СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учителям начальных классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пакет изложений. 1-4 классы. 

Просмотр содержимого документа
«Учителям начальных классов.»

НАША РЕЧЬ

Подробное изложение

Правда всего дороже

Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку. Никто не видел.

Отец пришёл и спросил:

– Кто разбил?

Мальчик испугался. Но он признался:

– Это я.

Отец сказал:

– Спасибо за правду. (28 слов) По Л. Толстому


Вопросы и задания к тексту

1. Как случилось, что мальчик разбил чашку?

2. Нарочно ли он это сделал?

3. Почему он испугался вопроса отца?

4. Как поступил сын? Как вы относитесь к его поступку?

5. Почему отец поблагодарил его?

6. Как вы понимаете заглавие текста?


Вопросы плана и слова для построения ответов

1. Что делал мальчик?

Играл

2. Какую чашку он разбил?

Дорогую

3. Кто это видел?

Никто

4. Кто пришёл к мальчику?

Отец

5. Что спросил отец?

Кто разбил?

6. Что почувствовал мальчик?

Испугался

7. Что он ответил?

Признался

8. Что сказал ему отец?

Спасибо

Словарная работа

1. Почему заголовком рассказа является пословица?

2. Объясните её смысл.

3. Как вы понимаете выражение

дорогую чашку

?

6

Сборник текстов для изложений. 2 класс

4. Подберите слова, близкие по значению к слову

признаться. (Сказать правду, сознаться, покаяться.)

Орфографическая подготовка

1. Объясните правописание слов

чашку, мальчик, спасибо.

2. Запомните написание слов

нечаянно,

пришёл, никто, признался, не видел,отец, дорогую.

3. Найдите в тексте вежливое слово.

4. К какой группе вежливых слов оно относится?

Самостоятельная работа

1. Для чего используется знак «–»?

2. Как называется речь, где говорят двое или больше дейст-

вующих лиц?

3. Как пишутся слова участников диалога: отца и сына?

4. Найдите в тексте вопросительное предложение.

5. Какой знак ставится в конце этого предложения?

6. Запишите текст по вопросам, используя опорные слова.

Творческое изложение

Лиса

Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала

лиса на запах. А капкан цап лису за лапу! (19 слов)

По П. Афанасьеву

Вопросы и задания к тексту

1. В какую беду попала лиса?

2. Что такое капкан? (Учитель показывает предметную картинку или слайд.)

3. Как это случилось?

4. Для чего охотники ставят капкан?

5. Какова главная мысль рассказа?

6. Придумайте своё заглавие к тексту, чтобы в нём выражалась

главная мысль.

Вопросы плана и слова для построения ответов

1. Где шла лиса?

По лесу

2. Что она почуяла?

Запах мяса

3. Куда побежала лиса?

На запах

4. Куда попала лиса?

В капкан

Словарная работа

1. Объясните значение слова

вдруг.

2. Что значит почуяла?

3. Как вы понимаете словосочетание

побежала на запах?

4. Какой вы представили лису?

5. Замените словосочетание капкан цап лису близким по значению. (Например: лиса попала в капкан, лиса угодила в ловушку.)

6. Прочитайте это предложение выразительно. Какой знак

стоит в конце предложения?

7. Какую роль он играет? Какие чувства передаёт автор?

Орфографическая подготовка

1. Какое буквосочетание есть в слове

почуяла?

2. Объясните правописание слов

лиса, побежала, запах. Подберите проверочные слова.

3. Запомните написание слов

вдруг, капкан, почуяла.

Творческая работа

1. Как вы думаете, что произошло дальше? (Учащиеся пред-

лагают варианты ответов, учитель записывает предложения

на доске.)

2. Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

3. Какая пословица подходит к тексту?

• Жадность – всякому горю начало.

• Обвели вокруг пальца.

• Кто дальше носа не видит, тот с носом и останется.

• Беда глупости сосед.

• Лишнее пожелаешь, последнее потеряешь.

• Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Самостоятельная работа

1. Запишите текст по вопросам, используя опорные слова.

2. Запишите выбранную пословицу в конце текста.

3. Прочитайте текст, который у вас получился.

Сжатое изложение

Кто чем поёт?

В лесу гремит музыка. Все звери, птицы и насекомые любят

петь. Только не у каждого голос есть. А как поют безголосые?

Лягушки надуют пузыри за ушами. Вытащат головы из воды.

Воздух выдыхают. Урчат, квакают. Аисты поднимают клювы. Трещат одной половинкой о другую. Дятлы стучат носами по дереву. Точь-в-точь барабанная дробь. Жуки крутят головой, скрипят

шеями. Шмель жужжит жёсткими крылышками. А бекас поёт хвостом, пёрышки ветром перебирает. Будто барашек блеет.

Всем петь хочется. (72 слова)По В. Бианки


Сборник текстов для изложений. 2 класс

Вопросы и задания к тексту

1. Откуда в лесу музыка?

2. Какую музыку вы слышали в лесу?

3. У всех животных есть голос?

4. Что вы узнали об их пении?

5. Как их называет автор?

6. Как вы думаете, почему им хочется петь?

7. Что удивило вас в рассказе В. Бианки?

Вопросы плана и слова для построения ответов

1. Что гремит в лесу?

Музыка

2. Как поют лягушки?

Надуют пузыри и выпускают

воздух

3. Чем трещат аисты?

Клювами

4. Как стучит дятел?

Носом по дереву

5. Чем скрипят жуки?

Шеями

6. Чем жужжит шмель?

Крылышками

7. Как поёт бекас?

Хвостом

Словарная работа

1. Как вы понимаете значение слова

безголосые?

2. Какие слова-действия передают звуки песни лягушки?

3. Как получается песня аиста?

4. Как вы понимаете значение выражения

точь-в-точь?

5. Как вы понимаете словосочетание

барабанная дробь?

6. Попробуйте изобразить такие звуки с помощью карандаша.

7. Какие крылышки у шмеля? Какой звук получается при их трении?

8. Кто такой бекас? (Учитель показывает рисунок или слайд.)

9. На что похожа его песня?

Орфографическая подготовка

1. Объясните правописание слов

урчат, вытащат, трещат, стучат, шмель, жужжит, петь.

2. Подберите к этим словам проверочные: хвостом, носами, скрипят, в лесу.

3. Запомните написание слов лягушки, аисты, жужжит, бекас.

Самостоятельная работа

1. Передайте краткое содержание рассказа.

2. Для этого составьте ответы на вопросы, используя опорные

слова.

3. Запишите получившиеся предложения.



ТЕКСТ

Подробное изложение

Кто сажает лес?

За рекой был ельник. Но потом среди ёлок выросли маленькие

дубки. Кто их здесь сажает?

Однажды осенью шёл я с охоты. Мимо пролетела сойка.

Что-то спрятала под пень и – обратно к реке. Смотрю – в ямке

лежат два жёлудя. Сойка спрятала их на зиму.

Вот откуда дубки! (46 слов)

По Г. Снегирёву

Вопросы и задания к тексту

1. Какой лес рос за рекой?

2. Какие деревья там появились?

3. Что удивило автора рассказа?

4. Как размножается дуб?

5. Как называются семена дуба?

6. Как жёлуди появились в ельнике?

7. Сойка – это перелётная или зимующая птица? (Учитель

показывает слайд или рисунок птицы.)

*

8. Почему сойка прятала жёлуди?

9. Определите главную мысль текста.

10. Найдите предложения, в конце которых ставится вопроси-

тельный или восклицательный знак.

11. Прочитайте их выразительно.

12. Определите в тексте вводную, основную и заключительную

части.

13. О чём говорится в каждой из них?

Вопросы плана и слова для построения ответов

1. Где рос ельник?

За рекой

2. Какие деревья выросли среди ёлок?

Дубки

3. Какой вопрос мучил автора рассказа?

Кто их сажает?

4. В какое время года охотник шёл

по ельнику?

Осенью

5. Что спрятала сойка под пнём?

Два жёлудя

6. Для чего сойка спрятала жёлуди?

На зиму

7. О чём догадался автор?

Вот откуда дубки!

* На этом этапе урока можно для дополнительного чтения использовать

материал из пособия серии «Школьный словарик»: Птицы России /

Сост. Т.Н. Ситникова. М.: ВАКО, 2014.


Сборник текстов для изложений. 2 класс

Словарная работа

1. Разберите по составу слово ельник, объясните его значение.

2. Как вы понимаете значение слов среди, однажды, мимо?

3. Что обозначает словосочетание спрятала на зиму?

4. Найдите в тексте однокоренные слова, выделите корень.

Орфографическая подготовка

1. Объясните правописание слов ельник, маленькие, пень.

2. Подберите к этим словам проверочные:

дубки, рекой, сажает ,пролетела, лежат, смотрю.

3. Запомните написание слов потом, среди, однажды, мимо, что-то, откуда шёл.

Самостоятельная работа

1. Запишите текст. Помните, что каждую часть следует писать

с красной строки.

2. Проверьте расстановку знаков препинания в конце предложений.

Изложение с творческим заданием

Лето

Пришло лето. Митя с отцом пошли на сенокос.

Весь день мальчик веселился. Он ловил рыбу. Набрал на лугу

ягод. Кувыркался в душистом сене.

Настал вечер. Мальчик говорит отцу:

– Весело сегодня было. Вот бы лету конца не было! (37 слов)

По К. Ушинскому

Вопросы и задания к тексту

1. О каком времени года идёт речь в рассказе?

2. Куда пошёл Митя с отцом?

3. Чем занимался мальчик на лугу?

4. Какое настроение у него было вечером?

5. О чём мечтал мальчик?

6. А какое любимое время года у вас?

7. Какова тема текста?

Вопросы плана и слова для построения ответов

1. Какое пришло время года?

Лето

2. Куда пошли папа с Митей?

На сенокос

3. Как мальчик проводил день?

Веселился

4. Чем он занимался у реки?

Ловил рыбу

5. Что делал на лугу?

Набрал ягод

6. Где он кувыркался?

В сене


Чьи вы?


(По И. Недоле.)
(Желательно дать текст для прочтения учащимся.)



Построили чибисы гнезда на кочках.

Густая трава закрывает птиц от чужого глаза. А над степью сторож летает. Увидит чужого и громко спрашивает: «Чьи вы? Чьи вы?» Вот сторож закричал: «Уйди-и! Уйди-и!» Поднялись все птицы. Окружили лису, закружились. Лиса прыгает, хочет схватить птицу за хвост. А чибисы далеко в степь летят. Увели лису далеко от гнезд. А сами разлетелись в разные стороны.

А где же чибисы поднялись? Лиса это место уже и позабыла.

(69 слов.) 


Орфография: знаки в конце предложения; сочетания чу, жи, чк; проверяемые безударные гласные и др.


Анализ.

Почему писатель назвал рассказ «Чьи вы?»? А как сторож кричит в минуту опасности? Запомните, как записываются крики чибисов. (Чьи вы? Уйди-и!) Кто здесь, назван сторожем? Из чего видно, что чибисы поняли тревожный крик сторожа? (Разом поднялись в воздух...) Как чибисы перехитрили лису?


План:

1. Гнезда чибисов.

2. Сторож над гнездами.

3. Сигнал тревоги

4. Заманили лису.

5. Где чибисы, поднялись?


При пересказе по плану дети передают вопросительные и восклицательные интонации, имеющиеся в рассказе.

Слова для справок: чибис, построили.








Зяблик с колечком.


(По Н. Сладкову.)



Осенью птицы в теплые края летят.

Тронулись в дорогу и зяблики. Эти птички летят утром и вечером. Днем они отдыхают и ищут корм. За стайкой зябликов ястребы летят. Беда тому зяблику, кто ослаб и отстал. Да и здоровым от ястребов достается.

Николай Иванович Сладков поймал одного зяблика. Но он не посадил птичку в клетку. Надел зяблику на лапку колечко с номером и отпустил.
Окольцованные птицы - мастера о перелетах рассказывать. (69 слов.)

Орфография: проверяемые безударные гласные; сочетание чк; слово из «Словарика» (дорога); не с глаголом.


Анализ.

Что можно узнать по надписи на кольце? В какое время суток летят зяблики на юг? Какой враг летит вдогонку? Что сделал писатель Сладков, когда поймал птичку?

План:

1.К югу.

2. Когда летят зяблики?

3. Что делают они днем?

4. Что сделали с пойманной птичкой?

5. Зачем окольцованную птицу отпустили?


Слова для справок: достается, колечко, мастера.









Вороны и чайка.


(Из газеты «Известия».)



Город Сочи стоит на берегу моря.

Однажды вечером прохожие на улице наблюдали интересный случай. Большая красавица чайка залетела в город. Ее ослепил электрический свет. Птица потеряла дорогу к морю. Чайка долго летала над площадью и устала. Она опускалась все ниже и ниже, почти задевая автомашины. Вдруг с дерева на аллее снялись две вороны. Они подлетели к морской птице и стали подталкивать ее вдоль аллеи к морю. Вороны летели возле чайки, пока она нашла дорогу к морю.

Люди с изумлением следили за поведением птиц. (91 слово.)


Орфография: падежные окончания существительных; слова из «Словарика» (интересный, однажды, электрический); проверяемые безударные гласные.


Анализ и подготовка к составлению плана.

Почему люди с изумлением следили за птицами? Почему чайка самостоятельно не могла найти дорогу к морю? Как догадались о ее беде вороны? Где было дерево с их гнездом? (На аллее.) В каком падеже встретится еще раз слово аллея? О ком говорится в самом начале и конце заметки? Подумайте, как можно рдзделить рассказ, определив, какие птицы для каждой части являются главными действующими лицами.
К составлению плана можно подготовить путем словесного рисования картинок и озаглавливания их.


Примерный план

: 1. Чайка над площадью.

2. Летят вороны.

3. Указывают путь.

4. Люди следят с изумлением.


Слова для справок: Сочи, почти задевая, с изумлением.





Пчела из пластмассы.


(Из сборника «Хочу все знать».)



Часто живая пчела танцует вокруг улья. Она кружится, взлетает вверх, падает вниз. Летит вперед и назад, вправо и влево. Так пчела объясняет подругам, где она нашла богатую добычу. Ученые изучили танцы пчел. Они создали из пластмассы пчелу и пустили ее к улью. Игрушечная пчелка точно выполняет телекоманду ученых. Фигуры ее танца показывают дорогу к медоносным полям. Живые пчелы понимают ее танец. Они летят за нектаром на дальнее поле. Теперь запас меда в улье быстро увеличивается.

Орфография: наиболее употребительные наречия; безударные окончания глаголов 3-го лица; окончания прилагательных.


Анализ. Почему пчелы этого улья собирают теперь мед быстрее, чем раньше? Как пчелы узнают о новых медоносных полях? (Объяснить слова медоносные, нектар.) Чем может помочь искусственная пчела? Как вы понимаете слово телекоманда'} Какие движения выполняет пчелка из пластмассы по команде издалека? (Выделяются наречия из первого абзаца; если надо, записываются на доске, затем стираются.)

Словесное рисование. Рассказать о танце живой пчелы. Как назвать эту часть рассказа? Как вторая картинка отличается от первой? Кого нарисовать на третьей картинке? Нужны ли еще картинки? Сколько же всего частей в нашем плане? Назвать их.


Примерный план и опорные слова:


1. Танец живой пчелы. /вокруг

2. Что сделали ученые? /создали

3. Танец по телекомандам /фигуры

4. Какую пользу приносит искусственная пчела? /за нектаром









Друзья животных

В этот год не уродились шишки и орехи. Белкам надо переселяться в другие леса.

В октябре Серёжа и Витя ловили с лодки рыбу в лесной речке. Забросил Витя удочку и застыл в изумлении.

По реке плыли белки. Зверьки пытались переплыть реку. Но сильное течение уносило их берега. Белки стали тонуть.

Мальчики решили помочь животным. Сачками и руками они ловили белок. Пассажиры смирно сидели в лодке.

Лодка наполнилась. Витя причалил к берегу. Белки живо помчались в лес.

Ребята помогли животным спастись от голода. Ведь белки шли искать другие леса, где в этом году уродилось много орехов, шишек и желудей.

(По Г. Скребицкому)

Солнечный огонёк

Я поднялся на пригорок и осмотрел местность. Передо мной была целая лужайка цветов. Все они горели, словно огоньки.

Весеннее солнце высушило росу. Все обрадовались солнцу и теплу. Я нагнулся, сорвал один цветок и протянул его дедушке. Он взял его в руку и понюхал. Это был первый цветок весны – мать-и-мачеха. Мы разглядывали его со всех сторон. Сверху у него лист гладкий и холодный – мачеха. А снизу тёплый, покрытый мягким пушком, - мать.

Цветок этот добрый, полезный. Он помогает от простуды. Заваривай чай и пей на здоровье!

(По И. Баркову)

Слон-озорник

Макс – это слон. Он выступает в цирке.

Однажды повели Макса купаться. Слон зашёл в воду, почувствовал себя на свободе и развеселился. Он опустил хобот в воду, пошарил им по дну. Поднял хобот, оглянулся на людей да как дунет! Дождь песку, град камешков осыпал стоящих на берегу людей. Весь народ бросился врассыпную. А Макс доволен. Запускает хобот в воду и поливает во все стороны.

Как унять озорника? Как подойти к нему, если по воздуху носится песок и галька? Но Дуров решился. Он смело подошёл сзади к слону и схватил его за ухо. Слон струсил и опустил хобот. Так за ухо Дуров и повёл его к берегу.

(По В. Бианки)

«Сами виноваты!»*

Построили себе заяц и зайчиха домишко в лесу. Всё вокруг расчистили и размели. Только большой камень с дороги упрямый заяц не хотел убрать.

Однажды зайцы пригласили своего старого друга медведя на праздничный пирог. Спешил медведь и у крыльца налетел на камень. Кадушку с мёдом разбил, домик развалил. Схватился медведь за голову. Плачут зайцы от горя. А зачем плакать? Сами виноваты!

(По С. Михалкову)

*Изложение с продолжением в виде ответа на вопросы: В этой сказке есть поучительный смысл? Чему учит нас сказка С. Михалкова?



Доброе дело

Закончился день. Встретились лучи солнца и стали рассказывать о своей работе. Одни лучи согрели землю. Проросли семена в поле. Другие лучи на улицах высушили лужи. А маленький лучик молчал. Братья строго смотрели на малыша. Он опустил голову и заплакал.

Лучик весь день играл. Он был в гостях у мальчика. Мальчик давно уже не вставал с постели. Лучик старался развеселить его, смешно прыгал. День пролетел быстро.

Братья-лучи улыбнулись и похвалили малыша. Он ведь доброе дело сделал!

(По Л. Тикуновой)

Заботливая птица

Однажды утром послышался серебристый голосок. Это сообщала о себе чудесная птичка. Птицу звали малиновка.

Много забот у малиновки. Она кормит не только своих птенцов, но и чужих. Если ей встретится гнездо с осиротевшими птенцами, малиновка кормит и их. Не оставит в беде и большую взрослую птицу.

Малиновка встаёт рано, чтобы успеть всё сделать. За это и получила своё второе имя – зарянка.

(Из журнала «Юный натуралист»)













Случай на реке

Вечером мы возвращались с работы и услышали сильный плеск на реке. Из воды показалось утиное крыло. Утка отчаянно плескалась в воде. Она запуталась в сети.

Мы очень устали и не могли ей помочь. Пришли домой, поужинали. На улице моросил дождь. Мы с другом сидели молча. В глазах всё время мелькало утиное крыло. В ушах звучал тревожный крик птицы. Мы быстро оделись и вышли.

По воде ещё расходились слабые круги, но птица затихла. Она устала. Поднялся ветер. Похолодало. Я разделся, подплыл к утке и осторожно распутал её. Птица дрожала, издавала испуганные звуки. Мы отошли. Она тяжело замахала крыльями и полетела в камыши.

(По В. Алексееву)

Гости

Серёжа сделал под окном кормушку для птиц. В морозные дни по нескольку раз мальчик кормил своих пернатых друзей. Ведь сытой птице и холод переносить легче.

Первое время к кормушке прилетали только воробьи. Но вот однажды он заметил среди них синичку. Зимняя стужа загнала её сюда.

Новая гостья охотно посещала его столовую. Серёжа подвесил к ниточке кусочек сала. Синичка мигом догадалась, что это угощение для неё. Она зацепилась за сало лапками и стала клевать.

Кормил Серёжа своих птиц всегда утром в одно и то же время. Воробьи это время уже ждали. Но особенно ждала завтрак синичка.

(По В. Чаплиной)

Запасливый зверёк

Ясным осенним днём я шёл по лесной тропе.

Вдруг на поляне показался бурундук. Я замер. Щёки у зверька раздуты тугими пузырями. Он сдавил их лапками, и изо рта посыпались кедровые орешки.

Этот зверёк выносит свои запасы на просушку. Уже греются на солнце ягоды черники и малины. Рядками лежат орехи и сухие грибы.

Я вышел из укрытия. Зверёк заметался. Я поспешил уйти.















Длиннохвостые разбойницы

Это было весной. Мы шли по тропинке. Вдруг впереди нас тревожно застрекотали сороки.

Вышли мы на лужайку. Смотрим, по лужку мечется зайчиха, а около неё две сороки. Они то взлетят, то на землю сядут. Зайчиха на них так и наскакивает. Заметила нас зайчиха и поскакала в лес. Сороки тоже улетели.

Видим, лежит в ямке крошечный зайчонок. Так вот кого защищала зайчиха! Отнесли мы зайчонка в ближайшие кусты. Мать его там непременно найдёт.

(По Г.С. Скребицкому)

Джульбарс

На день рождения Коле подарили маленького щенка. Коля очень любил своего Джульбарса.

Началась война. Тяжело было расстаться с собакой, но Коля сам отвёл своего любимца в школу служебных собак. Джульбарса научили там находить мины.

И вот первое задание. Отступая, враги заминировали лётное поле. Пошёл сильный дождь, потом ударил мороз. Поле покрылось толстой коркой льда. Только собака смогла обнаружить мины.

Всю войну Джульбарс верно служил людям.

(По В. Чаплиной)

В весеннем лесу

Мы в весеннем лесу. Зорко оглядываюсь по сторонам и замечаю что-то розовато- синее. Бегу смотреть.

Это распустился цветок медуницы. На толстом зелёном стебле красуются отдельные цветочки, похожие на крохотные кувшинчики. Верхние из них нежно-розовые, а те, что пониже, - лиловые.

Выходим на небольшую поляну. Вокруг неё толпятся молодые берёзки.

Посередине синеет, как продолговатое зеркало, весенняя лужа. Она полна до краёв прозрачной снеговой воды.

Я заглядываю в воду. Она так чиста, что на дне отчётливо виден каждый прошлогодний листик, каждая затонувшая веточка.

Как хорошо кругом!

(По Г. Скребицкому)









В половодье

Мы подплыли на лодке к островку. Его быстро заливало водой.

По островку бродил лось. Под кустом лежал маленький лосёнок. Вот почему лосиха не хотела покидать островок! Её детёныш не умел плавать.

Мы взяли лосёнка в лодку. Лосиха поплыла следом. Вот лодка чиркнула о дно. Лесник вынес малыша на берег.

Скоро к берегу подплыла лосиха. Лосёнок побежал на зов матери.

(По Г. Скребицкому)

Спасённый зайчонок

Это случилось в начале лета. Мы возвращались с рыбалки. Тропинка шла лесом. Вдруг из травы выскочил зайчонок. Он сильно хромал.

Мы поймали зайчишку и принесли домой. Назвали его Яшкой. Наложили зайчику на перелом две маленькие шины и забинтовали лапку. Налили мы в бутылочку с соской молока и накормили беднягу. Вскоре лапка у зайчика срослась, и мы сняли повязку.

В конце лета мы выпустили своего любимца на волю и пожелали счастливого пути.

(По Н. Павловой)

Ящерка

Летом я жил в земляной сторожке. Ночью сквозь приоткрытую дверь хорошо было видно звёздное небо. Мне нравилось жить в сторожке.

Однажды я раскрыл пыльные ставни. На полке что-то прошуршало. Прошла минута. Вот с полки свесилось и робко посмотрело на меня забавное создание. Оно имело плоскую головку, раскрытую длинную пасть, плоское туловище в бугорках и маленькие короткие лапки. Я не шевелился. Терпеливо ждала и ящерка.

Я налил в блюдце сгущённого молока и отошёл к двери. Ящерка подняла головку, тихо пискнула и быстро устроилась около блюдца. Она доверчиво поглядела на меня и стала слизывать сладкие густые капли.

(По С. Чёрному)

Енот-полоскун

Все мамы любят напоминать ребятам: «Мой руки перед едой! Помой яблоко, прежде чем его есть!» А вот мамы енотов этого не делают! Знаешь почему?

Порядочный енот не забудет помыть лапы или пищу перед едой. Была бы вода рядом! Отмоет, отполощет, ототрёт всё до блеска!

Однажды одному еноту достался на обед кусочек печенья. Он тут же принялся его полоскать, и был бесконечно удивлён, когда печенье растворилось в воде.

(По Т. Сивокозовой)



Ну и белка!

В один из погожих августовских дней я возвращался из леса домой. Настроение было хорошее. Ещё бы! В моей корзине было полно грибов: подосиновиков, лисичек, подберёзовиков, даже боровиков.

Шёл я узкой тропинкой, которая петляла в ельнике. У большого соснового пня я увидел дружную семью лисичек. Я достал мешок и направился к ним, а корзинку оставил на тропинке.

Когда я вернулся к корзинке, я не обнаружил там двух белых грибов, которые лежали на самом верху. Я очень удивился и огорчился. Я не мог предположить, кто это мог сделать!

(По А. Александрову)

Как зимует белка.

Белке зимой мороз не страшен. Закружит в лесу метель, белка скорее к своему гнезду спешит. Гнездо у белочки круглое. Оно похоже на большой шар, а сбоку лазейка.

В гнезде уютно и тепло. Гнездо выстлано сухой мягкой подстилкой. Свернётся белка клубочком, пушистым хвостиком вход прикроет и спит. По лесу гуляет ледяной ветер. Он несёт по земле мелкий колючий снег. А зверьку хорошо в гнезде.

Утихла пурга. Белочка вылезла из гнезда и скачет с дерева на дерево. Во она еловую шишку нашла, сухой гриб.

В дупле старого дерева у зверька кладовая. Там орехи и жёлуди. На всю зиму запасов хватит.

(По Л. Тикуновой)

Радуга.

Однажды мама пошла за земляникой и взяла меня с собой.

День был солнечный. Но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя тучка, и из неё посыпался частый дождь. А солнце всё продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпались о листья. Они повисали на траве, на ветвях кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.

Не успели мы с мамой стать под дерево, как солнечный дождик кончился. «Погляди, Юра, как красиво», - сказала мама. Я взглянул. Через всё небо разноцветной дугой протянулась радуга. Один её конец упирался в нашу деревню, а другой уходил далеко в заречные луга.

От нагретой солнцем земли после дождя шёл лёгкий пар. В воздухе пахло цветами, мёдом и земляникой.

(По Г. Скребицкому)





4 класс



В осеннем лесу.

В траве среди редких берёз часто прячутся крепкие боровики. Сереют или розовеют мокрые сыроежки. Краснеют яркие пятнистые мухоморы. В ельнике порой встречается скользкий груздь. Опята на тоненьких ножках жмутся друг к дружке на низких пнях.

Вот на край болота вышел гигантский лось. Голову с тяжёлыми ветвистыми рогами поднял. Заревел трубным голосом. Ранним утром зов лесного богатыря слышен очень далеко.

А робкому зайчишке опять страшно. Всё кругом ещё жёлтое. А шубка у него уже побелела. Бедняжка ждёт, когда снег выпадет. Тогда хищники зайчишку на снегу не заметят.

(По И.С. Соколову-Микитову)



День рождения.

Сегодня день моего рождения. В нашем классе утаить такое событие ещё никому не удавалось. Наша учительница всегда с удовольствием и очень торжественно поздравляет каждого из нас и сопровождает свою речь пожеланиями. Все ребята под впечатлением от этих слов бросились меня тормошить. Я сам себе показался мячиком в их руках, застеснялся, разволновался, уже ничего не соображал и только приглашал к себе в гости.

Я живу в отдалённом районе и поэтому хотел подробно растолковать ребятам путь к моему дому. Я долго пытался перекричать общий шум и гам, убеждал и заставлял ребят выслушать мои объяснения, наконец махнул рукой. Обойдусь и без гостей! Сяду вечером за стол и стану наслаждаться угощением. Буду один за всех поглощать торт и конфеты.

(По М. Бройде)











Первая зелень.

Пробивается первая травка. Расцветают ранние цветы. Видишь эти белые цветочки? Они так похожи на маленькие нежные колокольчики. Эти цветы называются подснежниками.

А вот на солнечной полянке желтеют мелкие цветочки. Они носят интересное имя. Их прозвали мать-и-мачеха. Они словно дышат тонким ароматом.

Нежным весенним цветам часто приходится не сладко. Порой они терпят холод во время заморозков. На них может даже лечь снег. Но от них не услышишь жалоб. Они не пугаются трудностей. Цветы хорошо держатся, стойко переносят всякие ненастья.

Нежной растущей травкой и ранними цветами природа радует нас после долгой зимней спячки.

(Из журнала «Юный натуралист»)

Кошачьи лапки.

Вы, наверное, знаете эти крошечные и скромные лесные цветы.

Обычно они растут на песчаных пригорках, на крутых берегах лесных рек и ручьёв.

Крошечный розовый цветок очень похож на мохнатую кошачью лапку. В сероватой серёдке цветка как будто застыла розовая капелька.

В детстве мы любили собирать кошачьи лапки в маленькие букетики. Эти букетики не вянут, жёсткие лепесточки маленьких цветов не осыпаются. В маленькой вазочке они могут простоять всю зиму. Поэтому кошачьи лапки иногда называют бессмертниками.

(По И. С. Соколову-Микитову)

Ёжик.

На рассвете неподалёку от меня кто-то зашелестел листьями. Хрустнула сухая ветка. Послышался шорох.

Шагах в двух от меня пробежал ёж. На иголках у него были какие-то зеленоватые шарики. Ёж пробрался под густой куст и долго там копошился, хозяйничал. Немного погодя он вышел из-за куста и отправился куда-то по своим делам. Скоро ёж вернулся с добычей. Он был весь разукрашен лесными грушками. С минуту удивлённо глядел на меня из-под насупленных бровей, потом направился к своему тайнику. Выйдя оттуда, опять взглянул на меня маленькими глазками. На рассвете ёжик пришёл с тремя яблоками, наколотыми на иголки. Подошёл совсем близко ко мне и фыркнул, будто пригласил полакомиться яблочками.

Всё повторилось и на следующий день. Ёжик словно подрядился снабжать меня едой – приносил то яблоки, то груши.

(По Ю. Збанацкому)



Зимородок.

Молва всегда приписывала зимородку таинственные свойства: и счастье может приносить дому, и от молнии убережёт, и бурю утихомирит.

Зимородка часто можно заметить сидящим на ветке или на камне у воды с видом мыслителя. Но зимородок не размышляет, он внимательно всматривается в воду. Его интересуют маленькие рыбёшки. Приметив рыбу, зимородок кидается в воду. Проделывает он это часто, хотя прожорливым его не назовёшь. Просто охотник он неважный. Так что раз сто спикирует, пока насытится. Но когда в гнезде восемь птенцов, охотиться приходится очень активно.

(По Ю. Дмитриеву)



После дождя.

Под ногами шуршала мелкая колючая травка. В ней блестели шляпки маслят и краснели выросшие после дождя сыроежки.

Местами мы пригибались, чтобы пролезть под наклонившуюся сосенку. Мы запутывались в нитках цветов, и тогда из белых чашечек выливались мне за воротник и на голову холодные капли. Рубашка намокла. Я вздрагивал, ёжился, а бабушка вытирала мою стриженую голову ладонью или краешком платка и с улыбкой подбадривала, уверяла, что от росы люди растут большие-пребольшие.

Туман всё плотнее прижимался к земле, затянул село, огороды и палисадник, которые остались внизу.

(По В. Астафьеву)



Купание медвежат.

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и залез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка.

Медведица осторожно схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной воды и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием.

(В. Бианки)



Белый гусь.

На лугу гуси щипали траву.

Вдруг из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серой тяжёлой стеной. Налетел вихрь. Упали крупные капли дождя. Посыпал град. Вода в реке шипела и пенилась. Гуси замерли в траве, тревожно перекликались. Но потом не выдержали и побежали к реке в кусты.

Только белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове. Гусь вздрагивал, но не трогался с места. Под его крыльями тихо копошилась дюжина гусят.

Внезапно туча промчалась. Луг снова зазеленел под лучами солнца. И только на его середине не таяла белая кочка. То был белый гусь. Он лежал на траве. Могучие крылья были широко раскинуты, шея вытянута. По клюву сбегала струйка крови. Все двенадцать «одуванчиков» высыпали наружу, целые и невредимые.

(По Е. Носову)

Спасатель.

Как много может подсказать внимательному человеку поведение животных!

Была у одного геолога собака. Самая обыкновенная собака. Однажды поздним вечером геолог сидел за столом, карты геологические рассматривал. Рядом в коляске маленькая дочка спала. В углу дремала собака. Вдруг собака рванулась с места, схватила девочку за рубашку, выхватила её из коляски и кинулась в дверь.

Геолог очень испугался. Он решил, что собака взбесилась. С ружьём в руках он выбежал из дома. И тут затряслась земля, рухнул дом. Началось землетрясение.

Так собака спасла хозяина и его маленькую дочку.

(По Б. Зубкову)

Не побоялся волков.

Однажды в декабрьскую стужу лосиха с лосёнком ночевали в густом осиннике. Начало светать. Порозовело небо. Мягкий блестящий иней оседал на ветки, на спины лосей.

Лосиха насторожилась. Совсем близко послышался хруст снега. Серое пятно мелькнуло среди деревьев. Лоси помчались прочь. Они ломали ледяную корку наста, увязали по колено в снегу. Следом за ними гнались волки. Они были легче лосей и не проваливались. С каждой секундой звери всё ближе и ближе.

Лосиха поранила ноги об острые льдинки. Она уже не могла бежать. Лосёнок держался возле матери. Лосиха подбежала к сторожке и стала у ворот. Сын лесника Митя бросился к воротам. Дрожь пробежала по спине мальчика, когда он увидел волков. Но он схватил лопату и бросился на них. Мальчик отогнал волков. (По Г. Скребицкому)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!