I. Органи- зационный момент | Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. – Здравствуйте, ребята. Сегодня я желаю, чтобы урок прошёл без сучка и без задоринки. Как вы понимаете такое выражение? | Определяют уровень готовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока). Отвечают на вопрос, рассуждают, ищут значение в «Фразеологическом словаре» | Принимать и сохранять организационные задачи |
II. Актуализация опорных знаний 1) Чистописание 2) Словарно-орфографическая работа. 3) Повторение о прилагательном. | Актуализировать требования к ученику, создать условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебную деятельность; -На доске записаны буквосочетания: ого, его - Что записано на доске? - В какой форме будут стоять прилагательные с окончаниями –ого, -его? - Ребята, начнем урок с небольшой умственной разминки. Замените словосочетания одним словом, объясните их написание. Запишите их в тетради. Разберите их по составу. Солдат, стоящий на посту ( часовой) Мощеная улица (мостовая) Человек, занимающийся наукой (ученый) Ученик, в обязанности которого входит уборка в классе (дежурный) Специалист по шитью одежды ( портной) - В каком слове появились сомнения? Где можем себя проверить? (ученики пользуются словарями) Портной - специалист по шитью платья (От старинного русского слова порт одежда. Портной швец- шьющий одежду) Мужской портной. Дамский портной. Военный портной. Модный портной. (Этимологический словарь русского языка) Что объединяет записанные слова? - К какой части речи относятся выделенные слова? Учёный сделал новое открытие. И днем, и ночью кот учёный все ходит по цепи кругом. - С какой частью речи работаем? Повторение знаний о прилагательном. | Определяют орфограмму, красиво и аккуратно делают записи в тетради. Записывают слова с комментированием, объясняют орфограммы, разбирают по составу. Проблемная ситуация. Знакомятся с «Этимологическим словарем русского языка» Выявляют общее: отвечают на вопрос какой? Какая? Это имена прилагательные. Работа в паре. Вывод: имена прилагательные могут выступать в роли существительных. Вспоминают правила, дополняют друг друга. Формулируют изучаемые понятия, задают вопросы и отвечают на них. | Выделять существенную информацию. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Осуществлять контроль по результату. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Учитывать мнение соседа по парте |
III. Сообщение темы урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. НА ХОЛМИСТ... ПОЛЕ ТРАВУ ЗАМЕЛО МЯГК… СНЕГОМ. -По алгоритму определить род, падеж прилагательных. - Поставьте ударения в этих прилагательных. Что вы можете сказать об окончаниях? (Они безударные.) Определите тему урока. Сформулируйте задачи. | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. | Принимать учебную задачу. Строить речевое высказывание в устной форме |
IV. Изучение нового материала | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. Подготовка уч-ся к введению новых понятий. 1.Постановка проблемы: как определить, безударную гласную в окончании прилагательных? Откроем учебник и проверим, правильно ли решили проблему. (с.25 упр.50) -Давайте просклоняем словосочетания имен прилагательных с именами существительными.(упр.52) - Комментированное письмо 2. Выводы -В форме какого рода использованы имена прилагательные? - В форме какого падежа они находятся? - Как определили? - Почему вы сделали такой вывод ведь окончания у них одинаковые? | Отвечают на вопросы учителя. Самопроверка. Отвечают на вопросы учителя. Работают по алгоритму: 1-й шаг – найти существительное, связанное с именем прилагательным. 2-й шаг – определить падеж имени существительного. 3-й шаг – по падежу существительного определить падеж прилагательного. | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию Делать выводы на основе обобщения знаний, проверять полученные результаты путем возвращения к плану. |
V. Закрепление изученного материала Физкультминут-ка. Отработка умения правильного написания окончаний имен прилагательных. | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий. 1 Первичное осмысление связей и отношений в объектах изучения -Давайте просклоняем словосочетания имен прилагательных с именами существительными.(упр.52) - Комментированное письмо – Объясните, как вы определяли падеж и безударную гласную в окончаниях имен прилагательных Прием «Цветные сны» 2. Продолжение работы по теме урока Работа с текстом. - Прочитайте текст. Попутн[ава] ветра! Это крылат[ай'э] выражение появилось во времена парусн[ава] флота. Тогда успешн[ай'э] плавание было связано с погодой, с направлением ветра. Для удачн[ава] выхода в море парусные корабли нуждались в сильн[ам] и ровн[ам] попутн[ам] ветре. - Какие задания вы бы предложили по данному тексту? Какова тема текста? Главная мысль? Какие вопросы можно задать по тексту? Списать, выделить окончания, определить падеж и род имен прилагательных. - Проверка. Что вы сделали для того, чтобы правильно написать окончания имен прилагательных? | Упражняются в распознавании творительного и предложного падежей имен прилагательных. Коллективная работа. Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Выполняют задание в тетради. Записывают словосочетания, выделяют окончания в именах прилагательных. Работа в паре. Читают текст. Предлагают задания: - Озаглавить текст. -Определить тему, главную мысль текста. - Задать вопросы по содержанию текста. -Определить падеж и род имен прилагательных. Выполняют задание в тетради. (Слабым учащимся индивидуальные карточки). Объясняют правописание окончаний, доказывают. | Активная познавательная деятельность, синтез, координирование в сотрудничестве Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Умение добывать новые знания, используя уже известные тебе, умение анализировать, синтезировать |
VI. Итог урока Рефлексия | Мобилизировать уч-ся на рефлексию своего поведения, способов деятельности, общения; установить соответствие между поставленными задачами урока и его результатами - Вернемся к целям нашего урока - Что вы сегодня узнали на уроке? - Чему научились? - Для кого сегодняшний урок прошёл не напрасно? - Что было трудным? - А что интересным? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Анализируют свою собственную деятельность. | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности Умение совместно с учителем определять степень успешности выполнения своей работы; |