СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебный курс "Наш огород"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ппрограмма и календарно - тематическое планирование разработано на особенностях выращивания сельскохозяйственных культур в домашних условиях, что развивает тему 5, 6 класса о особенностях культурных растений, способах ухода за ними и применение.

Просмотр содержимого документа
«Учебный курс "Наш огород"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Дегтяренская основная общеобразовательная школа»

Каменского муниципального района

Воронежской области



Рассмотрена на заседании МО Согласована Утверждена

Протокол № 6 от 25. 06 . 16 г. З/д поУВР _________ Чужкова С. П. Приказ № 111 от 05. 09. 16г

__________ Романенко В. П. Директор ОУ ___________ Романенко В. И.



Рабочая программа

Курса по биологии «Наш огород»

на 2016 - 2017 учебный год

для 5 – 6 классов





Ширимова А. И., учитель биологии







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тысячелетиями люди разводит сады на земле. «Любовь к выращиванию растений ­одно из благороднейших страстей, которая заслуживает самого широкого распространения»- эти мудрые слова п.п. Золотарёва, известного русского садовода, сегодня воплощаются в жизнь.

В последнее время у людей возрос интерес к растениям. Стало престижным иметь загородный дом, дачу, приусадебный участок. Возродилось старое название «усадьба», в настоящее время - это уже коттедж с садом. Многих садоводов-любителей интересуют вопросы о растениях: чем оно полезно, как его посадить и как за ним ухаживать, чем помочь в случае болезни или повреждения вредителями, когда и чем укрыть растение на зиму.

В соответствие с новыми образовательными стандартами в основной школе сокращено количество часов на изучение биологии (1 час в неделю) Учащиеся не успевают познакомиться в полном объёме основными плодово - ягодными и овощными культурами наших садов и огородов, не говоря уже про морфологические особенности, агротехнике выращивания плодово-ягодных и овощных культур. Овощи и фрукты, «выращенные своими руками» не заменят по вкусовым качествам те овощи, которые покупаем на рынке или в магазинах. В них вложена частица доброты, уважения , любви к растениям. Они всем нам кажутся вкуснее и полезнее. Продукция овощных культур является одним из основных видов питания. Они имеют огромное пищевое, диетическое и лечебное значение.

Любительское садоводство и огородничество имеет не только экономическое, но и эстетическое значение. На садовых участках выращивают цветы, декоративные кустарники, украшающие наш быт, способствующие эстетическому воспитанию людей. Огороды и сады являются способом общения с природой, активного труда и отдыха на свежем воздухе, что укрепляет здоровье людей.

В связи с этим возникает необходимость написания программы, которая выходя за рамки школьного тура образования, предоставляет возможность детям такие способы деятельности, которые формируют у них познавательские потребности в изучении предмета биологии в целом, так и основных плодово - ягодных и овощных культур нашего огорода.

Программа рассчитана на учащихся 5, 6 классов, интересующихся И увлекающихся выращиванием растений, для тех., которые серьёзно увлекаются биологическими науками.

Основные положения и ведущие идеи программы:

В основу программы положены основные агротехнические приёмы по выращиванию плодово-ягодных и овощных культур. Это поможет углубить свои знания и желание изучать растения, которые выращивают на участках. Дают навыки культуры труда, которые пригодится в любой жизни.

Курс «Наш огород» позволит углубить знания учащихся:

— о биологии овощных культур

— об ценных качествах овощных культур;

— об агротехнике возделывания этих культур

Цель курса: создание условий для обоснованного выбора обучения через оценку собственных возможностей в освоении материала на основе расширения представлений о биологии овощных культур, о ценных качествах, об агротехнике возделывания этих культур.

Задачи :

1. Активизирование познавательной деятельности учащихся через различные формы работы.

2. Последовательное расширение знаний детей об агротехнике выращивания основных культур садов и огородов .

3. Формирование умений правильного ухода за растениями нашего огорода.

4. Формирование и развитие умения наблюдать за растениями.

5. Формирование навыков экологически грамотного поведения на природе и мотивы бережного отношения к ней.

6. Закрепление основ биологии овощных культур

Курс рассчитан на 17 часов.

Включенный в программу материал можно применять для разных групп школьников вследствие своей обобщенности и практической направленности. Развертывание учебного материала четко структурировано и соответствует задачам курса.

Учащиеся должны знать:

  • об экономическом и эстетическом значении любительского садоводства и огородничества

  • агротехнику возделывания овощных культур

  • годовую норму потребления овощных культур на одного человека

  • о правилах поведения на природе, при работе на пришкольном участке, выполнении практических работ работе на приусадебных участкax.

  • о районированных сортах плодово-ягодных, овощных культур.

  • об агротехнике выращивания этих .культур.

  • об отзывчивости .культур на минеральные и органические удобрения

  • навыки по уходу за комнатными растениями.

  • о значении лекарственных трав и их пpaктическое применение.

  • по классификации сорных растений и меры борьбы с ними.

  • по работе с научной литературой и владение терминологией.

  • по эстетическому воспитанию.

  • научатся уважать труд взрослого человека и себя.

Учащиеся должны уметь:

  • —самостоятельно исследовать способы выращивание овощных культур и уход за ними

  • — считать среднюю минимальную урожайность овощных культур на приусадебных и дачных участках;

  • — правильно употреблять функциональную терминологию; — считать годовую норму потребления овощных культур на одного человека

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел I. Общие сведения ( 5 часов)

Вводное занятие. Знакомство с темой и особенностями изучения курса «Наш огород». Огород – приусадебный участок.

Садоводство и огородничество - отрасль растениеводства. Планировка участка. Описание своего участка.

Подготовка почвы. Определение состава почвы. Как изменить структуру почв участка.

С/ машины. Садовый инвентарь.

Раздел II. Календарь огородника ( 10 часов).

Уход за многолетними цветочными культурами. Познакомить учащихся с приемами сохранения плодово - ягодных и многолетних растений от сильных морозов. Как создать условия для хранения семян овощных культур.

Создание композиций из природного материала.

Растения закрытого грунта. Выявить знания учащихся о ранних овощных культурах, которые высаживаются в защищенный грунт. Сорта и особенности произрастания.

Выращивание ранних сортов огородных культур в защищенном грунте. Применения современных технологий для выращивания огородных культур в условиях суровой зимы. Парники.

Выращивание томатов и огурцов в открытом грунте. Болезни огородных растений и меры борьбы с ними.

Корнеплоды наших огородов. Расширение представлений об ценных качествах корнеплодов.

Нитраты в овощах и фруктах. Способы определения нитратов.

Минеральные удобрения. Какие существуют удобрения. На какой процесс жизнедеятельности растений они влияют. Органические удобрения.

Плодово - ягодные растения. Знакомство с видами растений. Способом их обработки и хранения в зимний период времени.

Раздел III. Зеленные и пряно-вкусовые овощные культуры ( 2 часа )

Салат, шпинат, укроп. Пастернак, сельдерей, петрушка. Кориандр, базилик. Знакомство с пряными культурами. Способы их выращивания и уход за ними. Применение в приготовлении блюд и консервировании.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАЕИРОВАНИЕ

№ тема (раздел)

Название темы (раздела)

Количество часов

Авторская программа

(резерв)

Рабочая программа

Контрол. работы,

зачеты

Лаборат. и практ.

работы

Разд 1


Введение. Общие сведения

5

5

-

2

Разд 2


Календарь огородника.

10

10

-

4

Разд 3


Зеленные и пряно-вкусовые овощные культуры

2

2

-

-



Итого:

17

17

-

6



КАЛЕНДАРНО - тематическое планирование



№п/п

Тема занятия

Дата п

Дата ф

Кол /час

Тип

занятия

Краткое содержание

ИКТ

Раздел 1. Введение. (5час)

1

Введение.



1

Тематика

Знакомство с направлением деятельности и тематикой работы данного обучающего курса.


2

Садоводство и огородничество - отрасль растениеводства.



1

Работа в библиотеке

Знакомство с работами Мичурина и Тимирязева.

Презентация

3

Планировка участка.



1

Проект

Огород – приусадебный участок. Описание своего участка. Составление карта – схемы.


Презентация

4

Подготовка почвы.



1

Консульт

Что такое "почва"?. Особенности построения схем почвенных составов по Докучаеву.

Презентация

5

С/ машины. Садовый инвентарь.



1

Выставка рисунков

Моя конструкция огородного приспособления.


Раздел 2. Календарь огородника. (10 часов)

6

Уход за многолетними цветочными культурами.



1

Консульт.

Познакомить учащихся с приемами сохранения плодово - ягодных и многолетних растений от сильных морозов.


7

Создание композиций из природного материала.



1

Выставка

Путешествие с комнатными цветами. Комнатные растения в «зимнем» саду.

Презентация

8

Растения закрытого грунта. Огород на моем окне.



1

Темат

Сорта и особенности произрастания.



9

Выращивание ранних сортов огородных культур в защищенном грунте.




Проект

Применения современных технологий для выращивания огородных культур в условиях нашей местности.

Презентация

10

Выращивание томатов и огурцов в открытом грунте.



1

Проект

Сроки посева семян и первичная обработка почвы и семян перед посевом.


11

Выращивание томатов и огурцов в открытом грунте.



1

Консульт.

Способы обработки и подкормки растений.

Презентация

12

Корнеплоды наших огородов.



1

Проект

Вкусовые качества корнеплодов. Блюда из них.


13

Нитраты в овощах и фруктах.



1

Исследов. проект

Способы определения нитратов. Вредные биодобавки в продуктах питания.


14

Минеральные удобрения.

Плодово - ягодные растения.



1

Тематич

Консульт

Какие существуют удобрения. На какой процесс жизнедеятельности растений они влияют.

Презентация

Способом их обработки и хранения в зимний период времени.


15

Салат, шпинат, укроп. Пастернак, сельдерей.



1

Работа со словарем

Знакомство с пряными культурами

Презентация

Раздел 3. Зеленные и пряно-вкусовые овощные культуры. (2 часа)

16

Петрушка, кориандр, базилик.



1

Тематич

Применение в приготовлении блюд и консервировании.

Презентация

17

Зеленные и пряно-вкусовые овощные культуры.



1

Консульт

Способы их выращивания и уход за ними.




Литература

В. Антонов, Цветы в вашем доме, М., Аст – пресс книга, 2005год

С. М. Бердычев и др «Полезные советы». «Олимп» г. Обнинск, 1991 г.

С. М. Бердычев и др «Кулинарные рецепты» «Олимп» г. Обнинск, 1991 г.

А. К. Кияткин, Искусство составления букетов, Узбекистан, 1982 год

А.С.Семенов «Наш огород», г. Волгоград, 1992г.

Г. И. Захарова « Как вырастить экологически чистую продукцию» «Детский издательский центр 555» г. Воронеж, 2004 г.

Презентации


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!