СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Твори добро, не видя в том заслуги

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие о важности совершать добрые поступки

Просмотр содержимого документа
«Твори добро, не видя в том заслуги»

Классный час "Твори добро, не видя в том заслуги"

Цель: воспитание гражданина, обладающего социально значимыми нравственными ориентирами, воспитание с опорой на положительных героев.

Задачи: формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию понятия гражданской позиции, добра и милосердия, способности к нравственному саморазвитию, накопление опыта реальных социально значимых дел.

Реквизит: плакаты и высказывания, записанные на доске:

1) А – аз
Б – буки
В – веди
Г – глаголь (говорить)
Д – добро
Ж – жить
З – земля
Л – люди
М – мыслите
Т – творить

Старая азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро». Пусть эти слова будут девизом на всю вашу жизнь.

2) Добрые сердца – это сады,
Добрые слова – это корни,
Добрые мысли это цветы,
Добрые дела – плоды.

3) Если кому-то поможет
Твоя доброта, и улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живешь ты не зря.

4) Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда
Добро – творить трудней.
Рождает зверя зверь.
Рождает птица птицу.
От дорого добро,
От злого зло родиться.
Добро, сколь ни было оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.
                                         (Низами Г.)

5) Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живет в нас состраданье,
Пока живем, мечтаем, буйствуем,
Есть нашей жизни оправдание.

.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

- Добрый день, дорогие друзья, гости!

1. Чтение стихотворения учителем:

В жизни можно по-разному жить:

Можно в беде, можно в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости,

А можно и так : на рассвете встать

И помышляя о чуде,

Рукой обожжённою солнце достать

И подарить его людям.

- О чём пойдёт сегодня разговор?

(Высказывания детей)

- В каждом из нас есть маленькое солнце – доброта. Доброе ядро проявляется в действиях. И настоящее добро должно быть бескорыстным.

-_Где может пригодиться эта тема?

_Начинаем урок доброты. Перед вами буквы из старой азбуки. Верно то, что не случайно люди дали буквам такие названия. Как вы думаете, почему?

Старая азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро». Пусть эти слова будут девизом на всю вашу жизнь.

- Можем ли мы согласиться с этими словами?

«Никакой туман не устоит против лучей правды», - говорил Ф. М. Достоевский. Добро – это главное, это изначальное, и важно не потерять это.

Сейчас мы познакомимся с рассказом «Брошенный камень». Чтение рассказа.


Успешный молодой человек ехал в машине последней модели и радовался жизни. Вдруг он почувствовал удар о дверцу своей любимой игрушки. Он затормозил, выскочил из салона автомобиля и увидел, что брошенный кем-то камень поцарапал его новенькое авто. Он развернул машину на сто восемьдесят градусов, решив вернуться на то место, откуда был брошен камень. Молодой человек был в бешенстве. Снова выскочив из машины, он бросился к мальчику, который оказался виновником происшествия, схватил его за плечи и заорал:

- Ты что наделал, негодяй? Ты соображаешь, что натворил? Это новая машина! Камень, который ты бросил, очень дорого тебе обойдется! Зачем ты это сделал?

- Пожалуйста, простите! Я не знал, что делать! Я бросил камень потому, что никто не останавливался!

Слезы текли по щекам мальчика, он указывал рукой куда-то в сторону.

- Там мой брат! Он выпал из своей инвалидной коляски, а я не могу его поднять... Я хотел попросить помощи!

Всхлипнув, он спросил у владельца машины:

- Вы не могли бы помочь мне посадить его в коляску? Пожалуйста. Он сильно ударился...

Молодой человек поднял подростка-инвалида с земли, усадил в коляску, вытащил свой платок и постарался промокнуть ранки и ссадины, отряхнул пыль и, когда убедился, что все более или менее в порядке, посмотрел на мальчишку, поцарапавшего ему машину. Тот благодарно улыбался, в его улыбке было столько нежности и любви, что теплело на сердце.

- Большое Вам спасибо!

Мужчина видел, как мальчуган, с трудом толкая перед собой коляску, постепенно удалялся по направлению к очень скромному дому.

Владелец новенького авто так и не починил дверцу своей машины, оставив царапину, чтобы всегда помнить о том, что нельзя так беспечно нестись по жизни, чтобы другим не пришлось бросать камни, привлекая к себе внимание.

Иногда достаточно шёпота, чтобы наше сердце и душа отозвались на нужду близких. Но иногда для этого в нас должны попасть камнем. Так стоит ли обижаться, если в тебя попал камень? Может, это значит, что ты просто кому-то нужен?

После прослушивания рассказа ребятам предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Всегда ли добро и зло зависит от самого человека?

2. Всесильны ли добро и зло?

3. Если добрый человек встречается с хамством, как выйти из такой ситуации?

4. Сможет ли в наших условиях выжить абсолютно добрый человек, не способный даже на малейшее зло?

Ребята в группах обсуждают ответы на поставленные вопросы, и оратор из каждой группы высказывает выводы, к которым они пришли.

А теперь давайте обратимся к мудрым мыслям. Чтение высказываний известных людей, знакомство с древним китайским афоризмом.

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, чего люди не любят во мне, – вот это и есть мои пороки» (древний китайский афоризм)

«Важны не рассуждения о доброй жизни, а добрые дела. Добро – не наука, оно действие» (Р. Роллан)

«Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится» (Ч. Айтматов)

Ребята! Согласны вы с этими мудрыми мыслями? Аргументируйте своё мнение.

Итак, какие-то вещи надо понять, какие-то почувствовать, в какие-то поверить. Вера помогает достигать успеха, вдохновляет и ведет к победе.

Не кажется ли вам, что мир не меняется? В жизни всё сохраняется по-прежнему?



Вопрос классу: Вдумайтесь в смысл выше сказанного? Над чем заставляет он задуматься? (Хорошие добрые дела нужны людям, они их поддерживают в трудное время, помогают выжить.)



Классный руководитель: Совсем недавно на канале Россия проводилось интерактивное голосование. Телезрители  выбирали Человека Мира. И вот на прошлом классном часе, я предложила вам подумать над тем, кому бы вы присудили другой титул – «Человек Добра». Класс поделили на две группы. Сегодня подводим итоги. Слово первой группе.

1 группа

Мать Тереза

– Титула «Человек Мира» заслуживает Мать Тереза.

Как хорошо, что есть еще средь нас,
Такие, что не требуют награды,
Не слыша зов идут, идут, идут
И раздают добро и все им рады.

27 августа 1910 года в македонском городе Скопье в семье албаноговорящих аромунов родилась маленькая девочка Агнесс Гонджа Бояджиу.

В  18 лет она уехала в Ирландию, где вступила в монашеский орден. В 1931 году приняла постриг и получила имя Тереза .Он избрала себе имя Тереза в честь французской монахини 19 века , которая стремилась делать добро, с радостью выполняя самую неприятную работу.

Вскоре орден направил ее в Калькутту, где около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии. 10 сентября 1946 года она получила разрешение от руководства ордена помогать бедным и обездоленным Калькутты, а в1948 году основала там общину Ордена милосердия.

Встревоженная чудовищными условиями жизни в трущобах, Мать Тереза стала помогать старикам, больным и сиротам. Для брошенных на улице стариков  ею был основан Дом умирающих, приют для брошенных детей, лепрозорий, дом престарелых и мастерскую для безработных. Медпункты при железнодорожных станциях оказывали бесплатную медицинскую помощь, предоставляли приют для женщин и детей.

Тереза Мать! – услышал я
И сразу так тепло вдруг стало
Ведь мама мне добро дала
И Мать Тереза о добре мечтала.
Она лечила всех, кого могла
И помогала и больным и нищим
Ей безразлична нация была
Уча добру, проторенных дорог не ища.

Деятельность Ордена была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжело больных людей, не зависимо от их национальности и вероисповедания.

С 1965 года деятельность Ордена милосердия переступила границы Индии, в настоящее время он имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах.

Свою миссию милосердия Мать Тереза несла, как правило, в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.

В последние годы своей жизни Мать Тереза уделяла много внимания для организации жизни и лечении больных СПИДом.

В 1979 году Матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку»

Для стариков,
Для умирающих от СПИДа,
Для тех кто от природы пострадал
Для всех Тереза мать нашла и доброту и время
Чтоб легче было им нести свой крест,
Который им судьбою дан.

Мать Тереза умерла в 1997 году в возрасте 87 лет.

А в октябре 2003 года причислена  к лику блаженных.

Следует считать Мать Терезу одной из самых достойных на титул Человек Добра.

2 группа

Леонид Рошаль

–Предлагаем присудить титул «Человек Добра» хорошо всем знакомому детскому доктору Леониду Рошалю.

То он в Беслане,
То Норд-Ост,
И интервью дает под дулом пистолета,
Жизненный путь его очень не прост.

Тернист, ухабист путь Рошаля,
Но как же радость велика,
Когда подобно самоцвету
Вдруг вспыхнут благодарностью глаза
Спасенного тобою человека.
И кажется – нет больше сил
Но к этой каторжной работе
Он сам себя приговорил.

– Мы отметили на карте (на переносной доске вывешена политическая карта мира и красными флажками отмечены горячие точки, где побывал Рошаль) места, где  Леонид Рошаль оказывал помощь больным и страждущим, пострадавшим от землетрясений, революций и эпидемий. Перечислять названия не будем. И так прекрасно все видно.

Словно зеркало русской стихии
Показав назначенье свое
Отражает Рошаль душу России
Спешив сделать добро.

– Мы считаем Леонида Рошаля гордостью России, достойным быть «Человеком Добра» потому, что он:

Добросердечный
Доброжелательный
Добропорядочный
Добросовестный
Добронравный
Добродушный

– А еще, он своими поступками , всей своей жизнью, призывает людей к

Добрососедству
Добродеятельности
Добронамеренности
Добролюбию

Классный руководитель: Скажите, стоит ли проводить голосование? Вероятно, дела и Матери Терезы и доктора Рошаля бесценны.

Классный руководитель– Какие еще в ходе подготовки у вас были кандидатуры? Какие истории из жизни вам известны. Кто совершил великие дела ради спасения других? В жизни всегда есть место подвигам: это история медсестры, спасшее из пожара стариков в доме престарелых. Это армянский студент спасший пассажиров автобуса, капитан, закрывший собой гранату во время учений. Найдите материал и расскажите о них в следующий раз.

А я думаю, что многие из вас заслуживают звания "творец добра" Таких людей много в жизни.

У меня был ученик, который каждый день кормил бездомных кошек. Это была его ежедневная обязанность , и никто об этом не знал, пока я случайно его не встретила и не узнала об этом. Простой, рядовой случай, на заслуживает уважения.
– Каждый день вы совершаете добрые дела.

- Кто-то помогал друзьям в подготовке домашней работы?

- Мальчики, кто из вас хоть раз помог девочкам донести портфель?

- У кого была возможность приютить бездомное животное, и он воспользовался ею.

-Кто помог ребенку или пожилому человеку перейти дорогу?

- Кто уступал место в автобусе?

- Кто участвовал в субботниках?

- Кто работал на клумбе?

-Кто делал кормушки для птиц?

- Кто участвовал в сборе макулатуры?

- Кто из вас уже посадил одно дерево?

Оглянитесь вокруг. Встаньте и пожмите руку тому в нашем классе, кто больше всего совершил добрых дел и заслуживает уважения.

Чтение притчи

Сказка «Пахарь и  крот»

Пахарь пахал землю. Вылез крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а пахарь все пашет и пашет. Спрашивает крот:
– Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать еще?
Пахарь отвечает:
– Я пашу не только себе, но и людям.
Удивился крот:
– Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою себе нору, и каждый крот роет себе нору.
– Но ведь вы же – кроты, а мы  – люди, – ответил пахарь и начал новую борозду.

Сухомлинский

Стих

Не для себя деревья плодоносят,
И реки чистых вод своих не пьют,
Не просят хлеба для себя колосья,
Дома не для себя хранят уют.

Себя мы с ними сравнивать не будем,
Но каждый знает, эту жизнь любя,
Что чем щедрее отдаешь ты людям,
Тем радостней живешь и для себя.

Татьяничева Л.

Вопрос классу: Вдумайтесь в смысл этих произведений, о чем они?

Мораль сказки: не быть равнодушным, делать добро, творить благо для других.

Классный руководитель Сегодняшний классный час я хочу закончить стихами, а прочитать их я попрошу помочь вас всех присутствующих. Тексты на столе. Прочитайте их про себя и подумайте, о чём они.

Быть человеком – что это значит?
Просто жалеть, если рядом плачут
Быть справедливым во всех деяньях,
Ближнего разделять страданья
Быть человеком – значит быть добрым,
К  людям внимательным и скромным
Быть человеком – значит быть выше,
В слове – вернее, в помыслах – чище
Быть поскромнее в своих желаньях,
Помнить хорошее при расставаньях.
Людям дари уважение, ласку,
А не истерики, шок и встряску
Маленький ты или с чинами –
Все перед богом равны мы с вами
Злу на свете нет оправданья:
Сколько оно приносит страданья
Злом человек оскверняет душу –
Людям такой человек не нужен
Чтобы не стал ты таким уродом,
Бедным, больным помогай, сиротам
Слабых не обижай стариков:
Сам ведь будешь когда-то таков
Ближних своих не съедай речами –
Как же в этом грешны мы с вами!
Заповеди даны человеку.
Чтоб выполнять их от века до века
Правы, не правы – Бог нас рассудит,
И по делам вашим и будет.

Ролик.

Итоги урока. - Что же такое добро? Продолжи фразу...

Ребята, кем бы ни были вы в жизни: учёным, водителем, врачом, рабочим или просто домохозяйкой,- мы должны оставаться  добрыми, человечными, внимательными

– Спасибо всем. До свидания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!