УчЕНИЕ КАК ВЕДУЩИЙ ВИД деятельностИ в младшем школьном возрасте
Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность. По мнению Д.Б. Эльконина, ее роль приоритетна потому, что:
во-первых,
через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом ;
во-вторых,
в них осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов.
В трактовке Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия. Cодержанием учебной деятельности являются теоретические знания (единство содержательного абстрагирования, обобщения и теоретических понятий). Учебная деятельность младших школьников наилучшие результаты дает тогда, когда дети активно взаимодействуют между собой в процессе усвоения знаний и умений (например, проводят обсуждение условий их происхождения).
Продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте
Структура учебной деятельности определяется характером взаимодействия ее элементов. В.В. Давыдов считал, что в нее входят:
- учебные ситуации/задачи;
- учебные действия;
- действия контроля и оценки.
По его мнению, одним из важнейших компонентов учебной деятельности является понимание школьником учебных задач.
В соответствии с общепсихологической теорией деятельности в структуре учебной деятельности выделяются:
1. потребность – стремление учащихся к усвоению теоретических знаний из той или иной предметной области;
2. учебная задача – при решении учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом решения однородных частных задач;
3. мотивы учебной деятельности – конкретизируется потребность УД, когда общее стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение общим способом решения некоторого класса частных задач.;
4. учебные действия и операции – для овладения способов выполнения учебных действий, необходимо сначала выполнять эти действия при полной развернутости всех операций, входящих в состав этого действия.
В структуре УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ выделяют следующие учебные действия:
1. восприятие сообщений;
2. наблюдения, организуемые на уроках в школе или вне ее;
3. сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем или учеником теме;
4. предметно-практические действия;
5. устное или письменное изложение усвоенного материала;
6. языковое, предметно-практическое или любое другое воплощение ситуаций, раскрывающих содержание той или иной учебной задачи, проблемы;
7. подготовка, проведение и оценка экспериментов, выдвижение и проверка гипотез;
8. выполнение различных задач и упражнений;
9. оценка качества действия, события, поведения.
Формирование познавательной мотивации связано с содержанием и способами обучения. Превращение деятельности, которая еще не является учебной, в учебную в качестве одной из предпосылок имеет изменение мотива. в школе обычно в качестве внешней побудительной силы выступает отметка — возникает система принуждения. Действительная мотивация будет тогда, когда дети будут мчаться в школу, где им будет хорошо, приятно, содержательно, интересно.
Для формирования у учащихся учебной деятельности необходимо:
- 1. чтобы они овладели указанными выше учебными действиями;
- 2. чтобы их деятельность становилась деятельностью по решению учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания учителя, не просто пишут, рисуют, считают, а именно решают очередную учебную задачу;
- 3. необходимо строить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место.
Формирование системы отношений к школе, учителю, учебным обязанностям
Особенно важными составляющими благополучного психолого-педагогического статуса ученика начальной школы представляются так:
1.Отношение младшего школьника к себе - устойчивая положительная оценка себя как умелого, знающего ученика, способного многого добиться, адекватный уровень притязаний.
2.Отношение к значимой деятельности - эмоционально-положительное восприятие школы и учения.
3.Устойчивое эмоциональное состояние в школе - отсутствие противоречий между требованиями школы (педагога) и родителей, требованиями взрослых и актуальными возможностями ребенка.
4.Активность и автономность поведения ребенка - самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.
5.Взаимодействие и отношения с педагогами - установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков, проявление уважения к учителю, эмоционально-положительное восприятие ребенком личности учителя, системы своих отношений с педагогами и воспитателями.
6.Взаимодействие ребенка со сверстниками - владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками; установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем.
7.Умственная работоспособность и темп умственной деятельности - способность сосредоточенно работать над учебной задачей, трудиться в едином темпе со всем классом.
8.Сформированность важнейших сторон познавательной сферы - умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности, сформированность внутреннего плана умственных действий и др.
Роль семьи в воспитании положительного отношения младших школьников к учению
Формирование личностных качеств ребенка идет под воздействием целого комплекса факторов макро- и микросреды.
Школа может добиться серьезных успехов в воспитании и обучении детей лишь в том случае, если находит постоянную поддержку в семье, именно в семье закладывается фундамент человеческой личности, обеспечивается мировоззренческое, нравственное и трудовое развитие ребенка.
Культура семьи - это культура умения общения и гуманного взаимодействия. Она основывается на моральном равенстве супругов, уважительности, доверительности, взаимном внимании к проблемам, интересам, духовным переживаниям каждого члена семьи. Большое значение имеет культура быта: чистота и порядок в квартире, уют и комфорт, чистое белье и здоровая пища, соблюдение режима, совместные завтраки, обеды и ужины. Все это оказывает воспитательное значение тогда, когда создается общей дружной работой, в которой каждый имеет свои обязанности и несет ответственность за их исполнение. Культура семьи непосредственно касается сферы учебной деятельности детей, включающая в себя совместное исполнение школьных заданий, выполнение уроков, чтения книг, совместное прослушивание музыкальных произведений и т.д.
Воспитание у младших школьников положительного отношения к учению в процессе их совместной деятельности и во взаимодействии со взрослыми
В младшем школьном возрасте положительное отношение к учению вызывает использование игровых форм организации учебной деятельности, создание ситуаций успеха в обучении, включение учащихся в творческую деятельность (И.Б.Котова, С.А.Смирнов, Е.Н.Шиянов). Наибольшим эффектом в воспитании позитивного отношения к учению располагает комплексный подход к этому процессу, когда одновременно реализуются все факторы и условия.
В формировании отношения к учению, большое место занимают вопросы взаимоотношения учителя и учащихся, отношение учителя к ребенку.
Виды взаимоотношений педагогов с учащимися:
- устойчиво-положительные ;
- неустойчиво-положительные ;
- пассивно-положительные ;
- пассивно-отрицательные;
- негативные.
Безусловно, устойчиво-положительные отношения в наибольшей степени способствуют формированию положительного отношения к учению.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается определенный, необходимый и достаточный уровень психического развития, обеспечивающий успешный переход к систематическому организованному школьному обучению.
К компонентам готовности относятся: личностная, в том числе мотивационная и волевая, интеллектуальная, коммуникативная.