СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель вчера, сегодня, завтра

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебно-исследовательская работа о развитии народного образования в Курском крае, на территории Октябрьского района Курской области и с.Черницыно Октябрьского района Курской области

Просмотр содержимого документа
«Учитель вчера, сегодня, завтра»

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Черницынская средняя общеобразовательная школа»

Октябрьского района Курской области









Учебно-исследовательская работа

«Учитель вчера, сегодня, завтра»






Авторы работы:

Михина Е., Конорева К. ,

Ларина К. , Сазонова В.


Руководитель:

Молчанова

Светлана Викторовна.













с. Черницыно

2015год





Оглавление

  1. Введение


  1. Основная часть.

    1. Потребности населения в образовании.

2.2. Учителя земских школ.

2.3. Учащиеся земских школ. Положение учебного дела.

2.4 Библиотеки и их читатели.

2.5. Система образования и ее развитие на территории Октябрьского района Курской области

    1. . Система образования и ее развитие на территории с.Черницыно


  1. Заключение.


  1. Список использованной литературы

























Введение.

Актуальность исследования.

Однажды мы спросили у своего учителя математики, что повлияло на выбор её профессии. На что она ответила: «Моя первая учительница Симоненко Евдокия Фёдоровна очень часто болела. Мне приходилось иногда проводить за неё уроки. В ту пору мне было 11 лет. Тогда я и решила, что обязательно стану учителем. В четвертом классе я впервые стала победителем районной олимпиады по математике. Решающую роль в выборе профессии учителя математики сыграл Гребенников Павел Андреевич – мой кумир, мой Учитель математики».

И тогда мы решили поподробнее узнать о том, как развивалось образование в нашем крае, какими были учителя сто лет назад. Качественной информации по теме мы не нашли и решили подготовить материал по данной проблеме самостоятельно, а затем познакомить с ним обучающихся нашей школы. Обратились за помощью в Государственный архив Курской области, районный отдел образования, музеи школ нашего района. Изучение материалов архива показало, что большую роль в развитии народного образования играли земства. Именно по их инициативе были созданы общедоступные начальные школы для крестьянского населения края, что привело к росту грамотности населения. Этот фактор был наиважнейшим в условиях развития страны и края по капиталистическому пути.

Предметом исследования является деятельность школ Курской области по развитию образования населения.

При написании работы использовались методы анализа, синтеза, обобщения архивных материалов и опубликованных материалов, которые позволили представить общую картину состояния образования в школах области, Октябрьского района и села Черницыно.

Цель исследования: на основе имеющихся архивных источников и опубликованных материалов проанализировать состояние образования в школах Курской губернии и области, Октябрьского района и села Черницыно.

Задачи работы:

  • на основе имеющихся в ГАКО документов выяснить потребности населения курского губернского земства в образовании;

  • показать уровень подготовки, состояние преподавания и проблемы учителей земских школ;

  • дать качественную характеристику обучающихся земских школ;

  • исследовать систему и специфику организации учебного процесса;

  • показать роль библиотек в образовательном процессе.

При написании данной работы были использованы следующие источники:

  • Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы: Учеб. пособие для студ. педагогических заведений. – М., 1900;

  • Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения 1802—1902 годов. – СПб., 1902;

  • Народное образование в России: Исторический альманах. М., 2000.

  • документальные источники - «Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1905/0906 учебного года» в двух частях, «Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1904/1905 учебного года», изданные в 1905, 1908 годах типографией Курского губернского земства и находящиеся сейчас в Курском государственном архиве, в сборники включены почти все документы, необходимые как для негативной, так и позитивной оценки образования системы в земских школах Курского губернского земства. Из этих документов были использованы докладные записки учителей, характеризующие потребность населения в земских школах, статистические таблицы, характеризующие количество школ по районам земства, социальный состав учителей школ, количество учеников по школам, изучаемые предметы;

  • документальные источники архива РОО, школьных музеев и архивов МКОУ «Черницынская СОШ», « Ленинская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов», «Залининская СОШ» и др.;

  • фотографии и документы из личных архивов учителей и их родственников.

Все эти документы и литература содержат достаточный фактический материал, статистические данные, которые позволили познакомиться и проанализировать состояние образования в школах Курской губернии и области прошлого века. И, так как, целостного всестороннего исследования, обобщающей работы по данной теме нет, что подтверждает актуальность данного исследования и позволяет предпринять попытку проанализировать состояние образования и его развитие на территории Октябрьского района и села Черницыно.

Потребности населения в образовании.

В школьной статистике Курского губернского земства читаем, что население Курской губернии в огромных массах уже начинает осознавать весь вред невежества и, понимая значение образования для культурного развития государства, выражает недовольство существующей постановкой школьного дела и крайней ограниченностью учебного курса начальной школы, которая не отвечает требованиям жизни, и настойчиво стремится к повышению уровня элементарной народной школы»1.

В подтверждение этого обратимся к полученным отзывам крестьянских обществ, которые собрали и обработали учителя земских школ. Их 502. Мнения об отношении к школе и образованию разделились.

1,2% этих отзывов отражают мнение крестьян, относящихся к школе отрицательно: «Население не только не высказывается за повышенный тип школ, но мало интересуется и имеющейся низшей».

36,2% отзывов говорят об удовлетворенности крестьян начальной школой, и у них отсутствует желание создать более продвинутый курс обучения для своих детей. «Типом нынешних начальных школ население довольно, потому что дети учатся три года, а потом делаются помощниками своих родителей во всех полевых и домашних работах», «Оно (образование) кажется им по своей программе велико: им бы читать бы, да «отчу» знать».1

Наибольший же процент отзывов (52,7%) составляют те, которые сообщают о том, что население не удовлетворяется нынешним типом начальной школы.

Один из учителей пишет: «Бывало много случаев, когда отец, приводя в школу мальчика, усердно просил меня: «доведи, пожалуйста, моего сынишку до дела, и мы тебя не забудем». «Зачем тебе», - интересовался учитель. «А затем, что дома все равно есть нечего, земли мало, а научится, да попомнит бога и нас в нужде не оставит», - отвечал тот.

Учитель указал, на то, что в ближайшем городе есть училище и на другие училища, ближайшие по расстоянию. На что крестьянин ответствовал: «Где уж нам? И всех пожитков наших не хватит на один год квартиру выплатить, да там ведь, и в лаптях не пойдешь, а на хорошие сапоги и платье тоже много нужно».

«Нет, школа дает мало знаний и развития, а умение читать и писать не удовлетворяет население, таких в селе достаточно»2.

Из этих отзывов видим, что трехгодичная школа свою задачу выполнила: она вызвала у населения охоту к учению, воспитала любовь к знанию, к просвещению, но удовлетворить потребности населения, по краткости в ней курса, не в состоянии.

Выражая свое неудовольствие существующей постановкой школьного дела, значительное число сельских обществ (225) вместе с тем высказываются о пользе повышенного образования для крестьянских детей.

Вот что пишут об этом учителя и учительницы: «Часто приходится слышать, что хорошо бы завести и у них школу как в Грайвороне (т.е. городское училище), а то научится читать, писать, а потом забудет, да и некуда поткнуться с такими маленькими знаниями».

«Лет пять тому назад мужики села Марицы Льговского уезда, хлопотали об открытии у них училища сильно повышенного типа, сейчас у них двухклассное министерское училище»3.

Многие крестьянские общества высказываются в пользу расширенного курса начальной школы, но опасаются, что потребуется много затрат при организации нового дела, и что они не смогут их осуществить.

«За крайним недостатком средств они высказываться о повышении школ повышенного типа не могут. Если же школа не потребует затрат крестьян, такая школа будет встречена радостно».

206 сельских обществ высказали свое мнение по поводу содержания образования. В 40 случаях предлагают расширить курс школы в общеобразовательном направлении.

«Желают изучать географию, историю, русский язык и арифметику». Многие желают получить знания по сельскохозяйственному управлению, и письмоводству».

«Заметно желание получить сведения практического характера – составление расписок, прошений, считать на счетах, заметен особенный интерес к истории и географии».

В программе повышенной школы многие предлагают изучать различные ремесла.

«По мнению народа желательно бы изучать ремесла: столярное, токарное, слесарное, а также курс общеобразовательных предметов».

«Население желает, чтобы в школах, кроме общеобразовательных предметов изучали сельское хозяйство, садоводство, пчеловодство».

«Из геометрии – измерение площадей; из физики – электричество и его применение в современной жизни; из географии – все части света и сельское хозяйство».

9 крестьянских обществ высказали пожелание открыть такие школы, где наряду с общеобразовательными предметами изучали бы ремесла и получали сельскохозяйственные знания.

«Общее образование, знание гражданского права и законов своего Отечества, а также ремесло, садоводство, огородничество и прочее, что нужно для хозяйства и для заработка куска хлеба, так как земля крестьянская мала, и кормиться с нее трудно»4.

Есть несколько требований сельских обществ, довольно неожиданных для крестьянского уровня. «Крестьяне желают изучать анатомию, физиологию, педагогику, лечение и распознание самых частых деревенских болезней, правоведение»5.

Многие сетуют на то, что нет средств на дальнейшее обучение детей. «Это бы всякий желал отдать своих детей для дальнейшего обучения, да куда отдаст бедняк? ». «Надо бы поучить Ваньку ещё, да в Махневой надо нанять квартиру, а не на что»

В целях повышения уровня земских школ, в Курской губернии были введены четырехгодичные курсы обучения в 210 школах, что составляло 22,1% общего числа всех земских школ6.

Таким образом, видим, что крестьяне очень серьезно относились к обсуждению вопроса о повышении уровня народной земской школы, настойчиво, в большинстве своем, стремились раздвинуть рамки начальной школы, понимая насущную необходимость образования для своих детей.

Учителя земских школ.

В 1905 – 1906 учебном году учителей в земских школах Курской губернии насчитывалось 1276 человек, что на 86 больше, чем в 1904-1905 году. Наибольше увеличение произошло в Корочанском уезде – 15 человек, в Новооскольском – 13 человек. Больше всего учителей в Старооскольском

уезде – 131, в Суджанском – 118, в Грайворонском – 113 человек, в Корочанском – 109.

Значительное количество учителей – это выходцы из крестьянского сословия – 32,9%, представители духовенства – 24,6%, мещан – 18,9%, дворян – 15,7%. В школах работали в основном женщины – 63,7%, учителя-мужчины составляли 36,7%.1Мужская часть учительства имеют специальное педагогическое образование (63,5%). Женщины-учителя получили педагогическую подготовку в средних учебных заведениях (42,2 % ), а в гимназиях (37,7%). То есть уровень подготовки учителей достаточный7. (Приложение 1).

Лучшими педагогическими кадрами обеспечен Курский уезд. Где 90,9% учителей имеют хорошую педагогическую подготовку, затем идут Льговский – 78,6%, Суджанский _ 76,4, Щировский – 66,7%, Белгородский – 63,8%.

Учителя в основном молодого возраста от 26 до 35 лет. Пожилых учителей от 50 и более лет - 4%..

За свою работу учителя получали в среднем 302 рубля 56 копеек в год. В Старооскольском уезде - 276,34 рублей, в Белгородском уезде - 332,63 рублей, в Курском уезде – 331,66 рублей, в Льговском уезде – 329,54 рубля.

Учителя тратили на соль- 13 рублей (в месяц), домашние расходы на кухне – 16 рублей 15 копеек (чай , бурак , капуста , хлеб, крупы, посуда), на одежду, спички, белье, ваксу уходило 5 рублей 21 копейка.

Средств на удовлетворение духовных потребностей - выписку газет, журналов, на экскурсии не было вообще.

Семейное положение учителей удручает. Не состояли в браке более 60% , среди женщин - 82 % одинокие. Одной из причин такого положения учителя называли необеспеченность материальными средствами и жильем. Врачи того времени считали, что безбрачное положение учителей грозит серьезному нарушению нервной системы, вызывает неудовлетворенность жизнью и является причиной истерии8. И, действительно, значительная часть заработка учителей уходила на восстановление здоровья. Учителя болели нервными расстройствами, ревматизмом, чаше всего ОРЗ (30 %).

Курское губернское земство пыталось помогать учителям, выделяло им по 2,5 рублей в год на приобретение педагогической литературы. Через каждые пять лет жалование увеличивалось на 10 % , 25 % , 45 % , 70 % . То есть,

учитель, проработавший 25 лет в школе, мог получить 510 рублей в год.

В среднем по губернии на одного учителя в школах приходилось 58 учащихся, а нормой считалось 60 человек. В Белгородском уезде на одного учителя приходился 71ученик, в Новооскольском уезде - 84. Это снижало продуктивность преподавания. Труд учителя осложнялся еще и тем, что им приходилось преподавать: огородничество, садоводство, пение, гимнастику, вести занятие с взрослыми и заведовать библиотеками9.

Таким образом, изучив положение учителей того времени, приходим к выводу о том, что уровень подготовки учителей начальных школ был достаточным для обучения крестьянских детей, они были молоды и работали на энтузиазме (как и сейчас). И, не смотря на то, что прошло более ста лет с тех пор, многие проблемы, которые волновали учительство того времени, актуальны и для наших педагогов – материальная неустроенность, отсутствие средств на достаточное удовлетворение духовных потребностей, профессиональные болезни, большая педагогическая нагрузка и масса обязанностей не связанных с процессом обучения.

Учащиеся земских школ. Положение учебного дела.

Число учащихся в земских школах курской губернии к 1 января 1906 года было 75920 душ обоего пола, мальчиков 58452 , а девочек 17468 . Меньше девочек, потому что население не обращало внимания наобразование женщин, они занимались домашними делами, заготовляли себе приданное. Вот что об этом пишут учителя: «девочки поступают охотнее в церковную школу, где учебники выдают бесплатно», «девочек определяют в школу неохотно, грамота среди них мало ценится». «В нашей местности крестьяне на обучение девочек смотрят, как на дело для них совсем непригодное».10 «Многие родители в холодную, грязную погоду девочек в школу не отпускают».

Начальную школу заканчивали 14 % мальчиков и 11% девочек Учащиеся сдавали экзамены, успешно от 87% до 98% учащихся. Очень многие учащиеся не завершали полный курс обучения в начальной школе, уходили из нее, унося с собой лишь небольшой запас механических знаний и умений, не дающих никакой пользы ни для жизни, ни для науки.Детям, прошедшим полный курс обучения, выдавали (в качестве подарка) книги. Лучшие ученики получали Похвальные листы.

Некоторые развитые учащиеся полагали, что такое вознаграждение бесцельно, считая, что гораздо лучше получить в подарок книгу. Об этом говорится в стихотворении одного из учеников, он его сам сочинил (к сожалению, авторство не указано). Стихотворение называется «Похвальный лист»11.(Приложение 2).

В 1905-1906 годах в Курской земской губернии работала 951 школа, на 64 больше чем в 1904-1905 г. В школах обучается только 5 % ребят, в то время как дети школьно возраста составляют 9% населения, то есть обучалось чуть больше половины12.(Приложение 3).

Учебный год длился 135 дней или 4,5 месяца. Наибольшая продолжительность учебного года была в Шигровском уезде – 145 дней, наименьшая в Дмитриевском уезде – 123 дня и это, не смотря на то, что Министерство народного просвещения установило норму учебного года 180 дней, то есть 6 месяцев13.(Приложение 4).

Таким образом, каждый уезд терял по 1,5 месяца учебного времени. Обычно год начинался в сентябре – 59,8%, были случаи начала занятий в августе, октябре и даже ноябре месяцах. Заканчивался год в апреле – 53,3%, в марте – 33,6%, в мае – 2,9%. Крайняя ограниченность учебного периода являлась серьезным тормозом в деле успешности школьного обучения.

Обучались обычно от 4 до 7 часов в день, таким образом, на классную работу приходилось от 30 до 42 часов в неделю. Медики считали, что такая продолжительность занятий могла привести к ухудшению здоровья учащихся.

В школах большое внимание уделяли изучению русского языка, арифметики, священной истории. По всем урокам задавали домашние задание. Чаше всего дети дома готовились к урокам слабо, потому что отвлекались на мелкие работы по хозяйству, ухаживали за скотом. Жилищные условия крестьянских семей не давали детям никаких возможностей для подготовки домашних заданий, так как часто семья ютилась в 1-2 комнатах по 10-12 человек вместе с животными, что мешало ученику сосредоточиться и готовиться к урокам. После окончания начальной школы, через 3-4 года, у него не оставалось и половины полученных знаний.

Таким образом, приходим к выводу о том, что, не смотря на желание крестьян дать своим детям образование, реальная картина обучения крестьянских детей в школах весьма неутешительна - в Курской губернии обучалась грамоте лишь половина детей.

Подготовка учеников была слабой, так как условий для выполнения

домашних заданий у детей не было, они часто отвлекались на домашние хозяйственные дела, учебный год был коротким, что не позволяло выполнить учебные программы по предметам.

Многие дети не завершали курс начальной школы по разным причинам. Главной из них является материальная – отсутствие у населения средств на обучение детей и необходимость оказывать помощь родителям по хозяйству, чтобы не умереть с голоду.

Библиотеки и их читатели.

Большая роль в деле просвещения населения в Курской губернии отводилась библиотекам. В 1905/1906 году в Курской губернии числилось 241 библиотека14.(Приложение 5). В среднем на одну библиотеку приходилось 106 читателей, что меньше, чем в 1903- 1904 гг. (137), и 1904/1905 гг. (140). Читать стали также меньше, в среднем на одного читателя приходится 6,6 книг, в 1904/1905 – 7,7 книг.

Заведованием библиотек занимались учителя за вознаграждение 15-60 руб. в год. Выдача книг производится 1 раз в неделю, что явно недостаточно. Жители деревень не считали чтение серьезным занятием, из-за которого лишний раз нужно пройтись до соседней деревни.

Среди читателей значительно больше мужчин – 6228 человек, женщин всего 928 человек. Однако, читателей женщин увеличивается гораздо быстрее, чем мужчин. Основной массой читателей являются дети до 15 лет, их более 50%. Наибольшим спросом пользуется русская беллетристика – 44,2%, духовно-нравственная литература - 11,5%, наименьшим – юридическая литература. Библиотеки недостаточно выписывают газет и журналов из-за недостатка денежных средств. Читатели же, наоборот, с большим интересом относились к чтению газет и журналов. «В 1905 – 1906 гг. отношение к библиотекам ослабло, большой спрос на газеты, а их то и нет при библиотеках».

Многие библиотеки не имели помещения для читальни, ютились в случайных свободных помещениях, или существовали как придаток к школе, чайной. Учителя, занятые выдачей книг, недовольны оплатой своего труда, относятся к делу формально, «неаккуратно ведут тетради записей читателей, односложно отвечают на их вопросы»15.

Таким образом, библиотеки, которые по идее должны способствовать повышению образования населения, свою роль не выполняли из-за отсутствия денежных средств. Библиотек было, явно, недостаточно. Взрослое население губернии читало мало, испытывало большую потребность и периодических издания, но их-то в библиотеках и не выписывали. Основную массу читателей составляли учащиеся школ.


Система образования

и ее развитие на территории Октябрьского района Курской области

Народное образование на территории современного Октябрьского района Курской области как система учреждений образования начало развиваться в конце XIX века в виде церковноприходских школ и земских народных училищ. В соответствии с «Текущей школьной статистикой. Год первый 1895/96» на территории Дьяконовской и Старковской волостей Курского уезда, в то время существовавших в рамках современного Октябрьского района действовала одна Старковская начальная школа, земское народное училище по терминологии тех лет. Но уже в 1896/97 году работали четыре школы: В Старковской волости в с. Старково обучались 74 ученика, в том числе две девочки, в с.Вышнее Дроняево обучались 44 ученика( 41 мальчик и 3девочки), в Дьяконовской волости в с.Дьяконово в мужской школе обучались 40 мальчиков. Длительность учебного года не была строго регламентированной. Обычно занятия начинались в середине или конце осени и заканчивались к апрелю месяцу. В школах наблюдался большое отсев обучающихся. Только около трети поступивших в первый класс заканчивали школу с соответствующим документом об образовании.

Постепенно сеть школ развивалась, открывались школы в тех деревнях и селах, где их ранее не существовало. На 10 декабря 1906 года в Дьяконовской волости работали 14 школ:

  • в д. Лютчина - земская школа;

  • в с. Покровское - одна земская и одна церковноприходская школа;

  • в д. Нижнее Малыхино – земская школа;

  • в с. Полонёво – земская школа;

  • в с. Дьяконово – две земских школы, две церковноприходских и одна министерская школа;

  • на х. Журавлин – земская школа;

  • в с. Черницыно – одна земская и одна церковноприходская школа;

  • в д. Анахино - земская школа;

В Старковской волости работали 13 школ:

  • в д. Липино - земская школа;

  • в д. Ванино - земская школа;

  • в с. Пименово (Орехово) - церковноприходская школа;

  • в с. Полянское - церковноприходская школа;

  • в с. Плаксина - церковноприходская школа;

  • в д. Авдеево – земская школа;

  • в с. Быканово (Костино) - церковноприходская школа;

  • в с. Старково - земская школа;

  • в д. Потаповка - земская школа;

  • в д. Вышнее Дроняево - земская школа;

  • в с-це Анпилогово - земская школа;

  • в д. Лукина - земская школа;

В 1913/14 году в Дьяконовской и Старковской волостях работали 23 только земские школы( земские народные училища). Кроме них действовали и учительницу Старковской школы.

. В земских народных училищах в 1913/14 году работали 27 преподавателей. Среди них можно отметить:

1. Хрущева Федора Васильевича – учителя III Дьяконовской школы.

2. Ходова Андрея Ивановича – учителя Половневской школы.

3. Суханову Антонину Васильевну – учительницу Анахинской школы.

4. Чумичеву Варвару Леонтьевну – учительницу Прямицынской школы.

5. Трубникова Александра Федоровича – учителя Лозовской школы.

6. Гридину Клавдию Георгиевну – учительницу Старковской школы.

7. Шевлякову Марию Филипповну - учительницу Старковской школы.

До 1917 года сеть школ существенно не изменилась. После Великой Октябрьской Социалистической революции для всей страны и для народного образования наступили новые времена и новые трудности, связанные с революционным переустройством жизни, гражданской войной и послевоенной разрухой. Советское правительство предпринимает усилия по организации советской трудовой школы. Декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 25 января 1918 года ( по старому стилю) запрещается преподавание религиозных вероучений во всех государственных, общественных и частных учебных заведениях, а церковноприходские школы изъяты из ведомства местных епархиальных властей и декретом СНК от 5 мая( 23 апреля) 1918 года переданы в ведение Наркомпроса наряду со средними, высшими, специальными учебными заведениями и учреждениями дошкольного и внешкольного образования. 16 октября 1918 года издается «Положение» и «Декларация» о единой трудовой школе. К осени 1918 года все старые школы Курской губернии были преобразованы в школы I ступени. С 1920 года начали открываться школы для взрослых. В этот период многие школы временно не работали, работали периодически, некоторые закрылись совсем. Прекратили свою деятельность церковноприходские школы, начали открываться советские трудовые школы.

Так в 1926 году в с. Артюховка в здании бывшей барской усадьбы открылась начальная школа, в с. Половнёво возродилась школа в домах бывших богатеев Струкова, Кориневского и железнодорожного мастера Фармазина.

В 1934 году в результате нового административно-территориального устройства Советской России и появления областей и районов, в нашей местности был образован Ленинский район Курской области. В 1935 году в районе создан отдел народного образования, который осуществлял руководство всей сетью начальных и семилетних школ, подбор и расстановку педагогических кадров, укрепление материально-технической базы учреждений образования, организацию начального всеобуча: устройство и защиту детей, оказавшихся без попечения родителей, претворение в жизнь политики партии в деле народного образования.

С 1930-1934 годов, согласно постановлению ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении» от 25 июня 1930 года в нашей сельской местности вводится обязательное обучение в объёме четырёх лет. Это позволило уже в 1937 году добиться ликвидации неграмотности. В предвоенные годы в районе действовало восемь семилетних школ, а в 1940 году была открыта первая средняя школа района – Ленинская средняя школа.

Фашистская агрессия и Великая Отечественная война, конечно, не способствовали развитию образования, а причинили ему огромный ущерб. В то время многие учителя стали на защиту родины с оружием в руках, вступив в армию, оказавшись в партизанском отряде или в подполье на временно оккупированной врагом территории. Школы района в период оккупации не работали. Их здания использовались для различных нужд. Так в здании Артюховской школы располагался госпиталь 23ей стрелковой дивизии, а в здании Анахинской школы оккупанты устроили конюшню. Многие учителя сражались с захватчиками. Необходимо поименно назвать учителей – участников Великой Отечественной войны:

1. Пожилов Алексей Фролович – уч. истории Ленинской средней школы.

2. Здоровенко Андрей Семенович – уч. трудового обучения.

3. Рябиченков Фёдор Прохорович – уч. физкультуры.

4. Суликошвили Алексей Алексеевич – уч. истории.

5. Баранов Павел Васильевич – уч. математики.

6. Бакренко Евгения Фёдоровна –уч. математики.

7. Зубец Сергей Иванович – уч. истории.

8. Гребенников Павел Андреевич – уч. математики.

9. Крутиков Борис Кириллович – уч. истории, директор.

10. Черных Дмитрий Максимович – уч. истории.

11. Колесниченко Андрей Петрович – уч. начальных классов

12. Мякотина Мария Романовна – первая пионервожатая.

13. Лобакова Мария Акимовна – уч. химии Ленинской средней школы (партизанка).

14. Щетинков Иван Стефанович – уч. Авдеевской школы.

15. Битюкова Валентина Владимировна – уч. Анахинской школы.

16. Толубеева Валентина Васильевна – уч. русского языка и литературы Анахинской школы.

17. Данилов Иван Павлович – уч. математики.

18. Ковалёв Иван Михайлович– уч. истории, директор.

19. Лозовский Василий Иванович – уч. истории Половнёвской школы.

20. Кумков Аркадий Петрович – уч. физики Старковской школы.

21. Карасев Иван Никитович – уч. Б. Долженковской школы.

22. Карасев Василий Никитович –уч. Б. Долженковской школы.

23. Авдеев Леонид Харитонович – уч. физкультуры Авдеевской школы.

24. Амелин Василий Семенович – директор Никольской школы.

25. Тарасов Алексей Михайлович – уч. начальных классов Черницынской школы.

В период военного лихолетья многие педагоги активно участвовали в оборонительных работах добровольно и по мобилизации, рыли противотанковые рвы, окопы, выполняли различные тыловые работы.

Зимой 1943 года, после изгнания оккупантов с территории района, в феврале месяце началось восстановление разрушенного войной хозяйства и возрождение школ.

В местностях, освобожденных от фашистов, немедленно создавались фонды всеобуча. Не было учебников, наглядных пособий, разнообразного инвентаря, мебели, школьных зданий. Недоставало всего. Но люди работали, открывали мастерские для ремонта детской одежды и обуви. Дьяконовская и Горбулинская школы отличились организацией и сбором поношенной одежды, бывшей в употреблении обуви и передачей их после ремонта особо нуждающимся детям. Это способствовало привлечению к обучению большинства детей школьного возраста. Уже в конце 1943 года в районе работали школы в количестве одной средней, восьми семилетних и тридцати семи начальных. Они руководствовались «Правилами для учащихся» , утвержденными СНК РСФСР 2 августа 1943 года, которые устанавливали обязательное обучение с семилетнего возраста, вводили ученические билеты, пятибалльную систему успеваемости и поведения, выпускные экзамены в начальной и семилетней школе, экзамены на аттестат зрелости и награждение выпускников десятых классов за отличные успехи в учёбе и примерное поведение золотыми и серебряными медалями.

В послевоенные годы продолжалась поступательное развитие народного образования, укрепление его материальной базы, повышение уровня квалификации учителей, качество усвоения изучаемых предметов выпускниками школ.

С 1949 года стало вводиться всеобщее образование в объёме семилетки. Постепенно в районе сокращалось число начальных школ, потому что они реорганизовались в семилетние, а затем и в восьмилетние школы. За 4-5 лет, с 1959 по 1964 годы все школы планировалось перевести с обязательного семилетнего на обязательное восьмилетнее образование. Восьмилетки в свою очередь становились средними школами. Этот процесс продолжался не только с февраля 1963 года и по декабрь 1970 года, когда наша местность входила в состав Курского района области, но и после образования Октябрьского района 9 декабря 1970 года. С этого времени начинается новый этап развития народного образования в нашем районе. Со временем было развернуто строительство новых школьных зданий, пристроек к ним пришкольных интернатов, спортивных залов. Ко времени образовании Октябрьского района, в 1970/71 учебном году, на территории района действовали шесть средних школ, двенадцать восьмилетних и двадцать начальных. В них обучались 7607 учащихся. Кроме того в райцентре среднее образование можно было получить в вечерней средней школе работающей молодёжи. Начинают свою работу районный Дом пионеров с 1971 года в составе 85 детей и 7 преподавателей: детская юношеская спортивная школа с 1972 года; музыкальная школа с 1974 года, в составе 50 учащихся и трех преподавателей. В разные годы в строй действующих вступили новые здания Большедолженковской, Лобазовской, Черницынской, Дьяконовской, Артюховской, Половнёвской, Залининской, Ленинской школ, детских садов в Старково, Боьшедолженково, Дьяконово, Половнёво, Алябьево, Артюховке, районный детский сад-ясли «Солнышко» в п. Прямицыно, детский сад «Радуга» у завода ЖБИ.

В 1979 году в п. Прямицыно был открыт межшкольный учебно-производственный комбинат - УПК, в котором учащиеся старших классов получали рабочие специальности механизаторов, операторов машинного доения, швеи, водителей, электриков, плотников, маляров-штукатуров, операторов-стерилизаторов, продавцов. УПК успешно работал до 1992 года, когда прекратил свою деятельность по причине финансово-экономических трудностей в стране. В 1996 году на базе УПК и очно - заочной средней школы работающей молодёжи начала работать Октябрьская средняя школа с профобучением.

В период с 1975 по 1978 годы в районе особо интенсивно шел процесс укрупнения школ и сокращения их количества. В наибольшей степени этот процесс затронул начальные школы, которые были закрыты почти повсеместно, а их учащиеся были переведены в восьмилетние и средние школы. С 1993 по 1998 годы резко сократилось количество детских садов и количество детей в них.

К 2000 году система образования Октябрьского района включает следующие учреждения:

  • Средние общеобразовательные школы:

1. Артюховская

2.Плотавская

3.Лобазовская

4. Дьяконовская

5. Половнёвская

6. Залининская

7. Ленинская

8. Черницынская

9. Ванинская

10. Б. Долженковская

11. Старковская

12. Никольская

13. Октябрьская средняя школа с профобучением

  • Основные общеобразовательные школы:

1. Авдеевская

2. Анахинская

3. Филипповская

Главным богатством и главной движущей силой народного образования района всегда являлись люди: учителя, учащиеся, воспитатели и другие работники системы образования. В количественном отношении число учащихся и учителей в школах района с 1971 года постоянно изменялось. В 1971 году в школах района насчитывалось 7604 учащихся и 395 учителей. На 1 сентября 2000 года число учащихся составило 3801 человек, а учителей – 503 человека. В школу пришли учителя-логопеды, учителя-психологи, преподаватели основ православной культуры. Профессиональный уровень педагогов района достаточно высок. 73% из них имеют высшее специальное образование, 20%- среднее специальное и 7% незаконченное высшее. Все они периодически повышают свою квалификацию и мастерство на курсах в ИПК и ПРО, участвуя в работе методических объединений школы и района. Шесть учителей имеют звание «Заслуженный учитель Российской Федерации»:

1. Морозова Роза Михайловна – учитель химии МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов», пенсионерка.

2.Щедрина Валентина Ильинична – учитель математики МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа», пенсионерка.

3. Волобуева Мария Васильевна – завуч МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа», пенсионерка.

4. Протасов Геннадий Филиппович – учитель физики МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов», пенсионер.

5. Гребенников Алексей Владимирович – учитель математики МКОУ «Залининская средняя общеобразовательная школа», пенсионер.

6. Кучерявенко Владимир Сергеевич – директор МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов».

Работники системы образования района и односельчане по праву гордятся уважаемыми людьми, ветеранами педагогического труда. Это Морозова Роза Михайловна, Волобуева Мария Васильевна, Щедрина Раиса Кузьминична, Ванина Мария Никитична, Комягина Раиса Ильинична, Кобелевы Николай Васильевич и Александра Андреевна, Степанова Элеонора Алексеевна, Белугины Валентина Григорьевна и Алексей Васильевич, Храмцова Анна Егоровна, Битюкова Валентина Владимировна, Карасев Иван Никитович, Тарасов Петр Степанович, Панищев Николай Иванович, Пронина Людмила Федоровна и многие – многие другие учителя, которые плодотворно трудились на ниве народного образования района в течение длительного времени. В настоящее время им на смену в школы района пришли молодые преподаватели, зачастую ученики вышеназванных ветеранов. Многие из них успели зарекомендовать себя достойными учителями, знающими преподавателями, добросовестными работниками. Среди них можно назвать Гребенникова Юрия Михайловича из Ленинской средней школы, Холодову Ираиду Николаевну и Семыкину Марину Викторовну из Черницынской средней школы, Никифорову Ларису Александровну из Половневской средней школы, Заварзину Любовь Михайловну из Ванинской средней школы, Дементьеву Светлану Викторовну из Старковской средней школы,, Сапрыкину Людмилу Петровну из Лобазовской средней школы, Агаркову Ирину Викторовну из Дьконовской средней школы, Евдокимову Любовь Владимировну из Авдеевской основной школы и др.

Система образования

и ее развитие на территории с.Черницыно

Приблизительно в 1892г. на территории с.Черницыно при церкви было построено небольшое зданьице, состоящее из двух комнат. Одна предназначалась для квартиры учителя, другая - для учебы детей. Они занимались в две смены, вначале гранит науки грызли учащиеся 1-го и 3-го классов, а затем 2-го и 4-го. Обучали ребят в те годы два учителя – супруги Васильевы, Григорий Алексеевич и Анна Федоровна. Надо сказать, посещало занятия очень мало детей, да и то – в основном мальчики из более обеспеченных семей. Дети же бедняков, а в с. Черницыно было до 90% таких крестьян, ходили в школу лишь 2-3 месяца в году.

Что интересно, черницынские школяры того времени учебников и в глаза не видели. Писали они не в тетрадях, а на грифельных досках мелками. Любопытно и другое – ученики имели линейки в виде четырехгранного деревянного брусочка. И хотя предназначались оные для линования тетрадей, частенько они использовались учителями (особенно попом) в качестве орудия для наказания школьников. Так, за малейшее нарушение дисциплины ребенку приказывали положить на парту руки и тот же поп охаживал их «злополучной» линейкой..

Где-то в 1901-1902 годах в центре села Черницыно в конце улицы Пушкарка была построена земская начальная школа. Половину здания занимали там две квартиры для учителей, а вторую половину-две классные комнаты и коридор. Курс обучения в данной школе продолжался уже 3 года и, в отличие от церковно-приходской, методом обучения в ней были беседа и рассказ учителя.

Тяжелое материальное положение селян сказывалось и в те годы. Так, из 45-50 учащихся оканчивало школу обычно 7-8 человек. Уже со второго класса начинался отсев…

И вот уже кадры кинохроники перебрасывают нас в послереволюционное время, когда в народном образовании происходили бурные изменения. Не стала изменением и Черницынская школа. И хотя она оставалась начальной, количество учеников в ней сильно увеличилось. В каждом классе обучалось ( трудно себе представить!) 100 учеников.

Тяга к образованию повела в школу и взрослое население. Так, при учебном заведении были открыты курсы по ликвидации безграмотности, так называемые ликбезы. За парты село практически все взрослое население.

В результате Черницынская школа начала работать с утра и до глубокой ночи. Она, по сути, превратилась в центральный очаг культуры на селе. Вечерами здесь за неимением клуба и избы-читальни собирались многие: одни, чтобы послушать новости; узнать, что пишут в газетах; другие- более молодые, под руководством учителей и первых комсомольцев готовили спектакли и концерты художественной самодеятельности.

В те годы в д. Анахино и Маслово школ не было и все дети из этих деревень ходили учиться в с. Черницыно. Мало того, в весеннее время ( во время разлива) им приходилось ночевать в школе. При школе был и огород, где выращивали различные овощи.В школе, кроме супругов Васильевых, в разные годы работали Андрей Петрович Козинов, Александра Николаевна Черных, Мария Павловна Белугина и другие.

Вскоре началась война… Немцы размещались в то время и в школе. Пожгли в ней мебель, разломали изгородь вокруг здания, уничтожили деревья и сад. По вине фашистов не стало и наглядных пособий, и библиотеки. Одним словом, школу гитлеровцы превратили в самую настоящую развалину.

Надо сказать, что в селе тогда не нашлось учителя, который бы согласился во время оккупаций работать в школе: учить детей по указке фашистов. Поэтому учебное заведение вплоть до февраля 1943года – до освобождения Курска и области, не работало.

Но уже в марте того же года школа начинает возрождаться: Ленинский районный отдел образования назначает в школу заведующей Александру Николаевну Черных, а учителями – Елену Илларионовну Бочарову, Марию Ивановну Смиренину и молодого специалиста – знакомую мне Марию Николаевну Цуканову…

В то время председателем сельсовета была старая коммунистка Клавдия Фалеевна Силакова. Вот как раз она вместе со школьным активом и начала восстанавливать здание школы. Сами учителя, родители, старшие школьники, засучив рукава, принялись за работу. Не хватало стекла, поэтому часть окон закладывали кирпичом и забивали фанерой. И вот в таких условиях свыше 200 учащихся приступили к занятиям.

Особенно большие изменения в школе произошли в 1948 году, когда ее заведующим был назначен демобилизованный из рядов Советской Армии Евгений Николаевич Яковлевский.

Средств на ремонт здания тогда отпускалось мало, но правление местного колхоза выделило 2-х плотников, которые ремонтировали и делали новые парты. Техслужащие и учителя сами штукатурили и белили стены, красили парты, окна и полы. Перестроили здание и внутри.

В результате к новому учебному году в школе было уже четыре классных комнаты, да еще две в старой – бывшей церковно-приходской. Родители детей к тому же окопали всю школьную усадьбу рвом, а часть огородили изгородью. Подвезли и торф.

В 1949 году на родительском собрании вынесли такое решение: просить Ленинский РОНО и райисполком преобразовать Черницынскую начальную школу в семилетнюю. В итоге оно исполнительным комитетом района все же было принято и 1 сентября того же года первые ученики трех пятых классов приступили к занятиям…

И как тут не вспомнить тех, кто стоял у истоков Черницынской школы, у истоков народного образования. Несомненно, это супруги Васильевы, Александра Ивановна Черных, Мария Николаевна Цуканова, Екатерина Игнатьевна Аникеева, Алексей Михайлович Тарасов, Валентина Ивановна Позднякова, Мария Васильевна Бердникова, Клавдия Николаевна Морозова, Мария Егоровна Сазонова, Александр Владимирович Алябьев, Валентина Александровна Глуховцева, Александра Дмитриевна Овчинникова, Алексей Васильевич Белугин, Нина Ивановна Псурцева, Варвара Кузьминична Силакова, Зинаида Николаевна Тарасова и многие, многие другие, которые не один десяток лет отдали служению ее Величеству педагогике.

А как не упомянуть первого послевоенного директора школы Евгения Николаевича Яковлевского. И его последующих продолжателей на этом посту Петра Ивановича Жилина, Гавриила Емельяновича Афанасьева и Виталия Иосифовича Фролова, Зинаиду Юрьевну Недуруеву. Большинства из них уже нет, а посему светлая им память.

…Ровно четверть века проработала в Черницынской средней школе учителем русского языка и литературы Зоя Елисеевна Бочарова. На ее уроках многие познали сочинительство - важный момент журналистики.

Зоя Елисеевна с особой теплотой и нежностью рассказала о послевоенном времени с. Черницыно, когда она училась в школе, а ее мама – Елена Илларионовна, там работала.

- Люди тогда настолько были увлечены своим делом, - сказала учительница, - что сейчас просто диву даешься. Душа болела за все: за педагогику, за благоустройство школы, близлежащей территории. Так, весной 1949г. на школьном участке мы заложили питомник по выращиванию саженцев декоративных деревьев. Через год-два они пошли в «ход» для посадки на полезащитных полосах родного колхоза и озеленения улиц села…

Заключение.

Проанализировав ситуацию в народном образовании края, видим, что именно негосударственные земские школы стали теми общедоступными образовательными учреждениями, которые выражали потребности крестьян в образовании и удовлетворяли их, сыграли свою положительную роль в деле повышения культурного и образовательного уровня крестьянского населения края.

Учителя школ обладали достаточным уровнем педагогической подготовки и выполняли свое дело качественно и с энтузиазмом. Количество школ и библиотек росло. Увеличивалось количество детей, обучавшихся в земских школах.

Но, стоит отметить и негативные явления, существовавшие в земских школах в 1904/1906 годах. Так, в начале двадцатого века в них обучалась лишь половина детского населения губернии. Учебный процесс не был четко отлажен, зависел, по-видимому, от завершения и начала полевых работ, от чего страдало качество обучения. Не все дети оканчивали начальную школу, многие из них были вынуждены прекращать учение по разным причинам16. Библиотек, которые должны были способствовать повышению уровня образованности населения, было явно недостаточно, обеспеченность их литературой - низкая, потребность населения в печатных изданиях не удовлетворялась.

Спустя сто лет, в начале XXI века, наша страна опять решает вопрос образования. Конечно, речь идет не об элементарной грамотности населения, а о том уровне образования, которое позволит России выйти на качественную ступень в своем развитии, позволит построить правовое государство и гражданское общество. Для решения этого вопроса необходимо объединить усилия государства и общества, учесть те негативные моменты, которые имели место быть, чтобы разработать систему образования общедоступного, качественного, практико-ориентированного.


Список использованной литературы:

1.Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы: Учеб. пособие для студ. педагогических заведений. – М., 1900.

2.Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения 1802—1902 годов. – СПб., 1902.

3.Народное образование в России: Исторический альманах. М., 2000.

4.Документальные источники - «Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1905/0906 учебного года» в двух частях, «Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1904/1905 учебного года», изданные в 1905, 1908 годах типографией Курского губернского земства и находящиеся сейчас в Курском государственном архиве.

5.Документальные источники архива РОО, школьных музеев

6.Фотографии и документы из личных архивов учителей и их родственников.

7.«Районные вести» №40-41 от 1мая 2002 года.









Приложение 1.

Таблица 1.


Уезды

% учащихся достаточной подготовкой

% учащихся недостаточной подготовкой

1

Курский

82

5,1

2

Суджанский

76,7

8

3

Льговский

74,7

9,3

4

Щигровский

67,1

17,7

5

Белгородский

65,0

23,3

6

Рыльский

56,9

16,9

7

Фатежский

55,4

4,4

8

Путивльский

52,3

12,8

9

Обоянский

46,2

9,2

10

Корочанский

45,4

11,4

11

Тимской

45,3

15,1

12

Грайворонский

41,6

11,9

13

Старооскольский

34,4

10,4

14

Дмитровский

31,6

26,3

15

Новооскольский

29,8

7,4
























Приложение 2.

Похвальный лист.



Три зимы сидел за книгой,

Грамоту учил,

Сдал экзамен и похвальный

В школе получил.

По что толку то прибудет

С мертвого листа?

Дали б книжку, и читал бы

Я ее тогда,

А теперь изволь возиться

С этим пустяком:

Столяра ищи, чтоб вставил

В рамку со стеклом.

За работу расплатился

С мастером потом

Не своим, но последним

Дедовским рублем.

Там на стенку лист повесил,

Будем все глядеть,

Любоваться блеском рамки,

Чтобы поглупеть.

Нет, уж лучше на целковый,

Книг себе куплю

И возможно больше знаний

В них я почерпну.

Буду с раннею зарею

В поле работать,

А в часы досуга с книгой

Буду отдыхать











Приложение 3.

Таблица 2.

Уезды

Предполагаемое сельское население на

1 января 1905 г.

Предполагаемое число детей школьного возраста

(5%)

Число учащихся земских школ

1904/1905 уч. год

% в земских школах к числу детей школьного возраста

Белгородский

172129

8606

4111

47,8

Грайворонский

188258

9412

5489

58,3

Дмитровский

134617

6730

3555

52,8

Корочанский

162582

8129

4784

58,9

Курский

192155

9607

4608

48,0

Льговский

140557

7027

4525

54,4

Новооскольский

174151

8707

4277

49,1

Обоянский

180383

9519

3458

36,3

Путивльский

173363

8668

3889

44,9

Рыльский

172259

8612

4473

51,9

Старооскольский

146165

7308

5049

69,1

Суджанский

145969

7298

5929

81,2

Тимской

149407

7470

2958

39,6

Фатежский

135782

6789

5787

85,2

Щигровский

163932

8196

4729

57,7

По губернии:

2441829

122091

67621

55,3















Приложение 4.

Таблица 3.

Уезды

Число учебных дней

Тимской

149

Старооскольский

148

Грайворонский

147

Путивльский

146

Курский

145

Рыльский

145

Новооскольский

143

Суджанский

142

Щигровский

139

Фатежский

135

Корочанский

134

Белгородский

130

Льговский

130

Обоянский

130

Дмитровский

125

Итого:

135























Приложение 5.

Таблица 4.

Уезды

Число библиотек

1904/1905 г.

1905/1906 г.

Белгородский

12

12

Грайворонский

15

15

Дмитровский

8

13

Корочанский

12

12

Курский

14

17

Льговский

15

15

Новооскольский

7

7

Обоянский

8

8

Путивльский

9

9

Рыльский

12

14

Старооскольский

24

24

Суджанский

34

39

Тимской

26

27

Фатежский

11

14

Щигровский

13

15

По губернии:

220

241
















Приложение 6

Кучерявенко Владимир Сергеевич

Родился 25 августа 1951 года в г. Брянка Ворошиловоградской области. В 1968 году окончил Кондратовскую среднюю школу Беловского района Курской области. С 1968 по 1978 г. учился в КГПИ. Затем служил в Советской Армии. С августа 1974 г. приступил к работе в Кондратовской средней школе, сначала в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы, а с 1975 по 1978 г. директором данной школы.

С 1978 по 1985 г. работал директором Черницынской средней школы Октябрьского района Курской области. В 1981-1983 г. участвовал в опытно-экспериментальной работе по внутришкольному контролю, проводимой НИИ школ АПН РСФСР.

С 1985 по 1989 г. работал заведующим Октябрьским РОНО Октябрьского района, а с 1989 г. назначен директором Ленинской средней школы Октябрьского района Курской области.

Награжден значком «Отличник народного просвещения». В июне 1992 г. Кучерявенко В.С. было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

В настоящее время работает директором Ленинской средней школы Октябрьского района Курской области и проживает в пос. Прямицыно по ул. Школьной.





















Приложение7

Гребенников Алексей Владимирович

Родился 1 сентября 1947 г. в д. Козля Октябрьского района Курской области. В 1965 г. окончил десять классов Лобазовской средней школы и поступил учиться на физико-математический факультет КГПИ. После окончания КГПИ с 1970 г. работал учителем Гнездиловской средней школы Курского района, затем год служил в рядах Советской Армии. После службы трудился в Жеребцовской школе, с 1973 г. назначен учителем математики Лобазовской средней школы Октябрьского района, а с декабря этог же года – завучем школы по внеклассной работе.

В 1979 г. переведен учителем математики в Залининскую среднюю школу, многие годы работал завучем школы, руководителем районной секции учителей математики, неоднократно привлекался в ВУЗы г. Курска для работы в приемных комиссиях в качестве экзаменатора. В сентябре 1983 г. был награжден значком «Отличник народного просвещения». Указом Президента РСФСР от 25 апреля 1990 г. Алексею Владимировичу присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

Учитель неоднократно награждался премиями за организацию и руководство работой шахматного клуба «Белая ладья».

В настоящее время находится на заслуженном отдыхе, проживает в с. Дьяконово, ул.Победы.


















Приложение8

Протасов Геннадий Филиппович

Родился 1 мая 1944 г. в д. Протасово Фатежского района Курской области.

В 1961 г. окончил Н-Реутовскую среднюю школу Фатежского района и поступил учиться на первый курс физико-математического факультета КНПИ. В августе 1963 г. был призван в ряды вооруженных сил СССР, где служил до мобилизации в августе 1966 г. После службы продолжил обучение в пединституте на том же факультете. По окончании института в 1969 г. был назначен учителем физики и математики в Черницынскую среднюю школу Октябрьского района Курской области. В 1970 г. назначен организатором по внеклассной работе в данной школе, а с 1971 г. в порядке перевода назначен директором Половневской средней школы, в которой работал до 1983 г.

В период с 1983 по 1985 г. работал заведующим Октябрьским РОНО.

После освобождения от должности заведующего РОНО с 1985 и по 1999 г. работал учителем физики и математики Ленинской средней школы. В 1980 г. награжден знаком «Отличник народного просвещения». В 1983 г. Протасову Геннадию Филипповичу присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Три раза в 1995, 1996 и 1998 г. решением Международной Соросовской Программы образования в области точных наук ему присваивалось звание Соросовского учителя средней школы. Умер в 2018году.



















Приложение9

Морозова Роза Михайловна

Родилась в 1937 г. 19 января в с. Маслово Ленинского района Курской области в семье слесаря местного консервного завода.

Училась в Масловской начальной школе, а с 5 класса перешла на учебу в Ленинскую среднюю школу, которую окончила в 1954 г. В этом же году поступила учиться в КГПИ. Институт окончила в 1959 г. по специальности – учитель химии-биологии-географии. По распределению была направлена на работу в п. КраснореченскКетюхтнского района Приморского края. В 1962 г. возвратилась в свой район и начала работать учителем в восьмилетней школе д. Журавлинка. В 1963 г. переведена на работу в Ленинскую среднюю школу, в которой 29 лет трудилась в должности учителя химии и биологии.

За успехи в работе и заслуги в деле народного образования Розе Михайловне указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 31 июля 1974 г. присвоено почетное звание«Заслуженный учитель школы РСФСР».

В 1992 г. Морозова Роза Михайловна ушла на заслуженный отдых.

















Приложение10

Тарасов Алексей Михайлович

Родился 6 августа 1925 г. в с. Маслово Черницынского сельского совета. В 1939 г. окончил Масловскую семилетку и поступил в Дьяконовскую среднюю школу. Но десять классов не закончил, так как началась оккупация и занятия в школе прекратились.

В 1943 г. был призван в армию, воевал. В 1945 г. был демобилизован по ранению и инвалидности.

Вернулся в Маслово, вскоре стал работать инспектором РОНО по детям-сиротам. С 1949 г. пришел в Черницынскую школу учителем физкультуры, в этом же году поступил в педучилище г. Курска, которое закончил в 1951г.

Все эти годы (до 1988г.) работал учителем начальных классов Черницынской средней школы.

За время работы показал себя с исключительно положительной стороны.

В совершенстве владел методикой обучения детей младшего школьного возраста, поддерживал тесную связь с родителями учащихся.

Пользовался авторитетом среди коллег и односельчан. За отличие в труде награжден орденом Трудового Красного Знамени и юбилейной медалью «100 лет со дня рождения В.И. Ленина».

Похоронен в п.Прямицыно.















Приложение11

Тарасов Петр Степанович

Родился 10 марта 1932 г. на х. Чермашное Дьконовского сельского совета в семье колхозников. В 1951 г. закончил Ленинскую среднюю школу. С 1951 по 1953 г.служил в рядах Вооруженных Сил, закончив одновременно училище младших офицеров в Феодосии. В 1953 г. был уволен в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил.

В 1954 г. заочно поступил в КГПИ на исторический факультет, который закончил в 1960 г. С 1954 г. начал работать учителем физической культуры в Долженковской школе, но уже в 1955 г. стал работать в райкоме ВЛКСМ секретарем по школам.

В 1957 г. стал заведующим отдела культуры и в течение двух лет работал в этой должности.

С сентября 1959 г. работал учителем истории в Черницынской средней школе.

За время работы показал себя грамотным и квалифицированным специалистом. Его уроки проходили на высоком методическом уровне. Умело направлял деятельность возглавляемого им в течение 25 лет районного методического объединения учителей истории на выполнение государственных и нормативных документов, связанных с историей развития страны и общества в целом.

В 1984 г. Петру Степановичу было присвоено звание учителя-методиста.

Около 30 лет он являлся пропагандистом в системе партийно-политического просвещения.

За честный и добросовестный труд был отмечен высокими правительственными наградами: Орден Ленина, Орден Трудового Красного Знамени, юбилейная медаль «За доблестный труд в ознаменование 100летия со дня рождения В.И. Ленина».

В 1995 г. – медаль «50 лет победы в Великой Отечественной войне».

В 1996 г. – медаль «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны».

Умер в 2014 году. Похоронен в с.Черницыно.





1 ГАКО Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1905/1906 гг. Ч.1.-Курск: Типография Курского губернского земства, 1908 г. – С.1.



2 ГАБО Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1905/1906 гг. Ч.1.-Курск: Типография Курского губернского земства, 1908 г. – С. 3..

3 там же С. 4.



4 ГАКО Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1905/1906 гг. Ч.1.-Курск: Типография Курского губернского земства, 1908 г. – С. 7.

5 ГАКО Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1905/1906 гг. Ч.1.-Курск: Типография Курского губернского земства, 1908 г. – С. 7.

6 там же С. 17.

7 ГАКО. Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1904/1905 учебный год..- Курск: Типография Курского губернского земства, 1905 г. – С. 25.



8 ГАКО Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1905/1906 гг. Ч.1.-Курск: Типография Курского губернского земства, 1908 г. – С. 37.



9 ГАКО. Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1905/1906 гг. Ч.1.-Курск: Типография Курского губернского земства, 1908 г. – С. 40.

.



10 ГАКО Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1905/1906 гг. Ч.1.-Курск: Типография Курского губернского земства, 1908 г. – С. 54.



11 ГАКО Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1905/1906 гг. Ч.1.-Курск: Типография Курского губернского земства, 1908 г. – С. 65.



12 ГАКО. Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1904/1905 учебный год..- Курск: Типография Курского губернского земства, 1905 г. – С. 17.

13 там же – С. 20.

14 ГАКО. Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1905/1906 гг. Ч.1.-Курск: Типография Курского губернского земства, 1905 г. – С. 62.

15 ГАКО. Текущая школьная статистика Курского губернского земства 1905/1906 гг. Ч.2.- Курск: Типография Курского губернского земства, 1908 г. – С. 62-66.



16


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!