СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель - пример для подражания.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

О работе учителя. Какие трудности ждут педагога.

Просмотр содержимого документа
«Учитель - пример для подражания.»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа №73
имени Александра Васильевича Молчанова.





Итоговый индивидуальный проект на тему:

«Учитель»













Автор работы

Ученик 10 «А» класса

Поляхов Данил

Научный руководитель

Попова Галина Петровна



г. Краснодар

2020

Оглавление

Введение…………………………………………………………….……………….3

1.История профессии……………………………………………….………………4

2.Квалификация…………………………………………………….……………….6

3.Плюсы и минусы………………………………………………….………………7

4. Перспективы……………………………………………………….……………..8

5. Трудоустройство…………………………………………………….…………...9

6. Роль учителя……………………………………………………………………..10

7.Опрос………………………………………………………………...……………13

Заключение…………………………………………………………...…………….14

Список использованной литературы……………………………….……………..15





















Введение

Учитель - это одна из самых сложных профессий. Этой профессией сложно овладеть целиком, поскольку на протяжении всей жизни приходится многому учиться, и этот процесс не прекращается никогда. Вся его деятельность направлена на обучение и воспитание будущих поколений. Не случайно школу сравнивают со вторым домом, ведь от того, какая будет атмосфера и настрой учителя в классе, зависит желание детей получать знания. В современной России труд является неотъемлемой составляющей в обучении учеников. Актуальность этой темы заключается в том, что профессия эта остаётся в числе самых востребованных в стране, так как в некоторых сёлах и городах зачастую нельзя получить достаточное образование для поступления в какое-либо учреждение, из-за чего приходиться нанимать репетиторов или вовсе обучать детей самому, что очень нелегко. Проблема проекта, соответственно, это причины, из-за которых в стране так не хватает педагогов. Поэтому эта тема очень актуальна и нам нужно дать основу для жизни, доступно и качественно донести до каждого ребенка те знания, без которых невозможно состояться как личности. Целью данного проекта является выяснение сложностей, причин выбора, плюсов и минусов данной профессии. Из этого вытекают следующие задачи: найти источники, посвящённые теме учителей и составить опрос, соответствующий цели проекта.

Объект проекта: профессия учителя

Предмет: профессиональная деятельность учителя

Методы исследования: Интернет-ресурсы, литература, опрос







1. История учительства

Первым и самым верным учителем человечества была, конечно же, природа. Наблюдая за птицами, паводками и поведением животных, солнцем, древние люди научились определять погоду, узнавать о приближении землетрясений, наводнений, извержений вулканов, определять смену времён года, время суток. Природа учила людей выживать. Самые опытные, знающие из старшего поколения люди становились учителями-жрецами. Жрецы занимали самый высокий статус в древнем государстве. Для людей того времени согласовывать свою жизнь и прибегать к помощи жреца было естественным. Жрецы обучали музыке и поэзии, танцам и атлетике, письму, чтению и счёту. В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету. На Руси при монастырях также открывались школы, правда, поначалу исключительно для юношей. Немного позже возможность учиться появилась и у девушек. Они получали образование в женских монастырях. В XVII веке в России был открыт институт благородных девиц. Здесь за девушками присматривала классная дама. Позднее состоятельные семьи стали нанимать гувернанток. Ещё в давние времена авторитет учителя был очень высок. Даже обычный человек, умеющий писать и читать, имел большой почёт и уважение. Из истории известно, сколько тягот приходилось переживать учителям. Они подвергались гонениям, но знания, которые они несли обществу, со временем был всё ярче и ярче. Благодаря им советский народ считался во всем мире самым читающим. Возникновение российского учительства во многом повлияло на возникновение особой социальной прослойки в обществе - русской интеллигенции. Интересно то, что само слово «учитель» появилось тогда, когда человечество осознало, что знание само по себе ценность.







2. Квалификация

Чтобы вступить в ряды учителей, лучше всего получить профессиональное образование. Можно отучиться в педагогическом колледже или в университете, пройти курсы повышения квалификации и стать учителем высшей категории. В общем же, для всех специальностей требуется, чтобы учитель

- отлично знал свой предмет,

- красиво и интересно подавал материал аудитории,

- владел ораторским мастерством,

- обладал грамотной речью и проявлял ее при письме, был примером для окружающих

Но даже этого будет недостаточно, если человек хочет стать квалифицированным специалистом, которому нужно будет иметь ряд других не менее важных качеств.

Требования к квалификации преподавателя: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика", либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении.

Из этого можно сделать вывод, что далеко не каждый человек может стать учителем, и работа в этой сфере – очень сложное занятие, которое не всякий осилит.

Существует такое понятие как «квалификационная категория». У педработников они бывают двух видов: первая и высшая. Отличаются они лишь стажем и личными достижениями. Такая категория устанавливается на срок 5 лет. Аттестация осуществляется аттестационными комиссиями. Причём важно учитывать, что: нельзя получить высшую категорию, не получив первую; обратиться за получением высшей категории после получения первой можно не раньше, чем через два года; если при получении категории было отказано, то повторно можно будет обратиться не раньше чем через год. Сама аттестация может происходить несколькими путями: собрать подробное портфолио или же сдать соответствующий экзамен, после сдачи которого можно получить категорию (портфолио при этом собирать не нужно). Раньше по завершении аттестации выдавался специальный лист, сейчас же данная информация публикуется на сайте. Молодые люди, только что окончившие вуз, становятся молодыми специалистами. Здесь важно учитывать возраст (в регионах варьируется, где-то до 30 лет, где-то до 35) и через какое время бывший студент пришел в школу.  Например, в Краснодаре статус действует 3 года с года окончания учебного заведения высшего или среднего профессионального образования и до достижения работником 35 лет (если учитель только закончил вуз, но ему уже больше 35 лет, молодым специалистом он не является). При этом он продлевается, если учителя забрали в армию или он находился в отпуске по уходу за ребенком. Данный статус в 2019 году дает молодым специалистам 45% к окладу, а закончившим с красным дипломом – 50%.

Исходя из вышеперечисленных суждений, чтобы стать учителем, нужно, помимо умения взаимодействовать с учениками и ораторского мастерства, иметь среднее профессиональное образование, а также первую или высшую квалификационную категорию.













3. Плюсы и минусы профессии

Работа в любой сфере общества имеет как свои сильные, так и слабые стороны. И данная профессия не является исключением.

Говоря о минусах, сюда входят:

1. Стресс

Учительское ремесло относится к числу наиболее стрессовых профессий. Педагоги постоянно испытывают психологическое давление, связанное из-за работы с детьми. Ведь если учитель неправильно себя поведёт с ребёнком, то это может стать причиной появления проблем. Таких примеров существует огромное количество.

2. Работа с документацией

Многие люди ошибочно полагают, что школьные учителя занимаются лишь тем, что проводят уроки, и проверяют их домашние и контрольные работы. Но, на самом деле, это не так. На каждом педагоге лежит огромный объём работы с документацией. Они заполняют учебные планы, отчёты и другую документацию.

3. Взаимоотношения с родителями

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок получил хорошее школьное образование. Но при этом некоторые из них требуют хороших оценок не от детей, а от учителей. Поэтому периодически между педагогом и родителями могут возникать конфликты и спорные ситуации. Известны случаи, когда из-за споров с родителями учеников, учителя просто уходили из профессии.

4. Домашняя работа

К сожалению, рабочий день учителя продолжается и в домашней обстановке, когда нужно проверять домашние работы, забранные сочинения, рефераты, что отягчает свободный график работы

Из плюсов же можно выделить следующее:

1. Продолжительный отпуск

Это по-настоящему самое сильное преимущество данной профессии, потому что большинство отпусков совпадают со школьными каникулами, в частности с летними, что не может не радовать.

2.Стабильность
Работа учителя по праву считается одной из наиболее стабильных специальностей. Придя в школу, человек может проработать на одном месте 30-40 лет. Так что если человек ищет стабильности, то он может пойти работать учителем

3. Постоянное развитие профессиональных навыков.

У педагога есть возможность постоянно развиваться, читая новые статьи и исследования по своему предмету. Этой актуальной информацией он может делиться с учениками.

4. Трудоустройство

Так как школа – это государственное учреждение, то соответственно, и принимают сюда официально, а значит имеются сильные преимущества.

Однако и данные пункты могут изменяться в зависимости от места работы.













4. Перспективы

У педагога всегда имеется несколько путей развития. Он может пойти работать в обычную, либо частную школу. Помимо этого, учитель может сам давать частные уроки. Те, кому нравится работать с более взрослыми людьми, могут попробовать себя в роли преподавателя высшей школы. Зачастую заработная плата учителей зависит от того места, в котором они работают. Соответственно, меньше всех получают бюджетники, работающие в обычной школе. Но нередко люди данной профессии совмещают сразу несколько работ одновременно, занимаясь не только преподаванием, но и репетиторством. Обычно средняя зарплата учителя колеблется в пределах двадцати-двадцати пяти тысяч рублей. Если мы будем затрагивать вопрос о трудоустройстве, то здесь стоит заметить, что особых проблем с этим нет. Обычно школы с удовольствием берут на работу тех молодых специалистов, что проходили у них практику и сумели зарекомендовать себя с лучшей стороны. Также стоит заметить, что в обычных школах нередко бывает текучка кадров, так как молодые учителя редко остаются работать в бюджетных общеобразовательных учреждениях слишком долго. Помимо этого стоит учесть, что карьерная лестница у учителей довольно короткая. Хороший учитель, обладающий организаторскими способностями, может стать завучем или заведующим по учебной части. Следующая ступень, непосредственно, директор школы. Но здесь учителю приходится заниматься не только учебной деятельностью, но и администрированием. Но если человек чувствует, что это действительно его дело, которому он бы хотел посвятить всю свою жизнь, то ему будет немного проще, так как в подобном случае данная работа всё равно будет ему нравиться, что немаловажно.







5. Трудоустройство

Современная  школа принимает на работу выпускников разного уровня, обучавшихся по разным программам (специалитета, магистратуры, бакалавриата). В связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты и новую систему финансирования руководителям образовательных учреждений приходится еще более взвешенно подходить к проблеме подбора кадров. Одним из самых простых способов устроиться на работу в школе является обращение в родное учебное учреждение, которое вы заканчивали. Если педагог во время обучения нашёл общий язык с педагогическим составом и зарекомендовал себя в качестве ответственного человека, то при наличии свободных мест, специалисту, скорее всего, удастся устроиться на работу. Многих амбициозных людей, желающих посвятить свою жизнь преподавательской деятельности, интересует вопрос, а можно ли устроиться на работу в школе учителем, не имея профильного образования. К сожалению, это невозможно. Человеку потребуется закончить хотя бы педагогический колледж или лицей. Но с таким образованием он сможет стать лишь учителем начальных классов. Для того, чтобы преподавать в старших классах, потребуется закончить высшее учебное учреждение с педагогической направленностью. В редких случаях устроиться на работу в школу можно без профильного образования. Но для этого человек должен досконально владеть знаниями, которым он желает обучать детей. Решение о приеме на работу принимается администрацией школы. Для того чтобы устроиться на работу в школе, вовсе не обязательно обладать опытом работы. Специалисты без опыта работы принимаются как в муниципальные, так и в частные школы.







6. Роль учителя

Во-первых, происходит развитие самого общества, в я связи с чем меняется и роль педагога. Иначе и быть не может: педагог живёт в обществе и, следовательно, вместе с ним переживает все те же эволюционные и революционные перемены, которые происходят в этом обществе. Неудивительно, что в разные исторические эпохи социальная роль педагога менялась, эволюционировала от уровня наёмного ремесленника до государственного служащего.

Любой учитель не просто учит своему предмету, но и осуществляет педагогическую деятельность в целом. А это значит что будучи педагогом он постоянно находится во взаимодействии с детьми, родителями, коллегами, другими людьми и выполняет определенные необходимые функции т. е., как их иначе называют - "Функции педагогической деятельности". Исследования ученых показали, что в педагогическом процессе реализуются следующие взаимосвязанные функции учителя: диагностическая - связанная с изучением учащихся уровня их воспитанности, обученности; прогностическая - выражается в умении учителя определять направление воспитательной деятельности на каждом этапе воспитательной работы; конструктивно-проектировочная функция - обеспечивающая отбор и организацию содержания учебного материала, а также предполагающая постановку дальних перспективных целей обучения и воспитания и организаторская - связанная с вовлечением учащихся в педагогический процесс и стимулированием их активности; информационная - связанная с передачей научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации, а также коммуникативная - предполагающая установление доброжелательных взаимоотношений со всеми участниками педагогического процесса; творческая - определяющая отношение педагога к педагогической деятельности как творческому процессу.

Необходимо повысить необходимую значимость труда учителя, поскольку низкая общественная оценка этого труда по таким факторам, как большая загруженность учебной и воспитательной работой, недостаточность свободного времени, низкая оплата труда понижают его социальный престиж. Повышение социальной ценности труда учителя обеспечило бы приток в педагогические вузы наиболее подготовленной части абитуриентов, после чего можно осуществить отбор в педагогические учебные заведения по рекомендациям, которые дает руководство школ на основе научно обоснованных разработанных требований по определению профессионально — педагогической пригодности к профессии учителя. Проблема подготовки современного учителя — одна из важнейших социально — педагогических проблем. Разрабатывая педагогику как науки, особое внимание многие исследователи уделили проблеме учителя и системе его подготовки. Для развертывания процессов саморазвития большое развитие имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приема формирования верной самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй — сопоставить их с мнением окружающих. Учитель должен получить такие специальные педагогические знания, которые помогли бы ему ясно и четко определить цель воспитания и ясно руководить процессом воспитания на всех его этапах. Специальные педагогические знания нужны учителю также для развития умственных способностей детей и привлечения их активного внимания.

Отношение к учителям всегда является таким же критерием человечности, порядочности. Они являются неотъемлемой частицей нашего бытия, они будто объединяют между собой поколение, так как передают свой опыт и накопленные знания.





7. Опрос

Опрос, который был проведён среди учителей школы, состоит из 6 вопросов, с помощью которых были выявлены сложности, причины выбора, а также плюсы и минусы данной профессии. В опросе участвовали 19 человек. Первый вопрос был отвлечённым, и поэтому в общем анализе он имел наименьшее влияние

1. Порекомендовали бы Вы свою профессию кому-либо другому?

На этот вопрос ответили

«А» - 2 участника

«Б» - 4 участника

«В» - 7 участников

«Г» - 6 участника

2. Сложно ли Вам было устроиться эту работу?

«А» - 6 участника

«Б» - 7 участника

«В» - 4 участников

«Г» - 2 участника

На следующие вопросы были даны развёрнутые ответы

3. Какие в Вашей профессии главные минусы?

На этот вопросы были получены такие ответы как постоянная занятость и большая ответственность, с чем, я думаю, нельзя не согласиться

4. Какие в Вашей профессии главные плюсы?

На этот вопросы были получены такие ответы как взаимодействие с учениками/коллегами, саморазвитие.

5. Что бы вы хотели изменить/улучшить в ней?

Изменить хотели бы профильную систему обучения в старших классах, так как нынешняя система выбивает из колеи и не даёт равномерно обучать учеников.

6. Пожалуйста, назовите причины, благодаря которым вам понравилась эта работа. Причина были такова: это взаимодействие с учениками, которые более являются более открытыми в плане общения и с ними, нежели с коллегами, можно поговорить порой о чём-то действительно интересном.

Заключение

Цели и задачи, поставленные в работе, выполнены. В том числе выяснение причин выбора, плюсов и минусов данной профессии относительно учителей школы. В первой главе речь шла об истории учительства, из которой выяснилось, что данная профессия своими корнями уходит глубоко в историю. Затем, обсудив квалификацию, выяснились такие трудности при поступлении, как получение определённых категорий и статус молодого специалиста. Далее мы описали основные плюсы и минусы, входившие сюда, из чего можно сделать вывод, что здесь есть как заметные минусы, так и достойные плюсы. Из перспектив стоит отметить относительно небольшую карьерную лестницу. Трудоустройство может сложиться так, что можно начать работать в родной школе, и это также один из положительных моментов в этом отношении. Вообще, вся деятельность педагогов направлена на обучение и воспитание будущих поколений. Учителю постоянно приходится обучаться, ведь эта профессия очень сложна. Проведённый опрос показал, что большинство учителей устроились на эту работу благодаря тому, что они привыкли к такому образу жизни и им нравится их занятие, таким образом мы приходим к выводу, что работа учителя может быть сложной и вместе с тем интересной, если найти к ней правильный подход.

















Список использованной литературы

  1. Моя профессия - учитель / https://infourok.ru/proekt-moya-professiya-uchitel-2754949.html

  2. Плюсы и минусы профессии учителя /https://www.pozdravik.ru/den-uchitelja/kak-stat-uchitelem

  3. Профессия учитель / https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/10/14/proekt-professiya-uchitel

  4. Современный учитель / https://kopilkaurokov.ru/istoriya/prochee/issliedovatiel-skii-proiekt-sovriemiennyi-uchitiel

  5. Национальный проект «Образование» / https://edu.gov.ru/national-project

  6. Cовременное образование / https://mel.fm/blog/aleksey-kalachev/4869-sovremennoye-obrazovaniye-ili-traditsionnaya-shkola-sravnivayte-i-vybirayte

  7. Статусы учителя в школе / https://shkola-imy.ru/%E2%80%9C/uchitelyu/ statusy-uchitelya-v-shkole-i-usloviya-ikh-polucheniya

  8. Роль учителя в современном обществе / https://scienceforum.ru/2015/article/2015013557