Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 15
Методическая разработка урока письма в 1 классе на тему:
«Учимся писать письма».
Разработала учитель
начальных классов
Грибанова И.В.
г. Гуково
2021 год
Тема: Учимся писать письма.
Тип урока: урок формирования навыков.
Цели:
-познакомить учащихся с жанром письма, с правилами и вежливыми формами переписки;
-подготовить детей к написанию письма.
Задачи:
Образовательные: формировать навыки каллиграфически правильного письма, способствовать обогащению словарного запаса, научить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами и требованиями к их написанию; научить оформлять (заполнять) надпись на конверте с целью его дальнейшего отправления.
Развивающие: совершенствовать навыки орфографической зоркости; формировать умения ориентироваться в тексте; способствовать формированию навыков изложения информации в письменном виде.
Воспитательные: воспитание любознательности при получении новых знаний, формировать интерес к изучению родного языка через актуальность его использования в жизни.
Оборудование: интерактивная доска, тетрадные листы в частую косую линию (по количеству детей в классе), конверты (по количеству детей в классе),
для каждого красный, желтый, зеленый кружки (по количеству детей в классе).
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент. (1 мин.)
Внимательно проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте?
Всё ли в порядке?
Ручка, учебник и тетрадка?
Все дружно беритесь скорей за работу.
Руки? НА МЕСТЕ
Ноги? НА МЕСТЕ
Локти? У КРАЯ
Спина? ПРЯМАЯ.
Ну, ребята, чур, молчок,
Начинается урок.
Будем вместе мы опять
Думать, строить, сочинять.
II. Сообщение темы и цели урока. (1 мин.)
Ребята, тему сегодняшнего урока вы назовете сами, после того, как отгадаете загадку, которую я для вас приготовила:
Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею,
Получу и вмиг расклею (Письмо)
СЛАЙД 1.
- Правильно, это письмо.
Разговор сегодня важный
Предстоит нам совершить:
Как письмо в конверт бумажный
Написать и положить,
Как направить адресату
Сообщенье о себе,
Как спросить и как ответить
Чувства, раскрывая все.
- А кто знает, что такое письмо? Для того, чтобы узнать точное значение этого слова, давайте обратимся к толковому словарю русского языка Сергея Ивановича Ожегова.
«Письмо – бумага, с написанным на ней текстом для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.»
Вы, наверняка, уже догадались, чему будет посвящен наш урок!
Ответы детей…
Верно, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с правилами написания письма, узнаем кому, куда и для чего их пишут, и научимся писать письма своим близким.
III. Работа по теме урока.
1.Историческая справка о письме. СЛАЙД 2. (2 мин.)
История почтового письма насчитывает не только столетия, но, тысячелетия. Происхождение письма было вызвано необходимостью обмениваться информацией.
Первые письма отправлялись только в военных целях и были широко распространены в Ассирии, Персии, Египте. Тогда использовались пешие или конные гонцы, которых сейчас назвали бы курьерами. Да, современным представителям этой профессии есть чему поучиться, так как, например, в Древней Греции они за час пробегали 55 стадий, что примерно составляет 10км, а за один рейс – 400-500 стадий. Но, самой прославленной и организованной была история письма Древнего Рима. Юлий Цезарь создал государственную почту, и, перевозки писем стали упорядоченными: имелись крупные и мелкие почтовые станции, где возницы могли передохнуть и переночевать, поменять лошадей и т.д.
Но, на этом история развития письма приостановилась. И только церковь поддерживала регулярную переписку между своими членами, и у нее была своя монастырская почта, работающая при помощи странствующих монахов. Но, цивилизация двигалась вперед, появилась необходимость в переписке, и в истории возникли новые виды писем. Прежде всего, это купеческие письма. Большие торговые дома содержали своих курьеров и даже организовали перевозку посылок и писем. Кроме этого, появилась городская почта, когда письма горожан забирали в определенные дни и за небольшую плату в установленные сроки доставляли по назначению.
Постепенно письма стали доступным и любимым средством связи. Сейчас история почтового письма отсчитывает последние дни. Многие перешли на электронные письма, появились мобильные телефоны и смс сообщения, а на почту люди все чаще заходят не за конвертами, а для оплаты коммунальных услуг, телефона и т.д. Тем не менее, хочется надеяться, что история почтового письма все же не закончится. Ведь электронное письмо не сохранишь на годы, да и Деду Морозу не отправишь.
История возникновения письма насчитывает столетия, хочется надеяться, что люди 21 века не забудут то ощущение радости и счастья, которые появляются, когда держишь конверт с письмом в руках.
2. Особенности текста письма. Структура письма. (6 мин.)
- Чтобы написать письмо, надо уметь писать грамотно, аккуратно, по всем правилам.
А можно ли считать письмо текстом? Почему? (Предложения связаны по смыслу, есть законченная мысль.)
- Так что же является письмом?
СЛАЙД 3.
Письмо. Письмо - способ или средство, с помощью которого создаются тексты. Письмо должно передавать информацию. Письмо - это запись речь. Письмо - только то, что можно увидеть глазами; это обязательно речь, запечатленная на какой-либо поверхности. Письмо предполагает систему, то есть использование только заранее определенных знаков по определенным правилам. | Не письмо. Детские каракули письмом не являются. Географические карты, дорожные знаки и многие другие способы сообщения информацию передают, но это тоже не письмо. Попытка выразить рисунком или символическими знаками какую-нибудь мысль тоже не будет письмом. Не стали источником письменности, например, палочки с зарубками. С их помощью когда-то указывали количество предметов - проданных, взятых в долг и т.д. Иногда такие палочки раскалывали вдоль на две части, кредитор и должник получали половинки с одинаковым числом зарубок. Получалась "документальная запись" договора, подлинность которой можно было проверить, соединив эти половинки. |
- Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку. Но оно имеет и свои особенности. У письма есть адресат. В письме присутствуют приветствие, обращение, прощание. СЛАЙД 4 (как писать письмо)
Работа по слайду 4.
- Что включает в себя начало?
- О чём говорится в основной части?
- Как завершается письмо?
Физкультминутка «Что приносит почтальон?» (3 мин.)
Что принес нам почтальон?
С толстой сумкой ходит он:
(дети маршируют)
Перевод, журнал, газету,
В бандероли две кассеты.
(поворот туловища вправо, влево, руки в стороны)
И письмо от тети Вали
Чтоб ее приезда ждали (прыжки на двух ногах, руки вверх).
4. Конструирование письма (практическая работа). Слайд 5. (10 мин.)
На данном этапе происходит коррекция отдельных фрагментов текстов. Применяется эмоциональная окраска в форме эпитетов, сравнительных выражений, уточняющих характеристик для насыщения письма (текст письма составляется совместно с учителем, записывается под диктовку 4 - 5 коротких предложений, на заранее приготовленных тетрадных листах в частую косую линию).
Физкультминутка (гимнастика для глаз): (3 мин.)
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считая до трех), затем открыть глаза и посмотреть вдаль (считая до пяти).
В течение всего урока учитель обращает внимание детей на правильную посадку.
6. Знакомство с правилами оформления конверта. Слайд 6. (10 мин.)
- Письмо написано. Его необходимо передать адресату. Как это сделать?
(Высказывания детей.)
- Письмо умеет путешествовать. И наши письма сейчас отправятся в дорогу.
Вложите свои письма в конверты и заклейте их. Теперь они могут отправиться в путь? (Нет). Почему? (На них нет адреса). Давайте подпишем наши конверты.
Адрес пишется разборчиво, грамотно, аккуратно. (учитель подписывает конверт на экране интерактивной доски, учащиеся следуют примеру).
- На почтовом отправлении внизу в левой части конверта пишется цифровой индекс предприятия связи места назначения, состоящий из шести цифр (образец написания их дан на обратной стороне конверта);
- располагаются части адреса в строго установленной органами связи последовательности: вверху в левой части конверта вначале указывается фамилия, имя и отчество адресанта, затем названия
улицы, номера дома, квартиры;
населённого пункта;
района;
области (края);
- внизу в правой части – вначале указывается фамилия, имя и отчество адресата, далее адрес в указанной выше последовательности.
СЛАЙД 7.
- Теперь, когда наши конверты подписаны, мы опустим их в почтовый ящик, откуда они отправятся в своё путешествие.
СЛАЙД 8.
7. Знакомство с правилами переписки. (3 мин.)
СЛАЙД 9.
- Как по-вашему, кто имеет право распечатать конверт с письмом? Почему? Что вы будете делать, если вам в руки попадёт письмо, адресованное не вам?
- Сделайте, пожалуйста, этический вывод, который станет первым правилом переписки.
Полученное письмо вправе распечатать и прочитать только его адресат! Нельзя читать чужие письма!
- Кто же такой адресат? Адресат – это человек, получатель письма или другого письменного сообщения. Слово адресат произошло от немецкого слова адрес.
- Будете ли вы отвечать на полученное письмо? Какое время вам потребуется на то, чтобы собраться с ответом? Как быстро следует ответить на полученное письмо?
- Какой вывод послужит вторым правилом переписки?
Ответить на полученное письмо следует как можно быстрее (не позднее недели). Неприлично, невежливо оставить письмо без ответа!
- Каким образом вы должны написать текст письма?
- Сделайте, пожалуйста, ещё один вывод, который будет служить нам третьим правилом переписки.
Письмо должно быть написано аккуратным почерком, без исправлений. Бумага и конверт должны быть идеально чистыми.
IV. Рефлексия: еще раз повторим алгоритм написания письма и правила заполнения конверта. Слайд 10. (4 мин.)
Ребята, какую цель мы ставили сегодня на уроке? На какие вопросы хотели найти ответы? Мы выполнили поставленную цель? Ответили на вопросы?
- Дайте оценку своей работе на уроке. Возьмите кружок нужного вам цвета: красный - плохо работал, неактивно; жёлтый – работал хорошо, но ошибался, буду стараться; зелёный – работал хорошо, у меня всё получилось.
IIV. Подведение итога урока. (2 мин.)
- Сегодня на уроке мы познакомились с эпистолярным жанром. Он в прошлом и позапрошлом веках был чрезвычайно популярен. Романы в стихах, стихотворные послания мы находим у поэтов и писателей того времени. Сейчас письма, к сожалению, заменяются SMS-сообщениями (которые тоже надо уметь грамотно писать). Письма деловые и личные вытеснены телефоном, телеграфом, электронной почтой. Но не следует забывать и о письмах – об этом старинном способе общения людей.
СЛАЙД 11.
Письма – серьёзный и полезный «предмет».
Письма бывают длинными и короткими.
Ценными и дорогими.
Письма творят добро.
Пишите письма, хорошие письма и пусть торжественные ваши письмена всегда радуют тех, кому они адресованы!