СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"У природы есть друзья - это мы и ты, и я".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание на тему: «У природы есть друзья: это – мы – и ты, и я»  Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорай- она.                                                                                                                                               

Просмотр содержимого документа
«"У природы есть друзья - это мы и ты, и я".»

Родительское собрание на тему:

«У природы есть друзья: это – мы – и ты, и я»

Цель: познакомить родителей с общими результатами учебной деятельности класса, с состоянием эмоционального климата в классе. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесслед- но и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорай- она. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологи -чески правильного поведения в природе. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее, показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Заставить родителей задуматься о надвигающейся экологической катастрофе, воспитывать чувство ответственности ко всему живому. Выяснить элементарные знания о природе, создать положительные эмоции, желание общаться друг с другом.

Подготовительная работа .

Продумать организацию явки родителей, так как нельзя ограничиваться только контролем записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: - заблаговременно пригласить родителей, разослав им персональные приглашения - открытки – аппликации в виде пригласительных билетов приготовленные их детьми ; - подготовить сводные листы успеваемости, в которых будут отражены результаты учебы каждого учащегося. Каждый такой сводный лист посвящен только одному уче- нику. В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу, учителю стоит подчер- кнуть маркером тот или иной ряд оценок. При всей трудоемкости этой работы она себя оправдывает, так как известно, что дневник целостной картины успеваемости ученика, к сожалению, не дает; - оформить благодарственные письма родителям, которые оказывают помощь классу, учителю в работе, чьи дети были активны в различных мероприятиях; - подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей; - заготовить карточки с вопросами, жетоны и таблички трёх цветов для работы «За круглым столом»; - приготовить силами учащихся медали «Защитник природы»; - написать плакаты: «Человек, который понимает природу, - благороднее, чище» (Л. Леонов) «Надо иметь не только глаз, но и чувствовать природу. Надо слышать ее музыку и проникнуться ее тишиной» (И. Левитан) «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» (А. де Сент – Экзюпери, «Маленький принц»)

Завершает организационную часть этапа подготовки родительского собрания офор- мление классной комнаты, в которой оно будет проводиться, ведь в лучшую сторону меняется настрой родителей, когда их встречает элегантный, приветливый педагог в празднично оформленном, чисто убранном классе.

План родительского собрания:

1. Анализ учебных достижений учащихся класса. 2. Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе. 3.Вступительное слово учителя. 4. Работа в трёх группах «За круглым столом». 5. Юмористические Советы «Наоборот». 6. Анкета для родителей. 7.Подведение итогов. 8. Решение собрания.

1. Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. В самом начале ему стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат только в ходе персональной встречи.

2. Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и посещение учащимися учебных занятий, и содержание учебных принадлежностей, и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми. Эта миссия не менее важна, чем обучение сумме научных знаний. Конечно, не стоит напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов школьников» из кондуита классного руководителя.

3.Вступительное слово учителя. Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебреных колоколь- чиков, пение птиц в бездомном летнем небе, завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни. Сегодня на родительском собрании мы поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное – вместе подумаем о том, как можно в шко -ле и в семье воспитать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живем.

"Природа”, “Экология”, “Окружающая среда” – эти слова стали очень популярны в последнее время. Человеку всегда что-то нужно от природы. Только вот защитить её он не всегда стремится. Каждый день человек пользуется природными ресурсами, истощает их, и, увы, не думает о последствиях своей деятельности. Сколько бы лет ни говорили о гибели природы, человек-разрушитель начинает задумываться о послед -ствиях своей деятельности только тогда, когда стоит перед фактом разрушения, когда спасти что-либо трудно или уже невозможно. Мы должны говорить не о воспитании детей лозунгами типа “не рви”, “не руби”, “не губи” и т.д., а о воспитании экологии человеческой души. Растить душу ребёнка внимательно, осторожно и с любовью – это огромный труд. Считаю, что начинать экологическую работу с детьми нужно уже тогда, когда ребёнок начинает понимать.

В связи с ухудшением экологической ситуации в стране и в мире, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюде- нием норм поведения в природе, крайней заниженностью нравственных ценностей следует актуализироавть экологическую культуру и её воспитание у современных школьников.

Но только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить глав ную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI в. Разрешение экологического кризиса людей лежит и в сфере нравственного совер- шенствования человека, его культуры взаимоотношений с природой и другими людь- ми. Между экологией и культурой существует неразрывная связь: качество взаимо- действия человека с окружающей его средой всегда отражает тот уровень культуры, носителем которого он является. Воспитание у молодого поколения экологической культуры поможет восстановить утраченное равновесие и гармонию в отношениях "че ловек - природа". Тот или иной уровень экологической культуры - результат воспита- ния, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жи -зни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре приро допользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. В наше время экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли, а проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в дея- тельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Это - утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природ- ного слоя почвы, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производствен -ных мощностей, часто случающиеся аварии – это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигших людей в последнем столетии – вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой. К плохой среде обитания, к загрязненным воде, воздуху, продуктам питания особенно чувствительны наши дети.

А дети Украины находятся в особо неблагоприятных условиях (деградация почв, загнивание рек и пресноводных водоемов, высокая концентрация загрязнителей в воздухе, воде и почве.) Мы уже сейчас неуверенны, смогут ли дети наших детей ку- паться в реке, море, гулять в лесу, вдыхать аромат цветов, любоваться звездным не -бом. Сегодня от экологического невежества людей до преступления перед челове- чеством – один шаг. А формируются эти экологические невежества в семье, детском саду, школе.

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, учи- телей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Обратимся к нашей повседневной жизни: не закрыли плот -но водопроводный кран – всю ночь лилась вода. Ходили с детьми на прогулку в лес, принесли охапки цветов – и тут же выбросили завядшие букеты. Один малыш, развер нув конфету, бросит фантик на тротуар и спокойно пойдет дальше, и мама, идя рядом, никак на это не отреагирует. А другой никогда о таком даже и не подумает, и впосле- дствии и дальше будет способствовать сохранению чистоты на улицах своего города. Поэтому я решила вести экологическую работу не только с детками своего класса, но и с родителями, чтобы своим примером вы,взрослые могли донести важность пробле- мы защиты природы до своих детей, а мы постараемся вам в этом помочь.

Наиболее распространенная причина негативного отношения к природе взрослых – отсутствие знаний о растениях, животных, их потребностях и особенностях развития. Поэтому нам необходимо эти знания накапливать и стараться передавать их детям, для того чтобы сберечь нашу Землю от неминуемой беды. На сегодняшнем собрании мы поделимся своими знаниями о природе друг с другом, наполним их чем-то новым.

4. Работа в группах «За круглым столом» а) Сейчас мы разделимся на три группы и проведем вторую часть собрания в виде «круглого стола». У родителей жетоны трёх цветов. Они находят столик, с табличкой своего цвета и образовывается три «круглых стола».

На столах лежат карточки с вопросами для обсуждения. Высказывайте, пожалуйста, свою точку зрения. И так: (идёт обсуждение вопросов в группах)

1стол. 1. Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется? 2. Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие – нет? 3. Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как проходят такие прогулки? 4. Был ли у вашего ребенка хороший поступок по отношению к природе? Какой?

2 стол. 1. Имеются ли дома объекты природы? 2. Проявляет ли ребенок к ним интерес? 3. Есть ли у него желание ухаживать за ними? Проявляет ли самостоятельность в оказании помощи? 4. Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребенка, вызвать интерес к природе? Что бы Вы предложили для поддержания интереса к природе? 5. Как считаете, влияет ли Ваше поведение на формирование отношения ребенка к природе?

3 стол. Разберите ситуацию: Находясь на прогулке в лесу, Серёжа увидел красивую бабочку с глазками на крылышках. Мама не знала, как она называется, но предло -жила сыну внимательно её рассмотреть и запомнить внешний вид: «Дома мы посмо- трим в энциклопедии и узнаем её название».

1. Правильно ли поступила мать? 2. Следует ли всегда сразу отвечать на вопросы детей? 3. Чему способствовала мать, давая такое задание сыну? Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми, за природой? 4. Можно ли ловить бабочек и других насекомых в природе? Почему? Что воспиты- вается в детях при этом? (Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их — браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг — не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел и т. д.).

б) Каждой команде предлагается решить педагогические задачи:

1стол. Гуляя по лесу, вы нашли в траве птенца. Как вы с ним поступите и почему?

а) положите в гнездо, б) унесете с собой,

в) оставите там, где лежал.

2стол. (Перед решением задачи звучит песня «не губите мужики») Вы пришли в березовую рощу с целью заготовки березовых веников на зиму. Хорошо это или плохо? Можно ли ответить на этот вопрос однозначно?

3стол. Дети нашли в лесу ежика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? (В чужой среде он погибнет: человек не сможет обеспечить ему необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле; значит, ежа надо вернуть в лес. Животные в природе не потерянные и не брошенные: они живут своей жизнью.)

г) Блиц конкурс.

1.Что теряет лось каждую зиму? (рога)

2.Какие звери летают? (белки, летучие мыши)

3.Что за трава, которую и слепые знают? (крапива)

4.Где раки зимуют? (под водой, корягами)

5.У кого уши на ногах? (у кузнечика)

6.У кого самый чуткий нос? (у бабочки)

7.Назовите грибы-подснежники. (строчки, сморчки)

8.Кто спит вниз головой? (летучая мышь)

9.Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)

10. Для чего птице хвост? (держаться на деревьях, управлять полетом)

11.Кто может пить ногой? (лягушка)

12.Пингвин птица или нет? (да)

13.Какой цветок лето начинает? (колокольчик)

14.Какая птица любит семена репейника? (щегол)

15.Как муравьи лечат птиц? (Птицы не только употребляют муравьев внутрь, но и используют «снаружи». Они принимают «муравьиный душ» — купаются в муравей- никах, засовывают муравьев под крылья, давят о перья. Эти «ванны» освобождают птиц от паразитов и, возможно, укрепляют здоровье — ведь лечат же ревматизм муравьиной кислотой!)

16. Какой снег тает быстрее: чистый или грязный? Почему?(грязный снег поглощает солнечное тепло, а не отражает)

д) Итог и обобщение работы в группах.

(Команда - победитель награждается медалью «Защитник природы»)

5. Юмористические советы родителям «Советы наоборот».

Цель: учить смеяться над собой, оценивать свои поступки со стороны.

Если любите природу

И хотите нашим детям

Доказать, что нет прекрасней

Наших рек, лесов, полей,

То в воскресный день прекрасный

Полежите на диване,

Посмотрите телевизор,

Почитайте детектив.

Ну, а если ваши дети

Позовут с собой на речку

Или в лес на свежий воздух,

За водою на родник,

То в ответ им улыбнитесь,

С боку на бок повернитесь

И, зевнув четыре раза

Отпустите их одних.

ПОМНИТЕ: «Дети должны рано и надолго окунуться в природу, впитать в себя ее впечатления, пережить те мысли и чувства, которые она возбуждает в каждой живой душе». Каптерев Н.Ф.

Если вы пришли на речку,

То в нее бросайте мусор:

Банки, палки и бутылки,

Целлофановый пакет,

И тогда всем рыбам в речке

Станет весело, и рыбки

Сами прыгнут к вам в кастрюлю

Будет славная уха.

ПОМНИТЕ: Брошенная в лесу бумага может лежать до полного разложения более 2 лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет. Осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

Если взяли вы корзину

И пошли в лес за грибами,

То грибы корчуйте с корнем,

Палкой бейте мухоморы,

И тогда лесным зверюшкам

Не чем будет подкрепиться,

Все впадут, зимою в спячку

И «спасибо!» - скажут вам.

ПОМНИТЕ: Грибы нужно собирать осторожно, срезать ножку гриба, не нарушая грибницы. Мухоморы служат многим животным в качестве лекарства от глистов и прочих заболеваний.

Если на лесной поляне,

Вы поставили палатку,

После этого вам надо

Развести большой костер

И тогда все запылает,

Загорится, задымится,

И природа восхитится:

«Что за чудный фейерверк!»

ПОМНИТЕ: Кострище не зарастает 5-7 лет.

6. Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

Ф.И.О.

1. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего района?

2. Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?

3. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

4. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?

5. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?

6. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в классе или для города?

7. Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?

8. Главные правила, которые должен усвоить ребенок: • Не навреди! • Не делай больно! • Не причини зла! • Помоги слабому!

7. Подведение итогов. Земля – наш большой дом, в котором мы все живём. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Каждая команда выполнила свои задания. 8. Решение собрания. Считать воспитание у детей любви к природе важнейшим направлением совместной деятельности учителя класса и родителей. Провести совместно с детьми операцию «Чистый двор». Родителям вместе с детьми делать кормушки и домики для птиц. Выполнять самим и обучить своего ребёнка правилам:

1. Умей вести себя в лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай диких животных. Они любят добрых детей.

2. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

3. Не ломай зря деревьев, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.

4. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.

5. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

Ожидаемые конечные результаты

Воспитание чувства ответственности за судьбу природы своего посёлка, города, понимания необходимости научиться беречь свой дом, свою Землю.

Осознание родителями важной роли экологии в решении глобальных проблем современности

Привить своим детям понимание необходимости бережного отношения к младшим «братьям».

Воспитывать чувство ответственности за красоту и чистоту природы.

Кришун Светлана Дмитриевна

Учитель начальных классов ОШ № 10



6