СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся разрешать конфликты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час  на тему:  Учимся разрешать конфликты.

Просмотр содержимого документа
«Учимся разрешать конфликты.»

Классный час на тему: Учимся разрешать конфликты.

Цель : формирование у учащихся компетентностей в области преодоления конфликтных ситуаций.


Задачи:

Воспитание чувства уважения друг к другу;

улучшение взаимоотношений в классе;

ознакомить учащихся с видами конфликтов и причинами их возникновения;

формирование умения решать конфликтные ситуации;

профилактика агрессивного поведения учащихся в школе.



Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель.

Приветствие уч-ся:

Рада видеть на нашем классном часу тех, кто сегодня весёлый, грустный, у кого имя начинается на «В», тех, кто с удовольствием пришёл на наш классный час и охотно будет работать.

Спасибо. Садимся.

На доске у нас есть определённые геометрические фигуры. Соответствующие у вас на партах, пожалуйста, прикрепите их на своё место и получите слово, которое подскажет нам тему нашего классного часа.





( Конфликты)



Тема нашего классного часа – конфликты.

Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас это слово? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)

Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации. Неужели ничего положительного нет в конфликтах? (Поиски истины, открытия, самоутверждение и т.п.) Могут ли люди обходиться без конфликтов?

II. Работа с понятиями

Классный руководитель.  Для плодотворной работы нам нужно знать значение некоторых слов и фраз.В толковом словаре слово “конфликт” означает “столкновение, серьезное разногласие, спор”. Давайте поработаем с этим понятием в парах.

Первая группа объяснит, кого мы называем “конфликтным человеком”?

Вторая группа объяснит, что значит “ конфликтовать”.

Третья группа найдет значение выражения “конфликтная ситуация”.

Четвертая группа пояснит значение слова “компромисс”.

(В течение 5 мин. Дети обсуждают задания в парах.)

I. Интерактивная беседа по теме “Ну, и заварил кашу?”

Классный руководитель. Ребята, приходилось ли вам “заваривать кашу”? В чем это заключалось?

Примерные ответы детей:

– Сделал такое, что потом еле-еле распутал.
– Натворил гадостей, потом родители расхлебывали.
– Напутал чего-то, перессорился со всеми.
– Попадал в трудное положение, из которого не мог найти выход.
– Очень осложнил, запутал одно дело, которое исправлять пришлось другим.

Классный руководитель. А есть и другая поговорка со словом “каша”: “С тобой каши не сваришь!” О ком так говорят? Примерные ответы детей:

– О бестолковых, ленивых, тупых.
– Об упрямых, несговорчивых.
– О тех, кто не может сотрудничать.
– О таком человеке, с которым невозможно договориться.

Классный руководитель. Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать? Как прекратить расхлебывать кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа.

II. Незаконченные предложения по теме “Отчего происходят конфликты?”

Классный руководитель. Поднимите руки, кому приходилось когда-либо участвовать в конфликтной ситуации?

(Дети поднимают руки.)

Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта? Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: “Причиной конфликта было то, что...”

(Дети поднимают руки, высказываются.)

Примерные ответы детей:

– У нас с подругой были разные мнения о чём-то.
– Мы по-разному относились к одному мальчику.
– Мы обе хотели быть лидерами в классе.
– У нас совершенно разные характеры.
– Мне не понравилось его поведение.
– Он оскорбил моего брата.
– Мы стали болеть за разные футбольные команды.
– Он стал фанатом музыкальной группы, которую я не переношу. И т. п.

Классный руководитель. Как видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

III. Мини-лекция “Эти вредные конфликты”

Классный руководитель. Конфликт – это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. Ученые выявили несколько разновидностей конфликтов. Самый распространенный – неуправляемый конфликт. Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу и вы возмутились: “Вот нахал, даже не извинился!” Теперь уже тот вынужден нападать: “На такси нужно ездить!” В результате дело может дойти и до драки.

Другой вид конфликта – холодная напряженность (внутренний конфликт). Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, ветеран показывает свое удостоверение, люди молчат, но внутри у них все кипит. Но вот кто-то не выдержал и запротестовал, очередь его поддерживает и разгорается скандал. Этот вид конфликта называется “пристройка снизу”.

Есть и третья разновидность – избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.

В чем же вред таких конфликтов? Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, все валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

Прежде всего ни в коем случает нельзя употреблять запрещенные приемы – это фразы типа: “Да брось ты!”, “Что ты понимаешь?”, “Ты же вроде умный человек, а говоришь чепуху”. Наоборот, просто волшебное действие производят слова: “мне кажется”, “может быть, я ошибаюсь”, “может быть, ты со мной согласишься” и т. п. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

IV. Практикум. Способы предотвращения конфликтов

Классный руководитель. Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространенных. Первый способ предупреждения конфликта – это мягкое противостояние. Мягкое противостояние – это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно и отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека. Второй способ называется “конструктивное предложение”. Это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог устроить всех. Рассмотрим конкретные ситуации. Мягкое противостояние

Классный руководитель. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.

(Учитель дает слово детям, желающим высказаться. Если желающих не будет, можно предложить высказаться детям, сидящим в первом ряду. Каждый ученик, не вставая с места, должен обратиться по имени к соседу и высказать свои претензии (в максимально доброжелательной форме). Не страшно, что все дети будут говорить одни и те же слова. Важно, чтобы они нашли нужную интонацию – достоинство и твердость в мягкой форме.)

Примерные фразы:

– Дима, не хочется ссориться, но мне очень не нравится, когда моими вещами пользуются другие.
– Саша, не обижайся, но это мои учебники, и мне удобнее пользоваться ими одному.

И т. п.

Конструктивное предложение.

Классный руководитель. У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликтов с помощью конструктивного предложения?

(Дети высказываются также, как и в предыдущем случае.)

Примерные ответы детей:

– Лена, мне кажется несправедливым то, что я одна ношу в школу учебники, давай будем делать это по очереди. Тогда никому не будет обидно.
– Я понимаю, Аня, как тяжело носить в школу полный портфель книг. Сейчас есть такие портфели на колесиках и с выдвигающйся ручкой, как чемоданы. Может, попросишь у родителей такой на Новый год или на день рождения?

Классный руководитель. Мягкое противостояние и конструктивное предложение – это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.

V. Проблемная ситуация “Шесть шагов к миру”

Классный руководитель. Если не остановить конфликт, он разгорается как пожар. И потушить его иногда бывает невозможно. А если это конфликт между народами, он может закончиться непримиримой войной. Тогда в район конфликта приходят миротворцы, которые пытаются погасить вражду и ненависть, восстановить диалог между народами. Для погашения конфликта психологи придумали специальное правило – “Шесть шагов к миру”. Предлагаю вам выступить в роли миротворцев. В нашем классе недавно вспыхнул конфликт между {имена, фамилии). Попробуем погасить этот конфликт с помощью шести шагов. Для начала приглашаю конфликтующие стороны к доске.

(Дети выходят к доске и становятся с двух сторон от учителя, причем учитель просит их встать подальше друг от друга.)

Ребята, нам кажется, что этот конфликт надоел уже и вам самим, но никто не хочет первым делать шаги к примирению. Мы вам предлагаем сделать целых шесть шагов.

Чтобы сделать эти шаги, вам нужно честно и четко ответить на мои вопросы. Итак, сделайте первый шаг!

(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

А теперь дайте честный и точный ответ на вопросы: “Какое мое желание привело к конфликту?” и “Чего хочет человек, с которым у меня конфликт?”

(Дети по очереди отвечают.)

Так, теперь нужно сделать шаг второй...

(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

.. .и ответить на вопросы: “Из-за чего возник конфликт? Нам обоим хочется получить одно и то же? Или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно?”

(Дети отвечают.)

Делаем третий шаг.

(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

Спросите себя: “Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим то, чего хотим? Какое это может быть решение?

(Дети отвечают.)

А теперь спросите себя: “Сколько таких решений мы можем придумать вместе с моим противником?”

(Дети отвечают.)

А какие решения вам могут подсказать одноклассники?

(Дети, сидящие за партами, поднимают руки, отвечают.)

Когда возможные компромиссы найдены, пора делать четвертый шаг.

(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

Подумайте, какое из этих решений самое лучшее? К чему приведет каждое из предлагаемых решений? Буду ли я доволен их результатами? Будет ли доволен мой противник?

(Дети отвечают.)

Мы уже почти погасили конфликт – делаем пятый шаг.

(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

Отвечаем, какие решения устроят нас обоих? Будем ли мы выполнять эти решения?

(Дети отвечают.)

Остался один шаг!

(Дети делают один шаг навстречу друг другу.)

Нужно дать ответ на последний вопрос: “С чего начать наше перемирие? Что покажет нам, что мы не ошиблись?” {Нужно пожать друг другу руки.)

(Пожимают руки.)

Вот мы и погасили этот конфликт – перемирие состоялось. Но не всегда будет рядом с вами учитель или взрослый. В таких случаях каждый из вас может выступить миротворцем и попытаться погасить конфликт или хотя бы развести конфликтующие стороны подальше друг от друга.

VI. Дискуссия “Нужны ли нам миротворцы?”

Классный руководитель. Как вы считаете, ребята, помогут эти б шагов примирить противников? Нужно ли вообще устанавливать перемирие? Может быть, у вас есть какие-то другие способы выхода из конфликтных ситуаций?

Примерные ответы детей:

– Даже и 10 шагов не помирят тех, кто презирает друг друга.

– А если один из них поступил подло и некрасиво? Я считаю, что тогда не нужно им мириться.

– Да они через 2 дня уже забудут, из-за чего подрались, и не нужно будет никакого перемирия.

– Можно сцепиться мизинцами: “Мирись, мирись, мирись... и т. д.” – это будет гораздо лучше, а главное – короче.

– Если они захотят помириться, они это сделают и без б шагов. А если кто-то из них не захочет, и сто шагов не помогут.

– Есть пословица: “Двое дерутся, третий не лезь!” Станешь их мирить, сам двух врагов наживешь.

– Способы выхода из конфликта в каждой ситуации разные. Можно осудить обе стороны, можно наказать (если, например, дети подрались), можно каждому объяснить, в чем он неправ.

– В конфликте неправы оба, нужно просто им объяснить это, а ни в коем случае не вставать на сторону одного.

И т. п.



Классный руководитель

 Поговорим  о собственном поведении в конфликтной ситуации.

Прошу детей ответить на вопросы теста.

«Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации( когда ссоритесь)?»

 Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте определенное количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего ваше  поведение. Если подобным образом ведете себя

часто – 3 балла

от случая к случаю – 2 балла

редко – 1 бал

 Вопрос 1. Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?

  1. Угрожаю или дерусь

  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

  3. Ищу компромиссы.

  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

  5. Избегаю противника.

  6. Желаю во, чтобы то ни стало добиться своей цели.

  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически – нет.

  8. Иду на компромисс.

  9. Сдаюсь

  10. Меняю тему.

  11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

  13. Немножко уступлю, и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

  14. Предлагаю мир.

  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

На доске:

1

6

11

А

2

7

12

Б

3

8

13

В

4

9

14

Г

5

10

15

Д

Подсчитайте количество баллов под номерами…

Узнайте количество баллов по типам.

Определите свой стиль (больше всех баллов по буквам)

 А. – это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что-то бы то ни стало, стремитесь выиграть. Это тип человека, я всегда прав.

 Б. – это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы всегда стараетесь предложить альтернативу, ищете решение,  удовлетворили бы обе стороны.

 В. – «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

 Г. – «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» своей добротой. С готовностью  вы встаете на  точку зрения противника, отказываясь от своей.

 Д. – «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

 Делаем выводы из тестирования.

     Получив результаты теста, возможно, кто-то из вас открыл что-то новое в себе. Но не стоит воспринимать это как нечто неизменное. Это повод задуматься и в дальнейшем изменить свою точку зрения, самого себя.



Игра практикум.

Существуют разные способы выхода из конфликта.

      В ходе этой игры мы рассмотрим некоторые из путей выхода из конфликта.

  1. Разделимся на группы.

  2. Раздать задания (выбираются наиболее типичные конфликтные ситуации).

  3. Обсудить конфликтную ситуацию, предложить найти выход из этой ситуации. 

Ситуация №1

      Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?

 Ситуация №2

    В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед  одноклассниками – мальчишками.Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?

 Ситуация №3

       На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?



Существует много способов решить возникшую конфликтную ситуацию:

 Прежде чем вступать в спор успокойся, обдумай, взвесь все.

Просчитай в уме до десяти.

Будь  мудрее.

Выяснить причину ссоры, попытайся объяснить о возможных моральных  травмах.



VII. Заключительное слово

Классный руководитель. В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Какое впечатление оставил классный час? Прибавилось ли уверенности в своих силах? Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения конфликтов?

Учитель: Предлагаю поделиться впечатлениями о том, изменилось ли что-то в ваших взглядах на конфликт.

Учитель: В заключение нашего занятия, я попрошу вас, ребята, заполнить анкету.

Анкета "Обратная связь" .

Фамилия, имя __________________________________________________

1. Оцени (по 5-балльной системе), насколько тебе понравилось занятие_____

2. Что понравилось больше всего?__________________________________

_________________________________________________________________

3. Оцени (по 5-балльной системе), насколько полезным было для тебя обсуждение данной темы

4. Считаешь ли ты необходимым обсуждение данной темы с ребятами других классов? Почему?