18
Муниципальное образовательное учреждение
«Новоигирменская средняя общеобразовательная школа №3»
Районный конкурс проектов
«Учебный проект»
Учебный проект «Хочу все знать»
по филологии
«Съесть пуд соли с ОГЭ, или
как подготовиться к сочинению
по русскому языку 15.3»
Автор: Пинигн Дмитрий,
ученик 8 класса «Б»,
МОУ «Новоигирменская СОШ №3»
Руководитель: Антонова
Наталья Вячеславна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ «Новоигирменская СОШ №3»
2018 год
Оглавление
стр.
I. Вступление……………………………………………………………………. 4-5
II. Основная часть…………………………………………………..………..…... 6-12
Что такое ОГЭ?............................................................................................... 6
2. Что такое же сочинение15.3? ………..……………………………………. 7-9
Анкетирование…….………………..…………………………...…………. 9-10
Лэпбук………………………………………………………………………. 10-11
Интеллект-карта .………………………………………………………... 11-12
Вывод……..……………………………………………………………...…… 13
IV. Список литературы………………………………………………………… 14
V. Приложение 1-4…………………………………………………………..... 15-17
Вступление I. Я ученик 8 класса, и мне предстоит на следующий год сдавать итоговые экзамены по русскому языку. Успешность сдачи экзамена по русскому языку, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько я подготовлен к проверочному испытанию. Всё чаще мы слышим фразу: «Сейчас
модно быть грамотным». Я бы сказал, что сегодня стыдно быть безграмотным. На уроках русского языка мы уже начинаем знакомиться с экзаменом и ведем подготовку к нему. Именно сейчас мне предстоит задуматься, а могу ли я самостоятельно подготовиться к экзаменам. Изучив структуру экзамена, меня заинтересовала часть №3, а именно сочинение 15.3. Я рассматривал разные варианты написания сочинения 15.3 и хочу поделиться с вами своими мыслями и идеями в своей работе.
Тема моей работы – «Съесть пуд соли с ОГЭ, или как подготовиться к написанию сочинения 15.3 по русскому языку».
Объект исследования - проблема самостоятельной подготовки учащихся к написанию сочинения 15.3. На данном этапе изучения вопроса я поставили перед собою следующую
цель – найти разные способы самостоятельной подготовки к написанию сочинения 15.3 по русскому языку.
Актуальность исследования, на мой взгляд, заключается в неумении самостоятельно готовиться к экзамену, отсюда снижение качества знаний учащихся при сдаче ОГЭ, конкретно малое количество баллов за часть №3 сочинения.
В своей работе я поставил конкретные задачи:
1) познакомиться с структурой экзамена по русскому языку;
2) изучить теоретический материал по созданию лэпбуков и интеллект – карт;
3) доказать, что самостоятельная подготовка к экзаменам – это успех на ОГЭ;
4) описать полученные результаты.
Гипотеза: представим, что по объективным стечениям обстоятельств ученик не может посещать школьные занятия по русскому языку и вынужден самостоятельно подготовиться к экзамену в форме ОГЭ по русскому языку. Сможет ли выпускник при использовании определённого материала самостоятельно подготовиться к сдаче экзамена?
Изучая материал по избранной теме, мы использовали такие методы и приёмы работы: приём опроса; диагностика; анализ имеющейся литературы и результатов диагностики; наблюдение; творческая работа.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что её могут использовать выпускники 9 классов для самостоятельной подготовки, а также учителя для индивидуальной работы при подготовке к экзамену по русскому языку.
На сегодняшний день существует много разных методов и форм по подготовке к экзаменам. Однако, я решил изучить эту тему на примере нашей школы и моего класса.
Новизна исследования заключается в необычном способе подготовки к экзамену.
Основная часть
II.1. Что такое ОГЭ?
Основной государственный экзамен (ОГЭ) – это основной вид экзамена для выпускников 9 классов в средней школе России. Сдача ОГЭ необходима для перехода в 10 класс или поступления в учреждения среднего профессионального образования (колледжи и техникумы). Выпускники 9 классов общеобразовательных учреждений сдают 2 обязательных экзамена (русский язык и математика) и 2 экзамена по предметам по выбору.
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение работы отводится 3 часа 55 минут (235 мин.)
Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Причём распределение времени регламентируется достаточно жёстко. На выполнение 1 части работы отводится 85 мин.
Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий (2 – 14). Ответы к этим заданиям записываются в виде слова (словосочетания), числа или последовательности цифр в поле ответа в тексте работы. На выполнение этой части работы отводится 70 мин.
3 часть выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями 2 части. Приступая к части 3, нужно выбрать одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2, 15.3) и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ. По форме это задание представляет собой сочинение-рассуждение. Я хочу рассказать о своей подготовке к сочинению 15.3.
2. Что же такое сочинение 15.3?
Сочинение на морально – этическую тему. 15.3 – это самое трудное задание на экзамене, но оно почему – то нравится нам больше. Может быть, это связано еще и с уроками обществознания и литературы, на которых мы работаем с теми понятиям, которые даются в сочинение 15.3.
В сочинении 15.3 необходимо поработать с Толковым словарём и узнать лексическое значение некоторых слов и словосочетаний, таких как доброта, милосердие, природа, внутренний мир человека, отзывчивость, порядочность, ценные книги, учитель, справедливость и др. Конечно, с этими словами мы знакомы, но дать им определение не каждый сможет. А ещё сложнее подобрать аргумент из жизненного опыта.
Перед тем как приступить к выполнению этого задания, надо внимательно
изучить формулировку, то есть, как сформулирован вопрос.
Он звучит так: «Что такое красота?» Иногда формулировка звучит
по-другому «Что такое внутренняя красота?», значит и сочинение строим соответственно заданию.
Когда мы готовимся к сочинению, учитель сразу говорит про критерии оценивания, поэтому подготовку к сочинению строим по этим критериям.
№ | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) | Баллы |
С3К1 | Толкование значения слова | |
| Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его | 2 |
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его | 1 |
Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует | 0 |
С3К2 | Наличие примеров-аргументов | |
| Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, Или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста | 3 |
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста | 2 |
Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта | 1 |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента | 0 |
С3К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, Но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 |
С3К4 | Композиционная стройность | |
| Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет | 2 |
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста | 1 |
В работе допущено две и более ошибки в построении текста | 0 |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 | 9 |
Работу по написанию сочинения начинаю с изучения первого критерия, с толкования слова и комментария к нему. Затем ищу аргументы к теме сочинения, вспоминая примеры из художественной литературы или из жизни. Сочинение заканчиваю выводом (таким образом …)
Вы написали сочинение на черновик. Чтобы получить за работу 9 баллов, проверьте его на соответствие критериям.
1.В первом абзаце вы должны дать определение этическому понятию, слову, заявленному в теме сочинения, и обязательно его прокомментировать.
2.Во 2 и 3 абзацах нужно привести два примера, подтверждающих ваши мысли. Вы можете найти два примера в прочитанном тексте или один пример привести из текста, а второй из жизненного опыта. Приводя пример из текста, не забудьте прокомментировать, а не пересказывать фрагмент. Помните, что к жизненному опыту относятся примеры из книг или кинофильмов, примеры из истории, из жизни интересных людей.
3. 4 абзац должен представлять собой вывод.
4.Обратите внимание на последовательность изложения и речевую связность предложений и абзацев между собой.
5.Проверьте грамотность написания сочинения. При этом можно использовать орфографический словарь. Не забывайте о пунктуации, речевых, грамматических и фактических ошибках.
6.Не забудьте, что в сочинении должно быть не менее 70 слов.
3. Анкетирование.
Чтобы выяснить, как же старшеклассники готовятся к экзаменам, мы провели опрос среди 9 классов. (См. Приложение 1). В опросе приняли участие 26 школьников. Результат показал следующее. На вопрос: «Каким образом Вы готовитесь к экзамену по русскому языку?» ответили «самостоятельно» – 5 учащихся, берут дополнительные задания – 6 учащихся, не готовятся –14 учащихся. «Считаете ли Вы, что к экзамену Вас должен подготовить учитель?» да – ответили 18 учащихся, нет – 8 учащихся. На вопрос «Считаете ли Вы, что к экзамену по русскому языку можно подготовиться самостоятельно?» да ответило 8 учащихся, нет – 18. Каким же образом самостоятельно могут подготовиться к экзамену учащиеся нашей школы:
с помощью учебников русского языка – 5 учащихся
с помощью КИМов – 19 учащихся
с помощью Интернета и видеоуроков – 3 учащихся
На вопрос: «Если бы Вы оказались в трудной жизненной ситуации и не смогли посещать уроки русского языка, как бы Вы подготовились к ОГЭ?» ответы были неоднозначными. 3 учащихся ответили, что готовились бы самостоятельно, 6 школьников изучали бы теоретический материал, 8 старшеклассников воспользовались бы услугами репетитора, а 10 ответили, что вообще не готовились бы.
Изучив ответы на вопросы учащихся, меня удивило то, что большая часть класса при любой возможности, вообще бы не готовилась к экзамену. Меня это очень сильной взволновало. И я решил найти более простые и доступные методы для подготовки к написанию сочинения 15.3.
Безусловно, подготовка к написанию сочинения происходит по материалу, который предоставлен в сборнике для подготовки к экзамену. Например, сборник типовых экзаменационных работ под редакцией И.П. Цыбулько, (12 или 6 вариантов), которым пользуется наш класс. (См. Приложение 2).
Но на мой взгляд, очень хорошо готовиться к сочинению по новым материалам: интеллект - картам и лэпбукам.
Лэпбук – это самостоятельная бумажная книга с карманами, окошками, подвижными деталями, которые можно в ходе работы перекладывать
В ней собирается материал по определенной теме. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ученик проделал в ходе изучения определенной темы. Создание лэпбука помогает закрепить и систематизировать изученный материал, а рассмотрение папки поможет освежить в памяти пройденный материал.
В ходе создания лэпбука, ученик использует все свои навыки: творчество, исследование, систематизация знаний, повторение и закрепление изученного. В целом, в этой папке собираются все систематизированные знания по какой-то теме.
В такой папке много карманов, конвертов содержащих необходимый систематизированный материал, в том числе и иллюстрированный, для изучения и закрепления знаний по определенной теме. Также это пособие имеет яркое оформление, что очень популярно в наше время.
По форме лепбук – это стандартная книжка с двумя разворотами, папка с 3-5 разворотами, книжка-гармошка.
В ходе подготовки к написанию сочинения я попробовал сделать лэпбук. У меня есть лэпбук по следующим темам сочинения: «Что такое человечность?», «Что такое доброта?», «Что такое счастье?» Оказалась, что это несложно и очень интересно. Например, лэпбук по теме «Человечность» (См. Приложение 3). В лэпбуке приведены несколько определений понятия «человечность», цитаты о ней, которые помогут сформулировать свой тезис, на основе которого будет написано сочинение. Также в лэпбуке можно найти несколько примеров проявления человечности из литературы и из реальной жизни. Эти примеры можно использовать в качестве второго аргумента, который приводится из жизненного опыта учащегося.
Я считаю, что лэпбук сможет помочь написать хорошее сочинение на тему «Что такое человечность» и избежать трудностей, связанных с составлением тезиса и поиском примеров для его доказательства.
Форма моих лэпбуков изменена для большей наглядности, зрительно такие лэпбуки воспринимаются лучше. И я бы посоветовал делать лэпбук на формате ватмана, потому что он привлекает больше внимания у учеников.
(См. Приложение 3).
Школьное обучение требует от детей, чтобы они хранили в памяти огромный объем информации. В этом может помочь интеллект – карта, особенно при подготовке к написанию сочинению ОГЭ 15.3.
Интеллект – карты называют ментальными картами. Это схематичное изображение информации. В центре находится главная идея, а от нее идет разветвление (древовидная схема). (См. Приложение 4).
Структура интеллект карты:
Также при подготовке интеллект- карты используются ключевые слова, картинки и символы.
Метод интеллект-карт очень удобен при подготовке к ОГЭ. Этот метод избавил меня от огромного количества лишней работы.
Оказалось, что это хорошая помощь при подготовке к экзаменам. На запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольший эффект получается при последующем воспроизведении. С обратной стороны интеллект-карты записываем аргументы по данной теме (это или пример из литературы, или из жизненного опыта).
Вывод
Таким образом, оказалось, что к экзамену по русскому языку, а конкретно к сочинению 15.3, большая часть учащихся не желает готовиться самостоятельно. Я понял, что залог удачной сдачи ОГЭ – это самостоятельная работа, которая необходима и полезная. Невозможно взять и просто сдать экзамен. Это большая и серьезная работа. Если в классе ребята будет составлять интеллект – карты и делать лэпбуки по разным понятиям, то это будет хороший материал к написанию сочинения 15.3. Особенно это хорошая помощь ребятам, которые мало читают и ленятся.
Список литературы
Демоверсия экзамена по русскому языку. 2018 г.
Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку. Учитель русского языка и литературы МОУ «Новоигирменская СОШ №3»
Антонова. Н.В.
ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2018. – (ОГЭ.ФИПИ –школе).
Сенина, Н.А., Гармаш, С.В., Кобякова, Г.Н., Нарушевич, А.Г.[Текст] / Н.А.Сенина, С.В.Гармаш, Г.Н.Кобякова, А.Г.Нарушевич. - Русский язык. 9 класс. Подготовка к ОГЭ-2018. 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2018 год: учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.А.Сениной. - Ростов-на-Дону: Легион, 2015. - 496 с.
Интернет ресурсы
1.http://gia-online.ru/tests/4
2. http://www.ege.edu.ru/ru/main/demovers/
3. http://m.onlinetestpad.com/ru
4. http://www. moeobrazovanie.ru/Priraz_№1394
Приложение 1
Опросник
Каким образом Вы готовитесь к экзамену по русскому языку?
_____________________________________________________________________________
Считаете ли Вы, что к экзамену Вас должен подготовить учитель?
Да Нет
Считаете ли Вы, что к экзамену по русскому языку можно подготовиться самостоятельно?
Да. Как?______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Нет. Почему?__________________________________________________________________
Если бы Вы оказались в трудной жизненной ситуации и не смогли посещать уроки русского языка, как бы Вы подготовились к ОГЭ?
_____________________________________________________________________________
Приложение 2
Типовые экзаменационные варианты
Под редакцией И.П. Цыбулько
36 вариантов
Приложение 3
Приложение 4
КРАСОТА
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА ИСКУССТВО КРАСОТА ДУШИ ЖИВОТНЫЕ Неиссякаемый источник Внешняя и внутренняя, То, что восхи Гармония внутри себя. Удивитель красоты, то, что Анжелина Джоли. эстетическое наслаждение, верные друзья.
затрагивает душу и картины, музыка.
дарит радость.