СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся проектировать

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

Просмотр содержимого документа
«Учимся проектировать»

Учимся проектировать

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

Очевидно, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь ему научиться достойно жить, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, работать в группе, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.

Следовательно, школа должна создавать условия для самореализации ребенка, для формирования его индивидуальности.

Цель данного курса состоит в формировании проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

– формировать у обучающихся приемы и способы проектной деятельности, позволяющие подготовить их к успешному выполнению проекта;

– способствовать развитию самоуправления, самоорганизации, самопознания и самооценки ребенка;

– помочь приобрести обучающимся новые знания о себе самом и реализовать эти знания в проектной деятельности;

– способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;

– учить школьников пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

– развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение

Обоснование программы курса

Занятия курса «Учимся проектировать» разрабатывались в соответствии с целями и задачами новых государственных стандартов о формировании проектировочных компетентностей обучающихся и на основе авторской концепции педагогики индивидуальности человека.

1. Концепция педагогики индивидуальности О. С. Гребенюка о формировании и развитии с е м и с ф е р и н д и в и д у а л ь н о с т и как целей развития школьника:

– интеллектуальной;

– мотивационной;

– эмоциональной;

– волевой;

– саморегуляции;

– предметно-практической;

– экзистенциальной.

2. В федеральном компоненте государственного стандарта отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы… творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ проектов… создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений…».

В связи с этим возникает необходимость развивать у школьников специфические умения и навыки проектирования, а именно у ч и т ь:

– проблематизации;

– целеполаганию;

– планированию деятельности;

– поиску нужной информации;

– практическому применению знаний, умений и навыков в различных ситуациях;

– проведению исследования;

– презентации деятельности и ее результатов;

– самоанализу и рефлексии и т. д.

При разработке курса предпринята попытка найти соответствие между формированием умений и навыков проектирования и развитием сфер индивидуальности.



Характеристика программы: Программа предназначена для учителей, занимающихся проектной деятельностью. Программа «Учимся проектировать» разработана для учащихся младших классов и неразрывно связана с образовательной программой начальной школы. В первом классе объём курса - 33 часа, во 2-4 классах объем курса -34 часа. Срок освоения программы 4 года. Занятия ведутся 1 раз в неделю, по часу. Работу по программе можно варьировать и преломлять, исходя из подготовленности детей и их, психологических и возрастных особенностей.

Ожидаемый результат: Учащиеся овладеют первоначальными навыками исследовательской и проектной деятельности, информационными умениями и навыками. Публичное выступление учащихся на общешкольной НПК «Аман ес». Участие в конкурсах исследовательских и проектных работ различного уровня. Повышение качества знаний на 3% процента. Участие в различных творческих конкурсах.

Формы контроля. Анкетирование, тестирование, предоставление отчётов о проделанной работе и результатов исследования, написание рефератов, создание продуктов проектной деятельности и их презентация.

















Тематический план

Тема

Всего часов

Кол-во часов

Практическая работа

теория

практика

1. Вводное занятие. Диагностика учащихся. Знакомство с техникой безопасности.

1

1



Раздел 1. Что такое проект?





2.

Тема 1.Знакомство с типами проектов.

1

1



3.

Тема 2.Классификация проектов.

1

1



4.

Тема 3. Изучаем структуру проекта.

1

1



Раздел 2. Создание проекта.





5.

Тема 4. Знакомство с этапами работы над проектом.

1

1



6.

Тема 5.Этап предпроектной подготовки. Ведём подготовку к выполнению проектной работы.

2

1

1


7.

Тема 6. Этап планирования. Составление календарного плана работы над проектом.

2

1

1


8

Тема 7. Организационно-исследовательский этап. Знакомство с исследовательской работой.

3

1

2


9.

Тема 8. Этап представления полученных результатов. Подготовка к презентации проекта. Презентация проекта.

5

1

4


Раздел 3. Исследовательская работа.





10.

Тема 9. Знакомство с методами исследования.

1

1



11.

Тема 10. Виды исследовательской работы.

1

1



12

Тема 11. Знакомство с этапами, со структурой и оформлением исследовательской работы.

1

1



13.

Тема 12. Создание научной лаборатории «Мы юные исследователи» для проведения опытов, экспериментов.


2


2


Раздел 4. Учимся работать самостоятельно.





14.

Тема 13. Поиск, сбор информации по теме проекта с использованием различных источников.

1


1


15.

Тема 14. Изучение научно- познавательной литературы по теме и обработка информации.

1


1


16.

Тема 15. Создание реферата.

2

1

1


17.

Тема 16. Проведение исследования по конкретному заданию и оформление отчёта о результатах исследования.

2

1

1


18.

Тема 17. Работа по созданию продуктов проектной деятельности.

1


1


19.

Тема 18. Подготовка к презентации.

2


2


20.

Тема 19. Работа по созданию презентации в программе Power Point.

2

1

1



ИТОГО

33








































2 класс

Тема

Всего часов

Кол-во часов

Практическая работа

теория

практика

1. Вводное занятие. Диагностика учащихся. Знакомство с техникой безопасности.

1

1



2 Тренировочные занятия

2


2

тренинг

3 Что такое исследование?

1

1



4 Научные исследования и наша жизнь

1

1



5

Как задавать вопросы?

1

1



6

Методика «Продолжи исследование»

1


1


7

Методы исследования. Эксперимент познания в действии

2

1

1


8

Виды исследовательских работ

1

1



9

Методика проведения самостоятельных исследований

2


2


10

Коллективная игра-исследование

1


1


11

Основные логические операции

1

1



12

Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?

2


2


13

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы

2

1

1


14

Знакомство с этапами, со структурой и оформлением исследовательской работы

3

1

2


15

Создание научной лаборатории «Мы юные исследователи» для проведения опытов, экспериментов.

3

1

2


16

Индивидуальная работа

7

3

4


17

Как подготовиться к защите

1


1


17

Доклады. Презентация работ

1


1


18

Участие на внутришкольной НПК «Аман ес»

1


1








3 класс

Тема

Всего часов

Кол-во часов

Дата проведения

теория

практика

1. Вводное занятие. Знакомство с техникой безопасности.

1

1



2 Тренинговые занятия

4


4


3 Наблюдение и экспериментирование

4

2

2


4 Наблюдение и наблюдательность

4

2

2


5

Мышление и логика

3

1

2


6

Классификация

4

2

2


7

Гипотезы

2


2


8

Мотивация обучения

2


2


8

Коммуникативные умения и навыки

4

2

2


9

Мои чувства и эмоции

2

1

1


10

Мой интеллект

2

1

1


11

Способность управлять собой

2


2


12

Мои способности и проект

1


1


13

Развитие воли и успешность проекта

2


2


14

Учимся создавать проект

5

1

4


15

Индивидуальная работа

6


6


16

Как подготовиться к защите

1


1


17

Презентация исследовательских работ

12


12


18

Участие на региональной НПК «Окно в науку»

1


1


Итого

68














4 класс

Тема

Всего часов

Кол-во часов

Практическая работа

теория

практика

1. Вводное занятие. Знакомство с техникой безопасности.

1

1



2 Тренинговые занятия

2


2


3 Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске

2

1

1


4 Культура мышления

2

1

1


5

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии

3

1

2


6

Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов

2

1

1


7

Теоретические исследования

2

1

1


8

Эмпирические исследования

2

1

1


9

Фантастические исследования

2

1

1


10

Творческие исследования

2

1

1


11

Социальные исследования

2

1

1


12

Экологические исследования

2

1

1


11

Проекты и проектирование

2

1

1


12

Индивидуальная работа

3


3


13

Подготовка к защите

1


1


14

Презентация исследовательских работ

3


2


15

Участие на внутришкольной НПК «Аман ес»

1


1


16

Участие на региональной НПК «Окно в науку»

1


1


Итого

35 ч












ЛИТЕРАТУРА

1. Гайтукаева, И. Ю. Живая оценка: программа «Портфолио в школе» / И. Ю. Гайтукаева, Н. Г. Юдина. – Волгоград: Панорама, 2006.

2. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. – Калининград: Изд-во Калининградского ун-та, 2000.

3. Гудников, А. Ю. История появления и развития сотовой связи / А. Ю. Гудников. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.

4. Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум-М, 2001.

5. Молчанова, З. М. Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод. пособие / З. М. Молчанова, А. А. Тимченко, Т. В. Черникова. – М.: Глобус, 2006.

6. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. – М.: АРК ТИ, 2003.

7. Романовская, М. Б. Метод проектов в учебном процессе: метод. пособие / М. Б. Романовская. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.