то репинский Толстой — человек ищущий, сомневающийся. Именно в конце 1880-х годов писатель вступил на стезю проповедничества; не случайно высказывалось предположение, что в портрете Репина на коленях у Толстого - Евангелие.




Записывают выводы в тетради.



7. Выступление группы мемуаристов.

Преподаватель: Следующая группа – это группа мемуаристов. Студенты приготовили нам несколько высказываний великих людей о Л. Н. Толстом. Они будут задавать вам вопросы о Л. Н. Толстом. Вы должны будете помочь группе проанализировать данные высказывания. Давайте их послушаем.



























Преподаватель: Вывод – обобщение: Все цитаты помогают нам понять мировое значение Толстого как писателя и как личности. Но каждый автор выделяет особую грань его творчества. Кто-то ценит его как мыслителя и проповедника, во взглядах которого воплотились противоречия русской действительности. М. Горький отмечает масштаб влияния Толстого, его общечеловеческую привлекательность, Т. Драйзер восхищается им как величайшим художником, мастером слова, несущим людям свет добра и милосердия.


Работают с высказываниями и вопросами.

Группа мемуаристов:

Обратите, пожалуйста, внимание на доску. Слайд 9. На доске показаны вопросы и высказывания знаменитых людей о Л. Н. Толстом.

«Искусство и жизнь неотделимы. Ни у кого другого творчество так тесно не переплетено с жизнью… носит автобиографический характер. По творчеству Толстого мы можем, начиная с десятилетнего возраста, шаг за шагом, проследить противоречивые искания, которыми так богата эта мятущаяся жизнь… Едина была трагедия его искусства и его жизни». Р. Роллан.


«Весь мир, вся земля смотрит на него… отовсюду к нему протянуты живые, трепетные нити…» М. Горький..


«Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!» Т. Драйзер.

Анализируют высказывания великих людей.

Группа мемуаристов:

  • Прочитайте высказывания современников о Л.Н. Толстом.

  • Каким предстаёт Толстой в воспоминаниях его современников?

  • Какая грань личности писателя высвечивается в приведённых строках?

  • Чем он близок вам?

  1. Группа мемуаристов задает вопросы аудитории слушателей о Л.Н. Толстом. Слайд 10

Студенты отвечают на вопросы группы мемуаристов.




Записывают выводы в тетради.

8. Выступление группы любителей поэзии.


Преподаватель: Следующая группа – это группа любителей поэзии. Молодые люди самостоятельно нашли стихотворения, посвященные писателю. Давайте послушаем их.





































Преподаватель: Вывод – обобщение: Из данных стихотворений мы видим, что Толстой – гений русского слова и мысли, признанный Россией, народом России. Недаром А. Апухтин сравнивает писателя с «орлом», Я. Полонский с «волной».




Слушают представителей любителей поэзии.

Группа любителей поэзии:


Слайд 11


«Писатель, если только он…»

Писатель, если только он

Волна, а океан – Россия,

Не может быть не возмущён,

Когда возмущена стихия.

Писатель, если только он

Есть нерв великого народа,

Не может быть не поражён,

Когда поражена свобода.

Я. Полонский.


«Графу Л.Н. Толстому»

О вечной красоте напоминая миру,

Твой мощный голос прозвучал.

Кто по земле ползёт, шипя на всё змеёю.

Тот видит сор один…

И только для орла,

Парящего легко и вольно над землёю,

Вся даль безбрежная светла!

А. Апухтин.


Группа любителей поэзии: Как вы думаете, как данные стихотворения характеризуют писателя?

Студенты отвечают на вопрос представителей любителей поэзии.


Записывают выводы в тетради.



9. Выступление группы «смекалистых»

Преподаватель: Следующая группа – это группа смекалистых, которая нам поможет закрепить тот материал, который мы сегодня прошли с вами. Давайте их послушаем










Группа «смекалистых» проводит блиц – викторину. Слайд 12,13


Группа «смекалистых»

    1. Нашёл ли Л.Н. Толстой «зелёную палочку», разгадал ли её тайну? (Толстой Л. Н. Зеленая палочка. Т. 36 С. 741. Дневники, маленький Толстой верил, что у брата есть зеленая палочка, которая сделает всех людей счастливыми, нужно ее найти у муравьев)

    2. Назовите любимого композитора Л.Н. Толстого. (Шопен)

    3. Участником какой войны был Л.Н. Толстой? (Крымской войны 1853-1856)

    4. Каким видом спорта увлекался Толстой? (Он увлекался гимнастикой, играл в шахматы, занимался боксом и плавание, в 70 лет Л. Н. Толстой побеждал в беге на коньках молодежь)

    5. Какие книги для учеников народной школы написал Л. Н. Толстой (Азбука, Новая азбука)

    6. Какие сказки написал Л. Н. Толстой (Три медведя, Волга Вазуза, Мальчик с пальчик)

    7. Как называется повесть писателя, в которой главных героев зовут Жилин и Костылин? (Кавказский пленник)

    8. Когда и где родился писатель? (28.08. 1828, в имении Ясная Поляна)

    9. Портрет какого писателя Л. Н. Толстой в юности носил вместо нательного креста? (Портрет Ж. Ж. Руссо)

    10. Где и когда Л. Н. Толстой встречался с А. П. Чеховым и М. А. Горьким? (в Крыму 1901-1902 гг.)

9. Подведение итогов урока

Преподаватель:

Таким образом, сегодня мы рассмотрели биографию Л. Н. Толстого. Мы узнали, что жизнь писателя можно рассмотреть с разных сторон. Л. Н. Толстой – это один из великих русский писатель

Первыми у нас выступала группа исторического комментария, которая рассказала нам об исторической эпохе, в которой жил Л. Н. Толстой, о развитие литературы, искусства и науки второй половины 19 века. Группа цитатников составила план жизни писателя и прокомментировала цитаты Л.Н. Толстого. Группа искусствоведов собрали иллюстративный материала «Портреты Л.Н. Толстого» и прокомментировали их. Мемуаристы собрали цитаты из воспоминаний современников о писателе и прокомментировали их нам. Любители поэзии подобрали стихотворения о Толстом, раскрывающие различные грани его жизни и творчества. «Смекалистые» провели блиц – викторину по биографии писателя, на вопросы «смекалистых» мы все ответили с удовольствием.

Оценки «отлично» за урок сегодня получают все группы.


Слушают преподавателя

10. Постановка задания на дом

Преподаватель:

Дома вам необходимо будет написать эссе «Моя встреча с Л.Н. Толстым». Слайд 14.


Записывают домашнее задание


11. Рефлексия (проводится в конце урока)

Возьмите цветные карточки, которые лежат у вас на столе (зеленые карточки – урок понравился, белые – нет) выберите тот цвет, который наиболее соответствует вашему эмоциональному состоянию.

А теперь посмотрим, с каким настроением мы заканчиваем урок.

Спасибо за внимание! До свидания!

Выбирают цвет, делятся впечатлениями









1 Методическая цель формируется на основе индивидуальной методической темы: «Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры студентов при изучении дисциплин гуманитарного цикла».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!