СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся понимать исходный текст

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

образовательные: учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  домашнего сочинения;

 развивающие: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов этих; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся;

воспитательные: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; воспитывать патриотизм, чувство национальной достоинства

Просмотр содержимого документа
«Учимся понимать исходный текст»

Тема «Учимся понимать исходный текст»

Цели урока:

образовательные: учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  домашнего сочинения;

 развивающие: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов этих; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся;

воспитательные: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; воспитывать патриотизм, чувство национальной достоинства

Ход урока:

1.Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельностиВызов интереса

- «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни  один ветер не будет попутным», - сказал когда-то римский философ Сенека. Поэтому я хотела бы узнать, а  «вы знаете куда держите путь?» (ответы уч-ся) Я пришла к вам сегодня на урок с искренним желанием помочь каждому из вас обрести уверенность в своих способностях в написании сочинения, т.к считаю это самым трудоемким заданием, и пусть наш сегодняшний урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии написания сочинения.

3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока

- Давайте вспомним задание части С?

- Обратите внимание на первую фразу: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую      «Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается» . Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является  правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких. Один из пользователей чата пишет «от одной только мысли, что нужно анализировать текст, у меня появляется чесотка» Так вот, чтобы вы нервно не почесывались на экзамене, давайте сегодня на уроке попробуем научиться понимать исходный текст.

- Запишите тему урока «Подготовка к ЕГЭ. Учимся понимать исходный текст»

 4. Формулирование цели урока.

- Тема урока обозначена, и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель. (Цель урока – научиться правильно понимать исходный текст, научиться «вычитывать» нужную для сочинения информацию.

5.Подготовка к восприятию исходного текста.

- Сегодня мы будем работать с текстом современного писателя Бориса Львовича Васильева. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова самого Б.Васильева ; «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я ее последняя капля» , «…не так уж важно, где лежат наши сыновья. Важно только то, за что они сражались». 

- Подумайте, какую тему мы затронем на уроке?

- Актуальна ли данная тема в наш 21 век? Почему?

6.Чтение текста (Текст у каждого уч-ся)        

- Кто знает, откуда взят этот отрывок?

- О чем эта повесть?

- Почему она так называется? 

7. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.

1. Повторение теоретических знаний о тексте

- Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось, чтобы вы вспомнили основные признаки текста.

- Заметьте, один из важных признаков текста - информативность. Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке; 2) цели его создания ; 3) об авторе (его отношении к поднятым проблемам) . Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.

-Давайте снова обратимся к тексту.

- О чем же этот текст? Какая основная информация содержится в нем?

2.Формулировка проблемы

-Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста». И снова крик отчаяния из чата: «Кто знает, какая проблема рассматривается в тесте. Автор ее часто так замаскирует!»

-Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который …

-Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту? Какие  же проблемы поднимает автор?

-Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочую тетрадь. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему.

3.Составление комментария проблемы.

-«Комментарий проблемы…Перескажи своими словами часть текста - и все!»  - снова реплика из чата. Если вы последуете этому совету, то за К2 вы получите 0 баллов. Давайте вспомним, что такое комментарий?

- Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.

-К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная одновременно)

-Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной?

-Почему эта проблема привлекла внимание автора?

-Кого особенно интересует эта проблема?

- На каком материале автор рассматривает проблему?

-Каково отношение авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме?

-Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно. И делаем следующий шаг –

4. Формулировка авторской позиции

- «Хорошо, когда автор свою позицию в каком-нибудь предложении объясняет! А то так закрутит, что не найдешь!» (Реплика из чата) Очередная проблема, с которой, как видите, сложно бывает справиться». Давайте вспомним, что такое позиция автора?

Справка Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.

-Какова же авторская позиция?

-В каких предложениях авторская точка зрения звучит отчетливо?

 -Согласны ли вы с мнением автора?

-Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позицию и выразили свое мнение по проблеме?

5. Аргументация собственного мнения.

- «Нет, как вам это нравится: мало того, что нужно изложить собственное мнение, так надо еще и аргументы привести, опираясь на жизненный или читательский опыт!!! Сколько там у нас жизненного опыта! Сознательной жизни всего 10 лет» (Сердитое замечание из чата)

-Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие  позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.

- Давайте вспомним, что  такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?

- Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты)

- Какие факты можно привести в доказательство справедливости позиции автора и вашей позиции?

8.Поведение итого урока

- Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения .

9. Рефлексия

- А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра:  «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться ». думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел вас как человека эрудированного, мыслящего, умеющего вступить в диалог с автором, владеющего речью, и поставил вам высокую оценку, которая может стать входным билетом в вуз.

10. Д/з: написать сочинение-рассуждение




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!