«Учимся разрешать конфликты»
Сегодня мы поговорим о том что – Можно ли обойтись без ссор?
– Почему возникают ссоры?
– Как правильно ссориться?
– Что же такое конфликт?
Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон занимает позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
1. Психологический тест.
Во время конфликтных ситуаций мы ведем себя по-разному. Выделяют 5 типов поведения в конфликте.
Обратимся к иллюстрациям с животными и подписями к ним.
Черепаха | Акула | Медведь | Лиса | Сова |
Не общаться | Быть сильным | Уступить | Ты – мне, я – тебе | Сотрудничество |
Как вы думаете, какую позицию занимаете вы во время ссоры чаще всего? Напишите у себя то к кому вы относитесь.
А теперь проверим, выполнив тест.
Инструкция;
Перед вами бланк ответов. Если вы чаще действуете так, то в бланке ответов напротив номера утверждения ставите знак плюс.
Когда конфликт в классе, я:
1. Прошу ребят остановиться
2. Стараюсь, чтобы отнеслись к конфликту спокойно
3. Помогаю ребятам понять друг друга
4. Пытаюсь растащить ребят
5. Пусть конфликт разрешится сам
6. Нахожу «зачинщика»
7. Ищу причину, из-за которой возник конфликт
8. Ищу компромиссное решение
9. Обращаю все в шутку
10. Говорю: не делайте «шума из ничего»
11. Заставляю прекратить и извиниться
12. Вдохновляю на поиск другого решения
13. Помогаю им решить, от чего стоит отказаться
14. Стараюсь переключить внимание
15. Не мешаю «сражаться», пока кто-нибудь не победит
16. Ссылаюсь на правила поведения
17. Предлагаю несколько вариантов решения на выбор
18. Помогаю всем почувствовать себя комфортнее
19. Отвлекаю от конфликта каким-либо другим делом
20. Говорю, что личные проблемы должны решаться вне школы.
Бланк для ответов
А | Б | В | Г | Д |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
сумма | сумма | сумма | сумма | сумма |
Результаты диагностики:
Теперь давайте посчитаем сумму баллов в каждой колонке и выясним, в колонке с какой буквой у вас получилось наибольшее количество баллов (считаем). Если количество баллов одинаковое в нескольких колонках, то вы можете действовать по-разному в зависимости от ситуации. Например, дома вы ведете себя как черепаха, а в школе как акула.
Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке Д, то ваше поведение похоже на поведение черепахи, которая в момент опасности прячется в свои панцирь. Тактический девиз «Черепахи» – «Оставьте мне немножко и не трогайте меня». Ваш способ поведения в конфликте – уход, избегание. Стратегия избегания характеризуется стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной.
Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке Г, то ваше поведение похоже на поведение плюшевого мишки. Такая стратегия называется приспособление. Человек, придерживающийся данной стратегии, также стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. В отличие от стратегии борьбы в стратегии уступки предпочтение отдается межличностным отношениям.
Основной принцип поведения: «Все, что Вы хотите – только давайте жить дружно». Это установка на доброжелательность за счет собственных потерь. Важно иметь в виду, что стратегия уступки оправданна в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В этом случае она ведет к временному перемирию, является важным этапом на пути положительного разрешения конфликтной ситуации.
Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке В, то ваше поведение похоже на поведение лисы. Стратегия поведения называется компромисс. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.
Стратегия компромисса не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию. «Лиса» действует по принципу: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить».
Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке А, то ваше поведение похоже на поведение акулы в момент ее нападения. Эта стратегия называется доминирование, борьба, соперничество. Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «прет напролом».
Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке Г, то ваша стратегия сотрудничество, похоже на поведение совы. Данная стратегия характеризуется высоким уровнем направленности, как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Являясь одной из самых сложных стратегий, сотрудничество отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. Основной принцип данной стратегии: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю... А Вы?».
– Надо ли исправить кому-нибудь “свою галочку на животном ”?
2. Причины возникновения конфликтов
Назовите мне, пожалуйста, какие вы знаете причины возникновения конфликтов?
Основные причины возникновения конфликтов:
неумение слушать,
непонимание;
неумение договориться;
несдержанность.
В разных ситуациях мы ведем себя по-разному. Давайте попробуем решить ситуации и найти лучший способ выхода из конфликта.
3. Работа в группах.
Каждая группа получает рабочий лист (Инструкция + ситуация).
– Прочитайте предложенную вам ситуацию.
– Предложите разные способы поведения в данной ситуации и выберите лучший.
– Определите тип поведения.
Варианты конфликтных ситуаций:
Ситуация № 1. Кто-то из ребят посмеялся над твоим рисунком, сказав, что это – просто мазня.
Ситуация № 2. Учитель предложил выбрать командира в каждой группе. В одной группе голоса разделились, на роль командира претендуют двое.
Ситуация № 3. Твой друг взял у тебя книгу и обещал вернуть завтра – она нужна на уроке, но забыл ее дома.
Ситуация № 4. На уроке кто-то настойчиво обратился к тебе с вопросом, ты стал отвечать и, учитель сделал вам строгое замечание.
Ситуация № 5. Подруга (друг) рассказала всему классу секрет, который ты ей доверил.
Ситуация № 6. На празднике кто-то занял место рядом с твоим лучшим другом, а вам так хочется сидеть вместе.
5. Обсуждение:
Каждая группа зачитывает свою ситуацию. При определении типа поведения возвращаемся к иллюстрациям с животными.
Лучший способ для решения конфликтных ситуаций необходим, чтобы мы жили дружно. Чтобы жить дружно, мы используем свои лучшие качества.
Раздаю ладошки
– Напишите на “ладошке” качество, которое вам помогает дружить.
– Склейте свои “ладошки” в цепочку.
Каждая группа представляет свои “ладошки” со словами: “Мне помогает дружить …”. Каждый ребенок называет то качество, которое он написал.
Затем “ладошки” всего класса склеиваются в один круг.
4. Правила.
– Когда же конфликт будет разрешен?
– Когда достигнута цель.
– Когда сохранены хорошие отношения
– Что же надо делать, чтобы разрешить конфликт?
Дети предлагают свои варианты разрешения конфликта.
Правила поведения в конфликте
– выслушай другого
– старайся понять интересы другого
– не используй оскорблений
– не повышай голос
– доказывай свое мнение
– найди то, с чем ты сможешь согласиться в позиции другого
– возьми тайм-аут
– привлекай авторитетного посредника…
Сегодня мы с вами познакомились с понятиями конфликт, определили причины возникновения конфликтов, а также научились их решать мирным путём.
Мы поняли, что в обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.