Учимся писать сочинение – описание картины, 2 класс
(методические рекомендации)
Научить писать сочинение второклассника – процесс сложный и трудоёмкий. В своей практике я использую карточки – черновики. В карточках уже записаны вопросы по теме сочинения, они же в дальнейшем послужат для написания плана сочинения, и дополнительный материал: опорные слова и словосочетания; советы, например, как избежать повторов. Ученикам предлагаю отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, устно озвучиваем предложения, а в карточку дети записывают свой вариант. Отвечая письменно на вопрос карточки, предлагаю составить несколько простых предложений. После того, как записаны ответы на вопросы карточки, предлагаю зачитать тексты, которые получились. После редакции (проверки) тексты сочинения переписываются в тетрадь. На написание сочинения – описания и списывания у нас обычно уходит два рока. Такой же приём можно использовать и для написания изложения. В таком случае делят текст на смысловые части и составляют план будущего изложения дети при помощи учителя или самостоятельно. Пункты плана и текст изложения записываем в карточках. Такая работа помогает детям составить красивый, правильный текст, проверить правильность написания. Примеры карточек размещены в приложении.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сочинение
Зима пришла. Детство
Вступление.
__________________________________________________________________________________________________________________________
Что изображено на картине С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство»?
__________________________________________________________________________________________________________________________
Что он делает?____________________________________
_____________________________________________________________
Чему мальчик удивлён?____________________________
_____________________________________________________________
Что ребёнок видел вчера во дворе? ___________________
_____________________________________________________________
Как изменил снег вид из окна? ______________________
_________________________________________________
С чем можно сравнить землю, покрытую снегом?
_____________________________________________________________
Что мы видим на ветках деревьев и заборе?
_____________________________________________________________
О чём подумал мальчик?
__________________________________________________________________________________________________________________________
Как избежать повторов
Художник - автор, С.А.Тутунов.
Картина – полотно, пейзаж, холст.
Мальчик – герой, ребёнок, малыш, он, ему
Словарный материал.
стоит, смотрит, удивлённо,
рубашка, проснулся, ночная, растрепанные волосы подошёл
снег, выпал, первый, вчера, двор, невзрачно, ещё, темно-чёрного
похож на, двор, сегодня, платок, белоснежный, пуховый, этот же
земля, бумага, лист, белая, чистая, стала
шапка, белая
долгожданная, зима, любимая, пришла, наконец-то
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сочинение
Золотая осень
План
Что изображено на картине?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что изображено на переднем плане?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что изображено на заднем плане?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цветовое решение картины. Настроение.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Моё отношение к картине.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материал к сочинению
Осень | Яркая, золотая, волшебная, праздничная |
Лес | Сказочный, таинственный, загадочный |
Старые клены | Огромные, роскошные, раскидистые |
Молодые клены | Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу |
Листья на земле | Как ковер из крупных разноцветных листьев |
Тропинка | Ее обступили деревья, чуть заметно вьется |
Сороки | Белобокие, скачущие по траве |
Сплетенные деревья | Напоминают чудовище, покрыты светло-желтыми листьями |
Небо | Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток |
Цветовое решение | Ярко-жёлтые, оранжевые, золотые цвета. |
Настроение | Радостное, праздничное, восторженное |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Сочинение
За обедом
План
Что изображено на картине?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Кто сидит за столом? Какими вы увидели детей? Что они делают?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что находится на столе?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Моё отношение к картине.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материал к сочинению
Дети | Мальчики Шурик и Женя, девочка Тата |
Стол | Белая скатерть, тарелки, кувшин, стеклянный стакан, суповая миска (супница) с бульоном, графин, румяные булочки |