ГАПОУ ТО «Тобольский медицинский колледж
им. В.Солдатова»
Самостоятельные работы для студентов средних медицинских учебных заведений
по
дисциплине
«Анатомия и физиология человека»
Тобольск - 2016г.
Составитель:
Сабирова А.А.
учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Анатомия и физиология человека».
Пособие содержит упражнения по анатомии и физиологии человека для студентов специальности: «Фармация».
Структура пособия дает возможность активизировать самостоятельную работу студентов в процессе подготовки к занятиям, а также поможет преподавателям оперативно осуществить контроль.
Рецензент: Виноградова Е.В. – председатель ЦМК общепрофессиональных дисциплин, преподаватель высшей квалификационной категории
ГАПОУ ТО «Тобольский медицинский колледж».
Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин.
Протокол № от «___ » ______________ 2016 г.
Председатель комиссии: Виноградова Е.В.
Предисловие
Данное издание содержит разнообразные виды заданий для самостоятельной внеаудиторной работы.
Пособие даёт возможность своевременно выявить и ликвидировать пробелы в знаниях, активизировать познавательную деятельность студентов, сэкономить время при проверке знаний.
Знания, приобретенные при решении пособия, будут использованы студентами не только для работы на занятиях, но и при сдаче промежуточной, итоговой аттестации в рамках дисциплины, а также при последующем изучении профессиональных модулей.
Уважаемые студенты!
Перед вами сборник заданий для самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Анатомия и физиология человека».
Работая над имеющимися в сборнике заданиями, вы сможете самостоятельно проверить свои знания и практические умения.
Чтобы дать правильный ответ нужно поработать не только с текстом лекции, но и обратиться к учебнику, дополнительной литературе и найти необходимый материал.
Каждое задание состоит из указаний, одного или нескольких простых рисунков предназначенных для раскрашивания цветными карандашами.
Все задания выполняются в тетради для теоретических занятий. Рисунки необходимо вырезать и наклеить в рабочую тетрадь. Творческие работы: сообщения, буклеты, эссе также выполняются в тетради для теоретических занятий.
Домашние задания оцениваются преподавателем дополнительной оценкой по изучаемому разделу.
Знания, приобретенные при решении пособия, будут использованы Вами не только для работы на занятиях, но и при сдаче промежуточной, итоговой аттестации в рамках дисциплины, а также при последующем изучении профессиональных модулей.
При выполнении заданий рекомендуется воспользоваться следующей литературой:
Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф. Анатомия и физиология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
Самусев, Р. П. Атлас анатомии человека - М.: ОНИКС; Мир и образование, 2002.
Содержание
| Предисловие Темы следующих разделов: | 3 4 |
-
| Введение. Человек как предмет изучения | 5 |
-
| Отдельные вопросы цитологии и гистологии. | 6 |
-
| Опорно-двигательный аппарат | 8 |
-
| Физиологические основы регуляции функций организма | 15 |
-
| Сенсорные системы организма человека | 19 |
-
| Сердечно - сосудистая система. | 20 |
-
| Пищеварение. Обмен веществ и энергии. | 21 |
-
| Дыхательная система человека | 22 |
-
| Мочеполовая система человека. | 22 |
-
| Подумайте | 23 |
-
| Для творческих студентов | 24 |
Раздел: «Введение. Человек как предмет изучения»
Тема: Анатомия и физиология – науки изучающие структуры и функции человека.
Задание № 1.
Заполните таблицу
Название системы | Органы, из которых состоит данная система | Потребности, которые реализует данная система |
Тема: «Отдельные вопросы гистологии»
Задание № 1.
Спишите текст, вставляя пропущенные слова:
1. Группа клеток, сходных по размеру, строению и выполняемым функциям называется …
2. Наружный слой кожи человека в основном состоит из … ткани.
3. Наличие большого количества плотного межклеточного вещества характерно для … ткани.
4. Быструю связь организма с внешней средой, а также связь органов между собой обеспечивает … ткань.
5. Защищает организм от проникновения микробов и ядовитых веществ … ткань.
6. Рост организма происходит за счет деления клеток … ткани.
7. Приводит организм в движение … ткань.
8. Основные свойства мышечной ткани – … и … .
9. Клетки в тканях соединены … веществом.
10. Теплоизолирующую роль выполняет … ткань.
Раздел: « Опорно-двигательный аппарат»
Тема: «Костная система»
Задание № 1.
Заполните таблицу « Скелет человека»
Отделы тела | Отделы скелета | Кости скелета | Типы костей | Характер соединения костей | Особенности скелета человека |
Голова | лицевой отдел | | плоские | Неподвижное, кроме нижней челюсти | Развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью |
мозговой отдел | теменные, височные, лобная, затылочная, клиновидная | | | |
Туловище | | | | | |
| | | | |
Верхние конечности | | | | | |
| | | | |
Нижние конечности | | | | | |
| | | | |
Тема: «Мышечная система».
Задание № 1. Раскрасьте цветными карандашами все указанные мышцы. Дайте названия всем буквенным обозначениям.
Задание № 2.
Заполните в тетради для теоретических занятий таблицу «Мышцы головы, туловища»
Задание № 3.
Заполните таблицу «Мышцы добавочного скелета»
Группы мышц | Суставы, на которые мышцы действуют | Функция |
Мышцы плечевого пояса | | |
Мышцы плеча: передняя группа задняя группа | | |
Мышцы предплечья: передняя группа задняя группа | | |
Мышцы тазового пояса: | Тазобедренный сустав. | - Фиксация положения туловища; - Сгибание и разгибание, отведение, вращение бедра внутрь и кнаружи, круговое движение бедра. |
Мышцы бедра: передняя группа задняя группа медиальная группа | | |
Мышцы голени: передняя группа задняя группа латеральная группа | | |
Раздел 3. «Нервная регуляция процессов жизнедеятельности»
Тема: «Функциональная анатомия спинного мозга»
Задание №1.
Зарисуйте рисунок поперечного разреза спинного мозга.
Раскрасьте и подпишите в разные светлые цвета структуры белого вещества.
В более тёмные цвета раскрасьте и подпишите структуры серого вещества.
Тема: «Функциональная анатомия ствола мозга»
Задание № 1.
Заполните таблицу, определив соответствие перечисленных ниже отделов и функций ствола головного мозга.
Отделы ствола головного мозга | Функции отделов ствола головного мозга |
а) продолговатый мозг | |
б) задний мозг (мозжечок) | |
в) средний мозг | |
г) промежуточный мозг | |
Функции отделов ствола головного мозга
Координация движения, поддержание позы и равновесия.
Регуляция защитных рефлексов: чихание, кашель, рвота.
Восприятие и анализ всей поступающей информации через органы чувств.
Регуляция температуры тела, чувства жажды, голода и насыщения.
Регуляция деятельности основных систем организма (пищеварительной, дыхательной, сердечнососудистой).
Регуляция поддержания тонуса скелетных мышц.
Регуляция пищеварения (центры сосания, жевания, слюноотделения).
Ориентировочная рефлекторная деятельность.
Регуляция деятельности желез внутренней секреции.
Тема: « Функциональная анатомия конечного мозга»
Задание№1.
Решите ситуационные задачи.
Задача № 1
Человек хорошо слышит, но при этом не понимает значения слов. Какая доля коры головного мозга поражена?
Задача № 2
У больного в результате геморрагического инсульта наступил правосторонний паралич. Какая доля коры головного мозга поражена?
Задача № 3
При поражении какой доли головного мозга больной не понимает письменного текста?
Задача № 4
Пациент хорошо видит предметы, обходит препятствия, однако не способен узнать их, определить, что именно они собой представляют. Он потерял способность сравнить видимое в данный момент с имеющимся у него банком зрительных образов и идентифицировать его. Иногда он стремится потрогать предмет, чтобы распознать его на ощупь.
Какие участки коры больших полушарий повреждены? Дайте анатомическое обоснование.
Тема: «Функциональная анатомия периферической нервной системы»
Задание № 1.
Заполните таблицу
«Зоны иннервации спинномозговых нервов»
Название сплетения | Нервы и ветви | Зоны иннервации |
Задание № 2.
Раскрасьте цветными карандашами все указанные нервы. Дайте названия всем буквенным обозначениям.
Раздел 4. «Сенсорные системы организма человека»
Тема: Зрительный анализатор.
Задание № 1.
Зарисуйте рисунок.
Раскрасьте цветными карандашами все указанные обозначения.
Дайте названия всем цифровым обозначениям.
Тема: Анализатор вкуса и обоняния. Кожа.
Задание № 1.
Составьте схематичные рисунки по анализаторам вкуса, обоняния и осязания.
Раздел 5. «Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности».
Тема: Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система человека
Задание № 1.
Заполните таблицу «Эндокринные железы»
Название железы | Название гормонов | Физиологическое действие | Гипофункция | Гиперфункция |
Раздел 6. «Кровь: состав и свойства»
Тема: Кровь: состав и функции
Задание№1.
Название форменных элементов | Строение форменных элементов | Место образования | Место отмирания | срок жизни | Функции |
Задание№2.
Решите ситуационные задачи
Задача № 1.
В хирургическую клинику поступил больной. Врач предположил наличие острого воспаления червеобразного отростка с образованием инфильтрата. Можно ли с помощью общего анализа крови подтвердить или опровергнуть предполагаемый диагноз?
Задача № 2.
У беременной женщины, приехавшей из высокогорья, в крови наблюдается эритроцитоз. Норма это или патология? Ответ обоснуйте.
Задача № 3.
Какие группы крови можно перелить больному, если агглютинация его эритроцитов произошла в стандартной сыворотке О (I) и В (II) групп.
Раздел 7. «Сердечнососудистая система».
Тема: «Строение сердца»
Задание№1.
Обозначьте, раскрасьте в разные цвета и подпишите структурные элементы сердца.

Задание№2.
Напишите эссе по теме:
«Если бы мы использовали свой ум и свои ноги больше, а свой желудок меньше, то мы меньше бы страдали от болезней сердца».
( Бол Уайт)
Тема: «Строение и топография сосудов большого и малого кругов кровообращения»
Напишите сообщение по теме:
«Виды кровотечений и способы их остановки»
Раздел 8. «Дыхательная система».
Тема: Строение органов дыхательной системы. Физиология органов дыхания.
Задание№1.
Заполните таблицу «Органы дыхания».
Раздел 9. Пищеварение. Обмен веществ и энергии
Тема: Строение органов пищеварительного тракта.
Задание№1.
Раскрасьте в разные цвета и подпишите структурные элементы желудочно-кишечного тракта.
Тема: «Физиология пищеварения».
Задание№1.
Заполните таблицу «Пищеварение в разных отделах пищеварительного тракта».
| Моторная функция | Секреция | Переваривание | Всасывание |
Ротовая полость | | | | |
Желудок | | | | |
Тонкий кишечник | | | | |
Толстый кишечник | | | | |
Раздел 10. Мочеполовой аппарат человека.
Тема: Функциональная анатомия мочевыделительной системы.
Задание№1.
Заполните таблицу «Процесс мочеобразования»
Вопросы | I фаза | II фаза |
Название фазы. | | |
Место образования. | | |
Что образуется. | | |
Количество. | | |
Состав мочи. | | |
Условия образования. | | |
Тема: Функциональная анатомия половой системы.
Задание№1.
Заполните таблицу «Функции органов женской половой системы»
Название органа | Выполняемые функции |
Для творческих студентов
Создайте буклет по темам:
Гиппократ символ врачебного искусства.
Основоположник современной научной анатомии Андреас Везалий.
Научите дошкольника правильно держать ручку.
Патологические состояния кисти у любителей компьютерной мышки.
Модная обувь: влияние фасона и высоты каблука на здоровье женщины.
Стопа – это наше здоровье.
Ароматы их влияние на организм человека.
Влияние цвета на человека.
Влияние шума и звуков на человека.
Наушники - это дань моде или опасность для здоровья?
Влияние йоддефицита на здоровье человека.
Влияние железодефицита на здоровье человека.
Роль гормонов в обменных процессах.
Сладкая жизнь, или Белая смерть.
Влияние вредных привычек на сердечнососудистую систему.
Влияние физических упражнений на состояние сердечнососудистой системы организма человека.
Влияние пыли на организм человека.
Здоровье молодежи в современном мире.
Курение как экологический фактор, влияющий на здоровье организма, популяции и среды
Создайте электронный обучающий атлас по любой теме предмета:
Отдельные вопросы цитологии и гистологии.
Опорно-двигательный аппарат
Физиологические основы регуляции функций организма
Сенсорные системы организма человека
Сердечно - сосудистая система
Пищеварение.
Обмен веществ и энергии.
Дыхательная система человека
Мочеполовой аппарат человек
16