Тема «Учимся понимать исходный текст»
Цели урока:
образовательные: учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию домашнего сочинения;
развивающие: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; умение создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов этих; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся;
воспитательные: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание чувства сопричастности и ответственности за мир вокруг нас; воспитывать патриотизм, чувство национальной достоинства
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности. Вызов интереса
- «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», - сказал когда-то римский философ Сенека. Поэтому я хотела бы узнать, а «вы знаете куда держите путь?» (ответы уч-ся) Я пришла к вам сегодня на урок с искренним желанием помочь каждому из вас обрести уверенность в своих способностях в написании сочинения, т.к считаю это самым трудоемким заданием, и пусть наш сегодняшний урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии написания сочинения.
3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока
- Давайте вспомним задание части С?
- Обратите внимание на первую фразу: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую «Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается» . Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст – это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких. Один из пользователей чата пишет «от одной только мысли, что нужно анализировать текст, у меня появляется чесотка» Так вот, чтобы вы нервно не почесывались на экзамене, давайте сегодня на уроке попробуем научиться понимать исходный текст.
- Запишите тему урока «Подготовка к ЕГЭ. Учимся понимать исходный текст»
4. Формулирование цели урока.
- Тема урока обозначена, и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель. (Цель урока – научиться правильно понимать исходный текст, научиться «вычитывать» нужную для сочинения информацию.
5.Подготовка к восприятию исходного текста.
- Сегодня мы будем работать с текстом современного писателя Бориса Львовича Васильева. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова самого Б.Васильева ; «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я ее последняя капля» , «…не так уж важно, где лежат наши сыновья. Важно только то, за что они сражались».
- Подумайте, какую тему мы затронем на уроке?
- Актуальна ли данная тема в наш 21 век? Почему?
6.Чтение текста (Текст у каждого уч-ся)
- Кто знает, откуда взят этот отрывок?
- О чем эта повесть?
- Почему она так называется?
7. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения информации и выполнения упражнений.
1. Повторение теоретических знаний о тексте
- Перед тем, как разбираться в прочитанном, мне хотелось, чтобы вы вспомнили основные признаки текста.
- Заметьте, один из важных признаков текста - информативность. Любой текст содержит информацию:1) каком-либо факте, событии, человеке; 2) цели его создания ; 3) об авторе (его отношении к поднятым проблемам) . Если вы сумеете научиться «вычитывать» эту информацию, то правильно поймете текст.
-Давайте снова обратимся к тексту.
- О чем же этот текст? Какая основная информация содержится в нем?
2.Формулировка проблемы
-Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения и первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста». И снова крик отчаяния из чата: «Кто знает, какая проблема рассматривается в тесте. Автор ее часто так замаскирует!»
-Для начала давайте вспомним, что такое проблема? Справка: (вопрос, который …
-Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту? Какие же проблемы поднимает автор?
-Сформулируйте проблему, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочую тетрадь. Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему.
3.Составление комментария проблемы.
-«Комментарий проблемы…Перескажи своими словами часть текста - и все!» - снова реплика из чата. Если вы последуете этому совету, то за К2 вы получите 0 баллов. Давайте вспомним, что такое комментарий?
- Комментарий обязательно должен опираться на текст. Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.
-К какой категории относится проблема? (политическая, нравственная одновременно)
-Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной?
-Почему эта проблема привлекла внимание автора?
-Кого особенно интересует эта проблема?
- На каком материале автор рассматривает проблему?
-Каково отношение авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме?
-Все! Мы проблему прокомментировали достаточно подробно. И делаем следующий шаг –
4. Формулировка авторской позиции
- «Хорошо, когда автор свою позицию в каком-нибудь предложении объясняет! А то так закрутит, что не найдешь!» (Реплика из чата) Очередная проблема, с которой, как видите, сложно бывает справиться». Давайте вспомним, что такое позиция автора?
Справка Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.
-Какова же авторская позиция?
-В каких предложениях авторская точка зрения звучит отчетливо?
-Согласны ли вы с мнением автора?
-Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позицию и выразили свое мнение по проблеме?
5. Аргументация собственного мнения.
- «Нет, как вам это нравится: мало того, что нужно изложить собственное мнение, так надо еще и аргументы привести, опираясь на жизненный или читательский опыт!!! Сколько там у нас жизненного опыта! Сознательной жизни всего 10 лет» (Сердитое замечание из чата)
-Это, действительно, самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить солидарность, понимание, принятие позиции и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающих справедливость мнения автора и вашего мнения.
- Давайте вспомним, что такое аргументы, какие аргументы можно считать жизненным опытом, а какие – читательским?
- Какие аргументы в подтверждении позиции автора вы можете использовать? (реальные факты)
- Какие факты можно привести в доказательство справедливости позиции автора и вашей позиции?
8.Поведение итого урока
- Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения .
9. Рефлексия
- А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами древнегреческого комедиографа Менандра: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться ». думаю, что сегодняшний наш урок стал еще одним этапом в освоении вами секретов написания сочинения. И мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел вас как человека эрудированного, мыслящего, умеющего вступить в диалог с автором, владеющего речью, и поставил вам высокую оценку, которая может стать входным билетом в вуз.
10. Д/з: написать сочинение-рассуждение