СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно - методическое пособие для самостоятельной работы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Учебно-методическое пособие  для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Анатомия и физиология человека».

Пособие содержит упражнения по анатомии и физиологии человека для студентов специальности: «Фармация».

Структура пособия дает возможность активизировать самостоятельную работу студентов в процессе подготовки к занятиям, а также поможет преподавателям оперативно осуществить контроль.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Учебно - методическое пособие для самостоятельной работы»

ГАПОУ ТО «Тобольский медицинский колледж

им. В.Солдатова»





Самостоятельные работы для студентов средних медицинских учебных заведений

по

дисциплине

«Анатомия и физиология человека»













Тобольск - 2016г.



Составитель:

Сабирова А.А.

учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Анатомия и физиология человека».

Пособие содержит упражнения по анатомии и физиологии человека для студентов специальности: «Фармация».

Структура пособия дает возможность активизировать самостоятельную работу студентов в процессе подготовки к занятиям, а также поможет преподавателям оперативно осуществить контроль.





Рецензент: Виноградова Е.В. – председатель ЦМК общепрофессиональных дисциплин, преподаватель высшей квалификационной категории

ГАПОУ ТО «Тобольский медицинский колледж».











Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин.

Протокол № от «___ » ______________ 2016 г.

Председатель комиссии: Виноградова Е.В.







Предисловие


Данное издание содержит разнообразные виды заданий для самостоятельной внеаудиторной работы.

Пособие даёт возможность своевременно выявить и ликвидировать пробелы в знаниях, активизировать познавательную деятельность студентов, сэкономить время при проверке знаний.

Знания, приобретенные при решении пособия, будут использованы студентами не только для работы на занятиях, но и при сдаче промежуточной, итоговой аттестации в рамках дисциплины, а также при последующем изучении профессиональных модулей.
























Уважаемые студенты!

Перед вами сборник заданий для самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине «Анатомия и физиология человека».

Работая над имеющимися в сборнике заданиями, вы сможете самостоятельно проверить свои знания и практические умения.

Чтобы дать правильный ответ нужно поработать не только с текстом лекции, но и обратиться к учебнику, дополнительной литературе и найти необходимый материал.

Каждое задание состоит из указаний, одного или нескольких простых рисунков предназначенных для раскрашивания цветными карандашами.

Все задания выполняются в тетради для теоретических занятий. Рисунки необходимо вырезать и наклеить в рабочую тетрадь. Творческие работы: сообщения, буклеты, эссе также выполняются в тетради для теоретических занятий.

Домашние задания оцениваются преподавателем дополнительной оценкой по изучаемому разделу.

Знания, приобретенные при решении пособия, будут использованы Вами не только для работы на занятиях, но и при сдаче промежуточной, итоговой аттестации в рамках дисциплины, а также при последующем изучении профессиональных модулей.

При выполнении заданий рекомендуется воспользоваться следующей литературой:

  1. Смольянникова Н.В., Фалина Е.Ф. Анатомия и физиология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

  2. Самусев, Р. П. Атлас анатомии человека - М.: ОНИКС; Мир и образование, 2002.










Содержание



Предисловие

Темы следующих разделов:

3

4

Введение. Человек как предмет изучения

5

Отдельные вопросы цитологии и гистологии.

6

Опорно-двигательный аппарат

8

Физиологические основы регуляции функций организма

15

Сенсорные системы организма человека

19

Сердечно - сосудистая система.

20

Пищеварение.

Обмен веществ и энергии.

21

Дыхательная система человека

22

Мочеполовая система человека.

22

Подумайте

23

Для творческих студентов

24



















Раздел: «Введение. Человек как предмет изучения»

Тема: Анатомия и физиология – науки изучающие структуры и функции человека.

Задание № 1.

Заполните таблицу


Название системы

Органы, из которых состоит данная система

Потребности, которые реализует данная система


Тема: «Отдельные вопросы гистологии»

Задание № 1.

Спишите текст, вставляя пропущенные слова:


1. Группа клеток, сходных по размеру, строению и выполняемым функциям называется …

2. Наружный слой кожи человека в основном состоит из … ткани.

3. Наличие большого количества плотного межклеточного вещества характерно для … ткани.

4. Быструю связь организма с внешней средой, а также связь органов между собой обеспечивает … ткань.

5. Защищает организм от проникновения микробов и ядовитых веществ … ткань.

6. Рост организма происходит за счет деления клеток … ткани.

7. Приводит организм в движение … ткань.

8. Основные свойства мышечной ткани – … и … .

9. Клетки в тканях соединены … веществом.

10. Теплоизолирующую роль выполняет … ткань.


Раздел: « Опорно-двигательный аппарат»

Тема: «Костная система»

Задание № 1.

Заполните таблицу « Скелет человека»


Отделы тела

Отделы скелета

Кости скелета

Типы костей

Характер соединения костей

Особенности скелета человека

Голова

лицевой отдел


плоские

Неподвижное, кроме нижней челюсти

Развитие подбородочного выступа в связи с членораздельной речью

мозговой отдел

теменные, височные, лобная, затылочная, клиновидная




Туловище











Верхние конечности











Нижние конечности











Тема: «Мышечная система».

Задание № 1. Раскрасьте цветными карандашами все указанные мышцы. Дайте названия всем буквенным обозначениям.

Задание № 2.

Заполните в тетради для теоретических занятий таблицу «Мышцы головы, туловища»


Название мышцы

Функция

Задание № 3.

Заполните таблицу «Мышцы добавочного скелета»


Группы мышц

Суставы, на которые мышцы действуют

Функция

Мышцы плечевого пояса



Мышцы плеча:

передняя группа

задняя группа




Мышцы предплечья:

передняя группа

задняя группа



Мышцы тазового пояса:

Тазобедренный сустав.

- Фиксация положения туловища;

- Сгибание и разгибание, отведение, вращение бедра внутрь и кнаружи, круговое движение бедра.

Мышцы бедра:

передняя группа

задняя группа

медиальная группа




Мышцы голени:

передняя группа

задняя группа

латеральная группа




Раздел 3. «Нервная регуляция процессов жизнедеятельности»

Тема: «Функциональная анатомия спинного мозга»

Задание №1.

  1. Зарисуйте рисунок поперечного разреза спинного мозга.

  2. Раскрасьте и подпишите в разные светлые цвета структуры белого вещества.

  3. В более тёмные цвета раскрасьте и подпишите структуры серого вещества.



Тема: «Функциональная анатомия ствола мозга»

Задание № 1.

Заполните таблицу, определив соответствие перечисленных ниже отделов и функций ствола головного мозга.


Отделы ствола
головного мозга

Функции отделов
ствола головного мозга

а) продолговатый мозг


б) задний мозг (мозжечок)


в) средний мозг


г) промежуточный мозг




Функции отделов ствола головного мозга

  1. Координация движения, поддержание позы и равновесия.

  2. Регуляция защитных рефлексов: чихание, кашель, рвота.

  3. Восприятие и анализ всей поступающей информации через органы чувств.

  4. Регуляция температуры тела, чувства жажды, голода и насыщения.

  5. Регуляция деятельности основных систем организма (пищеварительной, дыхательной, сердечнососудистой).

  6. Регуляция поддержания тонуса скелетных мышц.

  7. Регуляция пищеварения (центры сосания, жевания, слюноотделения).

  8. Ориентировочная рефлекторная деятельность.

  9. Регуляция деятельности желез внутренней секреции.


Тема: « Функциональная анатомия конечного мозга»

Задание№1.

Решите ситуационные задачи.

Задача № 1

Человек хорошо слышит, но при этом не понимает значения слов. Какая доля коры головного мозга поражена?

Задача № 2

У больного в результате геморрагического инсульта наступил правосторонний паралич. Какая доля коры головного мозга поражена?

Задача № 3

При поражении какой доли головного мозга больной не понимает письменного текста?

Задача № 4

Пациент хорошо видит предметы, обходит препятствия, однако не способен узнать их, определить, что именно они собой представляют. Он потерял способность сравнить видимое в данный момент с имеющимся у него бан­ком зрительных образов и идентифицировать его. Иногда он стремится по­трогать предмет, чтобы распознать его на ощупь.

Какие участки коры больших полушарий повреждены? Дайте анатомическое обоснование.


Тема: «Функциональная анатомия периферической нервной системы»

Задание № 1.

Заполните таблицу

«Зоны иннервации спинномозговых нервов»


Название сплетения

Нервы и ветви

Зоны иннервации


Задание № 2.

Раскрасьте цветными карандашами все указанные нервы. Дайте названия всем буквенным обозначениям.





Раздел 4. «Сенсорные системы организма человека»

Тема: Зрительный анализатор.

Задание № 1.

  1. Зарисуйте рисунок.

  2. Раскрасьте цветными карандашами все указанные обозначения.

  3. Дайте названия всем цифровым обозначениям.



Тема: Анализатор вкуса и обоняния. Кожа.

Задание № 1.

Составьте схематичные рисунки по анализаторам вкуса, обоняния и осязания.


Раздел 5. «Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности».

Тема: Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система человека

Задание № 1.

Заполните таблицу «Эндокринные железы»

Название железы

Название гормонов

Физиологическое действие

Гипофункция

Гиперфункция


Раздел 6. «Кровь: состав и свойства»

Тема: Кровь: состав и функции

Задание№1.

Название форменных элементов

Строение

форменных элементов

Место образования

Место отмирания

срок

жизни

Функции

Задание№2.

Решите ситуационные задачи

Задача № 1.

В хирургическую клинику поступил больной. Врач предположил наличие острого воспаления червеобразного отростка с образованием инфильтрата. Можно ли с помощью общего анализа крови подтвердить или опровергнуть предполагаемый диагноз?

Задача № 2.

У беременной женщины, приехавшей из высокогорья, в крови наблюдается эритроцитоз. Норма это или патология? Ответ обоснуйте.

Задача № 3.

Какие группы крови можно перелить больному, если агглютинация его эритроцитов произошла в стандартной сыворотке О (I) и В (II) групп.


Раздел 7. «Сердечнососудистая система».

Тема: «Строение сердца»

Задание№1.

Обозначьте, раскрасьте в разные цвета и подпишите структурные элементы сердца.


Задание№2.

Напишите эссе по теме:

«Если бы мы использовали свой ум и свои ноги больше, а свой желудок меньше, то мы меньше бы страдали от болезней сердца».

( Бол Уайт)

Тема: «Строение и топография сосудов большого и малого кругов кровообращения»

Напишите сообщение по теме:

«Виды кровотечений и способы их остановки»



Раздел 8. «Дыхательная система».

Тема: Строение органов дыхательной системы. Физиология органов дыхания.

Задание№1.

Заполните таблицу «Органы дыхания».


Органы

Функция


Раздел 9. Пищеварение. Обмен веществ и энергии

Тема: Строение органов пищеварительного тракта.

Задание№1.

Раскрасьте в разные цвета и подпишите структурные элементы желудочно-кишечного тракта.




Тема: «Физиология пищеварения».

Задание№1.

Заполните таблицу «Пищеварение в разных отделах пищеварительного тракта».


Моторная функция

Секреция

Переваривание

Всасывание

Ротовая полость





Желудок





Тонкий кишечник





Толстый кишечник






Раздел 10. Мочеполовой аппарат человека.

Тема: Функциональная анатомия мочевыделительной системы.

Задание№1.

Заполните таблицу «Процесс мочеобразования»


Вопросы

I фаза

II фаза

Название фазы.



Место образования.



Что образуется.



Количество.



Состав мочи.



Условия образования.




Тема: Функциональная анатомия половой системы.

Задание№1.

Заполните таблицу «Функции органов женской половой системы»


Название органа

Выполняемые функции


Для творческих студентов

Создайте буклет по темам:

Гиппократ символ врачебного искусства.

Основоположник современной научной анатомии Андреас Везалий.

Научите дошкольника правильно держать ручку.

Патологические состояния кисти у любителей компьютерной мышки.

Модная обувь: влияние фасона и высоты каблука на здоровье женщины.

Стопа – это наше здоровье.

Ароматы их влияние на организм человека.

Влияние цвета на человека.

Влияние шума и звуков на человека.

Наушники - это дань моде или опасность для здоровья?

Влияние йоддефицита на здоровье человека.

Влияние железодефицита на здоровье человека.

Роль гормонов в обменных процессах.

Сладкая жизнь, или Белая смерть.

Влияние вредных привычек на сердечнососудистую систему.

Влияние физических упражнений на состояние сердечнососудистой системы организма человека.

Влияние пыли на организм человека.

Здоровье молодежи в современном мире.

Курение как экологический фактор, влияющий на здоровье организма, популяции и среды

Создайте электронный обучающий атлас по любой теме предмета:

  1. Отдельные вопросы цитологии и гистологии.

  2. Опорно-двигательный аппарат

  3. Физиологические основы регуляции функций организма

  4. Сенсорные системы организма человека

  5. Сердечно - сосудистая система

  6. Пищеварение.

  7. Обмен веществ и энергии.

  8. Дыхательная система человека

  9. Мочеполовой аппарат человек

16




Скачать

© 2016 1754 9

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!