СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Удивительное рядом»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-6 х классов «Удивительное рядом» рассчитана на школьников определенной возрастной группы – младших подростков – обучающихся 5-6 классах и может быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов одной возрастной категории.

Программа представлена в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности образовательного учреждения.

Просмотр содержимого документа
««Удивительное рядом»»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-6 х классов «Удивительное рядом» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам освоения основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и авторской программы Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы: 5–6 класс/Е.М. Шулежко, А.Т. Шулежко. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-6 х классов «Удивительное рядом» рассчитана на школьников определенной возрастной группы – младших подростков – обучающихся 5-6 классах и может быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов одной возрастной категории.

Программа представлена в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности образовательного учреждения.

Данная программа является пропедевтическим курсом, предваряющим систематическое изучение предмета физика. На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты. В программе предусмотрено большое количество экспериментальных заданий и лабораторных работ. Учащиеся изучают способы измерения физических величин с помощью измерительных приборов - они научатся пользоваться мензуркой, термометром, рычажными весами, динамометром, амперметром и вольтметром. Программа предусматривает работы, развивающие мысленную деятельность, требующие от учащихся умения рассуждать, анализировать, делать выводы.

Целями изучения пропедевтического курса физики «Занимательная физика» являются:

  1. развитие интереса и творческих способностей младших подростков при освоении ими метода научного познания на феноменологическом уровне;

  2. приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы;

  3. формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  1. знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явлений, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);

  2. приобретение учащимися знаний о механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления.

  1. формирование у учащихся знаний о физических величинах путь, скорость, время, сила, масса, плотность как о способе описания закономерностей физических явлений и свойств физических тел;

  2. формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;

  3. овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  4. понимание отличия научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Программа внеурочной деятельности «Занимательная физика» рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 35 часов

Методы и средства обучения.

Ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени обеспечивают развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.

Формы организации занятий: беседа, объяснение, рассказ, простейшие демонстрационные эксперименты и опыты, экскурсии, самостоятельная исследовательская работа, практические занятия.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые.

Ожидаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Занимательная физика».

Общие предметные результаты обучения:

  • феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и умение качественно объяснять причину их возникновения;

  • умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;

  • научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;

  • научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;

  • умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;

  • умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;

  • формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

  • развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;

  • коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Частные предметные результаты обучения:

  • умения приводить примеры и способность объяснять на качественном уровне физические явления: равномерное и неравномерное движения, колебания нитяного и пружинного маятников;

  • умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу;

  • владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы трения скольжения от веса тела, силы Архимеда от объема тела, периода колебаний маятника от его длины;

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Метапредметные результаты обучения:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Личностные результаты обучения:

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;

  • приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.

Содержание обучения

5 класс

Введение (3часа)

Природа. Явления природы. Что изучает физика? Наблюдения и опыты — методы научного познания. Измерение физических величин. Абсолютная погрешность измерения.

Фронтальные лабораторные работы:

  1. Зависимость периода колебаний нитяного маятника от длины нити

  2. Определение цены деления измерительного прибора

Предметными результатами по данной теме являются:

-понимание физических терминов: тело, вещество, материя;

-умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: длину, промежуток времени;

- владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления шкалы прибора и погрешности измерения;

- понимание роли ученых в развитии физики.

Физические величины и их измерение (5часов)

Измерения и измерительные приборы. Погрешность измерений. Измерение линейных размеров тел. Единицы измерения. Измерение площади. Измерение объёма тел. Измерительный цилиндр (мензурка). Время. Измерение интервалов времени. Часы. Единицы измерения времени. Масса. Измерение массы.

Фронтальные лабораторные работы:

  1. Определение линейных размеров физического тела

  2. Измерение площадей плоских фигур произвольной формы

  3. Измерение объема бруска

  4. Измерение объемов тел неправильной формы с помощью мензурки.

  5. Измерение температуры жидкости

Предметными результатами по данной теме являются:

-умение ответить на вопрос: «Что значит измерить физическую величину?»

-умение проводить измерения с помощью палетки, мензурки, термометра, записывать результаты измерений с учетом абсолютной погрешности;

-овладение экспериментальными умениями определения размеров малых тел;

-понимание того факта, что точность измерений зависит от точности прибора и метода измерения.

Тела и вещества (9 часов)

Строение вещества. Молекулы. Атомы. Движение молекул. Взаимодействие молекул. Состояния вещества. Модели газа, жидкости и твёрдого тела. Плотность вещества. Единицы плотности.

Фронтальные лабораторные работы:

  1. Наблюдение диффузии в жидкости и газе

  2. Определение массы тела с помощью рычажных весов

  3. Определение плотности твёрдого тела.

Предметными результатами по данной теме являются:

-понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;

-понимание различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;

-умение пользоваться СИ, кратными и дольными единицами измерений;

-умение пользоваться рычажными весами, соблюдая правила взвешивания;

-понимание физического смысла плотности вещества;

-умение находить связь между массой, плотностью и объемом.

Механические явления (3 часов)

Механическое движение. Траектория. Пройденный путь. Прямолинейное и криволинейное движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Средняя скорость. Относительность механического движения.

Предметными результатами по данной теме являются:

-понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция;

-понимание и способность приводить примеры относительности механического движения;

-умение рассчитывать скорость, пройденный путь, время движения;

-умение переводить единицы в СИ.

Взаимодействия (16 часов)

Взаимодействие тел. Сила. Изображение сил. Сила тяжести. Всемирное тяготение. Вес тела. Сила упругости. Измерение сил. Трение. Силы трения. Давление твёрдых тел. Давление в жидкостях и газах. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Фронтальные лабораторные работы:

  1. Градуирование пружины динамометра и измерение сил

  2. Изучение зависимости силы трения скольжения от веса тела

  3. Определение давления твердого тела.

  4. Измерение выталкивающей силы

  5. Выяснение условий плавания тел.

Предметными результатами по данной теме являются:

-понимание и способность объяснять явления: всемирное тяготение, давление жидкостей и твердых тел, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, плавание тел, воздухоплавание;

-умение определять равнодействующую сил, направленных вдоль одной прямой;

-умение изготавливать шкалу прибора с заданной ценой деления;

-владение экспериментальными методами исследования зависимости: удлинения пружины от приложенной силы, силы трения скольжения от силы нормального давления, силы Архимеда от плотности жидкости и объема погруженного тела, гидростатического давления от глубины, условий плавания тела в жидкости от соотношения силы тяжести и силы Архимеда;

-понимание смысла и умение применять на практике закон Архимеда, закон Паскаля.


Тематическое планирование

5 класс

п/п

Наименование темы

Всего

часов

Практические работы

1

Введение

3

2

2

Физические величины и их измерение

5

5

3

Тела и вещества

9

3

4

Механические явления

3


5

Взаимодействия

18

5


Итого

35

15

Поурочное планирование

5 класс


урока



Тема


Дата


Примечание

Планируемая

Фактическая

1

Введение (4ч)

1/1

Что изучает физика? Природа. Явления природы. Физические явления. Демонстрации: движение шарика по желобу, звучание камертона, проскакивание электрической искры, взаимодействие постоянных магнитов, отражение света. Презентация «Что изучает физика?»



5.09



2/2


Методы научного познания: наблюдения и опыты. Лабораторная работа №1. «Определение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити».



12.09



3/3

Измерение физических величин. Погрешность измерения. Лабораторная работа № 2 «Определение цены деления измерительного прибора». Демонстрации: модель мензурки со сменной шкалой

19.09



2

Физические величины и их измерения (5 ч)

4/1

Измерения длины: Лабораторная работа № 3 «Определение линейных размеров бруска»

26.09



5/2

Площадь, ее измерение. Палетка. Лабораторная работа №4 «Измерение площадей плоских фигур произвольной формы»

3.10



6/3

Объем, его измерение. Измерение объемов тел правильной формы. Лабораторная работа №5 «Измерение объема бруска»

10.10



7/4

Лабораторная работа № 6 «Измерение объема тела неправильной формы с помощью мензурки»

17.10



8/5

Температура и ее измерение. Лабораторная работа № 7«Измерение температуры жидкости»

24.10



3

Тела и вещества (11 ч)

9/1

Характеристики тел и веществ. Демонстрации: тема «Тела и вещества»

7.11



10/2

Масса тела. Эталон массы. Демонстрации: взвешивание тел на рычажных весах

14.11



11/3

Лабораторная работа № 8«Измерение массы с помощью рычажных весов»

21.11



12/4

Строение вещества. Молекула. Атом. Ион. Демонстрации: растворимость краски в воде, соли в воде, дробление веществ, анимированные модели атомов, ионов, молекул

2811



13/5

Движение частиц вещества. Диффузия. Лабораторная работа № 9«Наблюдение диффузии в жидкости и газе»

5.12



14/6

Взаимодействие частиц вещества. Объяснение агрегатных состояний с молекулярной точки зрения. Демонстрации: растягивание и сжатие пружины, притяжение двух цилиндров, явление смачивания, слайды «поведение и расположение молекул» (анимация), модели кристаллических решеток



12.12





15/7

Плотность вещества. Демонстрации: взвешивание тел одинакового объема разной массы, одинаковой массы, разного объема

19.12



16/8

Решение задач на определение плотности вещества, расчет массы и объема тела по его плотности.

26.12



17/9

Определение плотности твердого тела.

16.01



4

Механические явления (3 ч)

18/1

Положение тела в пространстве. Измерение времени: от древности до наших дней. Демонстрации: метроном, маятниковые часы, презентация «Измерение времени»

23.01



19/2

Механическое движение. Движение в природе, технике и жизни человека. Траектория. Путь. Демонстрации: центробежная дорога, вращение волчка, конический маятник, пружинный маятник

30.01



20/3

Равномерное и неравномерное движение. Скорость тела при равномерном движении. Расчет пути и времени движения. Демонстрации: самодвижущаяся тележка с капельницей

6.02



5

Взаимодействия (17ч)



21/1

Сила. Действие и противодействие. Демонстрации :опыт с тележкой, на конце которой закреплена сжатая нитью пружина (нить пережигают); взаимодействие двух тележек после пережигания нити

13.02



22/2

Сила тяготения. Сила тяжести. Единица силы. Демонстрации: падение тел в воздухе, падение тел в трубке Ньютона, движение тела, брошенного горизонтально, отвес

20.02



23/5

Вес. Измерение силы. Лабораторная работа №11 «Градуирование пружины динамометра и измерение сил»

27.02



24/6

Сила трения. Лабораторная работа №12 «Изучение зависимости силы трения скольжения от веса тела»

6.03



25/7

Трение в природе и технике. Демонстрации: подшипники, слайды: «движущая сила колеса», «как мы ходим», видео «добывание огня трением»

13.03



26/8

Давление. Сила давления. Демонстрации: разрезание пластилина куском тонкой проволоки.

20.03



27/9

Практическая работа №13«Определение давления твердого тела»

3.04



28/10

Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды. Демонстрации: зависимость давления жидкости от высоты столба, сообщающиеся сосуды, модель гидравлического пресса, модель уровня

10.04



29/11

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Демонстрации: шар Паскаля

17.04



30/13

Атмосфера. Атмосферное давление. Демонстрации: «фонтан в пустоте», поднятие воды за поршнем, занимательные опыты

24.04



1/14

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Демонстрации: «магдебургские полушария», барометр-анероид, интерактивная модель «Опыт Торричелли»

28.05



32/15

Действие жидкости на погруженное в нее тело. Лабораторная работа № 14«Измерение выталкивающей силы». Демонстрации: закон Архимеда (ведерко Архимеда)

15.05



33/16

Плавание тел. Воздухоплавание. Демонстрации: «Картезианский водолаз», плавание картофелины в пресной и соленой воде. Лабораторная работа № 15 «Плавание тел».

22.05



34/17

Итоговый урок

29.05






Содержание обучения


6 класс

Тепловые явления (7 ч)

Температура и её измерение. Тепловое движение частиц. Внутренняя энергия тел. Изменение внутренней энергии. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Агрегатные состояния вещества. Кипение.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Наблюдение изменения объема тела при нагревании и охлаждении

  2. Отливка игрушечного солдатика

  3. Наблюдение испарения и конденсации воды

  4. Разметка шкалы термометра

  5. Наблюдение теплопроводности воды и воздуха.


Предметными результатами по данной теме являются:


-понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) , плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, кипение;

-умение объяснять различные агрегатные состояния вещества на основе представлений об упорядоченности, движении и взаимодействии друг с другом частиц вещества;

-умение измерять: температуру;

-овладение экспериментальными умениями при изготовлении шкалы термометра;

-умение применять полученные знания в практике повседневной жизни.

Электромагнитные явления (10 ч)

Электризация тел. Электрический заряд. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Строение атома. Электрон. Ион. Объяснение электризации. Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь. Проводники и изоляторы. Действия электрического тока. Природное электричество. Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Электромагнитные явления. Применение электромагнитов и электродвигателей.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Измерение силы тока

  2. Измерение напряжения

  3. Изучение последовательного соединения

  4. Изучение взаимодействия постоянных магнитов

  5. Сборка электромагнита и испытание его действия.


Предметными результатами по данной теме являются:

-умение измерять: силу электрического тока, электрическое напряжение;

-умение собирать электрическую цепь по заданной схеме;

-умение чертить электрическую схему по заданному рисунку;

-владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы тока на участке цепи от сопротивления участка;


-владение способами выполнения расчетов для нахождения: силы тока, напряжения, сопротивления при последовательном соединении проводников;


-понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током;


- владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи;


-умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).


Световые явления (11 ч)

Источники света. Прямолинейное распространение света. Световой луч. Получение тени и полутени. Солнечные и лунные затмения. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Получение изображений в плоском зеркале и системе плоских зеркал. Преломление света. Линзы. Глаз. Дефекты зрения. Очки. Лупа. Цвета тел. Смешивание цветов.

Фронтальные лабораторные работы

  1. Изучение законов отражения света

  2. Изготовление камеры-обскуры

  3. Наблюдение преломления света

  4. Получение изображений с помощью собирающей линзы

  5. Наблюдение спектра солнечного света.


Предметными результатами по данной теме являются:


-понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространение света, образование тени и полутени, отражение и преломление света;

-умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы;

- владение экспериментальными методами исследования зависимости: изображения от расположения свечи на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало;

-умение применять на практике: закон отражения света, закон преломления света, закон прямолинейного распространения света;



- умение различать собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей линзой;

-понимание и способность объяснить использование линз для коррекции зрения.


Звуковые явления (4 ч)


Источники звука. Звук как источник информации об окружающем мире. Колебание- необходимое условие возникновения звука. Распространение звука. Отражение звука. Эхо. Эхолот. Инфразвук. Ультразвук. Применение ультразвука. Голос и слух, гортань и ухо.


Предметными результатами по данной теме являются:


-знание и способность приводить примеры источников слышимого звука, инфразвука, ультразвука;


-понимание и способность описывать физические явления: колебания математического и пружинного маятников, распространение звука, отражение звука, эхо;


-знание и способность приводить примеры диапазонов звуковых колебаний;


-понимание и способность описывать процесс возникновения, распространения и приема голосовых колебаний;


-знание и способность приводить примеры применения инфра- и ультразвука;


-умение применять полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана здоровья).


Тематическое планирование

6 класс

п/п

Наименование темы

Всего

часов

Практические работы

1

Тепловые явления

7

5

2

Электромагнитные явления

10

5

3

Световые явления

11

5

4

Звуковые явления

4

-

5

Повторение

2


Итого


34



Поурочное планирование

6 класс (34часа, 1 ч/нед)


№ урока


тема


Дата


Примечание





Планируемая

Фактическая






Тепловые явления (7 ч)







1

Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении.

Демонстрации: шар с кольцом, прибор для изучения газовых законов
Лабораторная работа №1 «Наблюдение изменения объема газа при нагревании и охлаждении»

2.09







2

Плавление и отвердевание. Таяние снега, замерзание воды.

9.09







3

Испарение жидкостей. (Охлаждение жидкостей при испарении) Конденсация.

Лабораторная работа №2 «Наблюдение испарения и конденсации воды»

16.09







4

Кипение. Наблюдение кипения воды.

Лабораторная работа №3 «Разметка шкалы термометра»

23.09







5

Теплопередача. Виды теплопередачи. Демонстрации: теплопроводность различных веществ, конвекция в жидкостях, излучение нагретых тел.

30.09







Лабораторная работа №4 «Наблюдение теплопроводности воды и воздуха»

7.10







Тепловые явления

14.10







Электромагнитные явления (10 ч)





8

Электризация тел. Электрический заряд. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел.

Демонстрации: наблюдение электризации тел при соприкосновении и через влияние


21.10







9

Строение атома. Электрон. Ион. Объяснение электризации.

Демонстрации: Зарядка электроскопа. Опыт с двумя гильзами. Взаимное отталкивание и притяжение листочков султанов


28.10








10

Электрический ток. Источники тока.

Демонстрации. Электрофорная машина. Гальванический элемент. Фотоэлементы. Изготовление гальванического элемента из овощей или фруктов


11.11








11

Электрическая цепь. Сила тока. Амперметр. Л/р №5 «Измерение силы тока»

Демонстрации: электрическая цепь и ее составные части.

Условные обозначения, применяемые на схемах электрических цепей. Составление простейшей электрической цепи

18.11








12

Напряжение. Вольтметр. Л/р №6 «Измерение напряжения на участке цепи»

Демонстрации: Вольтметр. Измерение напряжения с помощью вольтметра


25.11








13

Виды соединений.

Демонстрации: цепь с последовательно соединенными лампочками, постоянство силы тока на различных участках цепи, измерение напряжения в проводниках при последовательном соединении, «черный яшик»

2.12







14

Л/р №7«Изучение последовательного соединения»

9.12






15

Тепловое действие тока. Лампы накаливания.

Демонстрации: нагревание проволоки электрическим током



16.12








16

Магнитное взаимодействие. Л/р №8 «Изучение взаимодействия постоянных магнитов»

Демонстрации: взаимодействие магнитных стрелок, картина магнитного поля постоянных магнитов, устройство компаса, магнитные линии магнитного поля Земли.


23.12








17

Магнитное действие тока. Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток. Электродвигатели.

Л/р №9 «Сборка электромагнита». Демонстрации: Действие магнитного поля катушки, действие магнитного поля катушки с железным сердечником


30.12








Световые явления (11 ч)







18

Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света. Демонстрации: источники света (пламя свечи, лампа накаливания, лазерная указка, электрическая дуга)

13.01







19

Прямолинейное распространение света.

Демонстрации: прямолинейное распространение света, получение тени и полутени

20.01







20

Отражение света. Зеркала.

Демонстрации: видеоопыт «Наблюдение отражения света от плоского зеркала». Л/р № 10 «Отражение света зеркалом»

27.01







21

Л/р № 11 «Изготовление камеры-обскуры»

3.02







22

Преломление света. Миражи. Демонстрации: преломление света в призме. Л/р № 12 «Наблюдение преломления света»

10.02







23

Линзы. Демонстрации: ход лучей в собирающей и рассеивающей линзе Л/р №13 «Получение изображений с помощью линзы»

17.02







24

Оптические приборы: микроскоп, телескоп, лупа. Презентация: «Старинные оптические приборы»

24.02







25

Глаз. Зрение и очки.

Демонстрации: модель глаза, «зависшие капли» (опыт со стробоскопом)

3.03







26

Разложение белого света в спектр. Радуга. Л/р № 14 «Наблюдение спектра солнечного света»

10.03







27

Цвета тел. Демонстрации: цвета тел при использовании светофильтров

17.03







28

Невидимые лучи.

Презентация «Невидимые лучи»

7.04







Звуковые явления (5 ч)





29

Источники звука. Демонстрации: звучание камертонов, установленных на резонаторных ящиках, фигуры Хладни


14.04







30

Распространение звука. Демонстрации: опыт с вакуумной тарелкой и сотовым телефоном

21.04







31

Отражение звука. Эхо. Эхолот

28.04







32

Тайны скрытого «звука». Демонстрации: слайд-шоу «Источники инфра- и ультразвука»

505







33

Зачёт

12.05







34

Итоговый урок

19.05









22.05