Русский родной язык
4 класс
Учимся оценивать и редактировать тексты
УРОК 2
Прочитайте группы слов. Что объединяет эти словосочетания?
яркий наряд
теплые тона
багряный убор
красно-бурый окрас
желтый оттенок
золотая листва
кружатся в танце
медленно опадают
осенние изменения в природе
дыхание осени
осень
В первом столбце в словосочетаниях используются эпитеты, сравнения, олицетворения, а во втором столбце – научные слова.
Какому стилю речи соответствуют словосочетания второй группы?
Научному стилю речи.
В текстах‑описаниях.
Чем похожи пары словосочетаний в каждой строке?
Что отличает группы слов в первом и втором столбце?
Какому стилю речи соответствуют словосочетания первой группы?
В каких текстах их лучше употреблять?
Художественному стилю речи.
Они описывают одни и те же предметы, явления природы.
Упражнение 3. Сравните небольшие тексты. Какие из текстов вам понравились больше? Расскажите почему.
1. Осень — причудливая художница. Она любит после зелёного лета всё раскрасить в яркие тона. Трудно сказать, какой из своих цветов она любит больше. Вот она выкрасила в жёлтый цвет берёзки, и они стали золотыми. А вот она для клёнов выбрала багряные и красные краски. Таких красивых деревьев ни в какое другое время года не увидишь! А разно-цветный ковёр под ногами! Мастерицам такой не соткать. Такое может только осень.
Упражнение 3. Сравните небольшие тексты. Какие из текстов вам понравились больше? Расскажите почему.
2. Я люблю бродить по городу в осенние дни. Деревья охвачены пламенем. Теперь никому не остановить осеннего пожара. Вот загорелась осинка ярко-красными огоньками, и от неё пошёл полыхать клён. Он прикоснулся к берёзке, и вспыхнула она жёлтым костром.
Упражнение 3. Сравните небольшие тексты. Какие из текстов вам понравились больше? Расскажите почему.
3. Цвета осени. Какие они? Полыхающий огнём алый, пестровато-красный с багрянцем, золотой, переливающийся, словно золото, оранжевый, бодрый лимонный, поднимающий настроение... Многие цвета отличаются друг от друга только оттенком и отливом. Какое разнообразие, богатство и насыщенность! Лето, весна и зима лишь позавидовать могут!
Упражнение 3. Сравните небольшие тексты. Какие из текстов вам понравились больше? Расскажите почему.
4. Осенью всё вокруг меняется и приобретает другие краски. Вот, например, листья. Летом они однообразно-зелёные, пусть и приятные глазу, но совсем уж обычные. А осенью, осенью каждый листочек приобретает свою окраску, становится неповторимым, индивидуальным. Листья принимают все оттенки бордового, красного, жёлтого, коричневого, зелёного. Вот как богата палитра этого времени года!
Упражнение 3. Сравните небольшие тексты. Какие из текстов вам понравились больше? Расскажите почему.
Найдите сравнения, метафоры.
Золотые; разноцветный, полыхающий
огнем, бодрый, лимонный, пестровато‑красный, однообразно‑ зеленые, оттенки бордового.
Чем тексты отличаются?
Чем тексты отличаются?
Назовите эпитеты.
Осень – причудливая художница; она выкрасила; она выбрала; загорелась осинка; пошел полыхать клен, прикоснулся к березке; позавидовать могут.
Охвачены пламенем; осеннего пожара; ярко‑красными огоньками; желтым костром;
словно золото.
В каждом тексте используются разные сравнения, эпитеты.
Какой стиль речи в них используется?
Определите тип текстов.
Художественному стилю речи.
Это тексты об осени, об осенней лист‑
ве на деревьях.
По каким языковым средствам вы это определили?
Это тексты‑описания.
В текстах используются эпитеты, сравнения, олицетворения.
Приведите примеры олицетворений.
Чем они похожи?
Упражнение 3. • А теперь прочитайте ещё один текст. Удалось ли его автору передать красоту осени?
Однажды осенью мы с мамой и братом пошли в лес. По сравнению с летом мы заметили много изменений в цветовой гамме деревьев. Все деревья разные. Одни красные, другие жёлтые. Лучи солнца красиво освещают листву. Можно долго стоять и любоваться. Удивителен лес осенью! Не зря сходили.
Определите тип текста. Какова его цель?
Это текст‑описание.
Какие языковые средства должны быть использованы?
Использовал этот автор эти средства?
Какие предложения не соответствуют художественному стилю речи?
Второе и последнее предложения.
Какие средства выразительности можно добавить в предложения? Приведите примеры.
Попробуйте изменить этот текст, опираясь на прочитанные тексты, которые вам понравились. Запишите текст, который у вас получился.
Цель – описать красоту осеннего леса.
Упражнение 4. Прочитай текст.
К какому стилю речи относятся сказки? Почему?
В сказке есть
зачин, сказочная концовка, волшебные герои, волшебные действия и превращения.
К художественному. В сказках используются традиционные эпитеты, сравнения, олицетворения.
К какому жанру литературного творчества относится текст?
Это сказка.
По каким признакам вы это определили?
Найдите слова, предложения и словосочетания, которые не соответствуют этому стилю.
Замените их.
Упражнение 4. Найдите слова, предложения и словосочетания, которые не соответствуют этому стилю. Замените их.
Как-то раз Зима запланировала, что не будет больше уступать место Весне, обманом заманила её в свой ледяной замок и заперла там. Всё это видела Синичка. Полетела она в лес и сделала устное сообщение для всех лесных обитателей. Стали все представлять свои проекты, как вызволить Весну из плена злой Зимы.
Как-то раз Зима запланировала , что не будет больше уступать место Весне, обманом заманила её в свой ледяной замок и заперла там. Всё это видела Синичка. Полетела она в лес и сделала устное сообщение для всех лесных обитателей. Стали все представлять свои проекты, как вызволить Весну из плена злой Зимы.
Упражнение 4. Найдите слова, предложения и словосочетания, которые не соответствуют этому стилю. Замените их.
Запланировала – задумала.
Сделала устное сообщение – рассказала, принесла весть.
Стали все представлять проекты – стали звери и птицы думать‑гадать.
Упражнение 4. Найдите слова, предложения и словосочетания, которые не соответствуют этому стилю. Замените их.
Как-то раз Зима запланировала , что не будет больше уступать место Весне, обманом заманила её в свой ледяной замок и заперла там. Всё это видела Синичка. Полетела она в лес и сделала устное сообщение для всех лесных обитателей. Стали все представлять свои проекты, как вызволить Весну из плена злой Зимы.
Как-то раз Зима задумала , что не будет больше уступать место Весне, обманом заманила её в свой ледяной замок и заперла там. Всё это видела Синичка. Полетела она в лес и рассказала всем лесным обитателям. Стали звери и птицы думать, как вызволить Весну из плена злой Зимы.
Упражнение 4. Найдите слова, предложения и словосочетания, которые не соответствуют этому стилю. Замените их.
Первыми полетели спасать Весну птицы, но вернулись ни с чем. По пути к замку Зима холодом сковала их крылышки, пришлось им повернуть на сто восемьдесят градусов. Тогда отправились спасать Весну звери. Но и им не удалось до замка добраться: злая Зима снегом замела поля.
Первыми полетели спасать Весну птицы, но вернулись ни с чем. По пути к замку Зима холодом сковала их крылышки, пришлось им повернуть на сто восемьдесят градусов . Тогда отправились спасать Весну звери. Но и им не удалось до замка добраться: злая Зима снегом замела поля.
Упражнение 4. Найдите слова, предложения и словосочетания, которые не соответствуют этому стилю. Замените их.
Повернуть на сто восемьдесят градусов – вернуться назад,
ни с чем, восвояси.
Упражнение 4. Найдите слова, предложения и словосочетания, которые не соответствуют этому стилю. Замените их.
Первыми полетели спасать Весну птицы, но вернулись ни с чем. По пути к замку Зима холодом сковала их крылышки, пришлось им повернуть на сто восемьдесят градусов . Тогда отправились спасать Весну звери. Но и им не удалось до замка добраться: злая Зима снегом замела поля.
Первыми полетели спасать Весну птицы, но вернулись ни с чем. По пути к замку Зима холодом сковала их крылышки, пришлось им вернуться назад . Тогда отправились спасать Весну звери. Но и им не удалось до замка добраться: злая Зима снегом замела поля.
Упражнение 4. Найдите слова, предложения и словосочетания, которые не соответствуют этому стилю. Замените их.
Совсем отчаялись жители леса спасти Весну- Красну и высказали мнение, что нужно признать своё поражение и присудить победу Зиме. И тут Подснежник выдвинул смелое предположение: «Я Весне помогу, вызволю её из плена Зимы!» Мало кто ему поверил, а некоторые даже засмеялись.
Совсем отчаялись жители леса спасти Весну- Красну и высказали мнение , что нужно признать своё поражение и присудить победу Зиме. И тут Подснежник выдвинул смелое предположение : «Я Весне помогу, вызволю её из плена Зимы!» Мало кто ему поверил, а некоторые даже засмеялись.
Упражнение 4. Найдите слова, предложения и словосочетания, которые не соответствуют этому стилю. Замените их.
Высказали мнение- решили.
Признать свое поражение и присудить победу Зиме – поняли они, что Зима победила.
Выдвинул предположение – предложил.
Упражнение 4. Найдите слова, предложения и словосочетания, которые не соответствуют этому стилю. Замените их.
Совсем отчаялись жители леса спасти Весну- Красну и высказали мнение , что нужно признать своё поражение и присудить победу Зиме. И тут Подснежник выдвинул смелое предположение : «Я Весне помогу, вызволю её из плена Зимы!» Мало кто ему поверил, а некоторые даже засмеялись.
Совсем отчаялись жители леса спасти Весну- Красну и решили , что Зима победила . И тут Подснежник предложил : «Я Весне помогу, вызволю её из плена Зимы!» Мало кто ему поверил, а некоторые даже засмеялись.
Упражнение 4. Найдите слова, предложения и словосочетания, которые не соответствуют этому стилю. Замените их.
Но Подснежнику некогда было обращать на это внимание. Он напряг все свои маленькие силы и начал расти, из-под снега пробиваться. Наконец пробился, раскрыл свой бутончик с белыми лепестками и огляделся вокруг. А в это время выглянуло Солнышко. Увидело оно красивый цветочек и изобразило на своём лице приветствие, радость и одобрение.
Но Подснежнику некогда было обращать на это внимание. Он напряг все свои маленькие силы и начал расти, из-под снега пробиваться. Наконец пробился, раскрыл свой бутончик с белыми лепестками и огляделся вокруг. А в это время выглянуло Солнышко. Увидело оно красивый цветочек и изобразило на своём лице приветствие, радость и одобрение.
Упражнение 4. Найдите слова, предложения и словосочетания, которые не соответствуют этому стилю. Замените их.
Напряг силы- поднатужился.
Изобразило приветствие, радость и одобрение –обрадовалось и приветливо улыбнулось.
Упражнение 4. Найдите слова, предложения и словосочетания, которые не соответствуют этому стилю. Замените их.
Но Подснежнику некогда было обращать на это внимание. Он напряг все свои маленькие силы и начал расти, из-под снега пробиваться. Наконец пробился, раскрыл свой бутончик с белыми лепестками и огляделся вокруг. А в это время выглянуло Солнышко. Увидело оно красивый цветочек и изобразило на своём лице приветствие, радость и одобрение.
Но Подснежнику некогда было обращать на это внимание. Он поднатужился и начал расти, из-под снега пробиваться. Наконец пробился, раскрыл свой бутончик с белыми лепестками и огляделся вокруг. А в это время выглянуло Солнышко. Увидело оно красивый цветочек, обрадовалось и приветливо улыбнулось.
Упражнение 4. Найдите слова, предложения и словосочетания, которые не соответствуют этому стилю. Замените их.
А Подснежник не растерялся: ещё больше его бутончик раскрылся, лепесточки белые на солнышке затрепетали. Не могло Солнышко налюбоваться на смелый цветок, и, чтобы ему теплее стало, засияло оно ярко-ярко. Началось ежегодное таяние снегов, в некоторых районах уровень воды в реках поднялся очень высоко, случилось половодье. Ледяной замок Зимы растаял, и Весна вышла на свободу.
А Подснежник не растерялся: ещё больше его бутончик раскрылся, лепесточки белые на солнышке затрепетали. Не могло Солнышко налюбоваться на смелый цветок, и, чтобы ему теплее стало, засияло оно ярко-ярко. Началось ежегодное таяние снегов, в некоторых районах уровень воды в реках поднялся очень высоко, случилось половодье. Ледяной замок Зимы растаял, и Весна вышла на свободу.
Упражнение 4. Найдите слова, предложения и словосочетания, которые не соответствуют этому стилю. Замените их.
Началось ежегодное таяние снегов – растопило солнце снега.
В некоторых районах уровень воды поднялся –вышли реки из берегов.
Упражнение 4. Найдите слова, предложения и словосочетания, которые не соответствуют этому стилю. Замените их.
А Подснежник не растерялся: ещё больше его бутончик раскрылся, лепесточки белые на солнышке затрепетали. Не могло Солнышко налюбоваться на смелый цветок, и, чтобы ему теплее стало, засияло оно ярко-ярко. Началось ежегодное таяние снегов, в некоторых районах уровень воды в реках поднялся очень высоко, случилось половодье. Ледяной замок Зимы растаял, и Весна вышла на свободу.
А Подснежник не растерялся: ещё больше его бутончик раскрылся, лепесточки белые на солнышке затрепетали. Не могло Солнышко налюбоваться на смелый цветок, и, чтобы ему теплее стало, засияло оно ярко-ярко. Растопило солнце снега, вышли реки из берегов. Ледяной замок Зимы растаял, и Весна вышла на свободу.
Упражнение 4. Найдите слова, предложения и словосочетания, которые не соответствуют этому стилю. Замените их.
Подошла Весна к Подснежнику и низко поклонилась ему. А за ней и все звери и птицы продемонстрировали ему своё почтение и уважение. Так маленький Подснежник победил Зиму и помог Весне освободиться!
Подошла Весна к Подснежнику и низко поклонилась ему. А за ней и все звери и птицы продемонстрировали ему своё почтение и уважение . Так маленький Подснежник победил Зиму и помог Весне освободиться!
Упражнение 4. Найдите слова, предложения и словосочетания, которые не соответствуют этому стилю. Замените их.
Продемонстрировали почтение – поклонились в пояс.
Упражнение 4. Найдите слова, предложения и словосочетания, которые не соответствуют этому стилю. Замените их.
Подошла Весна к Подснежнику и низко поклонилась ему. А за ней и все звери и птицы продемонстрировали ему своё почтение и уважение. Так маленький Подснежник победил Зиму и помог Весне освободиться!
Подошла Весна к Подснежнику и низко поклонилась ему, а за ней и все звери и птицы. Так маленький Подснежник победил Зиму и помог Весне освободиться!
Упражнение 4. Найдите слова, предложения и словосочетания, которые не соответствуют этому стилю. Замените их.
Подошла Весна к Подснежнику и низко поклонилась ему. А за ней и все звери и птицы продемонстрировали ему своё почтение и уважение. Так маленький Подснежник победил Зиму и помог Весне освободиться!
Подошла Весна к Подснежнику и низко поклонилась ему, а за ней и все звери и птицы. Так маленький Подснежник победил Зиму и помог Весне освободиться!
Упражнение 4. Запишите в тетрадь только те предложения, которые были изменены.
Домашнее задание
Составить
текст-описание о любимом времени года, используя разные языковые средства.