Бабинцева Елена Владимировна
Учитель музыки общеобразовательной школы
МАОУ СОШ №1, г. Березники Пермский край
Тел.: 89129817704
e-mail: babintseva1963@mail.ru
Учителю музыки о работе с детьми ОВЗ
В последние годы работы, в общеобразовательной школе отмечается приток детей с ОВЗ из специальных образовательных учреждений. Чаще всего эти ограничения касаются физического здоровья ребёнка, реже – психического и интеллектуального. Такое явление закреплено законодательством - обеспечение равного доступа к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.
Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс общеобразовательной школы является достаточно новым подходом для российского образования. Это обуславливает необходимость обновления технологий и подходов в работе педагога.
При обучении детей с ОВЗ педагог должен учитывать особенности ребёнка и осуществлять индивидуальный подход для реализации потенциальных возможностей ученика и создания условий для их развития. Надо помнить, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
В подобных случаях применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии Одной из технологий, позволяющих добиваться положительной динамики в обучении, является технология разноуровневого обучения. Это относительно новая технология, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Она опирается на тех же принципы, что и индивидуализация, и дифференциация обучения.
В настоящее время технология разноуровневого обучения является одним из ключевых направлений школы. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она при обучении детей с ОВЗ.
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной технологии предполагает определённый алгоритм деятельности учителя.
Разноуровневая технология позволяет повысить:
Технология разноуровневого обучения может использоваться на различных этапах урока - как на вводном этапе, так и на заключительном, при проверке усвоения матерьяла.
Такие уроки носят вариативный характер.
Низкий уровень усвоения | Нормальный уровень усвоения |
1 вариант |
работа по карточкам на закрепление предыдущей темы выполнение заданий | Усвоение сложной темы |
2 вариант |
словарная работа наглядность | Работа по карточкам на закрепление предыдущей темы |
Виды работ с детьми ОВЗ
Карточки
дети должны дать этим понятиям письменную характеристику. При этом карточка может содержать слова-подсказки или предложения с пропущенными словами, чтобы детям было проще дать определение понятию
Задания
После предложить карточки с практическими примерами.
Словарная работа
Различные виды заданий подчинены определённому алгоритму.
Устные задания выполняются по следующему алгоритму:
учитель проговаривает само задание дети или один ребенок проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями;
учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате – дети или ребенок проговаривают за учителем. Здесь нужно использовать карточки с алгоритмом действий, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схем, таблиц;
пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинали выполнение задания – дети выполняют, проверяют вместе с учителем;
итоговая проверка выполнения задания, учет ошибок (проговаривает учитель, потом дети).
Письменные задания:
учитель проговаривает само задание, дети или один ребенок проговаривают задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или с опорными предложениями;
детям раздаются карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм действий прописывается в самой карточке или на доске)
Проверка задания:
учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребенку; учитель просит каждого ребенка устно проговорить, что получилось в задании или один ребенок отвечает, все дети смотрят, правильно ли они в своих карточках выполнили это задание; при этом
проговариваются все ошибки и способы их устранения.
Задача нас - педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.