Урок 3
Тема: Ударение. Смыслоразличительная роль ударения в слове.
Проектная группа: Ширяева Г.В.
Кузина А.В.
Консультант: Восторгова Е.В.
Цель: Показать словоразличительную функцию ударения, сформировать умение определять ударный слог в слове и выделять ударный гласный звук на звуковой схеме.
Результат: Учащиеся должны знать способ определения ударного слога в слове, уметь прочитать слово с разными вариантами расстановки ударения.
Вводный комментарий: Особенность этого урока состоит в одновременном введении ударения как важнейшей характеристики слова, выполняющей смыслоразличительную функцию, и введении способа нахождения места ударения в слове, опирающемся именно на эту функцию. Для того чтобы дети осознали ударение как особую организацию звуков в слове, им предлагается деформированное слово радуга – со смещением ударения на второй и третий слоги. Благодаря такому методическому ходу у детей возникает возможность услышать ударение и прочувствовать, что его место является определяющим для понимания смысла слова носителями языка. Искусственное смещение ударения позволяет первоклассникам обнаружить его и понять его значимость, а затем становится основой для определения места ударения в слове. Чтобы найти ударный слог в слове и обозначить его на звуковой модели слова (а впоследствии и на буквенной), учащимся предлагается произнести слово несколько раз: с ударением на первом слоге, затем с ударением на втором слоге, на третьем и т.д. В процессе такого «прочтения слова» (оно, как правило, осуществляется на основе имеющейся модели слова) дети осознают место ударения в слове – сопоставляют звуковой образ слова с ударением в определенном месте и ту модель, с которой они работают. В результате такой работы ученики лучше опознают ударный слог и правильно обозначают его на модели (известно, что прием «Позови слово!» часто приводит к тому, что дети «зовут» слово правильно, а знак ударения ставят неверно, т.к. звуковой образ у них не соотнесен со звуковой или буквенной моделью того же слова). Понятно, что умение определять место ударения в слове является чрезвычайно важным в отношении будущего орфографического действия младших школьников.
Проектируемый ход урока:
Составление звуковой схемы к слову РАДУГА
У
. Отгадайте загадку: (Учитель выбирает одну из загадок в зависимости от особенностей класса. На данном уроке была выбрана последняя загадка.)
Не человечьими руками
Жемчужный разноцветный мост
Из вод построен над водами.
Чудесный вид, огромный рост!
Раскинув паруса шумящи,
Не раз корабль под ним проплыл;
Но на хребет его блестящий
Ещё никто не восходил.
Идёшь к нему – он прочь стремится
И в то же время недвижим;
С своим потоком он роднится
И вместе исчезает с ним.
В.А. Жуковский
Крашеное коромысло
Над рекой повисло.
Ч
то за чудо-красота!
Расписные ворота
Появились на пути!..
В них ни, въехать ни войти.
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет –
Рухнул мост, и щепок нет.
Р
азноцветные ворота
На лугу построил кто-то,
Но пройти в них нелегко,
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Кто мне может подсказать?
Через поля, через луга
Встала нарядная дуга.
Д. Радуга!
У. Откройте тетрадь и составьте звуковую схему к слову РАДУГА.
Ребята делят слово на слоги и фиксируют в тетрадь звуки каждого слога. Один учащийся фиксирует звуковой состав слова у доски.









Соотнесение звуковой и слоговой схемы к слову
У. Авосик с Машей и Алёшей тоже составляли схему к слову РАДУГА. Вот что у них получилось.












Д. Они составляли слоговую схему. Верно составила Маша, потому что слово на её схеме состоит из трёх слогов.
На доске остаётся только Машина схема.
Наблюдение за разными вариантами произношения слова РАДУГА
У. Однажды в Россию приехали иностранцы. Увидели радугу, и один из них произнёс: «РАдуга», другой: «раДУга», третий «радуГА». Почему одно и то же слово иностранцы произнесли по-разному?
Д. Они выделяли голосом разные слоги.
У. Какой слог надо было выделить голосом, чтобы произнести слово по-русски правильно?
Д. Первый.
Введение знака УДАРЕНИЕ на слоговой схеме
У. Подумайте, как показать на схеме, что в слове РАДУГА правильно выделять голосом первый слог.
Ребята обсуждают варианты ответа.
У. В русском языке слог, который произносится с наибольшей силой, называется ударным. На схеме его отмечают специальным значком, ударением.
Выделение ударного гласного звука на звуковой схеме слова
У. Мы теперь знаем, как поставить ударение в слоговой схеме. А как отметить ударение на звуковой схеме?
Д. Поставить значок ударения над слогом, над звуком.
У. Над каким звуком?
Д. Над гласным, потому что в слове гласные звуки образуют слог, они особенно сильно произносятся голосом.
Определение ударного слога в слове
У. Червячок пришёл в гости к улитке. Выглянет ли улитка из домика, если червячок позовёт её так:




У. А вот так:




У. А так:




Д. Ударение в слове УЛИТКА должно падать на второй слог.
Анализ проекта и его реализации:
Этапы 1 и 2. Составление звуковой схемы к слову РАДУГА. Соотнесение звуковой и слоговой схемы к слову
В проекте урока было запланировано составление звуковой схемы слова радуга (в учебнике предлагается работать на этапе введения ударения сразу на слоговой модели) с целью рефлексивного возврата к ней: предполагалось, что в конце урока дети могут обсудить на основе этой же звуковой модели над каким звуком надо ставить знак ударения. Однако в реализации само составление довольно несложной модели этого слова заняло колоссальную часть времени.
Следующий же этап, посвященный соотнесению звуковой модели и слоговой модели одного и того же слова стал фактически кульминационным моментом урока, но, как известно, по проекту этот этап должен был выполнять лишь функцию «мостика» от повторения изученного – составления звуковой модели, где отражается последовательность гласных и согласных звуков, к новой теме – обнаружению ударения. Определенную сложность в реализации урока вызвало еще и то, что визуально предложенная слоговая модель была очень похожа на звуковую: модель слога и модель звука в звуковой схеме слова были фактически одинакового размера. Чрезвычайно затянутые и неэффективные первые два этапа урока привели к преждевременному утомлению детей, рассеиванию их внимания.
Этап 3. Наблюдение за разными вариантами произношения слова РАДУГА
Очевидно, что причина неуспеха реализации этого этапа в недостаточной проработанности его в проекте. Приведем этот фрагмент:
У. Однажды в Россию приехали иностранцы. Увидели радугу, и один из них произнёс: «РАдуга», другой: «раДУга», третий «радуГА». Почему одно и то же слово иностранцы произнесли по-разному?
Д. Они выделяли голосом разные слоги.
У. Какой слог надо было выделить голосом, чтобы произнести слово по-русски правильно?
Д. Первый.
Конечно, рассчитывать, что дети на вопрос учителя «Почему одно и то же слово иностранцы произнесли по-разному?» ответят: «Они выделяли голосом разные слоги», не стоило. Важно было продумать заранее, как подвести детей к такому непростому выводу. Наверное, для этого учащиеся, как минимум, должны были сами многократно произнести слово радуга как первый иностранец, затем как второй, затем как третий, произносить и слушать друг друга, наблюдать. Безусловно, одного учительского вопроса учительского произнесения трех вариантов слова, недостаточно. Вместе с тем, важно было убедиться, что слово радуга во всех трех вариантах имеет один и тот же состав, тогда и возникает вопрос, в чем же разница. Не очень удачным (хотя и привлекательным) следует признать прием с произнесением слова по слогам по цепочке (разными учащимися) – при таком «кусочном» произнесении ударение нивелируется.
Этапы 4 и 5. Введение знака УДАРЕНИЕ на слоговой схеме. Выделение ударного гласного звука на звуковой схеме слова
Вероятно, было бы намного эффективней предложить детям самим попробовать отметить ударение на слоговой модели слова. Кто-то, возможно уже знает знак ударения и использовал бы его, а кто-то, может быть, придумал бы что-то другое – например, закрасил бы ударный слог или отметил его как-то иначе. Смысл этой работы заключается в том, что каждый учащийся, выполняя такое задание, еще раз осознает сам предмет работы – ударение, новую для него характеристику слова.
Этап 6. Определение ударного слога в слове
Этот этап был проведен учителем на уроке несколько иначе. По проекту дети должны были просто определить место ударения в слове улитка – применить уже имеющийся способ нахождения места ударения в слове на данном новом слове. Однако на самом уроке учитель задает детям следующий вопрос: «Подойдёт ли слоговая схема слова РАДУГА к слову УЛИТКА?». Понятно, что таким образом учитель хочет «убить» двух зайцев: фактически ввести способ определения ударения в слове и найти его место в еще одном слове. Но ответ на этот вопрос предполагает, что дети должны определить сначала ударный слог в слове радуга, произнеся его три раза, и затем сравнить его место с местом ударения в слове улитка, как бы удерживая все эти операции «в уме». Реализация этапа урока показала, что задание было заведомо сложным для первоклассников. Оно, наверное, возможно, но только уже на этапе освоения учащимися постановкой ударения в словах, а не в момент его введения.
Перепроектированный ход урока по результатам обсуждения его видеозаписи:
Составление слоговой схемы к слову РАДУГА
У. Отгадайте загадку:
***
Крашеное коромысло
Над рекой повисло.
Д. Радуга!
У. Да, посмотрите, она действительно похожа на коромысло. (Показывает картинку) А на что ещё похожа радуга?
Дети высказывают свои предположения.
У. Послушайте, какие ещё загадки есть про радугу:
***
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Появились на пути!..
В них ни, въехать ни войти.
***
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет –
Рухнул мост, и щепок нет.
У. На что похожа радуга у авторов этих загадок?
Д. На ворота и мост.
У. Молодцы! На уроке русского языка мы будем наблюдать за словом РАДУГА. Откройте тетрадь и составьте слоговую схему к слову РАДУГА.
Ребята чертят схему к слову и отмечают на ней слоги. Один учащийся работает у доски.



Наблюдение за разными вариантами произношения слова РАДУГА
У. Однажды в Россию приехали иностранцы. Увидели радугу, и один из них произнёс: «РАдуга», другой: «раДУга», третий «радуГА». Давайте тоже попробуем произнести это слово как иностранцы.
Учитель вместе с ребятами произносит слово РАДУГА, выделяя голосом разные слоги.
У. Может быть эти слова состоят из разных слогов?
Ребята сравнивают сначала первый, потом второй и третий слоги в словах РАдуга, раДУга, радуГА.
Д. Все слоги одинаковые!
У. Давайте произнесём слово раДУга. Какой слог мы произносим с большей силой?
Д. Второй.
У. А в слове радуГА?
Д. Третий.
У. А в слове РА дуга?
Д. Первый!
У. Кто может ответить на вопрос, почему одно слово иностранцы произнесли по-разному?
Д. Они выделяли голосом разные слоги.
Введение знака УДАРЕНИЕ на слоговой схеме
У. Помогите иностранцам. Выделите на схеме слова тот слог, который надо произносить с большей силой, чтобы получилось слово РАдуга.
Каждая пара получает схему слова на большом листе и преобразовывает её. Все варианты выносятся на доску и обсуждаются.
У. Давайте посмотрим, как принято отмечать такой слог в учебнике.
Ребята открывают учебники и знакомятся с новым значком.
У. В русском языке слог, который произносится с наибольшей силой, называется ударным. На схеме его отмечают специальным значком, ударением.
Выделение ударного гласного звука на звуковой схеме слова
У. Мы теперь знаем, как поставить ударение в слоговой схеме. А как отметить ударение на звуковой схеме?
Д. Поставить значок ударения над слогом, над звуком.
У. Давайте составим звуковую схему к слову РАДУГА и подумаем, как отметить ударный слог.
Ребята составляют звуковую схему в тетрадях. Можно сыграть в игру «Регулировщик». Один из ребят становится регулировщиком. Ребята показывают схему к первому звуку, если она подходит, регулировщик пропускает одного из ребят к доске, чтобы он начертил схему на доске. Игра продолжается до тех пор, пока все звуки не будут записаны.









У. В слове РАДУГА ударение падает на первый слог. Но в нём два звука, какой из них считать ударным?
Д. Гласный, потому что в слове гласные звуки образуют слог, они особенно сильно произносятся голосом.









Способ определение ударного слога в слове
У. Червячок пришёл в гости к улитке. Выглянет ли улитка из домика, если червячок позовёт её так:




У. А вот так:




У. А так:




Д. Ударение в слове УЛИТКА должно падать на второй слог.
Определение ударного слога в словах.
У. У вас на листочках и у меня на доске схемы к словам из двух слогов. Наша задача -найти и выделить ударный слог.
Ребята определяют ударный слог в словах: ВАЗА, РАМА, ЛЮДИ, ТРАВА, ГОРА, РЕКА. Каждое слово произносится дважды, сначала с ударением на первый слог, а потом на второй. Только после этого ставится знак ударения. Ребята по очереди выполняют задание у доски.
6