СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная дискуссия на уроках литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В инновационных технологиях обучения русскому языку и литературе сегодня успешно применяются множество методов и приемов. Ведущее место среди таких методов в зарубежной и отечественной педагогической практике принадлежит методу учебной дискуссии

Просмотр содержимого документа
«Учебная дискуссия на уроках литературы»

Топчиева Ирина Викторовна

учитель русского языка и литературы

МБКОУ Митрофановской СОШ

Кантемировского района

Воронежской области


Учебная дискуссия на уроках литературы


На современном этапе школьной жизни в условиях существования разных программ по русскому языку и литературе акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, сотрудничать в разнообразных группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.

Для формирования такой самостоятельной и инициативной позиции учащегося учитель должен использовать не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.

В инновационных технологиях обучения русскому языку и литературе сегодня успешно применяются множество методов и приемов. Ведущее место среди таких методов в зарубежной и отечественной педагогической практике принадлежит методу учебной дискуссии.

Дискуссия – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Дискуссия способствует развитию у учащихся критического мышления. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, способ взаимодействия с идеями и информацией. То есть, сталкиваясь с новой информацией, учащийся должен уметь рассматривать ее вдумчиво, делая выводы относительно точности и ценности данного материала.

Таким образом, дискуссия – одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой нужна предварительная подготовка и тщательный подбор информации.

Активными участниками урока-дискуссии непосредственно являются учащиеся, но важной составляющей такого урока является и позиция учителя. Педагог должен предварительно ознакомить учащихся с правилами ведения дискуссии, оказать помощь в подборе материала, поставить проблемные вопросы, задать тон обсуждению, установить контакт между участниками дискуссии, поддерживать дружелюбную обстановку во время урока.

Роль учителя:

  • анализ проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;

  • целеполагание и планирование деятельности;

  • самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы).

Компетентности учащегося:

  • поиск необходимой информации, ее систематизация;

  • применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;

  • умение отстаивать собственную позицию и точку зрения;

  • умение работать в коллективе;

  • развитие речи в свободном общении.

Обязательными условиями при проведении дискуссии являются:

- уважение к различным точкам зрения ее участников;

- совместный поиск решения возникших разногласий.

Основным этапом в дискуссии после постановки проблемы является организация обмена мнениями. Учитель заранее должен обдумать и предложить форму проведения дискуссии. Существуют несколько форм организации данного урока:

«Дебаты» — чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Это разновидность публичной дискуссии участников дебатов направляющая на переубеждение в своей правоте третьей стороны, а не друг друга.

«Круглый стол» — один из способов организации обсуждения некоторого вопроса; этот способ характеризуется следующими признаками:

цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы;

все участники круглого стола выступают в роли оппонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников);

все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.

«Симпозиум» - участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы экспертов.

Примерный список произведений для урока-дискуссии:

Автор

Название произведения

Постановка проблемы

А.И. Солженицын

«Матренин двор»

1. А стоит ли жить, не сопротивляясь?

2. Разрушилось ли единство после смерти Матрены?

А.С. Пушкин

«Евгений Онегин»

Перекрестная дискуссия

Столкновение противоположностей (Татьяна и Онегин)

И.С. Тургенев

«Му-му»

Прав ли был в своем выборе Герасим?

Почему не мог поступить иначе?

М.Горький

"Старуха Изергиль"

Одна подгруппа должна отстоять точку зрения: Красивые и гордые, как говорит старуха Изергиль, всегда сильные и смелые.

Вторая подгруппа должна доказать точку зрения: Красивые и гордые не могут( или не всегда могут) быть сильными и смелыми.

А.Н. Островский

«Гроза»

Трактовка образа Катерины Кабановой Н.А. Добролюбовым и Д.И. Писаревым

В.Г. Короленко

«Дети подземелья».

Проблема воровства

М.А. Булгаков

«Мастер и Маргарита»

Два мнения о мотивах и причинах поступков Пилата

А.С. Грибоедов

«Горе от ума»

Умен ли Чацкий? Ум ли стал причиной его горя?

Таким образом, на уроках литературы, проведенных в форме дискуссии, школьники учатся взаимодействовать с самыми разными оппонентами, активно отстаивать собственную точку зрения, осваивать новые виды деятельности, в результате чего повышается мотивация учащихся к обучению и повышается качество знаний.