УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Название раздела, темы | Вид Учеб- ного занятия | Общий объем времени в часах |
Максимальная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Аудиторные занятия |
38 | 5 | 33 |
Раздел 1: Традиционные виды росписи. 8 ч. |
1.1. | Беседа «Золотая Хохлома» | Урок | 1 | - | 1 |
1.2. | Копирование с образца узора «травка» | Урок | 2 | 1 | 1 |
1.3. | Копирование с образца травного орнамента с «ягодками» и «листочками» | Урок | 2 | 1 | 1 |
1.4. | Составление самостоятельной композиции по мотивам хохломской росписи | Урок | 5 | - | 5 |
Раздел 2: Лаковая миниатюрная живопись Холуя. 8 ч. |
2.1. | Беседа «Искусство Холуя» | Урок | 1 | - | 1 |
2.2. | Копирование с образца элементов орнамента | Урок | 2 | 1 | 1 |
2.3. | Копирование с образца элементов цветка | Урок | 2 | 1 | 1 |
2.4. | Копирование с образца элементов листочка | Урок | 2 | 1 | 1 |
2.5. | Составление самостоятельной композиции по мотивам холуйской росписи «Сказочный цветок» | Урок | 4 | - | 4 |
Раздел 3: Текстиль. Способы декорирования ткани. 10 ч. |
3.1. | Беседа «Роспись тканей» | Урок | 1 | - | 1 |
3.2. | Декорирование ткани в узелковой технике. | Урок | 1 | - | 1 |
3.3. | Декорирование ткани в свободной технике. | Урок | 2 | - | 2 |
3.4. | Декорирование ткани с использованием соли | Урок | 2 | - | 2 |
3.5. | Холодный батик. Составление самостоятельной композиции. | Урок | 4 | - | 4 |
Раздел 4: Декоративная композиция. 7 ч. |
4.1. | Понятие «Стилизация». Виды стилизации. | Урок | 1 | - | 1 |
4.2. | Декоративное преобразование цветка | Урок | 3 | 1 | 2 |
4.3. | Выполнение самостоятельной композиции с цветами | Урок | 4 | - | 4 |
Годовые требования. Содержание разделов и тем.
1 год обучения
Раздел 1: Традиционные виды росписи.
1.1. Тема: Беседа «Золотая Хохлома». Беседа об истории возникновения и развития хохломской кистевой росписи. Знакомство с элементами (осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустик).
1.2. Тема: Копирование с образца узора «травка». Научиться работать по образцу. Изучить разнообразие элементов росписи. Изучить элементы «травного письма», овладеть основными приемами его выполнения, отработать навыки выполнения основных приемов. Используемые материалы: гуашь, кисть, палитра, лист А4. Самостоятельная работа: внимательно рассмотреть изделия с росписью, и интересные элементы зарисовать в альбом домашних заданий.
1.3. Тема: Копирование с образца травного орнамента с «ягодками» и «листочками». Закрепить навыки работы по образцу. Определить различия узора «травка» с узорами «под листок» и «под травку». Использовать знания, умения, навыки, полученные на предыдущих уроках. Используемые материалы: гуашь, кисть, палитра, лист А4. Самостоятельная работа: отработать навыки работы кистью полученные на уроке.
1.4. Тема: Составление самостоятельной композиции по мотивам хохломской росписи. Повторение основных особенностей хохломской верховой росписи (орнаментальные мотивы и приемы выполнения росписи). Создать свой эскиз и выполнить роспись посуды. Роспись выполняется на деревянной посуде (уточка-солонка, ваза для цветов, салфетница) гуашью, по предварительно выполненному эскизу.
Раздел 2: Лаковая миниатюрная живопись Холуя.
2.1 Тема: Беседа «Искусство Холуя». Знакомство с традиционными промыслами декоративно - прикладного искусства. Расширить представление детей в области декоративно-прикладного искусства. Изучение стилистических особенностей миниатюры Холуя. Углубление представлений детей о творческом процессе народных мастеров.
2.2. Тема: Копирование с образца элементов орнамента. Ознакомление с видами орнамента. Выполнение орнаментов в стиле холуйской миниатюры. Повтор или повтор-вариация элементов растительного орнамента. Развивать навыки кистевого письма. Формирования навыка рисования острой кистью. Используемые материалы: лист А4, таблицы с орнаментами, работы мастеров, тушь чёрная и красная, кисть №2, карандаш. Самостоятельная работа: придумать раппорт растительного орнамента, выполнить полосу орнамента по собственной композиции.
Тема: Копирование с образца элементов цветка. Познакомить с изображением цветков в работах художников Холуя. Копирование с образца элементов цветка. Формирования практических навыков письма в стиле холуйской миниатюры. Используемые материалы: лист А4, таблицы с вариантами разделки цветков в стиле лаковой миниатюры, произведения народных мастеров миниатюры Холуя, гуашь, кисть №2-3, карандаш. Самостоятельная работа: придумать и разработать элемент собственного цветка.
Тема: Копирование с образца элементов листочка. Познакомить с изображением листочков в холуйской миниатюре. Копирование с образца элементов листочка. Формирования практических навыков письма в стиле холуйской миниатюры. Используемые материалы: лист А4, таблицы с вариантами разделки листочков в стиле лаковой миниатюры, произведения народных мастеров миниатюры Холуя, гуашь, кисть №2-3, карандаш. Самостоятельная работа: выполнить собственный цветок в стиле холуйской миниатюры.
Тема: Составление самостоятельной композиции по мотивам холуйской росписи «Сказочный цветок». Выполнение собственной композиции в стиле лаковой миниатюры Холуя, используя иллюстративный материал и ранее выполненные работы. Используемые материалы: таблицы с последовательностью выполнения и с вариантами разделки элементов цветка в стиле лаковой миниатюры, произведения народных мастеров миниатюры Холуя, гуашь, кисть №2-3, карандаш.
Раздел 3: Текстиль. Способы декорирования ткани.
3.1. Тема: Беседа «Роспись тканей». Провести беседу о способах нанесения узора на ткань ручным способом: набойка, холодный и горячий батик, свободная роспись; красители и инструменты, применяемые при росписи тканей. Возможность многообразия цветовых сочетаний при свободной росписи.
3.2. Тема: Декорирование ткани в узелковой технике. Провести краткое ознакомление с историческими сведениями узелковой техники оформления ткани. Освоение технологии выполнения данной росписи на практике. Материалы: ткань, краски для батика, нитки.
3.3. Тема: Декорирование ткани в свободной технике. Познакомить с техникой свободной росписи ткани. Обратить внимание на цветовую гармонию, выразительность линий и мягких переходов одного цвета в другой. Продемонстрировать приемы работы кистью на ткани. Формирование умения применять различные средства для получения в росписи по ткани всевозможных эффектов. Использование ткани, красок для батика, резерва, стеклянных трубочек.
3.4. Тема: Декорирование ткани с использованием соли. Формирование умения применять соль для получения в росписи по ткани всевозможных эффектов.
3.5. Тема: Холодный батик. Составление самостоятельной композиции. Ознакомление с основными приёмами и последовательностью росписи по ткани в технике холодного батика. Формирование умения: правильно выбрать ткань, правильно натягивать ткань на рамку, правильно перевести рисунок на ткань. Формирование навыков: нанесения контура резервующим составом, работы красками для росписи по ткани. Ознакомить с основными схемами композиции в декоративных панно. Выбрать и выполнить композицию панно. Закрепить знания о равновесии в асимметричной композиции. Повторить и закрепить умения применять средства для получения различных эффектов в росписи.
Раздел 4: Декоративная композиция.
4.1. Тема: Понятие «Стилизация». Виды стилизации.
Провести беседу о стилизации и ее видах. Знакомство с трансформациями природных форм в декоративные. Получение основных навыков в декоративном решении композиции.
4.2. Тема: Декоративное преобразование цветка. Знакомство с различными видами декоративных цветов, последовательностью выполнения стилизованного цветка. Рассмотреть различные варианты цветов, придумать и разработать образ собственного цветка. Предварительно выполнить несколько вариантов цветовых эскизов цветка.
Формировать практические умения и навыки рисования кистью декоративных элементов Самостоятельная работа: выполнить декоративную разработку элементов различных цветов.
4.3. Тема: Выполнение самостоятельной композиции с цветами. Повторить и закрепить умения в декорирование цветов. Получение основных навыков в декоративном решении всей композиции. Составление собственной композиции букета, использую иллюстративный материал с различными цветами. Создать предварительный цветовой эскиз с частичной декоративной разделкой. Выполнить творческую работу, используя умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях.
.
5