СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учителю математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложение и вычитание десятичных дробей 5 класс ФГОС 

Просмотр содержимого документа
«Учителю математики»

План – конспект урока по математике в 5 классе.

Составила: Смеянова Светлана Анатольевна.

Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей.

Цель: совершенствование навыков сложения и вычитания десятичных дробей.

Задачи: 1.Отработка приемов сравнения десятичных дробей;

2. Продолжить совершенствование навыков и умений сложения и вычитания десятичных дробей;

3. Развитие элементов творческой деятельности и логического мышления учащихся.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, наглядные пособия.

Математика. Виленкин.Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбург С.И.- М.:Мнемозина, 2012.-280с.:ил.

 

Этап урока

 Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Самоанализ урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; инструктаж по работе с технологической картой.

На столах у каждого ученика карточки: веселый смайлик, грустный смайлик и кислый огурец.

Знакомство с технологической картой урока, уточнение критериев оценки

Регулятивные:

-организация своего рабочего места.

Коммуникативные:

-умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное)

Познавательные:

-умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

2 минуты 


II. Повторение пройденного материала.

1.Устная работа (слайд 2)

1.1.Прочитайте дроби:

3,5; 0,375; 110,07; 61,981; 3,51

1.2. что можно выделить у каждой десятичной дроби?

1.3. назовите: целую часть, дробную часть;

наименьшую десятичную дробь, наибольшую; расставьте числа в порядке возрастания, убывания.

1.4. Закончите предложение: (слайд 3)

  • Если в конце десятичной дроби приписать 6 нулей, то…

  • Из двух обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями меньше та, …

  • Большая дробь на координатном луче лежит …

  • Из обыкновенной дроби в десятичную можно перевести только ту дробь, у которой…

  • Целую часть от дробной части в десятичной записи числа отделяют


- Что необходимо знать, чтобы ответить на эти вопросы?

1.5. Восстановите запись: (слайд 4)

2,*1

6,413 6,4*8;

1,892

50,683


1.6. Сравните числа: (слайд 5)

4,3** и 4,788; **,512 и *,9*;

0,342 и 0,341**; *,*** и **,*


2.Самостоятельная работа (слайд 6)

2.1. Выполните действия:

1) 5/7+2/7; 2) 1/2+1/2; 3) 3/8-2/8; 4) 1-3/4;

5) 6-2/7.


Взаимопроверка.











-Правило сравнения десятичных дробей.

-Чтобы сравнить две десятичные дроби, надо сначала сравнить их целые части, а затем сравнивать дробные части

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли полно и точно.

Регулятивные:

-Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

15 минут. На втором этапе для повторения пройденного материала использовала словесные, наглядные методы с применением слайдов (презентация). Проверка знания правила сравнения десятичных дробей шла через фронтальный опрос.



















Проверка знаний правил сложения и вычитания смешанных чисел.

Развитие самостоятельности.

III.Физкультминутка.

Нарисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты – молодец!




3 минуты.

Здоровьесберегающая технология.

Физкультминутка проведена с пользой для зрения и с геометрическими заданиями.


IV. Постановка темы и цели урока.

1.Историческая справка. (слайд 7-8)

В XV веке, в Узбекистане, вблизи города Самарканда жил математик и астроном Джемшид Гиясэддин ал-Каши (дата рождения неизвестна). Он наблюдал за движением звезд, планет и Солнца, в этой работе ему необходимы были десятичные дроби. Ал-Каши написал книгу "Ключ к арифметике" (была издана в 1424 году), в которой он показал запись дроби в одну строку числами в десятичной системе и дал правила действия с ними. Ученый пользовался несколькими способами написания дроби: то он применял вертикальную черту, то чернила черного и красного цветов. Но этот труд до европейских ученых своевременно не дошел.
Примерно в это же время математики Европы также пытались найти удобную запись десятичной дроби. В книге "Математический канон" французского математика Ф. Виета (1540-1603) десятичная дробь записана так 2 135436 - дробная часть и подчеркивалась, и записывалась выше строки целой части числа.
В 1585 г. , независимо от ал-Каши, фламандский ученый Симон Стевин (1548-1620) сделал важное открытие, о чем написал в своей книге "Десятая" (на французском языке "De Thiende, La Disme"). Эта маленькая работа (всего 7 страниц) содержала объяснение записи и правил действий с десятичными дробями. Он писал цифры дробного числа в одну строку с цифрами целого числа, при этом нумеруя их. Например, число 12,761 записывалось так:
12076112
или число 0,3752 записывалось так: 3752.
Именно Стивена и считают изобретателем десятичных дробей.

-Как можно еще записать дробь 1/10?


-Вы уже научились сравнивать десятичные дроби, а как вы думаете, что можно с ними еще сделать?

- Совершенно верно. Сегодня на уроке вам предстоит научиться складывать и вычитать десятичные дроби.
















0,1. Это десятичная дробь.

- Складывать и вычитать.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации.

2 минуты. На данном этапе формулируется тема урока и ставятся цели.

V. Изучение нового материала.

 Решение задачи (слайд 9)


-Сейчас мы решим задачу и на примере этой задачи вы поймете, как складывать и вычитать десятичные дроби.

С одного участка собрали 95,3 т зерна, а с другого на 16,87 т зерна больше. Сколько тонн зерна собрали с другого участка?

- Что необходимо найти по условию задачи?

- Как же это сделать?

Давайте вместе сформулируем алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.










Запись задачи, пояснения, ответ.


Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

-сравнять количество знаков после запятой;

-записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой;

-выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;

- поставить в ответе запятую.

Регулятивные:

-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.

Познавательные:

-находить и выбирать способ решения.

-прогнозировать результат вычисления.

-использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.

8 минут.

На основном этапе урока – изучение нового материала, мною была использована фронтальная работа.


VI. Первичное закрепление.


1.На данном рисунке каждому числу соответствует буква. (слайд 10) Выполните задание и расшифруйте фамилию голландского математика.

0,5+12,38=12,88 С

12,88-7,62=5,26 Т

3,875+10,35=14,225 И

4,99-0.535=4,455 В

26,3+24,7=51 Е

0,7-0,04=0,66 Н

Дети записывают решение и ответ


Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли полно и точно.


10 минут.

 На этом этапе проводится первичное закрепление умения складывать и вычитать десятичные дроби. По ответам детей, по записям в тетрадях прослеживается результат достижения   цели урока.

VIII. Рефлексия.





Вот и подошел к концу наш урок.

Интересное и меткое сравнение принадлежит Л.Толстому. Он говорил, что: «Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель- то, что он о себе думает. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь».

Кому понравилось и было легко преодолевать все трудности – выберите веселые смайлики, кому было тяжело – грустные, а кому не интересно было с нами выберите картинку с кислым огурцом.

Учащиеся крепят свои цветочки на доску

Регулятивные:

-оценивать свою работу.

3 минуты.

Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность.

IX. Домашнее задание.

X. Итог урока.

№№ 1255 (1ст), 1256(1 ст), 1257

Составить три задачи на сложение и вычитание десятичных дробей.



2минуты.

Время, отведённое на все этапы урока, было выдержано.

Все поставленные мною цели урока удалось реализовать: формировались у учащихся новые понятия и закреплялось изученное раннее.


Что для себя каждый взял из этого урока? Чему научились?

Спасибо за урок!

Молодцы!