Учимся проектировать
Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.
Очевидно, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь ему научиться достойно жить, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, работать в группе, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Следовательно, школа должна создавать условия для самореализации ребенка, для формирования его индивидуальности.
Цель данного курса состоит в формировании проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
– формировать у обучающихся приемы и способы проектной деятельности, позволяющие подготовить их к успешному выполнению проекта;
– способствовать развитию самоуправления, самоорганизации, самопознания и самооценки ребенка;
– помочь приобрести обучающимся новые знания о себе самом и реализовать эти знания в проектной деятельности;
– способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;
– учить школьников пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
– развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение
Обоснование программы курса
Занятия курса «Учимся проектировать» разрабатывались в соответствии с целями и задачами новых государственных стандартов о формировании проектировочных компетентностей обучающихся и на основе авторской концепции педагогики индивидуальности человека.
1. Концепция педагогики индивидуальности О. С. Гребенюка о формировании и развитии с е м и с ф е р и н д и в и д у а л ь н о с т и как целей развития школьника:
– интеллектуальной;
– мотивационной;
– эмоциональной;
– волевой;
– саморегуляции;
– предметно-практической;
– экзистенциальной.
2. В федеральном компоненте государственного стандарта отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы… творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ проектов… создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений…».
В связи с этим возникает необходимость развивать у школьников специфические умения и навыки проектирования, а именно у ч и т ь:
– проблематизации;
– целеполаганию;
– планированию деятельности;
– поиску нужной информации;
– практическому применению знаний, умений и навыков в различных ситуациях;
– проведению исследования;
– презентации деятельности и ее результатов;
– самоанализу и рефлексии и т. д.
При разработке курса предпринята попытка найти соответствие между формированием умений и навыков проектирования и развитием сфер индивидуальности.
Характеристика программы: Программа предназначена для учителей, занимающихся проектной деятельностью. Программа «Учимся проектировать» разработана для учащихся младших классов и неразрывно связана с образовательной программой начальной школы. В первом классе объём курса - 33 часа, во 2-4 классах объем курса -34 часа. Срок освоения программы 4 года. Занятия ведутся 1 раз в неделю, по часу. Работу по программе можно варьировать и преломлять, исходя из подготовленности детей и их, психологических и возрастных особенностей.
Ожидаемый результат: Учащиеся овладеют первоначальными навыками исследовательской и проектной деятельности, информационными умениями и навыками. Публичное выступление учащихся на общешкольной НПК «Аман ес». Участие в конкурсах исследовательских и проектных работ различного уровня. Повышение качества знаний на 3% процента. Участие в различных творческих конкурсах.
Формы контроля. Анкетирование, тестирование, предоставление отчётов о проделанной работе и результатов исследования, написание рефератов, создание продуктов проектной деятельности и их презентация.
Тематический план
№ | Тема | Всего часов | Кол-во часов | Практическая работа |
теория | практика |
1. | Вводное занятие. Диагностика учащихся. Знакомство с техникой безопасности. | 1 | 1 | | |
| Раздел 1. Что такое проект? | | | | |
2. | Тема 1.Знакомство с типами проектов. | 1 | 1 | | |
3. | Тема 2.Классификация проектов. | 1 | 1 | | |
4. | Тема 3. Изучаем структуру проекта. | 1 | 1 | | |
| Раздел 2. Создание проекта. | | | | |
5. | Тема 4. Знакомство с этапами работы над проектом. | 1 | 1 | | |
6. | Тема 5.Этап предпроектной подготовки. Ведём подготовку к выполнению проектной работы. | 2 | 1 | 1 | |
7. | Тема 6. Этап планирования. Составление календарного плана работы над проектом. | 2 | 1 | 1 | |
8 | Тема 7. Организационно-исследовательский этап. Знакомство с исследовательской работой. | 3 | 1 | 2 | |
9. | Тема 8. Этап представления полученных результатов. Подготовка к презентации проекта. Презентация проекта. | 5 | 1 | 4 | |
| Раздел 3. Исследовательская работа. | | | | |
10. | Тема 9. Знакомство с методами исследования. | 1 | 1 | | |
11. | Тема 10. Виды исследовательской работы. | 1 | 1 | | |
12 | Тема 11. Знакомство с этапами, со структурой и оформлением исследовательской работы. | 1 | 1 | | |
13. | Тема 12. Создание научной лаборатории «Мы юные исследователи» для проведения опытов, экспериментов. | 2 | | 2 | |
| Раздел 4. Учимся работать самостоятельно. | | | | |
14. | Тема 13. Поиск, сбор информации по теме проекта с использованием различных источников. | 1 | | 1 | |
15. | Тема 14. Изучение научно- познавательной литературы по теме и обработка информации. | 1 | | 1 | |
16. | Тема 15. Создание реферата. | 2 | 1 | 1 | |
17. | Тема 16. Проведение исследования по конкретному заданию и оформление отчёта о результатах исследования. | 2 | 1 | 1 | |
18. | Тема 17. Работа по созданию продуктов проектной деятельности. | 1 | | 1 | |
19. | Тема 18. Подготовка к презентации. | 2 | | 2 | |
20. | Тема 19. Работа по созданию презентации в программе Power Point. | 2 | 1 | 1 | |
| ИТОГО | 33 | | | |
2 класс
№ | Тема | Всего часов | Кол-во часов | Практическая работа |
теория | практика |
1. | Вводное занятие. Диагностика учащихся. Знакомство с техникой безопасности. | 1 | 1 | | |
2 | Тренировочные занятия | 2 | | 2 | тренинг |
3 | Что такое исследование? | 1 | 1 | | |
4 | Научные исследования и наша жизнь | 1 | 1 | | |
5 | Как задавать вопросы? | 1 | 1 | | |
6 | Методика «Продолжи исследование» | 1 | | 1 | |
7 | Методы исследования. Эксперимент познания в действии | 2 | 1 | 1 | |
8 | Виды исследовательских работ | 1 | 1 | | |
9 | Методика проведения самостоятельных исследований | 2 | | 2 | |
10 | Коллективная игра-исследование | 1 | | 1 | |
11 | Основные логические операции | 1 | 1 | | |
12 | Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? | 2 | | 2 | |
13 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы | 2 | 1 | 1 | |
14 | Знакомство с этапами, со структурой и оформлением исследовательской работы | 3 | 1 | 2 | |
15 | Создание научной лаборатории «Мы юные исследователи» для проведения опытов, экспериментов. | 3 | 1 | 2 | |
16 | Индивидуальная работа | 7 | 3 | 4 | |
17 | Как подготовиться к защите | 1 | | 1 | |
17 | Доклады. Презентация работ | 1 | | 1 | |
18 | Участие на внутришкольной НПК «Аман ес» | 1 | | 1 | |
3 класс
№ | Тема | Всего часов | Кол-во часов | Дата проведения |
теория | практика |
1. | Вводное занятие. Знакомство с техникой безопасности. | 1 | 1 | | |
2 | Тренинговые занятия | 4 | | 4 | |
3 | Наблюдение и экспериментирование | 4 | 2 | 2 | |
4 | Наблюдение и наблюдательность | 4 | 2 | 2 | |
5 | Мышление и логика | 3 | 1 | 2 | |
6 | Классификация | 4 | 2 | 2 | |
7 | Гипотезы | 2 | | 2 | |
8 | Мотивация обучения | 2 | | 2 | |
8 | Коммуникативные умения и навыки | 4 | 2 | 2 | |
9 | Мои чувства и эмоции | 2 | 1 | 1 | |
10 | Мой интеллект | 2 | 1 | 1 | |
11 | Способность управлять собой | 2 | | 2 | |
12 | Мои способности и проект | 1 | | 1 | |
13 | Развитие воли и успешность проекта | 2 | | 2 | |
14 | Учимся создавать проект | 5 | 1 | 4 | |
15 | Индивидуальная работа | 6 | | 6 | |
16 | Как подготовиться к защите | 1 | | 1 | |
17 | Презентация исследовательских работ | 12 | | 12 | |
18 | Участие на региональной НПК «Окно в науку» | 1 | | 1 | |
| Итого | 68 | | | |
4 класс
№ | Тема | Всего часов | Кол-во часов | Практическая работа |
теория | практика |
1. | Вводное занятие. Знакомство с техникой безопасности. | 1 | 1 | | |
2 | Тренинговые занятия | 2 | | 2 | |
3 | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске | 2 | 1 | 1 | |
4 | Культура мышления | 2 | 1 | 1 | |
5 | Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии | 3 | 1 | 2 | |
6 | Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов | 2 | 1 | 1 | |
7 | Теоретические исследования | 2 | 1 | 1 | |
8 | Эмпирические исследования | 2 | 1 | 1 | |
9 | Фантастические исследования | 2 | 1 | 1 | |
10 | Творческие исследования | 2 | 1 | 1 | |
11 | Социальные исследования | 2 | 1 | 1 | |
12 | Экологические исследования | 2 | 1 | 1 | |
11 | Проекты и проектирование | 2 | 1 | 1 | |
12 | Индивидуальная работа | 3 | | 3 | |
13 | Подготовка к защите | 1 | | 1 | |
14 | Презентация исследовательских работ | 3 | | 2 | |
15 | Участие на внутришкольной НПК «Аман ес» | 1 | | 1 | |
16 | Участие на региональной НПК «Окно в науку» | 1 | | 1 | |
| Итого | 35 ч | | | |
ЛИТЕРАТУРА
1. Гайтукаева, И. Ю. Живая оценка: программа «Портфолио в школе» / И. Ю. Гайтукаева, Н. Г. Юдина. – Волгоград: Панорама, 2006.
2. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. – Калининград: Изд-во Калининградского ун-та, 2000.
3. Гудников, А. Ю. История появления и развития сотовой связи / А. Ю. Гудников. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.
4. Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум-М, 2001.
5. Молчанова, З. М. Личностное портфолио старшеклассника: учеб.-метод. пособие / З. М. Молчанова, А. А. Тимченко, Т. В. Черникова. – М.: Глобус, 2006.
6. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. – М.: АРК ТИ, 2003.
7. Романовская, М. Б. Метод проектов в учебном процессе: метод. пособие / М. Б. Романовская. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.