СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся разрешать конфликты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учимся разрешать конфликты»

«Учимся разрешать конфликты»

Сегодня мы поговорим о том что – Можно ли обойтись без ссор?

– Почему возникают ссоры?

– Как правильно ссориться?

– Что же такое конфликт?

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон занимает позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

1. Психологический тест.

Во время конфликтных ситуаций мы ведем себя по-разному. Выделяют 5 типов поведения в конфликте.

Обратимся к иллюстрациям с животными и подписями к ним.

Черепаха

Акула

Медведь

Лиса

Сова

Не общаться

Быть сильным

Уступить

Ты – мне,
я – тебе

Сотрудничество

Как вы думаете, какую позицию занимаете вы во время ссоры чаще всего? Напишите у себя то к кому вы относитесь.

А теперь проверим, выполнив тест.

Инструкция;

Перед вами бланк ответов. Если вы чаще действуете так, то в бланке ответов напротив номера утверждения ставите знак плюс.

Когда конфликт в классе, я:

1. Прошу ребят остановиться

2. Стараюсь, чтобы отнеслись к конфликту спокойно

3. Помогаю ребятам понять друг друга

4. Пытаюсь растащить ребят

5. Пусть конфликт разрешится сам

6. Нахожу «зачинщика»

7. Ищу причину, из-за которой возник конфликт

8. Ищу компромиссное решение

9. Обращаю все в шутку

10. Говорю: не делайте «шума из ничего»

11. Заставляю прекратить и извиниться

12. Вдохновляю на поиск другого решения

13. Помогаю им решить, от чего стоит отказаться

14. Стараюсь переключить внимание

15. Не мешаю «сражаться», пока кто-нибудь не победит

16. Ссылаюсь на правила поведения

17. Предлагаю несколько вариантов решения на выбор

18. Помогаю всем почувствовать себя комфортнее

19. Отвлекаю от конфликта каким-либо другим делом

20. Говорю, что личные проблемы должны решаться вне школы.

Бланк для ответов

А

Б

В

Г

Д

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

сумма

сумма

сумма

сумма

сумма



Результаты диагностики:

Теперь давайте посчитаем сумму баллов в каждой колонке и выясним, в колонке с какой буквой у вас получилось наибольшее количество баллов (считаем). Если количество баллов одинаковое в нескольких колонках, то вы можете действовать по-разному в зависимости от ситуации. Например, дома вы ведете себя как черепаха, а в школе как акула.

Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке Д, то ваше поведение похоже на поведение черепахи, которая в момент опасности прячется в свои панцирь. Тактический девиз «Черепахи» – «Оставьте мне немножко и не трогайте меня». Ваш способ поведения в конфликте – уход, избегание. Стратегия избегания характеризуется стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной.

Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке Г, то ваше поведение похоже на поведение плюшевого мишки. Такая стратегия называется приспособление.   Человек, придерживающийся данной стратегии, также стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. В отличие от стратегии борьбы в стратегии уступки предпочтение отдается межличностным отношениям.
Основной принцип поведения: «Все, что Вы хотите – только давайте жить дружно». Это установка на доброжелательность за счет собственных потерь. Важно иметь в виду, что стратегия уступки оправданна в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В этом случае она ведет к временному перемирию, является важным этапом на пути положительного разрешения конфликтной ситуации.

Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке В, то ваше поведение похоже на поведение лисы. Стратегия поведения называется компромисс. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.
Стратегия компромисса не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию. «Лиса» действует по принципу: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить».

  Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке А, то ваше поведение похоже на поведение акулы в момент ее нападения. Эта стратегия называется доминирование, борьба, соперничество. Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «прет напролом». 

  Если вы набрали наибольшее количество баллов в колонке Г, то ваша стратегия сотрудничество, похоже на поведение совы. Данная стратегия характеризуется высоким уровнем направленности, как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Являясь одной из самых сложных стратегий, сотрудничество отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему. Основной принцип данной стратегии: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю... А Вы?».

Надо ли исправить кому-нибудь “свою галочку на животном ”?

2. Причины возникновения конфликтов

Назовите мне, пожалуйста, какие вы знаете причины возникновения конфликтов?

Основные причины возникновения конфликтов:

  • неумение слушать,

  • непонимание;

  • неумение договориться;

  • несдержанность.

В разных ситуациях мы ведем себя по-разному. Давайте попробуем решить ситуации и найти лучший способ выхода из конфликта.

3. Работа в группах.

Каждая группа получает рабочий лист (Инструкция + ситуация).

Прочитайте предложенную вам ситуацию.

Предложите разные способы поведения в данной ситуации и выберите лучший.

Определите тип поведения.

Варианты конфликтных ситуаций:

Ситуация № 1. Кто-то из ребят посмеялся над твоим рисунком, сказав, что это – просто мазня.

Ситуация № 2. Учитель предложил выбрать командира в каждой группе. В одной группе голоса разделились, на роль командира претендуют двое.

Ситуация № 3. Твой друг взял у тебя книгу и обещал вернуть завтра – она нужна на уроке, но забыл ее дома.

Ситуация № 4. На уроке кто-то настойчиво обратился к тебе с вопросом, ты стал отвечать и, учитель сделал вам строгое замечание.

Ситуация № 5. Подруга (друг) рассказала всему классу секрет, который ты ей доверил.

Ситуация № 6. На празднике кто-то занял место рядом с твоим лучшим другом, а вам так хочется сидеть вместе.

5. Обсуждение:

Каждая группа зачитывает свою ситуацию. При определении типа поведения возвращаемся к иллюстрациям с животными.

Лучший способ для решения конфликтных ситуаций необходим, чтобы мы жили дружно. Чтобы жить дружно, мы используем свои лучшие качества.

Раздаю ладошки

Напишите на “ладошке” качество, которое вам помогает дружить.

Склейте свои “ладошки” в цепочку.

Каждая группа представляет свои “ладошки” со словами: “Мне помогает дружить …”. Каждый ребенок называет то качество, которое он написал.

Затем “ладошки” всего класса склеиваются в один круг.

4. Правила.

Когда же конфликт будет разрешен?

Когда достигнута цель.

Когда сохранены хорошие отношения

Что же надо делать, чтобы разрешить конфликт?

Дети предлагают свои варианты разрешения конфликта.

Правила поведения в конфликте

– выслушай другого

– старайся понять интересы другого

– не используй оскорблений

– не повышай голос

– доказывай свое мнение

– найди то, с чем ты сможешь согласиться в позиции другого

– возьми тайм-аут

– привлекай авторитетного посредника…

Сегодня мы с вами познакомились с понятиями конфликт, определили причины возникновения конфликтов, а также научились их решать мирным путём.

Мы поняли, что в обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.