Учебная практика наблюдение

Просмотр содержимого документа
«Учебная практика наблюдение»

Варианты программ наблюдения

I. Цель:

изучить практику управления процессом разви­тия мыслительной деятельности учащихся на уроке и вы­явить условия ее совершенствования.

1. Какие формы организации мыслительной деятель­ности учащихся использует на уроке учитель? Способствуют ли они достижению цели урока и развитию интеллекта каждого школьника?

2. Учит ли учитель учащихся сравнивать, анализиро­вать, обобщать и систематизировать знания? Какие для этого использует методы? Как отбирает содержание? Ка­ковы результаты этой работы?

3. К каким средствам активизации внимания и мыш­ления учащихся чаще всего обращается учитель? Обеспе­чивают ли они их развитие?

4. На какой характер деятельности рассчитаны зада­ния для учащихся? Способствуют ли они включению каж­дого школьника в самостоятельный поиск знаний?

5. Как развивается речь учащихся? Видны ли резуль­таты этой работы? В чем они проявлялись на уроке?

6. Место и роль игровых приемов при включении уча­щихся в различные виды мыслительной деятельности.

7. Темп обучения на уроке и его влияние на развитие индивидуальных особенностей учащихся.

8. Контроль и коррекция учителем уровня знаний учащихся в процессе организации на уроке их мыслитель­ной деятельности.

II. Цель:

изучить учет психологических особенностей учащихся для развития на уроке познавательной актив­ности школьников.

1. Какие формы и методы использует учитель для ак­тивизации учебно-познавательной деятельности учащих­ся? Учитывает ли он возрастные и индивидуальные психологические особенности школьников? Как это влия­ет на результаты УПД?

2. К каким средствам активизации внимания и мыш­ления прибегает учитель? Эффективность их использова­ния в коррекции указанных психических процессов .

3. Каков характер общения учителя с учащимися? Влияет ли он на развитие познавательного интереса и мо­тивы учения. Особые приемы, к которым прибегает учи­тель при общении с учащимися разного возраста и уровня интеллектуального развития?

4. Новизна подходов учителя к организации индиви­дуальной работы с учащимися. За счет каких приемов удается реализовать ее на уроках в разных классах? Как они влияют на развитие познавательной активности учащихся?

5. Как учитель развивает речь учащихся? К каким оригинальным приемам прибегает при этом? Есть ли про­движение в развитии различных видов речи учащихся (письменной, устной, монологической, диалогической и др.).

III. Цель:

выявить пути повышения эффективности и ка­чества учебно-воспитательного процесса.

1. Что нового появилось в практике работы учителя? Как это отражается на результативности его уроков?

2. Приоритеты в целевой ориентации обучения на уроке. Роль учащихся в целеполагании и целеосуществлении, уровень их активности и в том, и в другом. Как это отражается на качестве знаний учащихся и их развитии?

3. Удается ли учителю и как именно гуманизировать процесс обучения? Какие успехи у него имеются в этом?

4. Новые подходы учителя к отбору содержания, форм и методов обучения в целях гуманитаризации этого процесса и повышения его воспитательной результатив­ности. С помощью каких приемов они реализуются на уроке?

IV. Цель:

проверить, как учитель организует самостоя­тельную работу. Программа:

1. Определить место самостоятельной работы на уроке, правильность и четкость постановки цели.

2. Изучить, какие виды самостоятельных работ прак­тикует учитель, какова методика их проведения.

3. Обратить внимание, носят ли самостоятельные работы обобщающий характер, способствуют ли формированию у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков.

4. Установить, в какой мере осуществляется диффе­ренциация самостоятельных работ.

5. Определить качество выполнения самостоятельных работ, характер затруднений учащихся, типичные недостатки.

V. Цель:

определить эффективность работы учителя по формированию у учащихся вычислительных навыков. Программа:

1. Пронаблюдать, какие меры и приемы использует учитель по формированию вычислительных навыков на разных этапах урока.

2. Проследить, какое место на уроке отведено устным и письменным тренировочным упражнениям.

3. Выяснить, какова степень сложности формируемых вычислительных умений и навыков.

4. Выявить, какие виды дидактических средств использует учитель для вычислительной тренировки учащихся (учебник, раздаточные материалы, тетради с печатной основой и др.).

5. Обратить внимание, обучает ли учитель приемам рационализации счета и способам самоконтроля.

VI. Цель:

выявить и оценить пути формиро­вания умений у школьников осуществлять самоуправле­ние учебно-познавательной деятельностью (УПД). Возможная программа наблюдения занятия.

1. Обучал ли учитель учащихся умению планировать предстоящую учебно-познавательную деятельность:

а) умение последовательно излагать знания (по плану в учебнике, по плану учителя, по собственному плану);

б) умение выделять главное в излагаемом материале;

2. Обучал ли учитель специальным приемам самоконтроля:

а) сличение промежуточного и конечного результатов с целью;

б) обучение специальным приемам самоконтроля (ре­шение задачи несколькими способами, прикидка резуль­тата и др.);



VII. Цель: изучить работу учителя по организации процес­са обучения.


1. Выявить и оценить средства, которые использовал учитель для организации действий учащихся по приня­тию дидактической цели урока и задач его этапов.

2. Какие средства активизации использовал учитель при подготовке учащихся к активной деятельности по изучению нового учебного материала. Оценить.

3. Выделял ли учитель базисное содержание, подле­жащее обязательному усвоению.

4. Какие средства активизации использовал учитель для включения каждого ученика в овладение базисными знаниями.

5. Адаптировал ли учитель к интересам и возможнос­тям ученика учебное содержание, методы и приемы обуче­ния, формы организации УПД.

6. Оценить соответствие выбора средств активизации триединой дидактической цели и задачам урока.

7. Оценить результаты обучения.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей