Я делаю так.
Я очень люблю писать стихи, стараюсь научить этому и своих учеников. Начинаю работу уже с 5 класса. Сначала с ребятами определяем цели и задачи, определяем пути их решения:
Цели: 1.Узнать, что такое стихотворение.
2.Узнать правила написания стихотворений.
3. Научиться писать стихотворения.
Пути достижения целей: 1.Узнать из разных источников: -что такое стихотворение -композицию стихотворения -правила написания стихов.
2. Научиться писать стихи .
3.Написать стихотворения.
А начинаем мы с самого простого: определяем, подобно Незнайке, рифму .
Рифма – повтор звуков, связывающих окончания двух или более строк
Найдите рифму:
розы - (морозы)
труде – (везде)
туманы - (поляны)
луна - (одна)
тишь – (камыш)
А что такое ритм?
Ритм – периодическое повторение каких-либо элементов стихотворной речи через определенные промежутки. Сложно для понимания. А как вы, ребята, думаете, ритм есть только в стихотворении? (нет, он есть в музыке, в ходьбе и даже в прозаическом тексте)
Итак, давайте вспомним стихи, которые вышли из-под пера Незнайки.
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
или
Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
Как вы думаете, научился Незнайка писать стихи? Посмотрите на них внимательно: Что есть, а чего нет в стихах незнайки? (рифма? ритм? смысл?)
Значит, может быть рифма, ритм, а настоящего стихотворения не получится. Попытаемся понять, что же такое - настоящие стихи.
Стихотворение – это небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи; обычно лирическое произведение. Стихотворение состоит из: 1. Стих- это одна стихотворная строка(строфа). 2. Из стихотворных строк ,составляется стихотворение. 3. Строфами называются четверостишья
Для написания стихов ребята должны овладеть азами стихосложения. В классическом стихе первое место занимает рифма. Рифмуются не слова и не звуки, а СТРОКИ. При этом важно выдерживать и стихотворный размер (способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения или его отрывка).
Рифмовка – порядок чередования рифм в стихе. Существует несколько способов рифмовки. Например, смежная рифмовка, перекрестная рифмовка, кольцевая.
Смежная рифмовка: строки рифмуются по принципу: 1122, то есть первая строка со второй, третья с четвертой.
Пример: Есть у меня друзья. (1)
Ссориться с ними нельзя. (2)
Друзья вернее всех. (1)
С ними вас ждет успех. (2)
Перекрестная (или классическая): 1212. Первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой.
Пример: Мороз вернулся к нам внезапно. (1)
Превратился дождь в ледок . (2)
Мы с тобой построим горку, но а завтра, (1)
Завтра встретим холодок. (2).
Кольцевая: 1221. Первая строка рифмуется с четвертой, вторая − с третьей.
Спрятался от нас большой грибок. (2)
За березкой белой и травой (1)
С горки ты сбежишь крутой. (2)
Ты найди его, дружок. (1) .
На первых уроках используем из приведенных способов перекрестную или одинарную рифмовку при написании. Отмечено, что комбинировать между собой разные способы рифмовки не следует, кроме этого не нужно стараться сделать стихотворения объемными. Максимум 2-3 строфы – этого вполне достаточно, чтобы выразить то, что хотим сказать. Необходимо соблюдать размер (звук) стиха, то есть написанные строки должны состоять из примерно одинакового количества слов, правильно расположенных и созвучных между собой.
Это первые уроки стихосложения. На следующих уроках м изучаем ударения и ритм, знакомимся с ямбом и хореем.
У нас уже есть некоторые результаты. Так стихотворение одной ученицы было напечатано в сборнике "Проба пера -2017 год", еще за одно стихотворение ученица получила диплом Первой степени во Всероссийском конкурсе "Россия". Мои ребята являются активными участниками многих конкурсов : пожарная безопасность, по программе ППМИ , что позволило нам выиграть в конкурсе по строительству спортплощадки и ремонта школьной крыши.
Так пишут начинающие...
Стихи о пожаре.
Что такое огонь?
Это зло иль добро ?
Коль горит он в печи
И печет пироги,
Это только добро:
Всем тепло, хорошо.
Ну а если в лесу
Сжигает деревья, траву.
Это будет пожар.
Берегись ты его!
Сделай всё, чтоб огонь
Не прорвался наружу.
***
Знают все, что спички не игрушка,
Но порой случается беда.
И огонь стремится вдруг наружу,
Всё сжигая на пути тогда.
Береги отчий дом, природу.
От пожара злого береги.
Никогда ты не давай свободу
Искорке, вдруг вспыхнувшей, туши.
-Пожарные.
На машине ярко-красной
Мчатся все они скорей.
Труд тяжелый и опасный
-ученик 6 класса.
-Везде огонь.
Вблизи горят
Дома, сараи, погреба.
Быстрей я побегу
И пожарных позову.
Пусть они огонь потушат,
Потому что он не нужен.
-ученик 6 класса.
-Огонь- это не игрушка.
С огнем нельзя играть!
Все заживо спалит:
Все деревья и леса.
С огнем бороться трудно.
И как им не понять:
Что в руки спички детям
Никогда нельзя брать.
- ученик 7 класса
А это чуть постарше...
О Победе...
Мой дедушка прожил так мало:
Погиб в рассвете своих лет.
Он защищал родную землю
В тот далёкий 41-й год.
Он так хотел, чтоб его внукам
Никогда не грозила беда,
Чтоб засыпало землею
Страшное слово-война
.Но мир сегодня такой хрупкий,
Такая зыбкая тишина...
Но была же деда победа.
Пусть будет она навсегда!
- ученик 8 класса
Размышления о победе…
Сегодня мирно мы живем,
Увлекшись школой и работой .
Заботясь каждый о своем,
Храним мы память обо всем.
И это не должны забыть:
Священный подвиг наших дедов,
Отчизны нашей сыновей.
Фашизма кровавая жатва
Миллионы жизней унесла.
Земля от взрывов содрогалась,
Огнем объятая была.
Все началось с бомбардировки
В пыль обращались все дома.
В руинах города лежали,
Кровью пропитана земля…
Ступил фашист на нашу землю.
Но одолели мы врага,
Ценой больших потерь, утрат,
Мы вырвали победу эту!
-ученик 9 класса.
Письмо к солдату.
Как ты, солдат, там воюешь?
Много врагов уж истребил?
Я знаю, по мне ты тоскуешь,
Знаю, мой милый, меня не забыл.
А нас снова бомбили…
Попали в наш двор,
Соседей убили,
Снесли наш забор.
А нас снова бомбили,
Сколько мертвых лежат…
Фашисты про чувства забыли,
Взяв автомат…
Партизанов искали,
Но мы молодцы- мы их не сдали,
Хоть сильно пугали, глаза завязали.
Фашисты ушли.
Мы вздохнули свободно…
Зачем нам войны нужны?
Ведь наш дух не сломить,
Мы не сдадимся!
Могут даже убить,
Но своего врагам не добиться!
Так вернись же, солдат ,
Ты с победой домой.
--- ученица 9 класса
Березовая роща.
Берёзовая роща.
Прохлада, тишина…
Здесь можешь ты услышать
Пенья соловья.
Кукушка прокукует,
Считая нам года…
А осенью тихонько
По роще ты пройдешь
И целое лукошко
Грибочков набёрешь.
Как хорошо зимою
На лыжах здесь пройти.
Берёзы , как невесты,
В заснеженной фате…
И всё это так близко,
Ни где-нибудь вдали:
В санаторий Глуховского
Всё можете найти!
- ученица 5 класса.
Я думаю, что делаю неплохо, но нам ещё есть над чем работать. А это значит, путь к новым свершениям открыт...