СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учение как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учение как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте»

   УчЕНИЕ  КАК ВЕДУЩИЙ ВИД деятельностИ в младшем школьном возрасте

УчЕНИЕ КАК ВЕДУЩИЙ ВИД деятельностИ в младшем школьном возрасте

Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность.  По мнению Д.Б. Эльконина, ее роль приоритетна потому, что: во-первых,  через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом ; во-вторых,  в них осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов.

Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность. По мнению Д.Б. Эльконина, ее роль приоритетна потому, что:

во-первых,

через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом ;

во-вторых,

в них осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов.

  В трактовке Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия. Cодержанием учебной деятельности являются теоретические знания (единство содержательного абстрагирования, обобщения и теоретических понятий). Учебная деятельность младших школьников наилучшие результаты дает тогда, когда дети активно взаимодействуют между собой в процессе усвоения знаний и умений (например, проводят обсуждение условий их происхождения).

В трактовке Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия. Cодержанием учебной деятельности являются теоретические знания (единство содержательного абстрагирования, обобщения и теоретических понятий). Учебная деятельность младших школьников наилучшие результаты дает тогда, когда дети активно взаимодействуют между собой в процессе усвоения знаний и умений (например, проводят обсуждение условий их происхождения).

Продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте

Структура учебной деятельности определяется характером взаимодействия ее элементов. В.В. Давыдов считал, что в нее входят:

  • учебные ситуации/задачи;
  • учебные действия;
  • действия контроля и оценки.

По его мнению, одним из важнейших компонентов учебной деятельности является понимание школьником учебных задач.

В соответствии с общепсихологической теорией деятельности в структуре учебной деятельности выделяются:

1. потребность – стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области;

2. учебная задача – при решении учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом решения однородных частных задач;

3. мотивы учебной деятельности – конкретизируется потребность УД, когда общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение общим способом решения некоторого класса частных задач.;

4. учебные действия и операции – для овладения способов выполнения учебных действий, необходимо сначала выполнять эти действия при полной развернутости всех операций, входящих в состав этого действия.

В структуре УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ выделяют следующие учебные действия: 1. восприятие сообщений; 2. наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее; 3. сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме; 4. предметно-практические действия; 5. устное или письменное изложение усвоенного материала; 6. языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы; 7. подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез; 8. выполнение различных задач и упражнений; 9. оценка качества действия, события, поведения.

В структуре УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ выделяют следующие учебные действия:

1. восприятие сообщений;

2. наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее;

3. сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме;

4. предметно-практические действия;

5. устное или письменное изложение усвоенного материала;

6. языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы;

7. подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез;

8. выполнение различных задач и упражнений;

9. оценка качества действия, события, поведения.

  Формирование познавательной мотивации связано с содержанием и способами обучения. Превращение деятельности, которая еще не является учебной, в учебную в качестве одной из предпосылок имеет изменение мотива. в школе обычно в качестве внешней побудительной силы выступает отметка — возникает система принуждения. Действительная мотивация будет тогда, когда дети будут мчаться в школу, где им будет хорошо, приятно, содержательно, интересно.   Для формирования у учащихся учебной деятельности необходимо: 1. чтобы они овладели указанными выше учебными действиями; 2. чтобы их деятельность становилась деятельностью по решению учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания учителя, не просто пишут, рисуют, считают, а именно решают очередную учебную задачу; 3. необходимо строить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место.

Формирование познавательной мотивации связано с содержанием и способами обучения. Превращение деятельности, которая еще не является учебной, в учебную в качестве одной из предпосылок имеет изменение мотива. в школе обычно в качестве внешней побудительной силы выступает отметка — возникает система принуждения. Действительная мотивация будет тогда, когда дети будут мчаться в школу, где им будет хорошо, приятно, содержательно, интересно.

Для формирования у учащихся учебной деятельности необходимо:

  • 1. чтобы они овладели указанными выше учебными действиями;
  • 2. чтобы их деятельность становилась деятельностью по решению учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания учителя, не просто пишут, рисуют, считают, а именно решают очередную учебную задачу;
  • 3. необходимо строить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место.

Формирование системы отношений к школе, учителю, учебным обязанностям

Особенно важными составляющими благополучного психолого-педагогического статуса ученика начальной школы представляются так:

1.Отношение младшего школьника к се­бе - устойчивая положительная оценка се­бя как умелого, знающего ученика, способ­ного многого добиться, адекватный уровень притязаний.

2.Отношение к значимой деятельнос­ти - эмоционально-положительное вос­приятие школы и учения.

3.Устойчивое эмоциональное состоя­ние в школе - отсутствие противоречий между требованиями школы (педагога) и родителей, требованиями взрослых и акту­альными возможностями ребенка.

4.Активность и автономность поведе­ния ребенка - самостоятельность в позна­вательной и социальной деятельности.

5.Взаимодействие и отношения с педа­гогами - установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков, проявление уважения к учителю, эмоционально-положительное восприятие ребенком личности учителя, системы своих отношений с педагогами и воспитателями.

6.Взаимодействие ребенка со сверстни­ками - владение приемами и навыками эф­фективного межличностного общения со сверстниками; установление дружеских от­ношений, готовность к коллективным фор­мам деятельности, умение разрешать кон­фликты мирным путем.

7.Умственная работоспособность и темп умственной деятельности - способ­ность сосредоточенно работать над учебной задачей, трудиться в едином темпе со всем классом.

8.Сформированность важнейших сто­рон познавательной сферы - умение выде­лить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности, сформированность внутрен­него плана умственных действий и др.

Роль семьи в воспитании положительного отношения младших школьников к учению

Формирование личностных качеств ребенка идет под воздействием целого комплекса факторов макро- и микросреды.

Школа может добиться серьезных успехов в воспитании и обучении детей лишь в том случае, если находит постоянную поддержку в семье, именно в семье закладывается фундамент человеческой личности, обеспечивается мировоззренческое, нравственное и трудовое развитие ребенка.

Культура семьи - это культура умения общения и гуманного взаимодействия. Она основывается на моральном равенстве супругов, уважительности, доверительности, взаимном внимании к проблемам, интересам, духовным переживаниям каждого члена семьи. Большое значение имеет культура быта: чистота и порядок в квартире, уют и комфорт, чистое белье и здоровая пища, соблюдение режима, совместные завтраки, обеды и ужины. Все это оказывает воспитательное значение тогда, когда создается общей дружной работой, в которой каждый имеет свои обязанности и несет ответственность за их исполнение. Культура семьи непосредственно касается сферы учебной деятельности детей, включающая в себя совместное исполнение школьных заданий, выполнение уроков, чтения книг, совместное прослушивание музыкальных произведений и т.д.

Воспитание у младших школьников положительного отношения к учению в процессе их совместной деятельности и во взаимодействии со взрослыми    В младшем школьном возрасте положительное отношение к учению вызывает использование игровых форм организации учебной деятельности, создание ситуаций успеха в обучении, включение учащихся в творческую деятельность (И.Б.Котова, С.А.Смирнов, Е.Н.Шиянов). Наибольшим эффектом в воспитании позитивного отношения к учению располагает комплексный подход к этому процессу, когда одновременно реализуются все факторы и условия.

Воспитание у младших школьников положительного отношения к учению в процессе их совместной деятельности и во взаимодействии со взрослыми

В младшем школьном возрасте положительное отношение к учению вызывает использование игровых форм организации учебной деятельности, создание ситуаций успеха в обучении, включение учащихся в творческую деятельность (И.Б.Котова, С.А.Смирнов, Е.Н.Шиянов). Наибольшим эффектом в воспитании позитивного отношения к учению располагает комплексный подход к этому процессу, когда одновременно реализуются все факторы и условия.

 В формировании отношения к учению, большое место занимают вопросы взаимоотношения учителя и учащихся, отношение учителя к ребенку.    Виды взаимоотношений педагогов с учащимися: устойчиво-положительные ; неустойчиво-положительные ; пассивно-положительные ; пассивно-отрицательные; негативные.   Безусловно, устойчиво-положительные отношения в наибольшей степени способствуют формированию положительного отношения к учению.

В формировании отношения к учению, большое место занимают вопросы взаимоотношения учителя и учащихся, отношение учителя к ребенку.

Виды взаимоотношений педагогов с учащимися:

  • устойчиво-положительные ;
  • неустойчиво-положительные ;
  • пассивно-положительные ;
  • пассивно-отрицательные;
  • негативные.

Безусловно, устойчиво-положительные отношения в наибольшей степени способствуют формированию положительного отношения к учению.

 Под психологической готовностью к школьному обучению понимается определенный, необходимый и достаточный уровень психического развития, обеспечивающий успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.  К компонентам готовности относятся: личностная, в том числе мотивационная и волевая, интеллектуальная, коммуникативная.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается определенный, необходимый и достаточный уровень психического развития, обеспечивающий успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.

К компонентам готовности относятся: личностная, в том числе мотивационная и волевая, интеллектуальная, коммуникативная.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!