СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учет и оценка качества результатов профессионального (производственного) обучения учащихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учет производственного обучения можно рассматривать двояко: как систему организационно-педагогических мероприятий, направленных на подведение текущих, периодически и готовых результатов процесса производственного обучения, и как неотъемлемое звено, органическая часть процесса производственного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Учет и оценка качества результатов профессионального (производственного) обучения учащихся»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

федеральное казенное профессиональное

образовательное учреждение № 67

Федеральной службы исполнения наказаний



«Утверждено»

на заседании методической комиссии

«___»__________20__ г., протокол №___

Председатель методической комиссии

____________________ Дорохин С.А.











Доклад на тему: «Учет и оценка качества результатов профессионального (производственного) обучения учащихся»


























г. Ливны

2021г.

Содержание и виды учета производственного обучения.

Учет производственного обучения можно рассматривать двояко: как систему организационно-педагогических мероприятий, направленных на подведение текущих, периодически и готовых результатов процесса производственного обучения, и как неотъемлемое звено, органическая часть процесса производственного обучения.

Учет производственного обучения включает следующие составные части (компоненты):

Собственно учет, т.е. анализ и фиксация хода и результатов процесса производственного обучения: сравнение и сопоставление с исходными данными, величинами , показателями, установками; заключение о соответствии фактического состояния процесса обучения этим исходным данным; определение (подсчет, замер) количественных показателей, характеризующих ход и результаты процесса обучения;

Контроль ,т.е. процесс определения соответствия знаний и умений учащихся, результатов их учебно-производственной деятельности установленным требованиям, правилам, нормам, нормативам, критериям и т.д.;

Оценка- суждение (заключение) о качестве знаний и умений учащихся, о результатах их учебно-производственной деятельности.

Можно выделить следующие виды учета.

Учет выполнения учебного плана дает возможность установить, насколько правильно организован процесс обучения, как используется время, отводимое на каждый предмет, сроки, последовательность изучения предметов, их взаимосвязи, соотношение и характер чередования теории и практики.

Учет выполнения программы производственного обучения имеет целью установить, соответствуют ли содержание учебных заданий, проводимых мастером производственного обучения, а также выполняемые учащимися учебно-производственные работы требованиям учебной программы. Выполнение программы производственного обучения оценивается только по изученным темам и количеству часов, использованных на них, путем сравнения этих данных с установками учебной программы, а в процессе производственной практики- путем анализа записей в дневниках учащихся.

Для более глубокого анализа выполнения программы производственного обучения необходимо перечень фактически выполненных учащимися учебно-производственных работ( из нарядов по сделанным работам или из записи в журнале, если они ведутся) сравнить с утвержденным перечнем учебно-производственных работ по соответствующей профессии и сделать соответствующее заключение.

Учет посещаемости учащихся при обучении в учебной мастерской проводится мастером ежедневно (в дни производственного обучения) в журнале учета, а в процессе производственной практики в условиях производства- на основе табельного учета, принятого на соответствующем предприятии.

Учет выполнения норм времени. Данные для учета выполнения норм времени берутся из записей, зафиксированных в нарядах на выполненные сданные годные учебно-производственные работы. Показателем производительности труда учащихся является процент выполнения норм, подсчитанный для единицы или партии работ. Такие подсчеты в зависимости от необходимости производятся или по каждому учащемуся, или группе в целом по суммарным данным.

Учет выполнения планов производственной деятельности. Исходные данные для такого учета берутся из нарядов на сданные годные учебно-производственные работы и планов производственной деятельности группы.

Учет успеваемости учащихся, включающий контроль и оценку умений и навыков учащихся, качеств, характеризующих основы их профессионального мастерства, дает необходимый учебный и воспитательный эффект только тогда, когда он проводится своевременно и систематически, а не от случая к случаю.

Для учащихся своевременный и систематический контроль и оценка их учебных успехов являются определенными стимулирующими факторами, определяющими мотивы их учебно-производственного труда. Контролируя учебно-производственную деятельность учащихся, мастер оценивает ее успешность. Оценка должна быть объективной и справедливой. Правильно выставленная мастером оценка помогает учащемуся правильно оценить свои возможности и направить необходимую энергию на осуществление реальных перспектив, в чем проявляется воспитательная роль оценки.

Правильно организованный и проводимый учет успеваемости должен быть, с одной стороны, всесторонним, т.е. охватывать все стороны учебно-производственной деятельности учащихся, с другой- дифференцированным, т.е. осуществляться примерно к каждой теме, к каждому узловому вопросу учебной программы, к каждой выполненной учебно-производственной работе(или партии работ). Только такое диалектическое единство этих сторон учета может обеспечить соответствующий учебный и воспитательный эффект.

Учет успеваемости учащихся должен осуществляется с ориентировкой на индивидуальные особенности учащихся. Естественно, ко всем учащимся группы предъявляются одинаковые требования в отношении содержания и уровня их профессиональных умений и навыков. Вместе с тем в ряде случаев следует принимать во внимание такие качества учащихся, как робость и застенчивость, замедленность в мышлении и практической деятельности, излишняя самоуверенность , физические возможности и какие-либо уважительные причины.

Методы учета успеваемости (контроля, оценки) подразделяются на текущие наблюдения мастера в процессе производственного обучения и проверку учебно-производственных работ учащихся (выполняемых и выполненных). Каждый из этих методов учета имеет свои специфические задачи и место в процессе производственного обучения.

Текущее наблюдение – это фиксирование процесса выполнения учебно-производственных работ, являющихся основным средством производственного обучения: правильности выполнения трудовых приемов и способов, соблюдения рациональной последовательности выполнения, умений пользоваться рабочими и контрольно- измерительными инструментами, документацией, степени самостоятельности и осознанности, соблюдения основных элементов культуры труда и т.п.

При проверке учебно-производственных работ мастер контролирует учебно-производственные работы на определенных этапах их готовности на основе объективных данных (степень выполнения требований к качеству, выполнение установленных норм времени. В результате проверки выполненных работ учащимся обычно выставляется оценка (отметка) ; в ходе текущих наблюдений отметки, как правило, не выставляются. Текущие наблюдения, выводы, вытекающие из них, более субъективны, чем проверка. В ходе текущих наблюдений за работой учащихся мастер постепенно накапливает о каждом учащемся данные, характеризующие как его достоинства, так и недостатки и упущения, что впоследствии учитывается при определении итоговой оценки успеваемости.

Устный опрос – один из основных методов учета успеваемости по предметам теоретического обучения- для процесса производственного обучения не характерен. Опросы учащихся в ходе вводного и текущего инструктирования служат в основном цели актуализации их знаний и опыта, а также закрепления полученных сведений. Такие опросы являются прежде всего средством текущих наблюдений; оценки за устные ответы, как правило, не выставляются. Определенное значение устная проверка практических знаний имеет в период производственной практики учащихся в условиях производства, когда мастер не имеет постоянного контакта с учащимися и об уровне их подготовленности и успешной работы может судить по итогам беседы.

В зависимости от целей и времени проведения контроль и учет успеваемости учащихся в процессе их производственного обучения может быть различных видов: текущим, периодическим (промежуточным) и итоговым. В Законе РФ «Об образовании» (ст.32 Компетенция и ответственность образовательного учреждения) определено, что осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями Закона.

Текущий учет успеваемости в практике производственного обучения осуществляется мастером путем соответствующих записей в журнале учета производственного обучения (или в нарядах на выполнение работы) и выставления учащимся оценок:

При изучении «операционных» тем- за тему в целом, а при изучении сложных тем, разделяемые на подтемы,- за каждую значительную по времени изучения подтему;

При выполнении учебно-производственных работ комплексного характера- за каждую значительную по времени выполнения (обычно 6 и более часов) работу (задание) или за партию одинаковых работ.

Текущий учет успеваемости осуществляется с применением всех методов учета- текущих наблюдений, проверки выполненных учебно-производственных работ и устного опроса учащихся.

Особенностью текущего учета успеваемости является его тесная взаимосвязь с текущим инструктированием учащихся.

Периодический учет успеваемости имеет целью осуществления систематического поэтапного контроля за уровнем профессиональных знаний, умений и навыков учащихся, выполнением программы производственного обучения, получение данных для оценки учащихся за соответствующий период обучения.

По результатам периодического учета в необходимых случаях проводится поэтапная аттестация учащихся.

Периодический учет результатов производственного обучения учащихся обычно проводится в форме проверочных работ один раз в полугодие.

В качестве заданий для выполнения проверочных работ подбираются более типичные для профессии производственные работы, требующие применения освоенные ранее трудовых операций, способов, приемов: изделия, детали, сборочные единицы, наладочные и регулировочные работы, управление аппаратами и т.д., соответствующие программе производственного обучения на данный период обучения.

Проверочную работу учащиеся выполняют полностью самостоятельно под наблюдением мастера производственного обучения и членов комиссии из числа работников учебного заведения, создаваемой в установленном порядке. При оценке выполненной проверочной работы мастер производственного обучения и члены комиссии учитывают качество и производительность труда учащихся, соблюдение рациональной технологии выполнения работ, правильность применения трудовых приемов, организацию и культуру труда, умение пользоваться оборудованием, инструментами, приспособлениями, соблюдение правил и норм безопасности труда, умения применять знания на практике.

В необходимых случаях по решению регионального органа управления профессиональным образованием или по инициативе руководства учебного заведения проводятся контрольные работы по производственному обучению. Их цель – получение сравнительных данных о состоянии производственного обучения учащихся в различных учебных заведениях региона или в различных учебных группах учебного заведения одной и той же профессии. По итогам анализа результатов контрольных работ намечают меры, направленные на повышение качества производственного обучения учащихся.

Итоговый учет успеваемости. Этот вид учета успеваемости учащихся, его организация и содержание определяются применительно к Положению об итоговой аттестации выпускников учреждений профессионального образования, утвержденному приказом Министерства образования Российской Федерации от 1 ноября 1995 г. № 563.

Методика и содержание оценки учебных успехов учащихся.

Оценка- это один из самых острых и тонких инструментов воспитания, использование которого требует огромного умения и культуры. Без правильной тактики и стратегии оценки все усилия мастера по формированию профессионального мастерства учащихся не могут дать желаемого результата.

С одной стороны, оценка – это прежде всего суждение о качестве подготовленности учащегося. В этом смысле оценку следует понимать как процесс оценивания. Оценивание учебных успехов учащихся производится преподавателем, мастером производственного обучения, лицом, контролирующим учебный процесс, ученическим коллективом, самими учащимися (самооценка).

С другой стороны, оценка- это бальное (цифровое) или словесное заключение об успехах учащегося. В таком понимании оценку обычно называют отметкой. Отметку учащемуся в процессе производственного обучения, как правило, выставляет мастер.

Каждая оценка, выставляемая учащемуся, в определенной степени является субъективной. Это налагает на мастера особую ответственность при ее определении. Оценивание учащихся требует от мастера определенного педагогического искусства, соблюдения определенной педагогической этики и такта. Оценивание может быть общим, когда оценивается личность учащегося, и частичным. Общее оценивание в большинстве случаев вредно – как положительное, так и отрицательное. Положительное вызывает у оцениваемого чувство непогрешимости, зазнайства, отрицательное – снижает самооценку, подрывает веру учащегося в себя. Лучше применять частичную оценку, т.е. высказывать свое мнение, наказывать или поощрять за конкретные поступки, действия, достижения или промахи.

Оценивание – это не только выставление отметки, но и оценочное суждение об успехах учащихся.

Важно педагогически правильно определять итоговую оценку. Дело в том, что не везде изжита еще практика выставления итоговой оценки (за изученную тему, полугодие, учебный год) как среднеарифметической от текущих оценок. Это совершенно не правильно, тем более для производственного обучения. Текущая оценка отражает лишь промежуточный этап в формировании основ профессионального мастерства учащихся. Итоговая же оценка должна объективно отражать конечный результат в освоении содержания программного материала в пределах определенного отрезка времени. Как уже говорилось, оценка должна обучать и воспитывать одновременно. Чтобы оценка действительно обучала, она должна объективно отражать уровень подготовленности учащегося; чтобы оценка имела максимальное воспитательное воздействие, она наряду с объективностью должна характеризоваться еще и перспективностью, что способствует мобилизации воли и сил учащихся в конкретных учебных ситуациях. В этом проявляется стратегия оценки. Таким образом, перспективная оценка отражает не только результат, но и усилия учащегося для достижения успеха. Перспективная оценка при правильном ее использовании играет положительную роль в организации учебно-производственной деятельности учащихся. Необходимо строго разграничивать оценки перспективные и незаслуженные. Перспективную оценку как средство мотивации учебно-производственной деятельности учащихся можно применять, лишь утвердив приоритет и незыблемость оценки объективной, без которой не может протекать ни учебный, ни воспитательный процесс.


Список литературы:

  1. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие- Москва: ИНФРА-М,2021г.(Профессиональное образование).



Мастер производственного обучения Кудрявцев С.В.