Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Дегтяренская основная общеобразовательная школа»
Каменского муниципального района
Воронежской области
Рассмотрена на заседании МО Согласована Утверждена
Протокол № 6 от 25. 06 . 16 г. З/д поУВР _________ Чужкова С. П. Приказ № 111 от 05. 09. 16г
__________ Романенко В. П. Директор ОУ ___________ Романенко В. И.
Рабочая программа
Курса по биологии «Наш огород»
на 2016 - 2017 учебный год
для 5 – 6 классов
Ширимова А. И., учитель биологии
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тысячелетиями люди разводит сады на земле. «Любовь к выращиванию растений одно из благороднейших страстей, которая заслуживает самого широкого распространения»- эти мудрые слова п.п. Золотарёва, известного русского садовода, сегодня воплощаются в жизнь.
В последнее время у людей возрос интерес к растениям. Стало престижным иметь загородный дом, дачу, приусадебный участок. Возродилось старое название «усадьба», в настоящее время - это уже коттедж с садом. Многих садоводов-любителей интересуют вопросы о растениях: чем оно полезно, как его посадить и как за ним ухаживать, чем помочь в случае болезни или повреждения вредителями, когда и чем укрыть растение на зиму.
В соответствие с новыми образовательными стандартами в основной школе сокращено количество часов на изучение биологии (1 час в неделю) Учащиеся не успевают познакомиться в полном объёме основными плодово - ягодными и овощными культурами наших садов и огородов, не говоря уже про морфологические особенности, агротехнике выращивания плодово-ягодных и овощных культур. Овощи и фрукты, «выращенные своими руками» не заменят по вкусовым качествам те овощи, которые покупаем на рынке или в магазинах. В них вложена частица доброты, уважения , любви к растениям. Они всем нам кажутся вкуснее и полезнее. Продукция овощных культур является одним из основных видов питания. Они имеют огромное пищевое, диетическое и лечебное значение.
Любительское садоводство и огородничество имеет не только экономическое, но и эстетическое значение. На садовых участках выращивают цветы, декоративные кустарники, украшающие наш быт, способствующие эстетическому воспитанию людей. Огороды и сады являются способом общения с природой, активного труда и отдыха на свежем воздухе, что укрепляет здоровье людей.
В связи с этим возникает необходимость написания программы, которая выходя за рамки школьного тура образования, предоставляет возможность детям такие способы деятельности, которые формируют у них познавательские потребности в изучении предмета биологии в целом, так и основных плодово - ягодных и овощных культур нашего огорода.
Программа рассчитана на учащихся 5, 6 классов, интересующихся И увлекающихся выращиванием растений, для тех., которые серьёзно увлекаются биологическими науками.
Основные положения и ведущие идеи программы:
В основу программы положены основные агротехнические приёмы по выращиванию плодово-ягодных и овощных культур. Это поможет углубить свои знания и желание изучать растения, которые выращивают на участках. Дают навыки культуры труда, которые пригодится в любой жизни.
Курс «Наш огород» позволит углубить знания учащихся:
— о биологии овощных культур
— об ценных качествах овощных культур;
— об агротехнике возделывания этих культур
Цель курса: создание условий для обоснованного выбора обучения через оценку собственных возможностей в освоении материала на основе расширения представлений о биологии овощных культур, о ценных качествах, об агротехнике возделывания этих культур.
Задачи :
1. Активизирование познавательной деятельности учащихся через различные формы работы.
2. Последовательное расширение знаний детей об агротехнике выращивания основных культур садов и огородов .
3. Формирование умений правильного ухода за растениями нашего огорода.
4. Формирование и развитие умения наблюдать за растениями.
5. Формирование навыков экологически грамотного поведения на природе и мотивы бережного отношения к ней.
6. Закрепление основ биологии овощных культур
Курс рассчитан на 17 часов.
Включенный в программу материал можно применять для разных групп школьников вследствие своей обобщенности и практической направленности. Развертывание учебного материала четко структурировано и соответствует задачам курса.
Учащиеся должны знать:
об экономическом и эстетическом значении любительского садоводства и огородничества
агротехнику возделывания овощных культур
годовую норму потребления овощных культур на одного человека
о правилах поведения на природе, при работе на пришкольном участке, выполнении практических работ работе на приусадебных участкax.
о районированных сортах плодово-ягодных, овощных культур.
об агротехнике выращивания этих .культур.
об отзывчивости .культур на минеральные и органические удобрения
навыки по уходу за комнатными растениями.
о значении лекарственных трав и их пpaктическое применение.
по классификации сорных растений и меры борьбы с ними.
по работе с научной литературой и владение терминологией.
по эстетическому воспитанию.
научатся уважать труд взрослого человека и себя.
Учащиеся должны уметь:
—самостоятельно исследовать способы выращивание овощных культур и уход за ними
— считать среднюю минимальную урожайность овощных культур на приусадебных и дачных участках;
— правильно употреблять функциональную терминологию; — считать годовую норму потребления овощных культур на одного человека
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел I. Общие сведения ( 5 часов)
Вводное занятие. Знакомство с темой и особенностями изучения курса «Наш огород». Огород – приусадебный участок.
Садоводство и огородничество - отрасль растениеводства. Планировка участка. Описание своего участка.
Подготовка почвы. Определение состава почвы. Как изменить структуру почв участка.
С/ машины. Садовый инвентарь.
Раздел II. Календарь огородника ( 10 часов).
Уход за многолетними цветочными культурами. Познакомить учащихся с приемами сохранения плодово - ягодных и многолетних растений от сильных морозов. Как создать условия для хранения семян овощных культур.
Создание композиций из природного материала.
Растения закрытого грунта. Выявить знания учащихся о ранних овощных культурах, которые высаживаются в защищенный грунт. Сорта и особенности произрастания.
Выращивание ранних сортов огородных культур в защищенном грунте. Применения современных технологий для выращивания огородных культур в условиях суровой зимы. Парники.
Выращивание томатов и огурцов в открытом грунте. Болезни огородных растений и меры борьбы с ними.
Корнеплоды наших огородов. Расширение представлений об ценных качествах корнеплодов.
Нитраты в овощах и фруктах. Способы определения нитратов.
Минеральные удобрения. Какие существуют удобрения. На какой процесс жизнедеятельности растений они влияют. Органические удобрения.
Плодово - ягодные растения. Знакомство с видами растений. Способом их обработки и хранения в зимний период времени.
Раздел III. Зеленные и пряно-вкусовые овощные культуры ( 2 часа )
Салат, шпинат, укроп. Пастернак, сельдерей, петрушка. Кориандр, базилик. Знакомство с пряными культурами. Способы их выращивания и уход за ними. Применение в приготовлении блюд и консервировании.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАЕИРОВАНИЕ
№ тема (раздел) | Название темы (раздела) | Количество часов |
Авторская программа (резерв) | Рабочая программа | Контрол. работы, зачеты | Лаборат. и практ. работы |
Разд 1 | Введение. Общие сведения | 5 | 5 | - | 2 |
Разд 2 | Календарь огородника. | 10 | 10 | - | 4 |
Разд 3 | Зеленные и пряно-вкусовые овощные культуры | 2 | 2 | - | - |
| Итого: | 17 | 17 | - | 6 |
КАЛЕНДАРНО - тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Дата п | Дата ф | Кол /час | Тип занятия | Краткое содержание | ИКТ |
Раздел 1. Введение. (5час) |
1 | Введение. | | | 1 | Тематика | Знакомство с направлением деятельности и тематикой работы данного обучающего курса. | |
2 | Садоводство и огородничество - отрасль растениеводства. | | | 1 | Работа в библиотеке | Знакомство с работами Мичурина и Тимирязева. | Презентация |
3 | Планировка участка. | | | 1 | Проект | Огород – приусадебный участок. Описание своего участка. Составление карта – схемы. | Презентация |
4 | Подготовка почвы. | | | 1 | Консульт | Что такое "почва"?. Особенности построения схем почвенных составов по Докучаеву. | Презентация |
5 | С/ машины. Садовый инвентарь. | | | 1 | Выставка рисунков | Моя конструкция огородного приспособления. | |
Раздел 2. Календарь огородника. (10 часов) |
6 | Уход за многолетними цветочными культурами. | | | 1 | Консульт. | Познакомить учащихся с приемами сохранения плодово - ягодных и многолетних растений от сильных морозов. | |
7 | Создание композиций из природного материала. | | | 1 | Выставка | Путешествие с комнатными цветами. Комнатные растения в «зимнем» саду. | Презентация |
8 | Растения закрытого грунта. Огород на моем окне. | | | 1 | Темат | Сорта и особенности произрастания. | |
9 | Выращивание ранних сортов огородных культур в защищенном грунте. | | | | Проект | Применения современных технологий для выращивания огородных культур в условиях нашей местности. | Презентация |
10 | Выращивание томатов и огурцов в открытом грунте. | | | 1 | Проект | Сроки посева семян и первичная обработка почвы и семян перед посевом. | |
11 | Выращивание томатов и огурцов в открытом грунте. | | | 1 | Консульт. | Способы обработки и подкормки растений. | Презентация |
12 | Корнеплоды наших огородов. | | | 1 | Проект | Вкусовые качества корнеплодов. Блюда из них. | |
13 | Нитраты в овощах и фруктах. | | | 1 | Исследов. проект | Способы определения нитратов. Вредные биодобавки в продуктах питания. | |
14 | Минеральные удобрения. Плодово - ягодные растения. | | | 1 | Тематич Консульт | Какие существуют удобрения. На какой процесс жизнедеятельности растений они влияют. | Презентация |
Способом их обработки и хранения в зимний период времени. | |
15 | Салат, шпинат, укроп. Пастернак, сельдерей. | | | 1 | Работа со словарем | Знакомство с пряными культурами | Презентация |
Раздел 3. Зеленные и пряно-вкусовые овощные культуры. (2 часа) |
16 | Петрушка, кориандр, базилик. | | | 1 | Тематич | Применение в приготовлении блюд и консервировании. | Презентация |
17 | Зеленные и пряно-вкусовые овощные культуры. | | | 1 | Консульт | Способы их выращивания и уход за ними. | |
Литература
В. Антонов, Цветы в вашем доме, М., Аст – пресс книга, 2005год
С. М. Бердычев и др «Полезные советы». «Олимп» г. Обнинск, 1991 г.
С. М. Бердычев и др «Кулинарные рецепты» «Олимп» г. Обнинск, 1991 г.
А. К. Кияткин, Искусство составления букетов, Узбекистан, 1982 год
А.С.Семенов «Наш огород», г. Волгоград, 1992г.
Г. И. Захарова « Как вырастить экологически чистую продукцию» «Детский издательский центр 555» г. Воронеж, 2004 г.
Презентации