Топчиева Ирина Викторовна
учитель русского языка и литературы
МБКОУ Митрофановской СОШ
Кантемировского района
Воронежской области
Учебная дискуссия на уроках литературы
На современном этапе школьной жизни в условиях существования разных программ по русскому языку и литературе акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, сотрудничать в разнообразных группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.
Для формирования такой самостоятельной и инициативной позиции учащегося учитель должен использовать не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.
В инновационных технологиях обучения русскому языку и литературе сегодня успешно применяются множество методов и приемов. Ведущее место среди таких методов в зарубежной и отечественной педагогической практике принадлежит методу учебной дискуссии.
Дискуссия – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.
Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.
Дискуссия способствует развитию у учащихся критического мышления. Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, способ взаимодействия с идеями и информацией. То есть, сталкиваясь с новой информацией, учащийся должен уметь рассматривать ее вдумчиво, делая выводы относительно точности и ценности данного материала.
Таким образом, дискуссия – одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой нужна предварительная подготовка и тщательный подбор информации.
Активными участниками урока-дискуссии непосредственно являются учащиеся, но важной составляющей такого урока является и позиция учителя. Педагог должен предварительно ознакомить учащихся с правилами ведения дискуссии, оказать помощь в подборе материала, поставить проблемные вопросы, задать тон обсуждению, установить контакт между участниками дискуссии, поддерживать дружелюбную обстановку во время урока.
Роль учителя:
анализ проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
целеполагание и планирование деятельности;
самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы).
Компетентности учащегося:
поиск необходимой информации, ее систематизация;
применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;
умение отстаивать собственную позицию и точку зрения;
умение работать в коллективе;
развитие речи в свободном общении.
Обязательными условиями при проведении дискуссии являются:
- уважение к различным точкам зрения ее участников;
- совместный поиск решения возникших разногласий.
Основным этапом в дискуссии после постановки проблемы является организация обмена мнениями. Учитель заранее должен обдумать и предложить форму проведения дискуссии. Существуют несколько форм организации данного урока:
«Дебаты» — чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Это разновидность публичной дискуссии участников дебатов направляющая на переубеждение в своей правоте третьей стороны, а не друг друга.
«Круглый стол» — один из способов организации обсуждения некоторого вопроса; этот способ характеризуется следующими признаками:
цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы;
все участники круглого стола выступают в роли оппонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников);
все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.
«Симпозиум» - участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы экспертов.
Примерный список произведений для урока-дискуссии:
Автор
Название произведения
Постановка проблемы
А.И. Солженицын
«Матренин двор»
1. А стоит ли жить, не сопротивляясь?
2. Разрушилось ли единство после смерти Матрены?
А.С. Пушкин
«Евгений Онегин»
Перекрестная дискуссия
Столкновение противоположностей (Татьяна и Онегин)
И.С. Тургенев
«Му-му»
Прав ли был в своем выборе Герасим?
Почему не мог поступить иначе?
М.Горький
"Старуха Изергиль"
Одна подгруппа должна отстоять точку зрения: Красивые и гордые, как говорит старуха Изергиль, всегда сильные и смелые.
Вторая подгруппа должна доказать точку зрения: Красивые и гордые не могут( или не всегда могут) быть сильными и смелыми.
А.Н. Островский
«Гроза»
Трактовка образа Катерины Кабановой Н.А. Добролюбовым и Д.И. Писаревым
В.Г. Короленко
«Дети подземелья».
Проблема воровства
М.А. Булгаков
«Мастер и Маргарита»
Два мнения о мотивах и причинах поступков Пилата
А.С. Грибоедов
«Горе от ума»
Умен ли Чацкий? Ум ли стал причиной его горя?
Таким образом, на уроках литературы, проведенных в форме дискуссии, школьники учатся взаимодействовать с самыми разными оппонентами, активно отстаивать собственную точку зрения, осваивать новые виды деятельности, в результате чего повышается мотивация учащихся к обучению и повышается качество знаний.