СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Творчество Л. Н. Толстого. Жизненный и творческий путь. «По страницам великой жизни»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к обобщающему уроку по творчеству Л. Н. Толстого. Жизненный и творческий путь. «По страницам великой жизни»

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Творчество Л. Н. Толстого. Жизненный и творческий путь. «По страницам великой жизни»»

Министерство образования и науки Челябинской области государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) Челябинской области «Политехнический колледж» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Преподаватель литературы, кандидат филол. наук Гусева Светлана Викторовна

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение) Челябинской области

«Политехнический колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Преподаватель литературы,

кандидат филол. наук

Гусева Светлана Викторовна

Запишите, пожалуйста, в тетради тему сегодняшнего урока: «Творчество Л. Н. Толстого. Жизненный и творческий путь. «По страницам великой жизни»»

Запишите, пожалуйста, в тетради тему сегодняшнего урока: «Творчество Л. Н. Толстого. Жизненный и творческий путь. «По страницам великой жизни»»

Не изучив и не поняв его жизни, нельзя по-настоящему осмыслить и творчество великого писателя. Такова цель нашего сегодняшнего урока о Л.Н. Толстом

Не изучив и не поняв его жизни, нельзя по-настоящему осмыслить и творчество великого писателя. Такова цель нашего сегодняшнего урока о Л.Н. Толстом

Итак, запишите в тетради план урока: Выступление группы исторического комментария (готовят и оформляют к уроку опорный конспект – «Историческая эпоха. Развитие литературы, искусства и науки второй половины 19 века») . Выступление группы цитатников (составления плана жизни писателя и комментарии цитаты Л.Н. Толстого.) Выступление группы искусствоведов (сбор иллюстративного материала «Портреты Л.Н. Толстого» с комментариями) Выступление группы мемуаристов (сборник цитат из воспоминаний современников); Выступление группы любителей поэзии (подбор стихотворений о Толстом, раскрывающих различные грани его жизни и творчества) Выступление группы  «смекалистых» (проводит блиц – викторину по биографии писателя)

Итак, запишите в тетради план урока:

  • Выступление группы исторического комментария (готовят и оформляют к уроку опорный конспект – «Историческая эпоха. Развитие литературы, искусства и науки второй половины 19 века») .
  • Выступление группы цитатников (составления плана жизни писателя и комментарии цитаты Л.Н. Толстого.)
  • Выступление группы искусствоведов (сбор иллюстративного материала «Портреты Л.Н. Толстого» с комментариями)
  • Выступление группы мемуаристов (сборник цитат из воспоминаний современников);
  • Выступление группы любителей поэзии (подбор стихотворений о Толстом, раскрывающих различные грани его жизни и творчества)
  • Выступление группы «смекалистых» (проводит блиц – викторину по биографии писателя)
Подготавливаясь к уроку, мы получили задание ответить на вопросы Свидетелем каких исторических событий был писатель? На какие годы падает расцвет его творчества? С кем из выдающихся людей Толстой общался? И получили дополнительный материал данным вопросам. Дополнительный материал по вопросу: 1837г. – год смерти Пушкина; 1841г. – год смерти Лермонтова; 1852г. – год смерти Гоголя; 1854 – Н.Г. Чернышевский, сотрудник «Современника»; 1853/56 – Крымская война; 1855 – смерть Николая I; 1861 – «Крестьянская реформа»; 1866 – покушение Д.В. Каракозова на Александра II; 1871 – Парижская коммуна; 1876 – возникновение общества «Земля и воля»; 1877 – 78 русско-турецкая война; 1881 – смерть Александра II; 1887 – попытка покушения на Александра III; 1904 – 05 – русско-японская война; 1905 – 9 января, Кровавое воскресенье

Подготавливаясь к уроку, мы получили задание ответить на вопросы

  • Свидетелем каких исторических событий был писатель?
  • На какие годы падает расцвет его творчества?
  • С кем из выдающихся людей Толстой общался?

И получили дополнительный материал данным вопросам. Дополнительный материал по вопросу:

1837г. – год смерти Пушкина;

1841г. – год смерти Лермонтова;

1852г. – год смерти Гоголя;

1854 – Н.Г. Чернышевский, сотрудник «Современника»;

1853/56 – Крымская война;

1855 – смерть Николая I;

1861 – «Крестьянская реформа»;

1866 – покушение Д.В. Каракозова на Александра II;

1871 – Парижская коммуна;

1876 – возникновение общества «Земля и воля»;

1877 – 78 русско-турецкая война;

1881 – смерть Александра II;

1887 – попытка покушения на Александра III;

1904 – 05 – русско-японская война;

1905 – 9 января, Кровавое воскресенье

Проследим этапы жизненного и идейно-творческого развития Л. Толстого: 1882 – 1849гг. – детство, отрочество, юность: истоки личности. 1849 – 1851гг. – Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни. 1851 – 1855гг. – военная служба. На пути к «Войне и миру». 1860 – 70гг. – писатель, общественный деятель, педагог. 1880 – 90гг. – «Я отрёкся от жизни нашего круга». 1900 – 1910гг. – люди и встречи. Исход
  • Проследим этапы жизненного и идейно-творческого развития Л. Толстого:
  • 1882 – 1849гг. – детство, отрочество, юность: истоки личности.
  • 1849 – 1851гг. – Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.
  • 1851 – 1855гг. – военная служба. На пути к «Войне и миру».
  • 1860 – 70гг. – писатель, общественный деятель, педагог.
  • 1880 – 90гг. – «Я отрёкся от жизни нашего круга».

1900 – 1910гг. – люди и встречи. Исход

 И.Е. Репин. «Л.Н. Толстой, 1887 г.»; И.Н. Крамской. «Портрет Л.Н. Толстого, 1873 г.»

И.Е. Репин.

«Л.Н. Толстой, 1887 г.»;

И.Н. Крамской.

«Портрет Л.Н. Толстого, 1873 г.»

«Искусство и жизнь неотделимы. Ни у кого другого творчество так тесно не переплетено с жизнью… носит автобиографический характер. По творчеству Толстого мы можем, начиная с десятилетнего возраста, шаг за шагом, проследить противоречивые искания, которыми так богата эта мятущаяся жизнь… Едина была трагедия его искусства и его жизни». Р. Роллан. «Весь мир, вся земля смотрит на него… отовсюду к нему протянуты живые, трепетные нити…» М. Горький.. «Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!» Т. Драйзер.

«Искусство и жизнь неотделимы. Ни у кого другого творчество так тесно не переплетено с жизнью… носит автобиографический характер. По творчеству Толстого мы можем, начиная с десятилетнего возраста, шаг за шагом, проследить противоречивые искания, которыми так богата эта мятущаяся жизнь… Едина была трагедия его искусства и его жизни». Р. Роллан.

«Весь мир, вся земля смотрит на него… отовсюду к нему протянуты живые, трепетные нити…» М. Горький..

«Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!» Т. Драйзер.

Прочитайте высказывания современников о Л.Н. Толстом. Каким предстаёт Толстой в воспоминаниях его современников? Какая грань личности писателя высвечивается в приведённых строках? Чем он близок вам?
  • Прочитайте высказывания современников о Л.Н. Толстом.
  • Каким предстаёт Толстой в воспоминаниях его современников?
  • Какая грань личности писателя высвечивается в приведённых строках?
  • Чем он близок вам?
 «Писатель, если только он…»  Писатель, если только он  Волна, а океан – Россия,  Не может быть не возмущён,  Когда возмущена стихия.  Писатель, если только он  Есть нерв великого народа,  Не может быть не поражён,  Когда поражена свобода. Я. Полонский. «Графу Л.Н. Толстому»  О вечной красоте напоминая миру,  Твой мощный голос прозвучал.  Кто по земле ползёт, шипя на всё змеёю.  Тот видит сор один…  И только для орла,  Парящего легко и вольно над землёю,  Вся даль безбрежная светла! А. Апухтин.

«Писатель, если только он…»

Писатель, если только он

Волна, а океан – Россия,

Не может быть не возмущён,

Когда возмущена стихия.

Писатель, если только он

Есть нерв великого народа,

Не может быть не поражён,

Когда поражена свобода.

Я. Полонский.

«Графу Л.Н. Толстому»

О вечной красоте напоминая миру,

Твой мощный голос прозвучал.

Кто по земле ползёт, шипя на всё змеёю.

Тот видит сор один…

И только для орла,

Парящего легко и вольно над землёю,

Вся даль безбрежная светла!

А. Апухтин.

1. Нашёл ли Л.Н. Толстой «зелёную палочку», разгадал ли её тайну? 2. Назовите любимого композитора Л.Н. Толстого. 3. Участником какой войны был Л.Н. Толстой? 4. Каким видом спорта увлекался Толстой? 5. Какие книги для учеников народной школы написал Л. Н. Толстой. 6. Какие сказки написал Л. Н. Толстой 7. Как называется повесть писателя, в которой главных героев зовут Жилин и Костылин? 8. Когда и где родился писатель? 9. Портрет какого писателя Л. Н. Толстой в юности носил вместо нательного креста? 10.Где и когда Л. Н. Толстой встречался с А. П. Чеховым и М. А. Горьким?

1. Нашёл ли Л.Н. Толстой «зелёную палочку», разгадал ли её тайну?

2. Назовите любимого композитора Л.Н. Толстого.

3. Участником какой войны был Л.Н. Толстой?

4. Каким видом спорта увлекался Толстой?

5. Какие книги для учеников народной школы написал Л. Н. Толстой.

6. Какие сказки написал Л. Н. Толстой

7. Как называется повесть писателя, в которой главных героев зовут Жилин и Костылин?

8. Когда и где родился писатель?

9. Портрет какого писателя Л. Н. Толстой в юности носил вместо нательного креста?

10.Где и когда Л. Н. Толстой встречался с А. П. Чеховым и М. А. Горьким?

Ответы блиц-викторины 1.Толстой Л. Н. Зеленая палочка. Т. 36 С. 741. Дневники, маленький Толстой верил, что у брата есть зеленая палочка, которая сделает всех людей счастливыми, нужно ее найти у муравьев 2.Шопен 3.Крымской войны 1853-1856 4.Он увлекался гимнастикой, играл в шахматы, занимался боксом и плавание, в 70 лет Л. Н. Толстой побеждал в беге на коньках молодежь 5.Азбука, Новая азбука 6.Три медведя, Волга Вазуза, Мальчик с пальчик 7.Кавказский пленник 8. 28.08. 1828, в имении Ясная Поляна 9.Портрет Ж. Ж. Руссо 10. в Крыму 1901-1902 гг.

Ответы блиц-викторины

1.Толстой Л. Н. Зеленая палочка. Т. 36 С. 741. Дневники, маленький Толстой верил, что у брата есть зеленая палочка, которая сделает всех людей счастливыми, нужно ее найти у муравьев

2.Шопен

3.Крымской войны 1853-1856

4.Он увлекался гимнастикой, играл в шахматы, занимался боксом и плавание, в 70 лет Л. Н. Толстой побеждал в беге на коньках молодежь

5.Азбука, Новая азбука

6.Три медведя, Волга Вазуза, Мальчик с пальчик

7.Кавказский пленник

8. 28.08. 1828, в имении Ясная Поляна

9.Портрет Ж. Ж. Руссо

10. в Крыму 1901-1902 гг.

Дома вам необходимо будет написать эссе «Моя встреча с Л.Н. Толстым»

Дома вам необходимо будет написать эссе «Моя встреча с Л.Н. Толстым»