Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» г. Сафоново Смоленской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по социально значимых проектах по ОБЖ
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля, элективного курса, факультатива)
ДЛЯ 9-10 КЛАССА
НА 2021/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: Еврасовой ИН
Рабочая программа об индивидуальном и групповом проекте
обучающихся 9 классов (ФГОС ООО)
( Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов )
Цели:
- Создать условия для наиболее полного осуществления принципа личностно-ориентированного подхода в развитии школьника.
- Создать условия для формирования индивидуальности, реализации потенциала личности (физического, психического, социального).
- Обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, его доверие к миру, радости существования (психологическое здоровье), формирование базиса личностной культуры, развитие индивидуальности ребенка.
Задачи проекта:
- учить понимать и ценить жизнь, совершать полезные дела для сохранения природы и жизни человека;
- развивать познавательную и практическую деятельность;
- воспитывать сознательное, бережное отношение к природе.
Вид проекта: творчески-познавательный.
Этапы и примерные сроки работы над проектом
В процессе работы над проектом обучающиеся под контролем руководителя планируют свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя проекта.
Основной этап (ноябрь-март): совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка руководителем проекта.
Заключительный (апрель-май): защита проекта, оценивание работы.
Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель проекта.
Возможные типы работ и формы их представления
Творческая работа | Основные характерные элементы | Продукт деятельности |
Реферативная | Поиск, компиляция, представление информации по конкретно заданной теме | анализ данных социологического опроса, атлас, атрибуты несуществующего государства, бизнес-план, веб-сайт, видеофильм, выставка, газета, журнал, игра, карта, коллекция, компьютерная анимация, костюм, макет, модель, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, отчёты о проведённых исследованиях, оформление кабинета, пакет рекомендаций, письмо в … праздник, публикация, путеводитель, реферат, справочник, система школьного самоуправления, стендовый доклад сценарий, статья, сказка, серия иллюстраций, тест, учебное пособие, чертеж, экскурсия и т.д. |
Эксперементальная | Постановка эксперимента, иллюстрирующего известные в науке законы и закономерности |
Натуралистическая | Наблюдение, описание, отбор образцов по заранее определенной методике, диагностика натурального материала в соответствии с конкретными методами. |
Проектная | Постановка цели, достижение и описание заранее спланированного результата. |
Исследовательская | Решение задачи с заранее неизвестным результатом, осуществляемое на основе наблюдений, описаний, экспериментов и анализа полученных данных. |
Требования к оформлению ИП
В состав материалов готового проекта в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
2) подготовленная обучающимся краткая технологическая карта проекта (объемом не более одной печатной страницы) с указанием для всех проектов:
а) актуальности проекта, цели и задач проекта;
б) краткого описания хода выполнения проекта (содержание деятельности);
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
3) оценочный лист, содержащий краткий отзыв руководителя, характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе:
- способность и инициативность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий;
-сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- ответственности (динамика отношения к выполняемой работе);
- по желанию руководителя может быть отмечена новизна подхода и полученных решений, актуальность, практическая значимость полученных результатов.
Требования к защите проекта
Защита проектов осуществляется на внутришкольной конференции проектных и исследовательских работ, в состав экспертного совета входят руководители проектных работ, администрация и педагоги школы.
Общая оценка проектной работы складывается из оценки руководителя проекта и оценки, полученной при защите проектной работы на общешкольной конференции обучающихся.
Критерии оценки проектной работы
7.1. Общая оценка проектной работы складывается из оценки руководителя проекта и оценки, полученной при защите проектной работы на общешкольной конференции обучающихся.
Содержательное описание каждого из критериев для руководителя проектной работы:
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности |
Базовый | повышенный |
Способность и инициативность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного (1 балл) | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы (2 балла). |
Сформированность предметных знаний и способов действий | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствовали грубые ошибки (1 балл). | Продемонстрировано в ходе работы над проектом свободное владение предметом проектной деятельности. Грубые ошибки отсутствовали, неточности имели место быть , либо отсутствовали (2 балла). |
Сформированность регулятивных действий | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца, некоторые этапы выполнялись при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося (1 балл). | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно (2 балла). |
Ответственность | В процессе работы над проектом обучающийся продемонстрировал неустойчивую динамику отношения к выполняемой работе, консультирование и решение вопросов, связанных с работой над проектом практически всегда являлось инициативой руководителя (1 балл). | В процессе работы над проектом обучающийся продемонстрировал устойчивую динамику отношения к выполняемой работе, консультирование и решение вопросов, связанных с работой над проектом практически всегда являлось инициативой обучающегося (2 балла). |
Новизна подхода и полученных решений, актуальность, практическая значимость полученных результатов | Является описательным критерием и может быть учтена как дополнительный балл к общей оценке проектной работы. |
Кроме этого, для руководителя проекта показательными должны стать и такие критерии как (данные критерии являются описательными для руководителей с целью уточнения уровней сформированности навыков проектной деятельности):
Уровни сформированности навыков проектной деятельности |
Базовый уровень | Повышенный уровень |
Авторы проектов / исследований: владеют навыками по определению темы проекта, цели и задач, формулированию гипотезы и планированию работы над проектом; имеют выработанные представления о композиции и структуре проектной работы, о виде продукта проектной работы; обладают умениями применять теоретические методы, элементы экспериментального исследования; умеют правильно описывать источники информации и составлять тезисы к работе; имеют навыки по написанию доклада для защиты проекта и созданию презентации; степень включенности обучающегося в проект не превышает 50%. | Авторы проектов / исследований: уверенно владеют умениями и навыками, соответствующими базовому уровню; создают проекты с обязательным применением методов экспериментального исследования и последующей апробацией его результатов; имеют выработанные представления о составлении паспорта исследовательской части работы; обладают устойчивыми умениями создания презентации проектной работы в формате «Power Point» и составления защитной речи, а также умениями вести дискуссию по теме своей работы; степень самостоятельности обучающегося при реализации задач проекта составляет примерно 70 %. |
Критерии оценки проектной работы для экспертного совета при защите на общешкольной конференции:
Критерий | Показатели |
Сформированность коммуникативных действий | обучающийся ясно и логично излагает и оформляет выполненную работу, представляет ее результаты; аргументированно отвечает на вопросы, доказывая свою позицию; адекватно использует терминологическую базу, доказывая понимание сути основополагающего вопроса и понимание исследуемой проблемы; проявляет обдуманность в суждениях, демонстрирует сдержанность и осознанность в проявлении эмоций, показывает устойчивость эмоциональных состояний, имеет выраженную способность к прогнозированию. (1-5 баллов) |
Привлечение знаний из других областей | учащийся демонстрирует изучение основополагающего вопроса с точки зрения различных предметных областей (1-3 балла) |
Эстетика оформления проведенного проекта | работа оформлена в соответствии с требованиями (1-5 баллов) |
Максимальный первичный балл составляет 21, минимальный – 7баллов.
Достижение базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» при получении 7 первичных баллов, а достижения повышенных уровней соответствуют получению 12-16 баллов (отметка «хорошо) и 17-21 баллов (отметка «отлично»).
Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Итоговый проект» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – отметка выставляется в свободную строку. Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного образования.
Результат участия обучающихся в проектной деятельности
год | Названия проекта | ФИ обучающихся |
2020-2021 | «ПМП при массовых поражениях» «Правила поведения при угрозе террористических актах» «Семья и здоровый образ жизни» | Мазуров Н Саулев М Логачева В |
2021-2022 | «Международный терроризм –угроза национальной безопасности» «ПМП при травмах» «МЧС России- федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» | Подуфалова Е Воробьева А Фоменков Д |
2022-2023 | «Здоровый образ жизни и его составляющие» « Влияния вредные привычки на здоровья человека» «Брак и семья» | Беляков Е, Новикова Я. Шаматрина А, Сайфулин Е Васильев Д |