МКОУ «Торбеевская основная школа имени А.И. Данилова»
Районная научно-исследовательская конференция Естественно-технические науки: математика
учебный проект
ученика 7 класса
Киселёва Александра
Руководитель: Жарикова Л.С., учитель математики
При изучении наук задачи полезнее правил.
И. Ньютон
Цель:
определить практическую ценность и необходимость процентных расчётов.
Задачи:
- найти информацию об истории появления
процентов;
- повторить определение процента и решение
трёх основных задач на проценты;
- составить и решить задачи на проценты
из жизни моей семьи;
- выяснить отношение людей к процентам
и их расчётам.
Когда и где появились процентные расчёты?
Первые расчёты с процентами появились в Древнем Вавилоне до нашей эры. Вавилонские ростовщики давали в долг деньги и брали за это плату. Но они считали не «со ста», а «с шестидесяти.
Где родился «процент»?
Проценты были известны и в Древнем Риме. Римляне брали с должника лихву. При этом говорили:» На каждые 100 сестерциев долга заплатишь 16 сестерциев лихвы».
Так как слова «на сто» звучали по - латыни «процентам», то сотую часть и стали называть процентом.
В Европе проценты появились примерно в XV в.
… появились особые люди – ростовщики. Они давали деньги в долг, но за это надо было платить.
Первую таблицу процентов составил в 1584 г. Симон Стевин - инженер и математик.
Раньше проценты применялись только в денежных сделках. Теперь они встречаются в статистике, науке, технике. Мне встречались проценты в учебниках, атласах, журналах, рекламе.
История знака «%»
1версия Знак % происходит от итальянского слова cento (сто), Это слово часто писали сокращенно cto. При быстром письме буква t превратилась в наклонную черту (/).
2 версия. Знак % появился благодаря опечатке. В 1685 году в Париже печатали учебник по коммерческой арифметике В ней по ошибке наборщик вместо ctо набрал два нуля с палочкой.
pro centum
ctо
%
cento
c/о
«Работать за проценты» —это значит зарплата зависит от прибыли заведения.
«Сделал работу на (все) сто процентов» —это значит сделал работу полностью, целиком.
«Процентщик» — это человек, дающий деньги в долг под большие проценты.
Три основные задачи на проценты
- Задача 1. Нахождение процентов от данного числа
Если нужно найти p% от числа а , то надо
число а разделить на 100 и полученное частное умножить на p .
или
перевести р% в десятичную или обыкновенную дробь и умножить на неё число а.
- Задача 2. Нахождение числа по его процентам
Чтобы найти число а по его процентам, надо известную величину процентов b разделить на число процентов p и полученное частное умножить на 100
или
перевести р% в десятичную или обыкновенную дробь и разделить на неё известную величину процентов - число в.
- Задача 3. Нахождение процентного отношения чисел (процентного состава)
Чтобы найти процентное отношение чисел а и b,
надо частное а:в выразить в процентах.
Мои задачи на %
9%
70%
Задача1. Про тёлочку
Наша корова Дама
10900 · 4,8% = 10900 · 0,048 = 523,2 (кг)
Соседская корова Ночка
12300 · 4,1% = 12300 · 0,041 = 504,3 (кг)
.
Наша корова даёт молочного жира больше . Поэтому надо выращивать тёлочку от своей коровы
Задача 2. Про пластиковые окна
1 фирма - по 12500рублей
2 фирма - по 13 тысяч рублей
со скидкой 5% для пенсионеров
3 фирма - по 14 тысяч рублей, и
после третьего окна каждое
следующее со скидкой 10%.
1). 12500 · 5 = 62500 рублей
2). 13000 · 5 - 0,05 · (5· 13000) =65000 – 3250 = 61750 рублей
3). 14000·5 – 0,1 · (14000·2) =70000-2800 = 67200 рублей.
Выгоднее воспользоваться услугами второй фирмы.
Задача 4. Про маринованные огурцы
9%
70%
1). Сколько чистого уксуса в 10г эссенции?
10 · 70% = 10 · 0,7 = 7 (г)
2). Эти же 7г должны быть и в столовом уксусе, но там они составляют только 9%. Найдём целое по части:
7 : 9% = 7 : 0,09 = 78 (г)
Процентные расчёты встречаются на каждом шагу – при расчётах коммунальных услуг, начислениях пенсий и зарплат, распродажах товаров, оплате кредитов, вкладывании денег в банки.
В современном мире
прожить без процентов
невозможно.
… проценты помогают нам:
- грамотно разбираться в большом потоке
информации,
- правильно вкладывать деньги,
- грамотно брать кредиты, выбирая более
выгодный вариант,
- совершать выгодные покупки, экономя
на скидках,
- решать практические и учебные задачи.
Результаты опроса
Вывод:
- большая часть опрошенных сталкивалась с ситуацией, когда надо было сделать процентный расчёт,
- умеют рассчитать проценты менее половины опрошенных,
- понимают важность умения рассчитывать проценты практически все.
В современном мире нельзя обойтись без процентов, поэтому их нужно понимать и учиться правильно считать .
Источники
3.Кац М. Проценты. Первое сентября. № 25-26, 2004
http :// ru.wikipedia.org
Бунина О. Деловая игра «Проценты в современной жизни». -М., газета «Математика» - приложение к газете «Первое сентября», №21, 2007.
Конова Е., Новокрещенова Т. Проценты и кредиты. - М., газета «Математика» - приложение к газете «Первое сентября», №21, 2007.
Мусоргина Г. Процент – О! Мания! - М., газета «Математика»- приложение к газете «Первое сентября», №14, 2007.
.Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». №46, 1998.