МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 С. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА»
Районная научно-практическая конференция младших школьников
«Первые шаги»
Секция «Естественно-научная»
«Как образуется роса»
Сычёва Кристина,
обучающаяся 5А класса
МОУ СОШ№1 с.Екатеринославка
Руководитель:
Ковалевская Людмила Владимировна,
педагог-библиотекарь
МОУ СОШ №1
С. Екатеринославка
I Оглавление
Раздел | Содержание | Страницы |
1 | Оглавление | 1 |
2 | Введение | 2 |
3 | Основная часть | 3-4 |
3.1 | Что такое роса | 3 |
3.2 | Практическая работа | 3 |
3.3 | Как образуется роса | 4 |
3.4 | А сами листья выделяют влагу? | 4 |
4 | Выводы | 5 |
5 | Благодарность | 5 |
6 | Информационные ресурсы | 6 |
7 | Приложения | 6 |
| | |
II Введение
Бывает летом рано утром выйду на улицу, весело пробегу босиком по траве и почувствую, как приятно холодит мои ноги влага, находящаяся на листьях травы.
А бывает наоборот: неприятно наступать даже в обуви на траву, обильно покрытую росой.
Всегда меня интересовал вопрос: роса – что это? Откуда она берётся? Почему бывает не везде? Например, на земле я никогда не наблюдала таких капелек. Много предположений было у меня на этот счёт, которые и натолкнули меня на мысль, а что если взять и изучить этот вопрос, узнать, как образуется роса с научной точки зрения. Так я пришла к своей исследовательской работе.
Мы выбрали тему: «Как образуется роса?»
Поставили цель: Узнать, откуда берётся роса на траве.
Для достижения цели я поставила следующие задачи:
1) Найти объяснение этого явления в книгах и сети Интернет.
2) Выяснить, как образуется роса с помощью опытов.
3) Проследить переход воды из одного состояния в другое.
Методы исследования: при решении поставленных задач мы изучили книги, энциклопедии, словари по выбранной теме; опросили специалистов – учителей физики и биологии и неспециалистов – родителей и одноклассников; обратились к компьютеру, изучили материалы на Интернет-сайтах; провели эксперименты.
Свою работу я выполняла по следующему плану:
1) выбор темы;
2) сбор информации и анализ гипотез;
3) постановка экспериментов;
4) разработка, реализация, презентация проекта;
III Основная часть
1. Что такое роса?
Что такое роса? Все, наверное, видели её. И поэтому могут описать – мелкие капли влаги на листьях деревьев, кустов, на траве, на пакетах мусора и других предметах. Причём дождь в это время не шёл. Вот что такое роса.
Сергей Иванович Ожегов в «Словаре русского языка» даёт такое определение: «Роса – атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями».
2. Практическая работа
Предположим, что роса – это явление природы, связанное с водяным паром, находящемся в воздухе. Чтобы проверить эту гипотезу, проделаем некоторые эксперименты.
Опыт №1. В морозильную камеру я положила на некоторое время стеклянную банку. Когда я её вынула из морозилки и поставила в комнате на стол, то вскоре увидела, что она запотевает – покрывается капельками воды. То, что я увидела, было похоже на природное явление, которое чаще всего можно наблюдать летом рано утром в виде капелек на листьях растений, то есть на росу.
Опыт №2. Я взяла стакан, налила в него воду. Затем поместила в него лёд. Ждала, что произойдёт? Сначала - ничего. А потом стакан начал запотевать. На поверхности стакана образовались мельчайшие капли воды. Затем они стали укрупняться, увеличиваться, сливаться в большие капли и скатываться со стакана на стол. Я поняла, что влага берётся из воздуха, вода распылена в нём постоянно и находится в виде пара.
Этими опытами подтверждается моя гипотеза о том, что роса образуется из водяного пара, который находится в воздухе.
3. Как образуется роса?
В общем-то, именно так и образуется роса. Только вместо холодного стакана со льдом – трава и листья, а вместо комнатного тепла – поток тёплого воздуха. Листья и трава ( и другие предметы) ночью охлаждаются. И если они охладятся до определённой температуры, а вокруг будет более тёплый воздух, то из воздуха начинает собираться влага и образовывать знакомые капли.
Почва же остывает не так быстро, как листья или трава. Поэтому-то мы никогда и не видели росы на тропинках или других участках почвы.
4. А сами листья выделяют влагу?
И всё-таки, может быть, листья сами выделяют влагу? Летом это проверить легко. Достаточно солнечным утром опустить конец ветки дерева вместе с растущими на ней листьями в пластиковый пакет и крепко завязать его. Если на следующий день аккуратно развязать пакет и снять его, то на дне пакета можно найти немного воды.
Аналогичный опыт я проделала зимой с комнатным растением бегонией. Через 2 дня я сняла пакет, в нём были капельки воды. Но это нельзя назвать росой, так как листья сами испаряют воду. В то же время другие листья, вне пакета, были сухие.
Из опыта видим, что гипотеза о том, что листья сами выделяют воду, подтвердилась, но это не роса.
Предположение о том, что по ночам Фея поливает траву из волшебной лейки, я не смогла доказать или опровергнуть. Поэтому продолжаю верить в сказку.
IV Выводы
Таким образом, изучив литературу, материалы на Интернет-сайтах, побеседовав с учителями физики и биологии, мы пришли к следующим выводам:
- роса – это атмосферное явление, связанное с охлаждением водяных паров, находящихся в воздухе;
- с помощью опытов выяснили, что роса – это продукт конденсации водяного пара, и проследили, как вода переходит из газообразного состояния в жидкое.
Благодаря этой работе, я узнала, что эта тема издавна привлекала внимание людей. Существуют народные приметы, приговорки, частушки, пословицы и поговорки, загадки о росе. Лев Николаевич Толстой написал замечательный рассказ «Какая бывает роса на траве».
На одном из классных часов я расскажу своим одноклассникам о своих исследованиях и покажу фотоальбом «Роса на траве».
V Благодарность
Хочу поблагодарить за помощь в создании этой работы маму Сычёву Оксану Владимировну, классного руководителя Ковалевскую Людмилу Владимировну, учителя физики Стратиенко Светлану Николаевну, учителя биологии Антонову Людмилу Андреевну.
VI Информационные ресурсы
«Я познаю мир». Энциклопедия для самых маленьких. Москва, АСТ Астрель, 2003 г, с. 188-189
Статья «Когда хочется учиться», Л.Л.Тимофеева, ж-л «Начальная школа» №10 2007 г, с.45.
«Русские пословицы и поговорки» под ред. В.П.Аникина, М., «Художественная литература», 1988 г.
«Русский фольклор» сост. В.Аникин, М., «Художественная литература», 1986 г.
«Словарь русского языка», авт. С.И.Ожегов, М., «Русский язык», 1988 г.
http://allforchildren.ru/why/whatis68.php
http://meltice.com.ua/articles/wasser/2009/10/07/chto-takoe-rosa-kak-obrazuetsya-rosa/
http://www.prozagadki.ru/328-luchshie-zagadki-pro-rosu-dlja-detejj.html
VII Приложения
Фотоальбом «Роса на траве».
Рассказ Л.Н.Толстого «Какая бывает роса на траве».
Русский фольклор.
Загадки о росе.
Фотографии опытов №1, №2, №3.